kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект занятия по внеклассному чтению в 5 классе слабослышащих. Тема: «Сказки Пушкина».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

- Закрепить понимание содержания сказок.

- Способствовать повышению речевой активности посредством наглядности, кроссвордов, игр, драматизации сказок.

- Активизировать мыслительную деятельность, память.

- Подвести учащихся к осознанию личностного отношения к описываемым событиям, характерам, к нравственно-этическим выводам: быть добрыми, честными, трудолюбивыми, благодарными.

- Формировать интерес к чтению, к творческой деятельности.

- Развивать слуховое восприятие и контролировать произносительные навыки.

Оборудование:

Оформление класса:

- стенд: «Чтение – вот лучшее учение».

Читалочка.

Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать.

Не надо бабушку трясти:

«Прочти, пожалуйста! Прочти!»

Не надо умолять сестрицу:

«Ну прочитай еще страницу!»

Не надо звать.

Не надо ждать.

А можно взять и прочитать!

- стенд: «Сказка – ложь, да в ней намек

                 Добрым молодцам урок».

                 (По сказкам Пушкина)

- стенд: Александр Сергеевич Пушкин (фотоиллюстрации из жизни поэта).

- на столе: фотоиллюстрации, рассказывающие о жизни поэта, журналы.

- стенд: «Наши любимые книжки».

Оформление доски: наборное полотно: «Название конкурсов», иллюстрации к сказкам Пушкина, кроссворды, наборное полотно: «Герои сказок».

Декорации: изба, лавка, прялка.

Костюмы: старика и старухи, трех девиц, царя Салтана, королевича Елисея, бесёнка, шамаханская царицы.

Плакаты, таблички, «море», удочки, рыбки – вопросы, чудо мешочек, зеркальце, свиток, веревка, золотые орешки, шаль, детские рисунки.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по внеклассному чтению в 5 классе слабослышащих. Тема: «Сказки Пушкина». »

Конспект занятия

по внеклассному чтению

в 5 классе слабослышащих.

Тема: «Сказки Пушкина».


Цели:

- Закрепить понимание содержания сказок.

- Способствовать повышению речевой активности посредством наглядности, кроссвордов, игр, драматизации сказок.

- Активизировать мыслительную деятельность, память.

- Подвести учащихся к осознанию личностного отношения к описываемым событиям, характерам, к нравственно-этическим выводам: быть добрыми, честными, трудолюбивыми, благодарными.

- Формировать интерес к чтению, к творческой деятельности.

- Развивать слуховое восприятие и контролировать произносительные навыки.


Оборудование:

Оформление класса:

- стенд: «Чтение – вот лучшее учение».

Читалочка.

Как хорошо уметь читать!

Не надо к маме приставать.

Не надо бабушку трясти:

«Прочти, пожалуйста! Прочти!»

Не надо умолять сестрицу:

«Ну прочитай еще страницу!»

Не надо звать.

Не надо ждать.

А можно взять и прочитать!

- стенд: «Сказка – ложь, да в ней намек

Добрым молодцам урок».

(По сказкам Пушкина)

- стенд: Александр Сергеевич Пушкин (фотоиллюстрации из жизни поэта).

- на столе: фотоиллюстрации, рассказывающие о жизни поэта, журналы.

- стенд: «Наши любимые книжки».


Оформление доски: наборное полотно: «Название конкурсов», иллюстрации к сказкам Пушкина, кроссворды, наборное полотно: «Герои сказок».


Декорации: изба, лавка, прялка.


Костюмы: старика и старухи, трех девиц, царя Салтана, королевича Елисея, бесёнка, шамаханская царицы.


Плакаты, таблички, «море», удочки, рыбки – вопросы, чудо мешочек, зеркальце, свиток, веревка, золотые орешки, шаль, детские рисунки.


Ход занятия.

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята!

- Здравствуйте!

- Я очень рада видеть вас.

Мы опять собрались вместе. Сегодня для того, чтобы вспомнить интересные сказки, поиграть, разгадать кроссворды, принять участие в разных конкурсах. Хотите?

- Да.

II. Вступительная беседа.

- Сказки, которым мы посвящаем наше занятие, написал А.С. Пушкин. В пятом классе ребята начали изучать творчество писателей, поэтов. Что они знают о Пушкине, вам расскажет К.К.

III. Об авторе.

К: - Великий русский поэт А.С. Пушкин родился 6 июня 1799 года в Москве. В семье Пушкиных все любили литературу и поэзию. Саша рано увлекся книгами, нередко целые ночи проводил за чтением. Благодаря книгам мальчик удивлял взрослых своими знаниями. Рано пробудились у него поэтические наклонности.

Рассказы бабушки Марии Алексеевны о русской старине, русские народные песни, сказки и прибаутки няни Арины Родионовны стали источником творчества поэта.

- Что вы еще узнаете о творчестве Александра Сергеевича, вам расскажет старшеклассник П. И.

П. – Пушкин ….. Слово, которое давно уже перестало быть для нас только фамилией писателя. Своими поэтичными и мудрыми сказками он вошел в ваше детство.

В юности вы, как и мы будете восхищаться простой и естественностью прозы: «Капитанская дочка», «Дубровский»; сердечной взволнованностью его стихов, еще одной сказки «Руслан и Людмила», романа «Евгений Онегин».

А когда наступит пора зрелости, мы откроем для себя «Пиковую даму», «Маленькие трагедии», «Бориса Годунова». Всю жизнь вновь и вновь будем возвращаться к Пушкину. Его творчество способствует самовоспитанию добром человеческой души. Это лучшее, что есть в каждом из нас: доброта и талант, смелость и простота, честность и жизнелюбие, верность в дружбе и бескрайность в любви, уважение к людям и к труду. Сегодня я желаю вам удачи. Радости в познании творчества великого поэта. Постарайтесь вслушаться в звучание его речи. Подумайте, как он относится к своим героям.

- Спасибо, П. После занятия, ребята, вы можете рассмотреть фотографии, открытки, иллюстрации, журналы, рассказывающие о жизни Александра Сергеевича.

А сейчас слушайте внимательно. Вспоминайте прочитанное. Отвечайте правильно. Говорите красиво.

- Мы будем стараться говорить так, чтобы нас понимали окружающие.

- Будем говорить орфоэпически грамотно.

- … правильно, выразительно.

- … красиво, артистично.

- Надеюсь.

IV. Конкурсы: «Узнай сказку». «Найди ошибку».

(На доске иллюстрации к прочитанным сказкам).

- Ребята, какой-то Незнайка подписал название сказок. Прочитайте. Послушайте. Найдите ошибки.

За экраном.

-«Сказка о царе Балде…».

- Неверно! «Сказка о царе Салтане».

- «Сказка о мертвом петушке».

- Ошибка! «Сказка о золотом петушке».

- «Сказка о царе Салтане и его работнике Балде».

- Неправильно! «Сказка о попе и о его работнике Балде».

- «Сказка о золотой царевне и о семи богатырях».

- Ошибка! «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

- «Сказка о рыбаке и попе».

- Исправьте. «Сказка о рыбаке и рыбке».

(По ходу исправления ошибок учитель меняет таблички – подписи к иллюстрациям сказок).

V. Конкурс: «Разгадай кроссворд».

- Название сказок вы знаете. Сейчас посмотрим, как вы знаете содержание этих сказок. Поможет нам в этом конкурс «Разгадай кроссворд».

а) На доске кроссворд, каждая буква закрыта. Учитель предлагает детям таблички - вопросы, дети читают.

1. Имя царя.

2. «Бьется лебедь средь зыбей, … носиться над ней».

3. Куда посадили и пустили по океану Гвидона и его мать?

4. «Белка песенки поет,

Да орешки всё грызет.

А орешки не простые.

Все скорлупки золотые,

Ядра – чистый…».

5. Кем стала одна из сестер царицы?

6. А вторая?

(дети отвечают, учитель открывает слова).




САЛТАН

КОРШУН

БОЧКА

ИЗУМРУД

ТКАЧИХА

ПОВАРИХА


- Какое слово получилось?

- Сказка.

- Как называется эта сказка?

- «Сказка о царе Салтане».

- Посмотрим, ребята, как это было.

Инсценировка.

Три девицы: - О.В., М.С., В.А..

Царь Салтан: А.К.

За автора: учитель.

- Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

М.: - Кабы я была царица,

- Говорит одна девица.

- То на весь крещеный мир

Приготовила б я пир.

О.: - Кабы я была царица,

- Говорить ее сестрица.

- То на весь бы мир одна

Наткала я полотно.

В.: - Кабы я была царица,

- Третья молвила сестрица.

- Я б для батюшки – царя

Родила богатыря.

- Только вымолвить успела,

Дверь тихонько заскрипела,

И в светлицу входит царь,

Стороны той государь.

Во всё время разговора

Он стоял позадь забора;

Речь последней по всему

Полюбилася ему.

А.: - Здравствуй, красная девица,

- Говорит он.

- Будь царица

И роди богатыря

Мне к исходу сентября.

Вы ж, голубушки-сестрицы,

Выбирайтесь из светлицы,

Поезжайте вслед за мной,

Вслед за мной и за сестрой:

Будь одна из вас ткачиха,

А другая повариха“.

- Спасибо, ребята!

Каких героев «Сказки о царе Салтане» мы увидили?

- Царя Салтана; повариху; ткачиху; царицу.

- Верно! Это герои сказки. Но герои есть разные, есть положительные – хорошие, есть отрицательные. Как вы думаете, какие они?

-Плохие.

На доске набранное полотно:

«Герои сказок».

Положительные Отрицательные

(дети распределяют таблички на наборном полотне, вспоминают остальных героев сказки).

- Гвидон. - Повариха

- Царевна Лебедь. – Ткачиха

- Царь Салтан – Сватья баба Бабариха

- Царевна.


- Молодцы!


б) Сейчас я предлагаю вам еще один кроссворд.

ЦАРСТВО

ПОКОЙ

РАТЬ

ЗВЕЗДОЧЕТ

ПЕТУШОК

ЦАРИЦА


  1. «Негде, в тридевятом….»

  2. «Но под старость захотел отойти от ратных дел и … себе устроить ».

  3. «Чтоб концы своих владений охранять от нападений, должен был он содержать многочисленную….»

  4. «Вот он с просьбой о помочи обратился к мудрецу … и скопцу».

  5. «Вот мудрец перед Дадоном стал и вынул из мешка золотого… »

  6. «Подари ты мне девицу Шамаханскую….».

- Читаем. Какое слово получилось?

- Сказка.

- Как называется эта сказка?

- «Сказка о золотом петушке»

- Поговорим о героях этой сказки.

- Дадон – отрицательный,

- Золотой петушок – положительный герой.

- Очень хорошо. Поговорим о следующей сказке. Поможет нам узнать ее еще один кроссворд.

в)

СОЛОМА

ОБРОК

ПАЛКА

ЗАЙКА

КОБЫЛА

ЖАДНОСТЬ

  1. На чем спал Балда?

  2. Что требовал от чертей Балда?

  3. Что собирался зашвырнуть на тучку Балда?

  4. Кого Балда называл своим меньшим братом?

  5. Кого Балда предложил поднять бесу, да нести полверсты?

  6. За что поплатился поп?

- Какое слово сложилось?

- Сказка.

- Как называется эта сказка?

- «Сказка о попе и о его работнике Балде».

- Кто главные герои этой сказки?

- Поп – отрицательный герой.

- Балда – положительный.

- Прочитайте строки из этой сказке. О ком они?

Табличка: - Вынырнул подосланный…

Замяукал он, как голодный котенок.

- Бесёнок.


Выскакивает С.Н. в образе Бесенка, бежит по классу, всех пугает, останавливается посреди класса.

- Здравствуй, Балда мужичок;

Какой тебе надобен оброк?

Об оброке век мы не слыхали,

Не было чертям такой печали.

- Какой это герой?

- Отрицательный.

г) Переходим к следующей сказке.

ЕЛИСЕЙ

СТЕКЛО

БОГАТЫРИ

ЗИМА

ЯБЛОЧКО

ЗАВИСТЬ

  1. Как зовут жениха царевны?

  2. Как царица назвала зеркальце, разозлившись на него?

- Стекло.

- Верно. – Ах, ты мерзкое стекло!

3. Кто в своем тереме приютил царевну?

4. О каком времени года речь в начале сказки?

5. Чем отравилась молодая царевна?

6. Что сгубило царевну?

- Читаем сложившееся слово.

- Сказка.

- Какая?

- «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

- Одного из героев этой сказки нам покажет Н.Б. Посмотрите. Послушайте. Скажите: Кто это?

Н.: - Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Ты волнуешь сине море,

Всюду веешь на просторе,

Не боишься никого,

Кроме бога одного.

Аль откажешь мне в ответе?

Не видал ли где на свете

Ты царевны молодой?

Я жених ее.

- Королевич Елисей.

- Какой он герой?

- Положительный.

- Вспомните остальных героев этой сказки.

- Царевна – положительная.

- Царица – мачеха – отрицательная.

д) – Какую сказку мы еще не вспомнили?

- «Сказку о рыбаке и рыбке».

- И к этой сказке я приготовила кроссворд.

СТАРЧЕ

ОТКУП

ДУРАЧИНА

ЗЕМЛЯНКА

КОРЫТО

НАКАЗАНИЕ

  1. Как золотая рыбка называла старика?

  2. Что предложила за себя золотая рыбка?

  3. Как старуха называла старика?

  4. Где жили старик со старухой?

  5. Что в первый раз попросила старуха? С чем осталась в конце сказки?

  6. Что постигло старуху?

- Героев этой сказки нам продемонстрируют С. и К.

Инсценировка.

- Воротился старик ко старухе,

Рассказал ей великое чудо.

С.: - Я сегодня поймал было рыбку,

Золотую рыбку, непростую;

По нашему говорила рыбка,

Домой в море синее просилась,

Дорогою ценою откупалась:

Откупалась чем только пожелаю.

Не посмел я взять с нее выкуп;

Так пустил ее в синее море.

- Старика старуха забранила:

К.: - Дурачина ты, простофиля!

Не умел ты взять выкупа с рыбки!

Хоть бы взял ты с нее корыто,

Наше-то совсем раскололось.

- Ребята, какие это герои?

- Старуха – отрицательная.

- Старик – положительный.

- Кого еще можно назвать положительным героем этой сказки?

- Золотую рыбку.

- Какая она?

- Положительная.


VI. Конкурс «Золотая рыбка задает вопросы».

- Следующий конкурс для вас приготовила сама золотая рыбка. Задает вам вопросы.

На полу размещается «море», в котором «плавают» рыбки.

Дети-рыбаки удочкой с магнитом на конце ловят рыбок, на обратной стороне которых вопросы:

- Каково было последнее желание старухи?

- Быть владычицей морской.

- Название острова, мимо которого проплывали корабельщики?

- Мимо острова Буяна?

- Буян.

- Насекомое, в которое был превращен князь Гвидон в первый раз - …..

- Комар.

- Что приготовил в приданое царевне царь – отец?

- Семь торговых городов

Да сто сорок теремов.

- Место встречи попа с Балдой.

- Базар.

- Кто клюнул царя Дадона в темя?

- Золотой петушок.

- С чем приходил невод?

- Первый раз – с тиной,

Второй – с травою морскою.

Третий раз – с рыбкой золотою.

- Что пообещал царь Дадон мудрецу за золотого петушка?

- Волю первую твою

Я исполню как свою.

- Сколько раз старик закидывал в море свой невод?

- Три раза.

- Что гонял ветер по небу?

- Тучи.

- Сколько жил старик со своей старухой у самого синего моря?

- Тридцать лет и три года.

- Тридцать три года.

- В какой сказке было 3 сестры?

- В «Сказке о царе Салтане…»

- Как звали пса, который сторожил дом семи богатырей?

- Соколко.

- О каком времени года идет речь в начале «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»?

- О зиме.

- «Месяц, месяц, мой дружок,

Позолоченный ….».

-Рожок.

VII. «Чудесный мешочек».

- Есть у меня интересный мешочек, в котором много различных вещей. Кому они принадлежат? Из какой сказки?

Учитель достает вещи:

- Золотые орешки.

- Из «Сказки о царе Салтане».

- Докажите, прочитайте отрывок.

- Белка песенки поет,

Да орешки всё грызет,

А орешки не простые,

Всё скорлупки золотые….

- Невод.

- Из «Сказки о рыбаке и рыбке».

- Зеркальце.

- «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

- Чье оно?

- Царицы- мачехи.

- Как она разговаривала с зеркальцем?

- Здравствуй, зеркальце! скажи,

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?

- Свиток. Что в нем написано?

Дети читают:

- Родила царица в ночь

Не то сына, не то дочь;

Не мышонка, не лягушку,

А неведому зверушку.

- Кто это написал?

- Повариха.

- Ткачиха.

- Сватья баба Бабариха.

- Какая это сказка?

- «Сказка о царе Салтане….»

- Верно!

- Веревка.

- «Сказка о попе и о его работнике Балде».

- Докажите.

- «Пошел, сел у берега моря;

Там он стал веревку крутить

Да конец ее в море мочить:

«Веревкой хочу море морщить,

Да вас, проклятое племя, корчить».

- Кто это говорил и делал?

- Балда.

- Шаль. Чья?

- Шамаханской царицы.

- Сказка…..

- «Сказка о золотом петушке».

Учитель отдает шаль Н.Х.

Н. в образе шамаханской царицы танцует, проходит по кругу, по классу.

- Посмотрите, ребята. Настоящая шамаханская царица: гордая, высокомерная, красивая, надменная. К каким героям она относиться?

- К отрицательным.

- Молодцы!

VIII. Подведение итогов.

- Подведем итоги. О каких сказках мы сегодня говорили? Я за экраном называю одну их них.

У вас на столе ваши рисунки– иллюстрации к этим сказкам. Покажите иллюстрацию к этой сказке, которую я называла.

За экраном:

- «Сказка о золотом петушке».

- Дети показывают иллюстрации и называют сказку. И т. д.

- Хорошо!

- В заключении вернемся к героям наших сказок. Посмотрите внимательно. Какие качества свойственны всем положительным героям?

- Доброта.

- Честность.

- Трудолюбие.

- Бескорыстие.

- Незлопамятность.

Учитель на наборном полотне «Качества характера героев» устанавливает таблички (они красного цвета)

- Какие качества свойственны отрицательным героям?

- Злость.

- Зависть.

- Жадность.

- Нечестность.

- Неблагодарность.

- Все они были наказаны.

Ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха уличены в обмане и ….

- Выпровожены вон.

- Дадона…..

- Клюнул золотой петушок, и он умер.

- Царица-мачеха…

- Умерла от зависти.

- Что случилось с попом?

- От первого щелчка прыгнул

Он до потолка, от второго

Щелчка – лишился языка.

От третьего щелчка –

Остался без ума.

- Старуха…..

- Наказана.

- Много хотела, а осталась с разбитым корытом.

- Чему учат нас эти сказки?

Хором читают:

- Сказка – ложь, да в ней намек

Добрым молодцам урок.

- Куда бы вы хотели вписать свое имя?

- К положительным героям.

- Очень хорошо. Будьте добрыми, честными, трудолюбивыми, благодарными. И вы будете положительным героями всю жизнь.

IX. Оценка работы.

- Я благодарю вас. Желаю вам много читать и учиться на примерах положительных героев.


21



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Иванова Наталья Михайловна

Дата: 03.08.2014

Номер свидетельства: 111079


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства