kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Склонение имён существительных. История родного города.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок истории и русского языка позволяет познакомиться  с историей города Иркутска и значимыми частями слова в занимательной и увлекательной форме.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Склонение имён существительных. История родного города.»

Интегрированный урок русского языка и истории. 3 класс.





Учитель: Устюгова Л.А.




Тема: Склонение имён существительных. История родного города.





Цели: учить определять тип склонения имен существительных в начальной форме

и в косвенных падежах по совокупности признаков; познакомить с лексическим

значением слов: острог, казак, прораб, зодчий.

познакомить с историческими датами, связанными с историей развития города,

со знаменитыми людьми города Иркутска;


развивать орфографическую зоркость, внимание, память, мышление, связную

устную речь, умение определять тип склонения у существительных в косвенных

падежах;


воспитывать культуру поведения в коллективной работе, работе в парах;

воспитывать интерес к истории родного города, уважение к прошлому, к людям,

чьи судьбы слагали историю нашего города, к произведениям иркутских писателей.



Приёмы: сравнения, приём формулировки задания в общем виде

(разностороннее рассмотрение слов на основе их сравнения)





Оборудование: таблицы с признаками типов склонения имен существительных,

фотографии старого и современного города Иркутска,

портрет Марка Сергеева, листы со стихами М.Сергеева «Иркутский

острог», книга А.Князева «Иркутск», фотография воспитанниц Института

благородных девиц, аттестат выпускницы этого института.


Примечание: урок проводится после посещения детьми музея города Иркутска и экскурсии по городу.





Ход урока.



  1. Организационный момент.


К нам сегодня пришли гости. Давайте порадуем наших гостей своей работой, своими ответами, своими открытиями.


  1. Сообщение целей и задач урока.


На уроке мы продолжим разговор об имени существительном, будем учиться различать склонение имен существительных, красиво и грамотно писать, думать и рассуждать, правильно отвечать! А также поговорим об истории нашего родного города Иркутска.

В этом году наш город готовится к своему юбилею. Кто помнит какой юбилей собирается отмечать Иркутск?

( 2006 год, 1661 год – год основания , 1686 – год присвоения статуса города, 345 и 320 лет)

Историческая справка: Иркутск был основан небольшим отрядом казаков под руководством Якова Похабова 6 июля 1661 года. Место было выбрано удачно: на высоком незатопляемом берегу Ангары, против впадения в нее Иркута, на ровной безлесной территории, по соседству с которой имелись и плодородные земли, и густой лес, полный разнообразной дичи. Острог был невелик (площадь 19 на 17 м), и в нем поселилось всего 20 казаков. Постепенно острог рос, в 1686 году получает права города, расширяется, растет население. В 18 веке стали возводиться каменные постройки. Спасская церковь – древнейшая из каменных построек сохранившихся до нашего времени. Основное здание Спасской церкви было построено в 1706-1710 гг., на стенах церкви имеется живопись, созданная в начале ХIХ века талантливыми художниками.


  1. Каллиграфия


  1. гимнастика для пальцев

  2. одна из букв в существительном 1 склонения, обозначает согласный, непарный, звонкий, мягкий звук; вторая – в сущ.имени собственном обозначает гласный безударный звук. ( закономерность с буквами И Р и р)

(у доски работает одна ученица)


4. Словарная работа. Лексическая работа. Классификация.

Иркутск, казак, острог, река, зодчий, городом, улица, первопроходцы, сердцем.

- Что вы можете сказать о словах? Значение каких слов вам неизвестно?

ОСТРОГ – деревянное пограничное укрепление.

КАЗАК - член вольных поселенцев на окраинах государства.

ЗОДЧИЙ – то же, что и архитектор.

- На какие группы можно их разделить? (слова, значения которых знаем и незнакомые

Слова, слова в начальной форме и формы слов; имя собственное и другие слова; сложное слово и все остальные)

- Какую классификацию мы не рассмотрели? ( по типам склонения)

Повторение распределения существительных по типам склонения.

- Назовите существительные 1 склонения

- Назовите существительные 2 склонения ( сердцем, городом)

- Как определили? Что для этого нужно было сделать?

Вывод: чтобы определить тип склонения у существительных в косвенном падеже нужно поставить существительное в форму именительного падежа, т.е. в начальную форму.

Проверим ваше предположение с выводом учебника.

Сравнение вывода учащихся с выводом в учебнике на странице 24

  1. Работа по теме. Закрепление. Определение склонений существительных в косвенных падежах.

Знакомство с произведением Марка Сергеева «Иркутский острог»

Иркутская земля богата талантливыми людьми. Многих из них вы знаете. Это и Валентин Григорьевич Распутин- писатель, является попечителем нашей гимназии, Александр Вампилов – писатель-драматург, чьё имя носит ТЮЗ. Среди замечательных имён хочется назвать и Марка Сергеева (показать портрет)

Марк Сергеев – родился на Украине, но Иркутск считал своим родным городом. Главной темой его произведений была Сибирь. Являлся и кинематографистом, и журналистом, и писателем, и поэтом. Его книги переведены во многих странах мира. Умер совсем недавно.

Чтение учителем стихотворения ( у детей на столах тексты с выделенными существительными)

И вдруг привидится такое:

В сплетенье судеб и тревог

Встаёт над дикою рекою

Иркутский рубленый острог.

Ни знатных зодчих, ни прорабов,

Ни удалых грузовиков,

Весь мир – боярский сын Похабов

Да сотня дюжих казаков.

Да Ангары ни с чем не схожий

Глоток, сжигающий уста,

Да для посева клин угожий,

Да славный выгон для скота.

Лишь на заре туманы стают

Над дивным бегом Ангары

Как сирин-птицами взлетают

В руках охочих топоры.

Себя припевкой, шуткой тешат

И золотые брёвна тешут,

И вяжут вечные венцы.

Смолёвый дух тревогу будит,

Волнует сердце казака.

А что-то будет, что-то будет

Через года, через века…

Поди поля взойдут хлебами,

Да станут избы в сто рядов

И ляжет меж семью холмами

Один из славных городов.

И в нём диковин будет много…

Да вспомнят ли в достойный час

Первоначальный день острога,

И пашню первую, и нас.


- О чём это стихотворение?

- О чём автор хотел рассказать?

- В чём заключается главная мысль стихотворения?

- Значение каких слов вам непонятны? (работа над лексическим значением слов)


Задание: распределите выделенные существительные в три столбика по типам склонения.

- В чём особенность данных существительных?

( записаны в форме косвенных падежей, есть существительные, записанные в форме множ. числа )


Работаем в парах.


Итог работы: - Что же у нас получилось? Прочитайте слова, которые вы отнесли к 1 склонению, ко 2 склонению, к 3 склонению?

Что заметили? ( нет существительных 3 склонения)

- попробуйте записать свои имена существительные 3 склонения, чтобы они отражали тему нашего урока, каким-то образом связаны с прошлым и настоящим нашего города

( церковь, метель, дичь, печь, роспись, иконопись, скатерть, течь, речь, крепость, власть, Сибирь и др.)


  1. Работа над составлением предложений о нашем городе.


- Что бы вы ответили тем людям, которые строили, основывали Иркутский острог?


А что-то будет, что-то будет

Через года, через века…


Составление предложений о достопримечательностях нашего города.



  1. Заключение


Во время экскурсии по городу Иркутску, мы проезжали здание бывшего института благородных девиц.

- Что в этом здании находится сейчас? (физико-математический факультет Госуниверситета).

- Какие девушки могли обучаться раньше в этом институте?

- Я приготовила вам сюрприз: хочу показать вам фотографию девушек, обучавшихся в этом институте

(фото из музея Свято-Никольского храма, принесла прихожанка этого храма, её бабушка и есть та самая выпускница института благородных девиц)

- Можете ли вы найти какие-то сходства тех девушек и вас? (обучение только девочек, у них форма и у нас форма, аккуратные прически)

- А хотите узнать, какие предметы изучали девушки в этом институте?

Я покажу вам аттестат об окончании этого заведения этой девушки. Послушайте какие предметы были раньше.

(рассматривание аттестата и фотографии)


  1. Домашнее задание


- В стихотворении М.Сергеева кроме выделенных существительных вы заметили, что есть ещё имена существительные, склонение которых вы определите дома.


  1. Итог урока


- Интересно ли вам было на уроке?

- Что вам понравилось или не понравилось?

- Как вы оцените свою работу?

- Порадовали ли вы гостей на уроке?

- Вы все молодцы. Я думаю, что вы все безошибочно научились определять тип склонения существительных в косвенных падежах. И все захотите ещё больше узнать об истории нашего города.

























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Склонение имён существительных. История родного города.

Автор: Устюгова Лидия Александровна

Дата: 18.08.2020

Номер свидетельства: 555929

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "Технологическая карта урока по теме:"Имя числительное:особенности правописания и употребления в речи" "
    ["seo_title"] => string(118) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-po-tiemie-imia-chislitiel-noie-osobiennosti-pravopisaniia-i-upotrieblieniia-v-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "134225"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416688252"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Литературное шоу «Лидер XXI века»"
    ["seo_title"] => string(32) "litieraturnoieshoulidierxxivieka"
    ["file_id"] => string(6) "319806"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460960617"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства