Задачи этапа урока (вида работ) | Деятельность учителя Задания для учащихся | Деятельность учеников | Планируемые результаты | Время |
Предметные | УУД |
Организационный момент |
Мотивировать, заинтересовать учащихся предстоящей работой на уроке. Создать комфортную, эмоциональную обстановку на уроке. | Здравствуйте, ребята. Оскар Уайльд сказал: «для меня красота – чудо из чудес». Как вы понимаете это высказывание? Что такое чудо на ваш взгляд? Как вы думаете, красота это чудо? А как понять выражение чудо из чудес? Как вы считаете, почему Оскар Уайльд считал красоту чудом из чудес? Как вы понимаете выражение «красота в простом»? А что такое красота? Попробуйте подобрать синонимы к этому слову. | Приветствуют учителя. Отвечают на вопросы учителя; размышляют над смыслом эпиграфа | Развивают свою художественную образную речь, логическое мышление; учатся высказывать свою точку зрения. | Уметь выделять существенную информацию из рассказа учителя; осуществлять актуализацию жизненного опыта; (Познавательные УУД) Уметь оформлять свои мысли в устной форме; (Коммуникативные УУД). | 5 мин |
Сообщение темы и постановка целей и задач урока. |
Создать творческую и в то же время деловую атмосферу с элементами поиска, размышления на этапе определения темы, цели урока и задач. | Вы уже наверно догадались, какая тема нашего урока и о чем мы сегодня будем говорить? Верно, мы будем говорить о красоте и познакомимся с произведением Сергея Козлова «Красота» Какие задачи мы можем поставить на урок? -познакомиться с произведением Сергея Козлова «красота» -Узнать что такое красота -научиться видеть красоту в простом | Отвечают на вопросы. С помощью учителя формулируют тему урока и ставят цель, определяют задачи. | Учатся наблюдать, слушать, делать выводы, прогнозировать, высказывать своё мнение осознавать свою учебную задачу. | Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять учебную задачу (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). | |
III. Изучение нового материала 1.Подготовка к восприятию нового материала. |
Создать условия для яркого, эмоционального восприятия произведения; расширить представление учащихся о явлениях, событиях, изображённых в произведении, сообщить новые сведения, чтобы содействовать сознательному восприятию текста. | Вы уже знакомы с произведениями Сергея Козлова?С какими? Что вы знаете о нем? Биография Серге́й Григо́рьевич Козло́в (1939 —2010) — советский писатель-сказочник, поэт. Сергей Козлов родился 22 августа 1939 года в Москве. Ещё в 8-м классе школы начал писать стихи. В юности занимался в литературном объединении «Магистраль». Закончил Литературный институт им. А. М. Горького по направлению «Поэзия», в качестве дипломной работы представив рукопись сборника стихотворений. Работал токарем, учителем пения и был экскурсоводом в пушкинском заповеднике в Михайловском, кочегаром. Сказки начал писать с 1960-х годов. Козлов был великолепным писателем, которого знали все, и по мультфильмам, и по сказкам. По сказкам С.Г. было поставлено более 20 мультфильмов, самые известные из которых : «Как Львенок и Черепаха пели песню», «Ежик в тумане», Многие его книги были переведены на иностранные языки. Сергей Козлов посвящал свои рассказы красоте природы. Он считал, что красоту можно увидеть во всём том, что находится рядом: справа, слева, сверху, под ногами везде и всюду и во всякую минуту нашей жизни. Важно только увидеть их, услышать, почувствовать сердцем. Скажите, что для вас красота? Какая бывает красота? В чем может быть красота? Как определить, красив ли человек? Красота бывает только внешней? Как вы понимаете выражение красивый внутренний мир? Что такое внутренняя красота? В чем вы видите красоту? Посмотрите пожалуйста картину Исаака Ильича Левитана Осень. Усадьба. Видите ли вы красоту в это картине? Что вам кажется красивым? Что вам больше всего нравиться в этой картине? Как вам кажется, какие деревья красивее? Сядьте, пожалуйста, поудобней, представьте себя в центре данной картины в этом вам поможет произведение Вивальди «Времена года. Осень, ноябрь» Видите ли вы красоту в данном музыкальном произведении? Что вы чувствовали, когда слушали мелодию? Красива ли эта мелодия? Что красивого вы в ней услышали? Почему для вас эта мелодия показалась красивой? Помогла ли она погрузиться в картину? Давайте посмотрим, что о красоте пишет Сергей Козлов. | Знакомятся с биографией писателя. Отвечают на вопросы учителя, высказывают свою точку зрения. Слушают музыкальное произведение и просматривают репродукцию картины | Умение слушать, знание основных моментов жизни писателя и его творчества, расширяют свой кругозор и словарный запас Умение выделять главное | Уметь выделять существенную информацию из рассказа учителя; осуществлять актуализацию жизненного опыта; (Познавательные УУД). Уметь выделять главное, анализировать информацию (Личностные УУД) Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Развивать чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой (Личностные УУД). | 10 мин |
2.Первичное чтение, проверка качества восприятия, первичный синтез. |
Обеспечить целостное восприятие текста; выразительность чтения как гарантию правильного восприятия содержания; создать условия для активной работы учащихся на уроке. | -Сейчас мы прослушаем рассказ Сергея Козлова «красота», а вы закройте глазки, внимательно послушайте и представьте картину, которую описывает автор. Звучит аудиозапись. Понравилось ли вам данное произведение? Чем? - Что больше всего вас тронуло, удивило или рассмешило? Какой отрывок больше всего понравился? Почему? -О чем это произведение? -Какую картину вы представили во время прослушивания? -Какие чувства возникли у вас? Как вы считаете, как относится автор к красоте? | Слушают рассказ Отвечают на вопросы учителя | Возникает интерес к чтению, к происходящим событиям; идёт формирование эстетически грамотного читателя; происходит осмысление окружающей нас действительности. | Понимать на слух содержание произведения; Уметь оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД); принимать и сохранять учебную задачу (регулятивные УУД). | 5 мин |
3.Вторичное чтение. Аналитико – синтетическая работа с текстом. |
Формировать навыки правильного, сознательного, беглого и, как результат, выразительного чтения; первичные исследовательские умения при работе с текстом; комплексно осуществлять образовательные и воспитательные задачи в процессе работы над произведением; формируя у школьников универсальные учебные действия как основу умения учиться. | Давайте прочитаем рассказ и проследим, как относятся к красоте заяц, ёжик и медвежонок. Читать будем по цепочке, а вы внимательно следите за текстом. При чтении не забывайте следить за знаками препинания, обращая внимание на интонацию, не забывайте о критериях оценивания, которые представлены на доске. -Молодцы, ребята. Как вы думаете, понимает ли заяц истинный смысл красоты. А ёжик с медвежонком? Кого бы в этой истории вы назвали ПОЭТОМ? Как вы считаете, что сложнее: увидеть красоту в яркой веточке рябины или в голых прутиках? А вы видите красоту в голых веточках? Почему, на ваш взгляд, они так красивы? Как часто вы замечаете красоту вокруг себя? В чём вы её видите? Посмотрите на картину Альбрехта Дюрера «Травы». Какие травы вам здесь знакомы? Кажутся ли они вам красивыми? Что именно вам кажется красивым в этой картине? Когда Дюрер изобразил это переплетение трав, одуванчиков и подорожника, подобные картины были еще совершенной новинкой в искусстве. До тех пор никто не осмеливался обратить внимание на столь повседневное, обыкновенное зрелище, как дикорастущие травы. Как вы думаете, чем привлекли внимание художника эти травы? Как вы считаете, а художник умеет видеть красоту – в простом? Альбрехт Дюрер очень любил природу. Он считал, что в мире нет ничего малозначительного: всякая крошечная подробность жизни одухотворена и полна смысла. Так что же такое красота в простом? - Почему, по-вашему мнению, Сергей Козлов назвал свой рассказ именно так? - Придумайте другой заголовок. -Так о чём всё-таки это произведение? -Какой вывод сделаем? | Читают произведение Отвечают на вопросы учителя, анализируют, обобщают ответы товарищей Анализируют репродукцию картины Высказывают свою точку зрения Придумывают свое название рассказу, делают вывод по прочитанному | Идёт самооценка собственных возможностей в выразительности чтения; Учатся выразительно, осмысленно читать, размышлять над происходящими событиями. Учатся наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения, отстаивать её с помощью текста. | Осознано и произвольно строить речевые высказывания в устной форме; обосновывать своё мнение; осуществлять анализ объектов произведения с выделением существенных и несущественных смысловых признаков (познавательные УУД); Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии; Уметь оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД); | 15 мин |
4. Работа учащихся в микрогруппах |
Развивать творческие способности. | Сейчас мы с вами будем работать в микрогруппах, давайте вспомним правила работы в микрогруппах. Я раздам вам карточки с заданиями. Карточка №1 Нарисуйте на листочке мир глазами Зайца. Как, по-вашему мнению, он смотрит на мир? В каких красках видит его? Постарайтесь в своём рисунке отобразить как Заяц видит красоту. Карточка №2 Нарисуйте на листочке мир глазами Ёжика. Как, по-вашему мнению, он смотрит на мир? В каких красках видит его? Постарайтесь в своём рисунке отобразить, как Ёжик видит красоту. Карточка №3 Нарисуйте на листочке мир глазами Медвежонка. Как, по-вашему мнению, он смотрит на мир? В каких красках видит его? Постарайтесь в своём рисунке отобразить, как Медвежонок видит красоту. Карточка №4 Нарисуйте на листочке осенний лес, постарайтесь изобразить всю его красоту, в чём вы её видите. Карточка №5 Нарисуйте на листочке зимний лес, постарайтесь изобразить всю его красоту, в чём вы её видите. Карточка №6 Нарисуйте на листочке весенний лес, постарайтесь изобразить всю его красоту, в чём вы её видите. Выступление микрогрупп. | Обговаривают правила работы в микрогруппах Работают в микрогруппах, совещаются, обсуждают, приходят к общему выводу и решению Выступают с карточками | Учатся работать в различных позициях Читателя (критик; теоретик; публицист; художник; автор), формируя у себя исследовательские умения в работе с художественным текстом, развивая творческие способности; учатся применять ранее полученные знания на практике | Школьники учатся творчески мыслить, выступать перед публикой, защищая свою работу (познавательные УУД); Учатся согласовывать усилия по решению учебной задачи, договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности; учитывать мнения других; работать в команде, выступать перед аудиторией и представлять интересы микрогруппы (коммуникативные УУД); | 7 мин |
IV. Подведение итога урока. |
Обобщить полученные школьниками знания и закрепить. | Что интересного вы сегодня узнали? Понравился ли вам рассказ С. Козлова Красота? Так что же такое красота в простом? О чём всё-таки этот рассказ? | Отвечают на вопросы | Учащиеся учатся интерпретировать содержание произведения. | Учатся оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД); Учатся обобщать, делать вывод (Познавательные УУД) | 2 мин |
V. Рефлексия |
Мотивировать учащихся к оцениванию своей работы на уроке. | Оцените свою работу на уроке: Вы очень хорошо потрудились ребята, спасибо за урок! | Оценивают свою работу на уроке. | | Учатся самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). | 2 мин |