Цель урока: Сформировать представления детей о семейных отношениях, о семейных обязанностях, о традициях и реликвиях семьи;
Задачи урока:
1. формирование убеждения о важности семьи в жизни человека;
2. Развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям, родословной, развивать умение выполнять проектную работу и презентовать её;
3. воспитывать понимание необходимости заботиться о слабых, больных, старых членах семьи, желание поддерживать традиции своей семьи, хранить семейные реликвии;
Методы обучения: практические, проблемно-поисковые, методы самостоятельной работы, работа в парах, групповая, словесные, наглядные
Просмотр содержимого документа
«Семейные традиции 2 класс»
Тема: «Семейные традиции»
Цель урока: Сформировать представления детей о семейных отношениях, о семейных обязанностях, о традициях и реликвиях семьи;
Задачи урока:
1. формирование убеждения о важности семьи в жизни человека;
2. Развивать интерес к истории своей семьи, семейным традициям, родословной, развивать умение выполнять проектную работу и презентовать её;
3. воспитывать понимание необходимости заботиться о слабых, больных, старых членах семьи, желание поддерживать традиции своей семьи, хранить семейные реликвии;
Методы обучения: практические, проблемно-поисковые, методы самостоятельной работы, работа в парах, групповая, словесные, наглядные
1.Организационный этап. (Приветствие, психологический настрой на работу)
Встали все в кружок красиво,
Поздоровались учтиво,
Мы легонечко вздохнём
Урок познания начнём!
- Давайте, ребята, улыбнемся друг другу и с приподнятым настроением начнем наш урок. Игра «Листопад». Перед вами лежат листья трёх цветов (жёлтый, зелёный, оранжевый), я предлагаю вам, взять любой листочек (дети берут по одному листочку), вот вы и разделились на группы. А теперь, рассаживаемся по местам. Первая группа – первый ряд, вторая группа – второй ряд, третья – третий.
2.Актуализация знаний
- Сегодня наш урок необычен. Во – первых - на нашем уроке присутствуют гости, а во- вторых - тему, над которой мы будем сегодня работать, вы определите сами, в–третьих в результате совместного поиска найдем ответы на сложные, волнующие многих людей вопросы. Я предлагаю посмотреть на доску. Слайд 1
-Ребята, перед вами три картинки – отдых, чаепитие, украшение новогодней ёлки. А как вы думаете, что обозначают эти картинки, и о чём мы сегодня будем говорить? (Ответы детей) Правильно, сегодня мы будем говорить о семейных традициях, традициях каждой семьи. Что бы вы хотели узнать на этом уроке? Для чего нужно соблюдать семейные традиции?
Чтение стихотворения наизусть Ибатулиным Димой
Традиции семьи… В них мудрость наших предков. Традиции семьи… В них времени печать. Традиции семьи – прекрасное наследие. Его мы будем детям завещать.
Но для того, чтобы говорить о традициях, я предлагаю вспомнить, о чём мы говорили на прошлом уроке? (о семье)
- Вспомним, что такое семья? (это группа близких родственников, живущих вместе).
Семья. Довольно часто мы слышим или произносим это слово, но часто ли задумываемся о том, что оно обозначает. СЕМЬЯ – сколько загадок в этом слове! Существует несколько версий его происхождения.
Я предлагаю просмотреть презентации, которые подготовили Снежана и София.
Презентация подготовленная Шамсутдиновой Снежаной
Слово «семья» - делится на 2 слова «семь» и «Я», т.е. 7 + я . Это значит семеро как я. Ведь в семье все чем – то похожи друг на друга: лицом, голосом, взглядом, характером; могут быть общие интересы, увлечения.
«Семь» - не делится. Оно считается особенным числом и напоминает о том, что и «семья» - тоже едина и неделима.
А ещё можно сказать, что слово «семья» происходит от слова «СЕМЯ». Маленькое семя, с любовью посаженное в землю даёт вскоре крепкий росток, на котором со временем появляются сначала нежные цветочки, а затем добрые плоды.
Когда ваши родители создали семью, она тоже напоминала маленькое семя. Его нужно было с любовью взращивать: жить в согласии, заботиться друг о друге. Семья крепнет, а семя превращается в крепкий росток. На нём зацветают и первые цветочки - сынки и дочки.
Презентация рассказа Петровой Софии. -Давным-давно на далеком острове жил мальчик. Он жил совсем один. Никто его не воспитывал, никто не наказывал, ни с кем он не делился орехами и фруктами. Но было этому мальчику очень грустно.
Однажды он отправился на берег моря. И вдруг ему навстречу вышел седой старик. Он был очень старый, но очень мудрый.
-Куда ты идешь? - спросил старик
-Я иду искать место, где мне не будет так одиноко.
-Я знаю, как тебе помочь. Идем со мной, - предложил старик.
Он привел мальчика в свой дом, где жили его дети и внуки.
-Послушай! - сказал старик.
- Все мы живем в одном доме, вместе радуемся, вместе грустим, вместе едим то, что дала нам природа, помогаем друг другу.
-Оставайся! Я буду тебе дедом, мой сын и его жена станут тебе отцом и матерью, а мои внуки будут тебе братьями и сестрами.
Мальчик остался, и через некоторое время он понял, что только теперь научился радоваться и стал по- настоящему счастливым. А произошло это потому, что у него появилась семья.
Работа в парах.
Ребята, я предлагаю вам обсудить рассказ и сделать выводы.
-Как вы считаете, тяжело ли человеку без семьи, которая его поддерживает и понимает?
- Как мальчик понял, что он счастлив по настоящему?
- И нужно ли человеку чувствовать себя счастливым и нужным? (дети обдумав и проанализировав текст, доказывают друг другу, что семья и семейные традиции необходимы любому существу на земле)
Чтение текста наизусть Ибатуллиной Анжелой.
Когда-то о нем не слыхала земля...
Но Еве сказал перед свадьбой Адам:
— Сейчас я тебе семь вопросов задам.
Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила:
— Я.
— Кто их воспитает, царица моя?
И Ева покорно ответила:
— Я.
— Кто пищу сготовит, о, радость моя?
И Ева все так же ответила:
— Я.
— Кто платье сошьет, постирает белье,
Меня приласкает, украсит жилье?
Ответь на вопросы, подруга моя!
— Я... Я... — тихо молвила Ева,
— Я... Я...
Сказала она знаменитых семь Я.
Вот так на земле появилась семья.
- А кого мы называем близкими родственниками? (людей, у которых общие родители, бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки)
- Семья бывает маленькой и большой. В семье могут жить несколько поколений. Как вы это понимаете?
- У каждого человека есть имя, отчество, фамилия.
Имена детям выбирают родители.
- Ребята, дома вы должны были расспросить родителей, почему вас так назвали, и попробовать выяснить, что означает ваше имя (несколько ответов детей).
- А отчество присваивается человеку по имени кого? (отца)
1. Решение задач.
У Саши есть двоюродная сестра, Дарья Петровна. Как зовут брата Сашиной мамы? (Пётр.)
Две матери, две дочери да бабушка с внучкой, а всего их трое. Кто это? (внучка, дочь, бабушка.)
2. Назовите пропущенные слова.
* сын, отец, … (дед), прадед. (Это мужская линия.)
3. Назовите имя Колиного дяди, если двоюродного брата Коли зовут Андрей Ильич. (Илья.)
Игра «Народная мудрость» .
- О семье сложено много пословиц и поговорок. Какие пословицы можно составить из этих кусочков. Объясните, их значение. (пословицы разрезаны на несколько частей, дети составляют пословицы и объясняют их смысл)
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
В семье любовь да совет, так и нужды нет.
Зачем и клад, коли в семье лад
Вся семья вместе, так и душа на месте
В родной семье и каша гуще.
Один за всех и все за одного.
Семья – убежище души.
4. Физкультминутка.
Вы все любите отдыхать с семьей. А я вам предлагаю отдохнуть сейчас во время разминочки. Слушайте задание и выполняйте.
- Те, у кого есть старший брат, встаньте и хлопните в ладоши
- У кого есть сестра или сестренка помашите над головой рукой
- Кто помогает дома близким, встаньте и хлопните в ладоши
- У кого в семье живут домашние животные, поднимите руки вверх
- Хлопните те, кто очень любит свою семью
5. Беседа.
У каждого из вас есть люди самые близкие и родные, кого вы любите.
-Кто же это?
( Мама, папа, бабушка, дедушка)
6. Работа с учебником.
-Рассмотрите рисунок. Чем заняты члены семьи?
- Мама, папа?
7. Первичное усвоение новых знаний
Жизнь каждой семьи наполнена разными заботами.
- Какую семью можно назвать дружной?
- Как распределяются обязанности, дела между членами семьи?
- Какие обязанности есть у вас по дому?
- Какие заботы есть в каждой семье? ( о младших, о растениях, животных, пожилых людях)
8. Чтение рассказа Л. Н. Толстого:
...Старик сажал яблони. Ему сказали: «Зачем тебе эти яблони?
Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочка».
Старик сказал: «Я не съем – другие съедят, мне спасибо скажут».
– Какие дела можно назвать личными, какие – семейными?
– Какую семью можно назвать дружной?
– В какой семье царит лад?
– Всегда ли вы следуете советам?
– Есть ли в семье мужские и женские дела?
Инсценировка стихотворения Э. Успенского «Если был бы я девчонкой»
– Все ли семейные обязанности надо делить на мужские и женские? (Конечно, более тяжёлые работы берут на себя в семье мужчины, некоторые дела могут хорошо исполнить женщины, но есть такие дела, которые в дружной семье делают сообща. В такой семье не бывает так, чтобы кто-то работал, а кто-то в это время занимался игрой или смотрел телевизор)
6. Беседа
Семья в жизни наших предков имела большое значение. Семьёй обсуждали и решали важные проблемы быта, работы (т.к. работали всей семьей на поле, в мастерской и т.д.). В семье обязательно был старший, которого все были обязаны слушаться. Он поддерживал порядок. Главу семейства называли домостроителем. Младшие в семье поступали под опёку либо отца (мальчики), либо матери (девочки) и учились их ремеслу и хозяйствованию. Старики были окружены почётом и заботой. Особым уважением пользовалась мать-родоначальница.
- Семья является для человека самым важным в жизни. Какое счастье, что у вас у всех есть семья, есть родительский дом - начало всех начал.
Послушайте отрывок из сочинения, который подготовил Ваня.
Самой важной традицией в нашей семье считается забота друг о друге и помощь тому, кто в ней нуждается. Недаром говорят, что друг познается в беде. И это так прекрасно, когда рядом есть родные люди и друзья, способные помочь и выручить, оказать поддержку в любой ситуации. Совсем недавно моей бабушке нужно было сделать сложную операцию. И буквально за несколько дней родственники собрали нужную сумму денег и без колебаний отдали её нам. Бабушка уже поправилась, и я очень благодарен своей большой семье за помощь, поддержку и заботу друг о друге.
Презентация. Работа с интерактивной доской
- Что такое традиции? Традиция - обычаи, перешедшие от старших родственников к младшим.
• Почему люди соблюдают традиции? • Какие семейные традиции вы знаете?
Инсценирование стихотворения
Автор: Танюша под вечер с прогулки пришла
И дочку спросила:
Дочка: - Как, дочка, дела?
Опять ты залезла под стол, непоседа?
Опять просидела весь день без обеда?
С этими дочками прямо беда!
Скоро ты будешь, как спичка худа.
Иди-ка обедать, вертушка!
Автор: Танюшина мама с работы пришла
И дочку спросила:
Мама: -Как, дочка, дела?
Опять заигралась, наверно, в саду?
Опять ухитрилась забыть про еду?
«Обедать!» - кричала бабуля 100 раз,
А ты отвечала: «Сейчас, да сейчас!».
С этими дочками прямо беда,
Скоро ты будешь, как спичка, худа,
Иди-ка обедать, вертушка!
Автор: Тут бабушка, мамина мама пришла
И маму спросила:
Бабушка:- Как, дочка, дела?
Наверно, в больнице за целые сутки
Опять для еды не нашлось ни минутки,
А вечером съела сухой бутерброд?
Нельзя же сидеть целый день без обеда!
Уж доктором стала, а все – непоседа.
С этими дочками просто беда!
Скоро ты будешь, как спичка, худа,
Иди-ка обедать, вертушка!
Автор: 3 мамы в столовой сидят
3 мамы на дочек глядят
Что делать с дочками упрямыми?
Все: Ох, и не просто быть мамами!
- Какую семейную традицию показали нам девочки?
Работа в парах
- А какие традиции есть в ваших семьях?
В каждой семье существуют разные традиции. Давайте поразмышляем о них.(дети в парах рассказывают друг другу о семейных традициях, а затем представляют их всему классу)
Беседа
- К семейным традициям можно отнести и любимую семейную игру, и традиционное любимое блюдо семьи, и чтение сказок на ночь.
Значит, это можно назвать и семейной традицией?
На Руси с древних времён празднуют Масленицу
-У кого из вас дома на Масленицу бабушки или мамы пекут блины? Значит, это тоже народная традиция.
Общая народная традиция - встреча Нового года
- Захотелось ли вам узнать как можно больше о своих семейных традициях и реликвиях?
Работа в группах
Ребята, а что же такое семейные традиции? Какие традиции есть в ваших семьях? Давайте покажем с помощью кластера.(выполнение работы в группе, защита кластеров, оценивание).
Домашнее задание.
Прочитать стр. учебника.
Узнать о семейных реликвиях.
Написать эссе о традициях своей семьи.
8. Итог урока. Рефлексия.
- Итак, о чём мы продолжили разговор?
- Что вы сегодня узнали такого, чего не знали раньше?
- Что было для вас интересно на уроке?
- Захотелось ли вам узнать как можно больше о своих семейных традициях и реликвиях?
Я предлагаю закончить наш урок, написав на ладошках о том, что вам запомнилось, что понравилось, что не понравилось, что бы вы хотели повторить.
Каждому человеку очень дороги своя семья, свой дом. И где бы мы ни были, мы всегда помним о нём, он притягивает нас своим теплом. Дом - это не только крыша над головой: это самые близкие тебе люди.
Я хочу подарить вам памятки.
Все это необходимо для того, чтобы семья была дружной и крепкой. Хотелось бы мне в конце нашего урока напомнить мудрую заповедь "Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить".
Памятка для детей.
Любите, цените и берегите своих родителей, - их вам никто не заменит.
Преодолевайте лень, всегда старайтесь помочь родителям – это принесёт им радость.
Вам нравиться улыбка мамы, одобрение папы. Старайтесь, чтобы они у вас в доме каждый день. Это зависит только от вас самих.
Говорите приятные , ласковые слова своим близким, не отказывайте никогда в помощи, предлагайте ее сами.
А если взялись за дело- сделайте его хорошо, с душой.
И помните слова Марины Цветаевой: «Не слишком сердитесь на родителей, помните, что они были вами, а вы будете ими.