kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сказки А.С. Пушкина

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обобщающий  урок  по  сказкам  А.С. Пушкина

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сказки А.С. Пушкина»

Урок 3. Сказки А.С. Пушкина

Цели урока: ознакомить с творчеством А.С. Пушкина-сказочника, его биографией, понятием «авторская» (литературная) сказ­ка;

развивать память, мышление, речь, навыки выразительного чтения, навыки коллективной работы; воспитывать любовь к русской

поэзии, русскому языку, интерес к творчеству Пушкина. |


Оборудование: выставка книг со сказками А.С. Пушкина, портрет поэта, фоторепродукция памятника А.С. Пушкину в Москве, карточки для литературной игры с отрывками из сказок, с литера­турными кроссвордами.


Ход занятия.

I. Организационный момент

П. Актуализация знаний

III. Постановка целей урока

— Сегодня вы познакомитесь со сказками А.С. Пушкина, уз­наете о том, как придумывал свои сказки поэт. Вы узнаете о том, кто рассказывал маленькому Саше сказки на ночь. Вас зачарует необыкновенный язык пушкинских сказок, их неповторимый волшебный мир.

IV. Изучение нового материала

1. Рассказ учителя.

— Посмотрите на портрет А.С. Пушкина. Кто может посчитать, сколько лет прошло со дня его рождения? (1799-1837.)

— Почему же люди разного возраста, разных национальностей, из разных стран мира любят его произведения?

(Сказки Пуш­кина интересны, там происходят разные чудеса. Хочется сра­зу дочитать до конца. А стихи поэта очень красивые. Когда читаешь, представляешь яркие картины. Эти стихи можно петь.)

- В детстве Саша рано начал читать. Он в совершенстве знал французский язык, читал книги на французском. А его няня, Арина Родионовна, при­вила ему любовь к русской речи, русской народной поэзии. Песни и сказ­ки, которые рассказывала ему няня, запомнились на всю жизнь. Об этих детских впечатлениях он написал в своем стихотворении «Сон»:

И шепотом рассказывать мне станет

О мертвецах, о подвигах Бовы...

От ужаса не шелохнусь, бывало,

Едва дыша, прижмусь под одеяло,

Не чувствую ни ног, ни головы.

Любовь к русской народной сказке приходит к Пушкину и от бабушки М.А. Ганнибал, и от дяди Никиты Козлова.

Через много лет, в годы ссылки в Михайловском, в холодные зимние вечера Арина Родионовна снова рассказывает Пушкину сказки, а поэт то­ропливо записывает особенно полюбившиеся из них. Из заметок на полях в тех записях видно, как Пушкин отбирал сюжеты для своих будущих сказок. Так родилось пять пушкинских сказок, которые с детства знают и любят люди из разных стран, которые вдохновляют режиссеров на создание спек­таклей, кинофильмов, мультфильмов, композиторов — на создание музы­кальных произведений.

— Прослушайте увертюру к опере М. Глинки «Руслан и Люд­мила».

— Что вы представили, когда звучала эта музыка?

2. Рассматривание выставки книг.

— Посмотрите, скольких художников вдохновили сюжеты ска­зок Пушкина.

Какие сказки вы узнали?

(«Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка омер­твей царевне...», «Сказкаоцаре Салтане...», «Сказкаозоло-том петушке».)

Молодцы! Некоторые люди считают сказкой и поэму «Руслан и Людмила», музыкальное вступление к которой вы сейчас слуша­ли. Во всех сказках поэта любовь и верность противопоставляются предательству и зависти. В них высмеиваются жадность, властолю­бие, тщеславие. Так же как и в русских народных сказках, здесь добро торжествует над злом!

Послушайте начало «Песни первой» поэмы «Руслан и Людмила».


У лукоморья дуб зеленый,

Златая цепь на дубе том:

И днем и ночью кот ученый

Всё ходит по цепи кругом;

Идет направо — песнь заводит,

Налево — сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей;

Там лес и дол видений полны;

Там о заре прихлынут волны

На брег песчаный и пустой,

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними дядька их морской;

Там королевич мимоходом

Пленяет грозного царя;

Там в облаках перед народом

Через леса, через моря

Колдун несет богатыря;

В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно служит;

Там ступа с Бабою-Ягой

Идет, бредет сама собой;

Там царь Кащей над златом чахнет; Там русской дух... там Русью пахнет! И там я был, и мед я пил...

3. Чтение сказок.

Сегодня вы приготовили выразительное чтение отрывков из сказок А.С. Пушкина. Некоторые из ребят выучили их наи­зусть.

Давайте послушаем сказки, поразмышляем над ними.

(Чтение начала сказки учителем.)

Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

«Кабы я была царица, —

Говорит одна девица, —

То на весь крещеный мир

Приготовила б я пир».

«Кабы я была царица, —

Говорит ее сестрица, —

То на весь бы мир одна

Наткала я полотна».

«Кабы я была царица, —

Третья молвила сестрица, —

Я б для батюшки — царя

Родила богатыря».

(Далее чтение сказки учащимися.)

— Какие волшебные чудеса происходят в сказке?

(Лебедь пре­вращается в царевну, князь Гвидон — в муху, шмеля, комара, из воды выходят тридцать три богатыря, белка поет песенки и грызет золотые орешки, с изумрудами и т.д.)

— Назовите отрицательных персонажей сказки. (Ткачиха, пова­риха, баба Бабариха, коршун.)

— Как наказано зло в сказках? (Злой коршун погиб.)

— Как вы считаете, избежали ли наказания ткачиха с повари­хой, сватьей бабой Бабарихой? (Да, потому что правда от­крыта.)

— А теперь послушаем «Сказку о мертвой царевне...».


(Чтение начала сказки учителем.)

Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях

Царь с царицею простился,

В путь-дорогу снарядился,

И царица у окна

Села ждать его одна.

Ждет-пождетс утрадо ночи,

Смотрит в поле, инда очи

Разболелись глядючи

С белой зори до ночи

; Не видать милого друга!

Только видит: вьется вьюга

, Снег валится на поля,

Вся белешенька земля.

Девять месяцев проходит,

С поля глаз она не сводит.

Вот в сочельник в самый, в ночь Бог дает царице дочь.


(Далее чтение отрывков из сказки учащимися. Рассматривание иллюстраций.)


— Назовите положительных героев сказки. (Царевна, королевич Елисей, богатыри.)

— Чьи поступки осуждает автор? (Царицы, чернавки.)

— Как помогает природа Елисею? Зачитайте отрывки из сказки. (Отрывки о том, как королевич разговаривал с солнцем, меся­цем, ветром.)

— Опишите внешний вид царевны и царицы. (Читаются отрывки.)

— Всегда ли внутренняя красота сопутствует внешней?

— Зачитайте отрывки о характере героинь.

— Как зло было наказано в сказке? (Собственная злоба, ненависть погубила царицу.)

А теперь послушаем следующую сказку. (Чтение начала сказки учителем.)

Сказка о рыбаке и рыбке

Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою пряжу.

Раз он в море закинул невод,

—Пришел невод с одною тиной.

Он в другой раз закинул невод,

— Пришел невод с травою морскою.

В третий раз закинул он невод, —

Пришел неводе одною рыбкой,

С непростою рыбкой, — золотою.


(Далее чтение отрывков учащимися. Рассматривание иллюст­раций.)

— Назовите отрицательных героев сказки. (Старуха.)

— Боролся ли старик со злом? Противодействовал ли ненавис­ти, жадности старухи? Прочитайте слова об этом. («Старик не осмелился перечить», «не дерзнул поперек слова молвить».)

— Можно ли старика по праву назвать положительным героем? (Да, он отпустил золотую рыбку, ничего с нее не взял. Нет, он труслив. Он боится старухи, не смеет ей сказать слова «поперек».)

— Прочитайте, как природа в образе моря осуждает желания старухи и бездействие старика? («Море слегка разыгралось», «Не спокойно синее море», «Почернело синее море», «Видит, на море черная буря».)

— Как вы понимаете выражение «остаться у разбитого коры­та»? (Потерять все, что было. Остаться ни с чем.)

— Теперь послушаем другую сказку.

(Чтение начала сказки учителем.)

Сказка о попе и о работнике его балде

Жил-был поп,

Толоконный лоб.

Пошел поп по базару

Посмотреть кой-какого товару.

Навстречу ему Балда

Идет, сам не зная куда.

«Что, батька, так рано поднялся?

Чего ты взыскался?»

Поп ему в ответ: «Нужен мне работник:

Повар, конюх и плотник...»

V.

Чтение отрывков учащимися. Рассматривание иллюстраций

— Назовите положительного героя сказки. На какого героя рус­ских народных сказок он похож? (Балда похож на Ивана-дурака, Емелю.)

— Почему? (Непрактичный, наивный, но добросовестный, тру­долюбивый

Какие отрицательные черты характера высмеиваются в обра­зе попа? (Ненасытный, жадный, глупый.),


— Прочитайте, как был наказан поп?

- Какие чувства вызвал у вас этот эпизод? (Было смешно. Попа не жалко. У него был смешной, жалкий вид.)

— А теперь поговорим о другой сказке — «Сказка о золотом петушке».

Эта сказка Пушкина является самой загадочной, непонятной, фантастичной. Какие страшные чудеса там про­исходили? (Непонятно, откуда возникла и куда пропала Ша­маханская царица, почему сыновья Дадона убили друг друга.)

- За что был наказан Дадон? (Он был неверен своему слову. Он не печалился о смерти сыновей, забыл о них, увидя царицу. Он убил звездочета, хотя тот помог ему.)

VI. Литературная игра «Там чудеса...»

Конкурс «Волшебное средство»

- Кому принадлежит это волшебное средство? Зеркальце Золотая рыбка Золотой петушок

Конкурс «Волшебные превращения»

— В кого превратились?

Князь Гвидон Лебедь Чародей

Конкурс «Кто это?»

- Из какой сказки эти имена и кому они принадлежат? Дадон, Елисей, Бабариха, Балда, Соколко(пес), Гвидон Черномор Чернавка

(прислуга царицы), Буян (остров)

Конкурс «Сказочный зачин»

— Из какой сказки слова?

«Жил-был «Они жили в ветхой «Негде в тридевятом поп...» землянке ровно царстве, тридесятом

тридцатьлет государстве жил-был

и три года». славный царь...»

Конкурс «Сказочные красавицы» 1 ряд 2 ряд

«... Говорят,... есть, Правду молвить, молодица

Что не можно глаз отвесть. Уж и впрямь была...:

Но... молодая,

Тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла,

Поднялась — и расцвела.

Белолица,

... кроткого такого.


Конкурс «Отгадай кроссворд» (См. приложение.) По горизонтали: 1. Комар. 2. Изумруд. 3. Ткачиха. 4. Дадон 5. Гвидон. 6. Салтан. 7. Соколко. 8. Невод. 9. Елисей. 10. Зеркаль це. 11. Звездочет. 12. Черномор. По вертикали: 1. Михайловское. Карточки для индивидуальной работы (См. приложение.)

VII. Итог урока. Награждение победителей

- Какая сказка А.С. Пушкина вам понравилась больше всего Почему?

— Прошло более двухсот лет со дня рождения поэта. Но время не властно над памятью о поэте. В Москве на Пушкинской площади стоит памятник поэту, созданный на средства простого народа (Учитель показывает фоторепродукцию.) Вы еще не раз вернетесь к творчеству поэта на уроках литературы и в этом году, и в течение всех школьных лет, и, я надеюсь, всей жизни.

VIII. Домашнее задание

Прочитайте сказки




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Сказки А.С. Пушкина

Автор: Митрейкина Вера Борисовна

Дата: 23.04.2018

Номер свидетельства: 467427

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(34) "по сказкам пушкина"
    ["seo_title"] => string(19) "po-skazkam-pushkina"
    ["file_id"] => string(6) "334350"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1465846560"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(28) "Сказки Пушкина "
    ["seo_title"] => string(15) "skazki-pushkina"
    ["file_id"] => string(6) "142049"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418220471"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "презентация к уроку по теме: "Мои любимые сказки Пушкина". "
    ["seo_title"] => string(63) "priezientatsiia-k-uroku-po-tiemie-moi-liubimyie-skazki-pushkina"
    ["file_id"] => string(6) "135187"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1416860373"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Конспект урока по реализации проекта  "Мои любимые сказки Пушкина" "
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-uroka-po-riealizatsii-proiekta-moi-liubimyie-skazki-pushkina"
    ["file_id"] => string(6) "135182"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416859816"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Конспект занятия  по внеклассному чтению  в 5 классе слабослышащих.  Тема: «Сказки Пушкина». "
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekt-zaniatiia-po-vnieklassnomu-chtieniiu-v-5-klassie-slaboslyshashchikh-tiema-skazki-pushkina"
    ["file_id"] => string(6) "111079"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407015358"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства