Склонение имён существительных. История родного города.
Склонение имён существительных. История родного города.
Интегрированный урок истории и русского языка позволяет познакомиться с историей города Иркутска и значимыми частями слова в занимательной и увлекательной форме.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
устную речь, умение определять тип склонения у существительных в косвенных
падежах;
воспитывать культуру поведения в коллективной работе, работе в парах;
воспитывать интерес к истории родного города, уважение к прошлому, к людям,
чьи судьбы слагали историю нашего города, к произведениям иркутских писателей.
Приёмы: сравнения, приём формулировки задания в общем виде
(разностороннее рассмотрение слов на основе их сравнения)
Оборудование: таблицы с признаками типов склонения имен существительных,
фотографии старого и современного города Иркутска,
портрет Марка Сергеева, листы со стихами М.Сергеева «Иркутский
острог», книга А.Князева «Иркутск», фотография воспитанниц Института
благородных девиц, аттестат выпускницы этого института.
Примечание: урок проводится после посещения детьми музея города Иркутска и экскурсии по городу.
Ход урока.
Организационный момент.
К нам сегодня пришли гости. Давайте порадуем наших гостей своей работой, своими ответами, своими открытиями.
Сообщение целей и задач урока.
На уроке мы продолжим разговор об имени существительном, будем учиться различать склонение имен существительных, красиво и грамотно писать, думать и рассуждать, правильно отвечать! А также поговорим об истории нашего родного города Иркутска.
В этом году наш город готовится к своему юбилею. Кто помнит какой юбилей собирается отмечать Иркутск?
( 2006 год, 1661 год – год основания , 1686 – год присвоения статуса города, 345 и 320 лет)
Историческая справка: Иркутск был основан небольшим отрядом казаков под руководством Якова Похабова 6 июля 1661 года. Место было выбрано удачно: на высоком незатопляемом берегу Ангары, против впадения в нее Иркута, на ровной безлесной территории, по соседству с которой имелись и плодородные земли, и густой лес, полный разнообразной дичи. Острог был невелик (площадь 19 на 17 м), и в нем поселилось всего 20 казаков. Постепенно острог рос, в 1686 году получает права города, расширяется, растет население. В 18 веке стали возводиться каменные постройки. Спасская церковь – древнейшая из каменных построек сохранившихся до нашего времени. Основное здание Спасской церкви было построено в 1706-1710 гг., на стенах церкви имеется живопись, созданная в начале ХIХ века талантливыми художниками.
Каллиграфия
гимнастика для пальцев
одна из букв в существительном 1 склонения, обозначает согласный, непарный, звонкий, мягкий звук; вторая – в сущ.имени собственном обозначает гласный безударный звук. ( закономерность с буквами И Р и р)
- Как определили? Что для этого нужно было сделать?
Вывод: чтобы определить тип склонения у существительных в косвенном падеже нужно поставить существительное в форму именительного падежа, т.е. в начальную форму.
Проверим ваше предположение с выводом учебника.
Сравнение вывода учащихся с выводом в учебнике на странице 24
Работа по теме. Закрепление. Определение склонений существительных в косвенных падежах.
Знакомство с произведением Марка Сергеева «Иркутский острог»
Иркутская земля богата талантливыми людьми. Многих из них вы знаете. Это и Валентин Григорьевич Распутин- писатель, является попечителем нашей гимназии, Александр Вампилов – писатель-драматург, чьё имя носит ТЮЗ. Среди замечательных имён хочется назвать и Марка Сергеева (показать портрет)
Марк Сергеев – родился на Украине, но Иркутск считал своим родным городом. Главной темой его произведений была Сибирь. Являлся и кинематографистом, и журналистом, и писателем, и поэтом. Его книги переведены во многих странах мира. Умер совсем недавно.
Чтение учителем стихотворения ( у детей на столах тексты с выделенными существительными)
И вдруг привидится такое:
В сплетенье судеб и тревог
Встаёт над дикою рекою
Иркутский рубленый острог.
Ни знатных зодчих, ни прорабов,
Ни удалых грузовиков,
Весь мир – боярский сын Похабов
Да сотня дюжих казаков.
Да Ангары ни с чем не схожий
Глоток, сжигающий уста,
Да для посева клин угожий,
Да славный выгон для скота.
Лишь на заре туманы стают
Над дивным бегом Ангары
Как сирин-птицами взлетают
В руках охочих топоры.
Себя припевкой, шуткой тешат
И золотые брёвна тешут,
И вяжут вечные венцы.
Смолёвый дух тревогу будит,
Волнует сердце казака.
А что-то будет, что-то будет
Через года, через века…
Поди поля взойдут хлебами,
Да станут избы в сто рядов
И ляжет меж семью холмами
Один из славных городов.
И в нём диковин будет много…
Да вспомнят ли в достойный час
Первоначальный день острога,
И пашню первую, и нас.
- О чём это стихотворение?
- О чём автор хотел рассказать?
- В чём заключается главная мысль стихотворения?
- Значение каких слов вам непонятны? (работа над лексическим значением слов)
Задание: распределите выделенные существительные в три столбика по типам склонения.
- В чём особенность данных существительных?
( записаны в форме косвенных падежей, есть существительные, записанные в форме множ. числа )
Работаем в парах.
Итог работы: - Что же у нас получилось? Прочитайте слова, которые вы отнесли к 1 склонению, ко 2 склонению, к 3 склонению?
Что заметили? ( нет существительных 3 склонения)
- попробуйте записать свои имена существительные 3 склонения, чтобы они отражали тему нашего урока, каким-то образом связаны с прошлым и настоящим нашего города
( церковь, метель, дичь, печь, роспись, иконопись, скатерть, течь, речь, крепость, власть, Сибирь и др.)
Работа над составлением предложений о нашем городе.
- Что бы вы ответили тем людям, которые строили, основывали Иркутский острог?
А что-то будет, что-то будет
Через года, через века…
Составление предложений о достопримечательностях нашего города.
Заключение
Во время экскурсии по городу Иркутску, мы проезжали здание бывшего института благородных девиц.
- Что в этом здании находится сейчас? (физико-математический факультет Госуниверситета).
- Какие девушки могли обучаться раньше в этом институте?
- Я приготовила вам сюрприз: хочу показать вам фотографию девушек, обучавшихся в этом институте
(фото из музея Свято-Никольского храма, принесла прихожанка этого храма, её бабушка и есть та самая выпускница института благородных девиц)
- Можете ли вы найти какие-то сходства тех девушек и вас? (обучение только девочек, у них форма и у нас форма, аккуратные прически)
- А хотите узнать, какие предметы изучали девушки в этом институте?
Я покажу вам аттестат об окончании этого заведения этой девушки. Послушайте какие предметы были раньше.
(рассматривание аттестата и фотографии)
Домашнее задание
- В стихотворении М.Сергеева кроме выделенных существительных вы заметили, что есть ещё имена существительные, склонение которых вы определите дома.
Итог урока
- Интересно ли вам было на уроке?
- Что вам понравилось или не понравилось?
- Как вы оцените свою работу?
- Порадовали ли вы гостей на уроке?
- Вы все молодцы. Я думаю, что вы все безошибочно научились определять тип склонения существительных в косвенных падежах. И все захотите ещё больше узнать об истории нашего города.