Урок направлен на знакомство учащихся с особенностями сказок, формирование исследовательских навыков, даёт представление о сказке как об особом взгляде на мир.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель деятельности учителя: познакомить учащихся с особенностями сказок, формировать исследовательские навыки, представление о сказке как об особом взгляде на мир.
Планируемые результаты:
Предметные:
-научатся выражать свою мысль в монологическом высказывании, вести диалог, называть особенности героя волшебной сказки.
Метапредметные универсальные учебные действия:
Познавательные:
-перечитывание текста с разными задачами (определение темы и главной мысли, поиск нужных частей текста); объясняют понятие «герой волшебной сказки» через анализ сказок , в которых видна связь с тотемным животным, задавать проблемные вопросы в ходе исследовательской деятельности и отвечать на них.
Регулятивные
-составляют план решения учебной задачи совместно с учителем, контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.
Коммуникативные:
-строят монологические высказывания, формируют собственное мнение, развивать умение сотрудничества со сверстниками при работе в паре, группе.
Личностные:
- сравнивают высказанные сквозными героями точки зрения, предлагают обоснованно присоединиться к одной из них или высказать собственную.
Ребята, посмотрите на свои парты и кивните мне, если вы готовы к уроку литературного чтения.
2. Формулирование темы урока и постановка цели урока.
На доске появляется запись «Сказка».
Вы любите сказки ?
Но давайте посмотрим на доску. Перед вами три ключевых слова нашего урока :«Сказки» , «Автор», «Иностранец». Подумайте, а какой может быть тема нашего сегодняшнего урока? (Сказки зарубежных писателей).
Хорошо, с темой мы определились, а на какие вопросы мы будем с вами сегодня искать ответы?
- Что хотели пробудить в сердцах сказкой авторы?
- Чему учат герои сказок?
- Где брали идеи к своим сказкам авторы?
Задачи на урок мы себе поставили. Есть у нас уже готовые ответы на поставленные вопросы? А почему? Чего нам не хватает? (не хватает знаний)
А к каким источникам мы можем с вами обратиться, чтобы получить эти знания? (энциклопедии, Интернет, учебники, специальная литература)
Получается, нам предстоит провести исследование посвящённое сказкам! Цель нашего исследования – найти ответы на поставленные вопросы и сделать выводы.
3. Работа по теме урока.
Звучит музыка из балета П. И. Чайковского « Щелкунчик»-«Вальс цветов».
Давным - давно жил на свете один удивительный сказочник. Свои сказки он не придумывал, не записывал чернилами на бумажных полях. Нет…эти очень красивые сказки росли у него в саду. И каждое утро чуть вставало солнце и вода в колодце становилась лёгкой и розовой, старик брал лейку и поливал розовой водой Восхода свои пока еще маленькие сказочки. А потом весь день, не разгибая спины, он вырывал злые колючки. И нельзя было иначе. Ведь если хоть одна колючка тронет красивую сказку, она вырастет колючей и злой. Но а кому нужна красивая, но злая сказка? Вот потому так и старался сказочный садовник от самого восхода до самого заката солнца. А сказки росли, росли…пускали листочки, цвели нежными цветами. И однажды, созрев, они начали шептать: «Пора, пора, мой добрый сказочник»! И тут сказочник открывал ворота своего сада и звал всех детей города собирать сказочный урожай. (О. Дриз «Сказочный садовник» http://fanread.ru/book/8714380/?page=1 )
-Почему так старался сказочник, работая в своём саду?
-Кого из удивительных сказочников вам напомнил садовник? Почему?
(Предположения детей. В первую очередь вспоминается Г.Х. Андерсен- он называл родной остров Фюн «садом всего Датского королевства»)
А ведь сказки любят не только в России, но и в других странах - Англии, Дании, Германии, Франции, в разных уголках земного шара. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие на родину ваших любимых зарубежных сказочников: Шарля Перро, братьев Гримм, Ганса Христиана Андерсена.
Ребята, у вас было задание - найти материал «транспортные средства 16 – 19 веков». Кто хочет нам рассказать об этом? (Рассказ учащихся и показ подготовленных иллюстраций)
А на чем мы будем путешествовать? На карете! Почему? (Во времена жизни наших сказочников – карета была основным средством передвижения).
Отправимся в страны сказок зарубежных писателей. А чтобы выбрать правильный путь, возьмем с собой наши знания, которые пригодятся в дороге. Представьте себе, что наш класс - красивая волшебная карета. Итак, в добрый путь! Да, кстати, в какой сказке тыква превратилась в карету и кто автор этой сказки? / "Золушка", Шарль Перро/
Игра «Назови сказку». Работа в группе.
Учитель подготовил карточки с отрывками из сказок. Затем дети называют свою сказку и её автора.
И волк бросился изо всех сил бежать по самой короткой дороге, а девочка побрела шажком по самой длинной. На пути она собирала орехи, гонялась за бабочками, рвала цветы. Она еще забавлялась дорогою, как волк уже прискакал к бабушкиному дому. («Красная Шапочка» Ш Перро)
Умирая, старый мельник оставил своим сыновьям хорошее наследство. Всем, кроме младшего: ему достался кот. («Кот в сапогах» Ш Перро)
Был у одного хозяина осел, и много лет подряд таскал он без устали мешки на мельницу, но к старости стал слаб и к работе не пригоден, как прежде.(«Бременские музыканты» Б Гримм)
з Однажды летним утром сидел портняжка у окна на своем столе для шитья; ему было весело, и он шил из всех сил. («Храбрый портняжка» Б Гримм)
портняжка- Портной, занимающийся шитьем недорогой одежды, ее переделкой (http://tolkslovar.ru/p14850.html)
Другие сестры украшали свой садик разными разностями, которые доставались им с затонувших кораблей, а она любила только свои яркие, как солнце, цветы да прекрасного мраморного мальчика… («Русалочка» Андерсен)
Она была так прелестна, так нежна, вся из ослепительного льда и все-таки живая! Глаза её сверкали как звезды, но в них не было ни теплоты, ни красоты. («Снежная королева» Андерсен)
Много лет назад жил-был на свете король; он так любил наряжаться, что тратил на новые платья все свои деньги. («Новый наряд короля» Андерсен)
Было когда-то двадцать солдатиков, родных братьев по матери – старой оловянной ложке. («Стойкий оловянный солдатик» Андерсен)
Боже мой, на что она была похожа! Вода бежала с ее волос и платья прямо в носки башмаков и вытекала из пяток, а она все-таки уверяла, что она настоящая… («Принцесса на горошине» Андерсен)
Учитель: Вот мы и очутились на родине Шарля Перро - во Франции. А сейчас послушаем рассказ о Шарле Перро.
(Ученик рассказывает об авторе)
Шарль Перро родился в семье судьи Парижского парламента Пьера Перро и был младшим из его семи детей (вместе с ним родился и брат-близнец Франсуа, умерший через 6 месяцев). Из его братьев Клод Перро был известным архитектором, автором восточного фасада Лувра (1665—1680). Учился в университетском колле́жеБовэ, который, однако, бросил, не доучившись. Купил лицензию адвоката, но вскоре оставил эту должность и поступил клерком к своему брату архитектору Клоду Перро.
Перро был довольно плодовитым литератором, но его художественные произведения, за исключением сказок, вскоре были забыты.
В 1697 г. опубликовал сборник «Сказки матушки гусыни, или Истории и сказки былых времен с поучениями». Сборник содержал 8 сказок, представлявших собой литературную обработку народных сказок (как полагают, услышанных от кормилицы сына Перро) — кроме одной («Рике-хохолок»), сочиненной самим Перро. Эта книга широко прославила Перро за пределами литературного круга.
Сказки Ш. Перро:
Ослиная шкура Золушка Волшебница Пряничный домик Кот в сапогах Красная шапочка Мальчик–с-пальчик Спящая красавица Синяя борода Хохлик (Рике с хохолком
Учитель: Вы внимательно послушали, узнали что-то новое. А сейчас вам предстоит ответить на вопросы и выполнить задания.
Сказка “Красная Шапочка”
Что собирала по пути к бабушке Красная Шапочка? (цветы)
Что лежало у нее в корзинке? (пирожок и горшочек с маслом)
Где стоял дом бабушки Красной Шапочки? (за лесом, за мельницей)
Кто покушался на жизнь бабушки? (волк)
Кто спас бабушку и Красную Шапочку? (дровосеки)
Сколько вопросов задавала Красная Шапочка переодетому волку? (4)
Сказка “Золушка”
Из какого материала сделана туфелька Золушки? (из хрусталя)
В кого превратилась крыса в сказке “Золушка”? (в кучера)
За что Золушку прозвали Золушкой? (сидела в углу на ящике с золой)
На чём золушка отправилась во дворец на бал? (на карете)
Сколько мышей понадобилось для кареты? (5)
Во что превратилось старое платье Золушки? (в бальное платье)
Сказка “Кот в сапогах”
1.Какое наследство оставил мельник своим сыновьям? (мельницу, осла, кота) 2. Как называл своего хозяина кот в сапогах? (Маркиз де Карабас) 3. Какой первый подарок принес кот в дар королю от имени своего хозяина? (кролика) 4. Сколько раз людоед совершал свои превращения? (2) 5. Кому на самом деле принадлежали луга, поля, мельница, сад? (людоеду) 6. Каким образом кот съел великана-людоеда? (попросил его превратиться в мышку)
Сказка “Спящая красавица”
Что предсказала старая фея принцессе? (смерть от веретена)
Что сделала фея, чтобы через 100 лет принцесса не чувствовала себя одинокой? (фея усыпила всех во дворце, но кроме короля и королевы)
Сколько лет было принцессе, когда она уснула? (16)
Кто проснулся сразу после принцессы? (собачка Пуфф)
Почему замок казался неприступным? (вокруг вырос густой лес)
Какой указ издал король для своих подданных?(запретить под страхом смертной казни прясть и хранить в доме веретена и прялки)
Сказка “Мальчик-с-пальчик”
Почему родители Мальчика-с пальчика решили избавиться от детей? (случился страшный голод, их нечем было кормить)
Сколько детей было у дровосека? (7)
Как дети сумели вернуться домой в первый paз? (они нашли дорогу по камешкам, которые бросал на дорогу мальчик-с-пальчик)
При помощи чего Мальчик с пальчик хотел вывести своих братьев во второй раз? (при помощи крошек хлеба)
На чей дом набрели Мальчик с пальчик и его братья? (дом Людоеда)
Что Мальчик-с-пальчик забрал у Людоеда? (сапоги скороходы, мешок с золотом)
- Сколько лет прошло со дня рождения сказочника? /386 лет/
Учитель: Мы покидаем Францию и отправляемся на родину сказочников братьев Гримм - приближаемся к Германии.
Учитель: Назовите сказки братьев Гримм?
Учитель: Послушайте рассказ ученика о братьях-сказочниках.
(Рассказ ученика)
Братья Якоб годы жизни (1785-1863) и Вильгельм годы жизни (1786-1859) Гримм были крупнейшими европейскими филологами и фольклористами XIX века. Главным делом их жизни явилось собирание по крупицам, а после и издание немецких народных сказок. Подготовленные Гриммами книги «Детские и семейные сказки» тысячи восемьсот двенадцатого года и «Немецкие предания» (1816-1818) сразу же были переведены на большинство известных языков и стали любимым чтением и многих поколений,как для детей, так и для взрослых.
Братья Гримм впервые рассмотрели сказку как произведение искусства, отличающееся выразительностью сюжета и яркостью разговорного языка. Вот почему тексты их сказок интересны читателям самого разного возраста.
После выхода книги братьев Гримм аналогичные собрания появились во многих других странах (заметка xurma.ru). Но все их составители (в России — А.Н.Афанасьев, в Англии — Д.Джекобс) считали своим долгом заявить о том, что их книги были вдохновлены трудом братьев Гримм.
Вопросы и задания.
1. Угадайте, из какой сказки этот отрывок: «К вечеру зашли в лес и решили там переночевать. Осел и Пес улеглись под деревом, Кот с Петухом на ветках устроились. Только Петуху все казалось низко, и забирался он все выше и выше, пока на самую макушку не взобрался» «Бременские музыканты»
Учитель: На одной из площадей германского города Бремена навсегда застыли Осел, Пес, Кот и Петух - великолепная четверка бременских музыкантов из известной сказки братьев Гримм. Взлетев на верхушку живой пирамиды, Петух заглядывает в окно разбойничьего дома. Они прошли долгий путь, эти четыре храбреца, прежде чем, бронзовые, встали здесь, на шумной рыночной площади по соседству с гигантским двухбашенным Собором Святого Петра, в тени готической ратуши. Братья Гримм написали сказку, в которой героев вместе свела судьба: их выгнали из дома хозяева. Вместе они дошли до города Бремена. И теперь они охраняют его покой.
Физкультминутка под музыку песни «Ничего на свете лучше нету» (Музыка: Г. Гладков, слова: Ю. Энтин )
2. Угадайте, из какой сказки этот отрывок: «Кукареку! Ну и дела! Девица в золоте пришла!» («Госпожа Метелица»)
А какое еще название есть у этой сказки? («Бабушка Вьюга»)
3. Что выскользнуло из рук девушки и упало в колодец?
Колечко
Веретено
Прялка
Веретено – это деревянная точёная палочка, острая к верхнему концу и утолщённая в середине, с круто заострённой пяткою. Это такой инструмент, который помогает скручивать пряжу в нитку. Для этого этот инструмент надо вертеть-крутить рукой. Вот от слова «вертеть» и образовалось слово веретено.
С какой русской народной сказкой схожа эта сказка? Какой вывод вы можете сделать? Б Гримм сами придумали сказку?
4. Угадайте, из какой сказки это отрывок: «Почуяли мухи, что вареньем пахнет, и налетели на хлеб: Тут портной рассердился, взял тряпку, да как ударил тряпкой по мухам!» («Храбрый портняжка»)
5. Сколько мух убил одним ударом портняжка?
3
5
7
Чему учит сказка? (Побеждает не сила, а ум и находчивость)
6. Вспомните сказку «Беляночка и Розочка». Какова мораль сказки? (Добро всегда побеждает)
Учитель: Мы приближаемся к датскому городу Оденсе, где родился великий сказочник Ганс Христиан Андерсен.
Ганс Христиан Андерсен написал 156 сказок. Совершенно невозможно поверить, что обыкновенный человек мог сочинить такие прекрасные истории. Да, Оле-Лукойе мог бы сочинить все эти сказки, но просто человек — нет. Человек не может знать, о чем думает штопальная игла, не слышит, о чем беседуют розовый куст и семейство серых воробьев, он не может разглядеть, какого цвета платье у принцессы эльфов, которую с некоторых пор зовут Дюймовочкой...
И если вы думаете, что сказки Андерсена родились на бархатных подушках, между кружевных манжет и золотых подсвечников, то вы глубоко ошибаетесь...
«Милый, добрый, чудаковатый человек», — так говорили о знаменитом датском писателе-сказочнике современники. Жизнь Андерсена была полна тягот и разочарований, но он никогда не утрачивал веры в людей, в добро и красоту. Он учил этому и своих читателей.
Учитель: Назовите сказки Андерсена.
Учитель: А теперь послушайте рассказ о жизни писателя.
(Рассказ ученика)
Родился 2 апреля 1805 года. В настоящее время этот день (2 апреля) объявлен Международным днём книги.
-Был единственным ребёнком в семье, рос в бедности.
-Его никогда не наказывали.
-Мечтал обо всём, что могло прийти в голову.
-Был и башмачником, и певцом, занимался танцами.
-Родители мечтали, чтобы в будущем он стал портным.
-В 14 лет потерял отца, уехал в Копенгаген.
-Первые сказки услышал от отца.
-Придуманные собственные сказки рассказывал старому коту Карлу, который часто засыпал, не дослушав самую интересную сказку)
С детства Андерсен умел вырезать из бумаги всякие фигуры. И когда лист бумаги превращался у него в старую ведьму на помеле, изящную балерину, аиста, стоящего на одной ноге в гнезде, сразу же рождались и сказки об этих фигурках.
Учитель: А теперь выполним задания.
2. Угадайте, из какой сказки этот отрывок: "Скорлупка грецкого ореха была ее колыбелькой, голубые фиалки - периной, а лепестки розы - одеялом. В скорлупке она спала ночью, а днем играла на столе. («Дюймовочка»)
Обычно эти существа ниже ростом и меньше по габаритам, чем люди. Их природа деликатна и тонка, их голос обладает мелодичным звучанием. Хотя они и выглядят слабыми и хрупкими, они сильны как раса. В основном эльфы живут 1200 лет. Они почти не подвержены влиянию заклинаний Сна и Очарования, а также приспособлены к нахождению спрятанных предметов, скрытых дверей и т.п. и могут разглядеть во тьме территорию радиусом до 200 метров.
5. Угадайте, из какой сказки этот отрывок: «Самая младшая из сестер часами могла слушать рассказы о людях, городах и кораблях. Как завидовала она своим старшим сестрам, потому что они выплывали на поверхность моря.» («Русалочка»)
6. Сколько лет исполнилось Русалочке, когда ей разрешили выплывать на поверхность моря?
15
16
17
Учитель: Ради любви к принцу Русалочка сначала отказывается от рыбьего хвоста, а затем и от жизни. В память об этой большой, чистой и верной любви в Копенгагене установлена скульптура. У входа в гавань, среди волн, на высоком камне сидит Русалочка, пришедшая из сказки Андерсена. Кажется, что она только что поднялась из морской пучины и присела отдохнуть. Памятник, созданный скульптором Эдвардом Эриксеном, украшает порт с 1913 года - уже почти 100 лет. Он считается символом не только Копенгагена, но и всей Дании.
1. Угадайте, из какой сказки этот отрывок: «В большом городе жили двое бедных детей. Зимой дети нагревали на печке медные монеты и прикладывали их к замерзшим стеклам. Сейчас же оттаивало кругленькое отверстие, а в него выглядывал веселый, ласковый глазок. Это смотрели каждый из своего окна мальчик и девочка» («Снежная королева»)
2. Какое слово составлял Кай из льдинок?
Вечность
Дружба
Верность
Давайте из слова «вечность» попробуем составить другие слова.("СОН", "НОС", "СЕВ", "ВЕСТЬ", "НОЧЬ", "ТОН", "СЕНО" …)
4. Итог урока.
- Какую особенность сказок Андерсена вы заметили?
( Они интересные, чистые, поэтические, светлые, обычное делают необыкновенным, они ироничны, мудры. Серьёзны, в них есть намёк, но его надо понять)
- Ребята, а как вы думаете, откуда же приходили сказки к писателям?
( В результате рассуждений учащихся появляется схема)
Сказки
Плод фантазии перевод из народных сказок из жизни автора
Учитель: Ну вот, наше путешествие подошло к концу, мы возвращаемся на родину - в гостях хорошо, а дома лучше! /
Учитель: Что объединяет сказки зарубежных писателей? Чем они похожи на русские народные сказки? (Добро сильнее зла)
Заканчивается наш урок, и я попрошу вас написать на лепестках ромашки то главное, что вы увидели, почувствовали в сказках. Первый лепесток, с вашего позволения, заполню я и напишу:
« Сказки утверждают светлый и чудесный мир благородства».
На доске в помощь слабым ученикам схема формулировки ответа:
-Сказки учат….
-Сказки заставляют задуматься….
(Звучит музыка. Ученики пишут, читают написанное. На доске появляется огромная ромашка, лепестки которой светятся чистотой детских мыслей).
-Пусть добром и благородством всегда будут наполнены ваши сердца,
Чему учат герои сказок (Помогают разобраться в людях, в поступках. помогают понять. Что такое справедливость, правда, красота, любовь.
5. Рефлексия деятельности. Вырази своё отношение к услышанному на уроке одним словом:
увлечён; полезно; заинтересован; нужно;узнал и т.д.
6.Домашнее задание
Сказочники всего мира любят рассказывать о крошечных человечках, малюсеньких мальчиках и девочках. Знаешь ли ты такие сказки? Сочини свою сказку.