Просмотр содержимого документа
«Слова- названия признаков»
Тема: Слова – названия признаков
Цели урока:
научить детей находить слова – признаки;
развивать память, разговорную и письменную речь;
воспитывать доброжелательное отношение к главным героям учебника, умение сотрудничать друг с другом, бережное отношение к животным.
Задачи урока:
Соединить интригу учебника и ее героев с канвой урока в единое целое (Особенность содержания учебника заключается в том, что главными действующими лицами являются сквозные герои: брат с сестрой Миша и Маша и с ними происходят разные истории). Задача – подружить героев Мишу и Машу с учащимися.
Отрабатывать навыки каллиграфического письма
Учить детей соотносить страничку оглавления со страницей в учебнике.
Создавать для детей проблемную ситуацию и учить решать ее.
Учить детей составлять предложение по схеме и наоборот записывать в виде схемы.
Оборудование урока: компьютерная презентация, включающая иллюстративный материал, обучающую наглядность, таблицу для самоконтроля, раздаточный материал, схемы.
Особенности методики урока: весь урок проходит в игровой форме.
Основные этапы урока:
Найти в оглавлении страницу, где прервалось путешествие главных героев – повторение правила правописания ЖИ-ШИ.
Повторение слов, обозначающих предметы, действия предметов, составление предложений из двух слов по схемам или схем по предложениям.
Знакомство со словами– признаками.
Работа со схемами из трех слов.
Тест на проверку усвоения слов – предметов, действий, признаков – 7 заданий, требующих поставить “+” или “-”
Самопроверка по таблице на экране.
Этап рефлексии.
Формы работы: фронтальная, работа в парах, группах.
Ожидаемый результат: Дети должны к концу урока уметь различать признаки предметов и ставить к ним вопросы.
Ход урока
Организационный момент.
– Ребята, давайте улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши лица, улыбки, думаю, что сегодняшний день принесет всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач. Пусть помогут вам ваши сообразительность, смекалка, и те знания, которые вы уже приобрели.
– Ребята, кто такие Миша и Маша? Что вы о них знаете? (Мише 5 лет, Маше 6 лет, фамилия Ивановы, живут в селе Мирное.) Где мы с ними познакомились? (На окружающем мире.) Что происходит с героями и чем они занимаются?
Что же случилось на 1 уроке рус. языка? (Волшебница Анишит Йокоповна вместе с помощниками Торк и Асырк захватили Волшебный лес, запретила все разговоры. А животных, которые не послушались заколдовала.)
Презентация.
Работа с учебником.
– Что же стали делать Миша и Маша ? (Они помчались спасать животных.)
Давайте вспомним, где детям пришлось прервать свое путешествие. В каком месте они остановились? Что нам укажет на место остановки? (Надо посмотреть оглавление.)
– Найдите и прочитайте.
– Ребята смогли ли мы расколдовать животных до конца на прошлом уроке?
– Сегодня Миша и Маша снова отправляются в путь на поиски волшебных слов, чтобы до конца расколдовать животных. А вы хотите помочь им?
– Сейчас зима. На чем будут пробираться ребята по лесу? (На лыжах.)
Читаем предложение: У Миши и Маши лыжи.
– что можете сказать о звуках [ж – ш]
– какие опасные места вы видите. На какое правило?
– Чтобы лыжи быстро скользили по снегу их надо приготовить. Для этого на брусочках пальчиком попробуем написать путь, по которому мы поедим с ребятами. Но вначале сделаем разминку пальчикам.
Чтоб нам добыть огонь, трем ладонью об ладонь.
Вдруг ладошка заискрится и бумага загорится.
– Каждый приготовил лыжи, а теперь поедем . Откроем тетради найдем образец и проговаривая напишем ЖИ – ШИ .
Пока вы писали прилетел ворон. Давайте вспомним о чем он нас просил? Давайте прочитаем в учебнике
– а при помощи каких волшебных слов? Ребята посмотрите на доску и выберите те схемы , которые вам знакомы.
– что означает эта схема? (Слова – названия предметов, КТО? Что?)
– подберите слова по картинке.
– почему к одним словам задаете вопрос КТО, а к другим ЧТО? (Одушевленные и неодушевленные.)
Медведь, еж, трава, кот, грибы……
– что означает эта схема? (Слова – названия действий, что делает?)
Что сделает? Подберите слова.
Мяукает, летает, стучит……..
– А если я поставлю так схемы
– Составьте предложения.
– А давайте поиграем с нашими героями “Отправь с мячом слова”
(Учитель называет предмет и кидает мяч ребенку, а он кидает мяч обратно, называя действие этого предмета.)
– Пока вы играли, ворон мне сказал, чтобы до конца расколдовать животных надо найти еще одно волшебное слово. Он мне передал два предмета апельсин и лимон и попросил найти отличие между ними. (Достою предметы дети называют признаки по цвету, форме, вкусу.)
Апельсин – оранжевый, круглый, сладкий.
Лимон – желтый, овальный, кислый
– Вот сейчас вы, ребята назвали волшебные слова, которые помогли отличить предметы друг от друга и называются эти волшебные слова – слова-признаки. Вот при помощи этих волшебных слов-признаков вы будете расколдовывать животных.
– Давайте расколдуем медведя, петуха дятла.
Медведь какой? Прожорливый. мохнатый, косолапый……
Петух какой? Голосистый, крупный………
Дятел какой? Пестрый, маленький…….
Давайте в учебниках найдем слова-признаки и теперь попробуйте сами найти признаки другим животным и записать их в тетради.
Мальчики – еж
Девочки – кот
Проверка. На доску вынесены слова из учебника.
– Ребята, а можно ли сказать о медведе, что он полосатый, еж прожорливый? (Нет!) Правильно, т.к. у каждого предмета есть свои признаки. Все слова– признаки обозначаются такой волшебной схемой
– Давайте подчеркнем наши признаки.
– Молодцы! Вы расколдовали всех животных и поэтому выглянуло солнышко Какое оно?........
На полянке стало тепло и к зверятам прискакала белочка Какая она?......
Слайд 5.
И все звери стали Какие?.......
– Вывод : – При помощи каких волшебных слов вы расколдовывали животных? (Слова – названия признаков.)
– А что такое признаки ? (Слова, которые помогают отличить предметы друг от друга.)
– А на какие вопросы они отвечают ?
– А как они обозначаются на письме?
Игра – физминутка; если я называю слово – предмет, то вы поднимаете одну руку , если слово – действие, то топайте ногами, ну а если слово – признак , то встаете и делайте руками волнообразные движения.
Стр.8 №1 прочитаем предложение. Кто еще прибежал на полянку?
Рыжая лиса бежит. Постройте схему.
– НА полянку прилетела птичка. Поет серенькая птичка.
Работа в парах – составьте схему.
– Можно поменять местами слова прочитайте, что получится.
– А теперь, давайте попробуем, расшифровать схему предложения. (Работа в группах.)
Выслушиваем ответы.
Итог урока.
– Вы , ребята сегодня много работали, много интересного узнали и я вам предлагаю провести тест (+, –) . Я задаю вопросы если вы со мной согласны, то ставите +, если не согласны, то –.
слова предметы отвечают на КТО? ЧТО? +
лиса – что? –
слова – признаки отвечают на ? что делает? –
трава, небо, земля– это неодушевлен.? +
слова – действия отвечают на ? что делает? +
слова красивая, новая, веселая – это признаки? +
Слова – признаки отвечают на ? какая? Какое? Какой? какие? +
Проверка. Слайд 8.
– Ну, а теперь оцените себя , как вы работали сегодня на уроке.
! – мне все понятно.
? – мне все непонятно.
….– мне кое что понятно.
Дети на листочках рисуют знак , который выбрали и поднимают вверх.