содействовать полноценному восприятию рассказов из Священной истории, изучаемых на уроке; способствовать увлечению детей элементарными формами творческой деятельности на основе образцов православной культуры, обогащению словарного запаса детей;
содействовать воспитанию школьников в духе необходимости соблюдения духовно – нравственных ценностей в своём поведении;
формировать осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме..
Метапредметные:
Познавательные УУД:
- поиск и выделение необходимой информации;
- структурирование знаний, установление аналогий между изучаемым материалом и собственным опытом;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
Регулятивные УУД:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Коммуникативные УУД:
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.
- умение слушать и понимать речь других, способствовать развитию речи учащихся,
- умение развивать сотрудничество друг с другом.
Дидактическое обеспечение: карточки с текстами, цветок (дети приготовили на уроке труда).
II. Целеполагание. Определение темы и целей урока. (Слайд 2)
Показываем ребус : « 7 Я»
Ребята, какое слово спряталось в этом ребусе? (Семья)
Вы конечно догадались, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? (Тема нашего урока «Семья»).
Мы ответим на такие вопросы:
Почему «Православная семья–малая церковь» ?
Чему учит Пятая Заповедь?
Что такое послушание?
Как проявить любовь к ближнему?
Что такое благословение? (Слайд 3)
III. Работа по теме урока. Актуализация знаний.
1. Работа со словарём. (Слайд 4)
– Давайте обратимся к словарю. Прочитаем значение слова «семья» в словаре Ожегова С.И.:
Семья - это группа живущих вместе близких родственников;
Ушаков Д.Н.:
Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе.
Мы с вами живем на Кубани, где 300 лет назад поселились казаки. (Слайд 5)
Казаки — это вольные поселенцы, призванные охранять южные границы России. Они всегда объединялись вокруг церкви, создавая свой станичный приход. У казаков особое отношение к православию, их отличает особая религиозность. В мирной жизни они жили в семье, которая тоже была православной.
2. Давайте прочитаем предложение:
Православная семья казака – это малая церковь.
Это девиз нашего урока.
Давайте попробуем разобраться, что означает это выражение.
Кто из вас знает, что такое церковь? (Слайд 5)
1 значение:
Церковь — это здание, в котором происходит христианское богослужение; храм. ( Храм, красивое здание с большими куполами и колоколам)
У каждой православной казачьей семьи был свой дом ( здание)
2 значение: (Слайд 6)
Церковь — это религиозная организация духовенства и верующих, объединенная общностью верований и обрядности.
(В церкви собираются верующие и большие, и маленькие: дедушки и бабушки,тети и дяди, девочки и мальчики) и вместе со
священниками молятся Богу.
Священник – отец, отче, батюшка, настоятель храма
В православной семье тоже постоянно молятся Богу под руководством отца семейства, который является «настоятелем малой семейной церкви». (Слайд 7)
Дополнительный материал.
(Подвиг создания домашней малой церкви является сейчас одним из важнейших, возможно, и самым главным для православных мирян. Глава венчаной семьи– Христос. А отец – настоятель малого храма. А жена домовой церкви – дьяконесса. Ее дело устроить так, чтобы здесь велась служба, чтобы все члены семьи несли свои послушания и служили Богу.
Игумен Киприан Ященко)
3.Физкультминутка
Все, у кого есть семья – маршируют на месте.
Те, у кого есть бабушка - похлопайте в ладоши.
Те, у кого есть дедушка - потопайте.
У кого есть сестра помашите правой рукой,
А у кого есть брат помашите левой рукой.
Кто встречает праздники в кругу близких – помашите двумя руками .
Кто помогает дома близким – наклоны вперед.
Кто слушается своих родителей – покружитесь.
Кто любит своих близких – разведет руки в стороны и обнимет себя.
4. Создание проблемной ситуации.
Учитель. Церковь Христова состоит из Малых Церквей – которые есть не что иное, как православные семьи. (Слайд 8)
Святитель Иоанн Златоуст: «Сделай твой дом церковью: ты, ведь отвечаешь за спасение и детей, и домочадцев».
Семья православная есть малая, домашняяцерковь–это единство нескольких любящих друг друга людей, скрепленных живой верой в Бога. (Слайд 9)
Чтение текста детьми.
Семья, как малый Божий храм,
Где есть священник и миряне,
Где на молитву по утрам
Идут детишки в келью к маме.
Учитель. Работа в парах. (Можно дать 1 вопрос на 1 ряд)
Помните правило: по доброму относиться друг к другу и во всём помогать.
Задание: сначала обсудите, потом ответьте на вопросы.
С чем сравнивается православная семья?
Кто является священником в православной семье?
Зачем нужно делать свой дом церковью?
Проверка: отвечают2 ученика на 1 вопрос (остальные показывают сигнал зелёный – согласны, красный – не согласны)
Учитель.Работа коллективная.
Кто видел, как строят дом? Что необходимо, чтобы дом долго и крепко стоял на месте?
Притча о доме, построенном на камне Дополнительный материал
(В Библии говорится :
Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне.
А всякий, кто послушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое. (Мф.7:24-27)
Смотрим мультфильм «Один построил свой дом»(на английском)
Кто из вас понял , о чем говорится в мультфильме? (для дома очень важно иметь крепкий фундамент.Тот, кто видел, как строится дом, знает, что чем тверже и глубже основание его, тем он будет прочнее, тем лучше он устоит против бури, ветра и наводнения.)
Учитель.
Подумайте, что нужно, чтобы храм семьи был устойчивым и легко преодолевал несчастья, трудности и искушения? (У семьи тоже должно быть твердое основание).
Это основание есть вера в Бога и исполнение его заповедей. Заповеди даны людям для того, чтобы они могли стать счастливыми.
5. Пятая Заповедь.
Кто из вас уже знает, что означает слово «Заповедь»? (Слайд 10)
Заповедь – правило, положение, служащее руководящим указанием для кого (чего)- нибудь. (С. И. Ожегов)
Заповедь – строго обязательное правило поведения(Малый толковый словарь русского языка)
Кто знает, как у людей появились заповеди? ( Бог дал их пророку Моисею на скрижалях)
Сколько заповедей там было начертано ? (10) (Слайд 11)
Мы сейчас прочитаем только одну – Пятую Заповедь:(Слайд 12)
Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы тебе было хорошо, и чтобы продлились дни твои на земле, которую даёт тебе Господь Бог твой.
Как вы думаете, почему в заповеди, говорящей об отношении к людям, речь идёт о родителях, бабушках, дедушках?
(Родители человеку ближе всех на свете)
Что означает слово «почитать»? (Слайд 13)
Почитать = чтить = уважать
Почитание – это глубочайшее уважение к кому-то, послушание,
Это значит быть послушным, вежливым, внимательным.
IV. Этап применения изученного на практике:
В чём проявляется почтительность детей к родителям? Работа в парах.
Как нужно вести себя почтительному ребёнку, чтобы показать свою любовь и уважение к ближним:
Выбрать из предложенных вариантов важные, неправильные зачеркнуть.
Здороваться Перебивать старших
Спрашивать о самочувствии Обсуждать чужие недостатки
Желать «спокойной ночи» близким Хвастаться
Спорить Благодарить родителей за заботу
Жалеть тех, кому плохо Дерзить
Драться Понимать взрослых
Злиться Обманывать
Утешать Прощать
Проверка: отвечают2 ученика (остальные показывают сигнал зелёный – согласны, красный – не согласны)
Дополнительный материал.
(Почитание означает уважение в общении и внимание к родителям, к их опыту, жизненной мудрости, готовность помочь и, собственно, помощь, попечение о них, и особенно в старческие годы.
(Почитание вполне добровольно, оно свидетельствует о желании воздать родителям "справедливость" (Еф.6.1). Рождение, кормление, забота о здоровье и воспитании детей - все материальное выражение родительской любви к детям, должно по справедливости быть возвращено детьми своим стареющим родителям.)
В жизни нет периода, когда детей можно было бы освободить от необходимости почитать своих родителей. Эта серьезная обязанность лежит на каждом сыне и дочери и является одним из условий продления их жизни на земле.)
Учитель.
"Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе".
Это первая заповедь с обетованием (с обещанием). Ее обязаны исполнять дети и молодежь, люди средних лет и преклонного возраста. Это вопрос первостепенной важности.
Обетование (обещание) существует при условии послушания. Если вы послушны, то будете долго жить на земле, которую Господь, Бог ваш, даст вам. Если же вы непослушны, то сократите свою жизнь на этой земле. (Слайд 14)
Послушание - это повиновение.
Послушание - это доказательство на деле подчинение своей воли другому, признание чужого авторитета.
Как вы считаете, быть послушным трудно? (Послушание – это нелегко, так как приходится заставлять себя.) (Слайд 15)
А подчинятся родителям легко ? (Это нелегко.)
Подчинение родителям – это долг детей, который они должны выполнять с радостью и любить своих близких всю жизнь.
Творческая работа «Сад послушания»: (Слайд 16)
Каждый ребенок обводит свою руку. На каждом пальчике ребенок пишет те слова, которые считает самыми важными при почитании родителей
Проверка: отвечаютнесколько учеников (остальные показывают сигнал зелёный – согласны, красный – не согласны)
Учитель. Сейчас вы посадили ростки послушания. У вас есть знания, как надо поступать. Как только вы поймете, что вы выполняете, то что написали, то на этот пальчик прикрепите цветочек.
Вывод: Результатом послушания становятся дружеские отношения детей с родителями. Потому что послушание : (Слайд 17)
Это верность. Это труд души.
Это прямота и честность.
Это стойкость и решимость.
Это проявление любви.
Это истинная любовь.
Это высшая форма любви.
Это счастье!
Обобщения изученного.
Экспресс – опрос: (Учитель задает вопрос, ученики карточкой показывают ответ: зелёный – да, красный – нет)
Послушание – это быстрое, радостное исполнение воли родителей?
Легко ли это – быстро и радостно исполнять волю родителей?
Приходится ли вам заставлять себя?
Вы всегда слушаете своих родителей?
Вывод:
Почитание родителям – это долг детей, который они выполняют с радостью, так как любят своих близких.
Исполнить заповедь – исполнить свой долг с любовью.
Любовь есть исполнение законов Бога. Бог – есть Любовь.
Послушание – это фундамент, который необходим нам, чтобы мы могли быть благословенным. (Слайд 18)
Как правило, все родители желают своим детям добра. Библия называет это благословением(благим словом). (Слайд 19)
Важность родительского благословения хорошо понимали в прошлом.
Через родительское благословение открываются благословения небесные. (Слайд 20)
Дополнительный материал
(Раньше просили благословения на любое важное дело. Такое благословение часто сопровождалось благословением иконой, могло проходить в торжественной обстановке.
Выражение «благослови» вместо «разреши» сохраняется среди верующих и в наше время. Благословение могло быть выражено только словесно или, наоборот, представлять собой молчаливое осенение крестным знамением.
Обычно самая короткая фраза — «Бог благословит». Но благословение могло представлять собой и развёрнутое молитвенное обращение. В наиболее значимых жизненных ситуациях благословляли иконой, реже — крестом. То есть к понятию «родительское благословение» относится произнесённое, а также написанное слово, оказанное действие, данный предмет.
Подобное отношение к родительскому благословению, не вполне утраченное и поныне, в очередной раз свидетельствует о православном характере мироощущения русского народа, воспринимавшего его как проявление Божия благоволения, необходимого на всех жизненных путях.
Важно, чтобы отцы знали, что их главная обязанность – предстоять перед Богом и испрашивать благословение и благодать Божию на всю семью.)
Учитель. За благословением к родителям обращались в повседневной жизни в течении всего дня и просили его на любую работу.
Подведение итогов урока:
Что значит почитать родителей?
Всегда ли вы послушны?
К чему ведёт послушание?
Закрепление.
Давайте вспомним все, чему мынаучились на уроке.
Ребята, вам понравился наш урок?
На все ли вопросы мы нашли ответы?
Что больше всего понравилось?
Что больше всего запомнилось?
Что вы хотите применить в жизни?
Рефлексия.
Ребята, у каждого на парте лежат смайлики с разным настроением. Поднимите вверх тот, который отражает ваше настроение после урока.