Просмотр содержимого документа
«Сказки А.С. Пушкина»
Урок 3. Сказки А.С. Пушкина
Цели урока: ознакомить с творчеством А.С. Пушкина-сказочника, его биографией, понятием «авторская» (литературная) сказка;
развивать память, мышление, речь, навыки выразительного чтения, навыки коллективной работы; воспитывать любовь к русской
поэзии, русскому языку, интерес к творчеству Пушкина. |
Оборудование: выставка книг со сказками А.С. Пушкина, портрет поэта, фоторепродукция памятника А.С. Пушкину в Москве, карточки для литературной игры с отрывками из сказок, с литературными кроссвордами.
Ход занятия.
I. Организационный момент
П. Актуализация знаний
III.Постановка целей урока
— Сегодня вы познакомитесь со сказками А.С. Пушкина, узнаете о том, как придумывал свои сказки поэт. Вы узнаете о том, кто рассказывал маленькому Саше сказки на ночь. Вас зачарует необыкновенный язык пушкинских сказок, их неповторимый волшебный мир.
IV.Изучение нового материала
1. Рассказ учителя.
— Посмотрите на портрет А.С. Пушкина. Кто может посчитать, сколько лет прошло со дня его рождения? (1799-1837.)
— Почему же люди разного возраста, разных национальностей, из разных стран мира любят его произведения?
(Сказки Пушкина интересны, там происходят разные чудеса. Хочется сразу дочитать до конца. А стихи поэта очень красивые. Когда читаешь, представляешь яркие картины. Эти стихи можно петь.)
- В детстве Саша рано начал читать. Он в совершенстве знал французский язык, читал книги на французском. А его няня, Арина Родионовна, привила ему любовь к русской речи, русской народной поэзии. Песни и сказки, которые рассказывала ему няня, запомнились на всю жизнь. Об этих детских впечатлениях он написал в своем стихотворении «Сон»:
И шепотом рассказывать мне станет
О мертвецах, о подвигах Бовы...
От ужаса не шелохнусь, бывало,
Едва дыша, прижмусь под одеяло,
Не чувствую ни ног, ни головы.
Любовь к русской народной сказке приходит к Пушкину и от бабушки М.А. Ганнибал, и от дяди Никиты Козлова.
Через много лет, в годы ссылки в Михайловском, в холодные зимние вечера Арина Родионовна снова рассказывает Пушкину сказки, а поэт торопливо записывает особенно полюбившиеся из них. Из заметок на полях в тех записях видно, как Пушкин отбирал сюжеты для своих будущих сказок. Так родилось пять пушкинских сказок, которые с детства знают и любят люди из разных стран, которые вдохновляют режиссеров на создание спектаклей, кинофильмов, мультфильмов, композиторов — на создание музыкальных произведений.
— Прослушайте увертюру к опере М. Глинки «Руслан и Людмила».
— Что вы представили, когда звучала эта музыка?
2. Рассматривание выставки книг.
— Посмотрите, скольких художников вдохновили сюжеты сказок Пушкина.
Какие сказки вы узнали?
(«Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка омертвей царевне...», «Сказкаоцаре Салтане...», «Сказкаозоло-том петушке».)
Молодцы! Некоторые люди считают сказкой и поэму «Руслан и Людмила», музыкальное вступление к которой вы сейчас слушали. Во всех сказках поэта любовь и верность противопоставляются предательству и зависти. В них высмеиваются жадность, властолюбие, тщеславие. Так же как и в русских народных сказках, здесь добро торжествует над злом!
Послушайте начало «Песни первой» поэмы «Руслан и Людмила».
У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Всё ходит по цепи кругом;
Идет направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом
Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом
Через леса, через моря
Колдун несет богатыря;
В темнице там царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою-Ягой
Идет, бредет сама собой;
Там царь Кащей над златом чахнет; Там русской дух... там Русью пахнет! И там я был, и мед я пил...
3. Чтение сказок.
Сегодня вы приготовили выразительное чтение отрывков из сказок А.С. Пушкина. Некоторые из ребят выучили их наизусть.
Давайте послушаем сказки, поразмышляем над ними.
(Чтение начала сказки учителем.)
Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, —
Говорит одна девица, —
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир».
«Кабы я была царица, —
Говорит ее сестрица, —
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».
«Кабы я была царица, —
Третья молвила сестрица, —
Я б для батюшки — царя
Родила богатыря».
(Далее чтение сказки учащимися.)
— Какие волшебные чудеса происходят в сказке?
(Лебедь превращается в царевну, князь Гвидон — в муху, шмеля, комара, из воды выходят тридцать три богатыря, белка поет песенки и грызет золотые орешки, с изумрудами и т.д.)
— Назовите отрицательных персонажей сказки. (Ткачиха, повариха, баба Бабариха, коршун.)
— Как наказано зло в сказках? (Злой коршун погиб.)
— Как вы считаете, избежали ли наказания ткачиха с поварихой, сватьей бабой Бабарихой? (Да, потому что правда открыта.)
— А теперь послушаем «Сказку о мертвой царевне...».
(Чтение начала сказки учителем.)
Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях
Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.
Ждет-пождетс утрадо ночи,
Смотрит в поле, инда очи
Разболелись глядючи
С белой зори до ночи
; Не видать милого друга!
Только видит: вьется вьюга
, Снег валится на поля,
Вся белешенька земля.
Девять месяцев проходит,
С поля глаз она не сводит.
Вот в сочельник в самый, в ночь Бог дает царице дочь.
(Далее чтение отрывков из сказки учащимися. Рассматривание иллюстраций.)
— Назовите положительных героев сказки. (Царевна, королевич Елисей, богатыри.)
— Назовите отрицательных героев сказки. (Старуха.)
— Боролся ли старик со злом? Противодействовал ли ненависти, жадности старухи? Прочитайте слова об этом. («Старик не осмелился перечить», «не дерзнул поперек слова молвить».)
— Можно ли старика по праву назвать положительным героем? (Да, он отпустил золотую рыбку, ничего с нее не взял. Нет, он труслив. Он боится старухи, не смеет ей сказать слова «поперек».)
— Прочитайте, как природа в образе моря осуждает желания старухи и бездействие старика? («Море слегка разыгралось», «Не спокойно синее море», «Почернело синее море», «Видит, на море черная буря».)
— Как вы понимаете выражение «остаться у разбитого корыта»? (Потерять все, что было. Остаться ни с чем.)
— Назовите положительного героя сказки. На какого героя русских народных сказок он похож? (Балда похож на Ивана-дурака, Емелю.)
— Почему? (Непрактичный, наивный, но добросовестный, трудолюбивый
Какие отрицательные черты характера высмеиваются в образе попа? (Ненасытный, жадный, глупый.),
— Прочитайте, как был наказан поп?
- Какие чувства вызвал у вас этот эпизод? (Было смешно. Попа не жалко. У него был смешной, жалкий вид.)
— А теперь поговорим о другой сказке — «Сказка о золотом петушке».
Эта сказка Пушкина является самой загадочной, непонятной, фантастичной. Какие страшные чудеса там происходили? (Непонятно, откуда возникла и куда пропала Шамаханская царица, почему сыновья Дадона убили друг друга.)
-За что был наказан Дадон? (Он был неверен своему слову. Он не печалился о смерти сыновей, забыл о них, увидя царицу. Он убил звездочета, хотя тот помог ему.)
VI. Литературная игра «Там чудеса...»
Конкурс «Волшебное средство»
- Кому принадлежит это волшебное средство? Зеркальце Золотая рыбка Золотой петушок
Конкурс «Волшебные превращения»
— В кого превратились?
Князь Гвидон Лебедь Чародей
Конкурс «Кто это?»
- Из какой сказки эти имена и кому они принадлежат? Дадон, Елисей, Бабариха, Балда, Соколко(пес), Гвидон Черномор Чернавка
(прислуга царицы), Буян (остров)
Конкурс «Сказочный зачин»
— Из какой сказки слова?
«Жил-был «Они жили в ветхой «Негде в тридевятом поп...» землянке ровно царстве, тридесятом
тридцатьлет государстве жил-был
и три года». славный царь...»
Конкурс «Сказочные красавицы» 1 ряд 2 ряд
«... Говорят,... есть, Правду молвить, молодица
Что не можно глаз отвесть. Уж и впрямь была...:
Но... молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась — и расцвела.
Белолица,
... кроткого такого.
Конкурс «Отгадай кроссворд» (См. приложение.) По горизонтали: 1. Комар. 2. Изумруд. 3. Ткачиха. 4. Дадон 5. Гвидон. 6. Салтан. 7. Соколко. 8. Невод. 9. Елисей. 10. Зеркаль це. 11. Звездочет. 12. Черномор. По вертикали: 1. Михайловское. Карточки для индивидуальной работы (См. приложение.)
VII.Итог урока. Награждение победителей
- Какая сказка А.С. Пушкина вам понравилась больше всего Почему?
— Прошло более двухсот лет со дня рождения поэта. Но время не властно над памятью о поэте. В Москве на Пушкинской площади стоит памятник поэту, созданный на средства простого народа (Учитель показывает фоторепродукцию.) Вы еще не раз вернетесь к творчеству поэта на уроках литературы и в этом году, и в течение всех школьных лет, и, я надеюсь, всей жизни.