Просмотр содержимого документа
«С.А. Есенин «Бабушкины сказки»»
С.А. Есенин «Бабушкины сказки» Цели урока:
продолжать знакомить учащихся с творчеством С. А Есенина;
развивать внимание к авторскому слову; к точности употребления слов в произведении;
раскрывать творческий и эмоциональный потенциал.
Оборудование:
портрет С. Есенина;
материалы об авторе;
раздаточные карточки
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. Организационный момент
Вот опять звенит звонок,
Начинается урок.
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5»
II.Эмоциональный настрой
Кто хочет поделиться своим настроением?
У кого оно такое же? Я очень рада за вас!
III. Проверка домашнего задания
Сегодня мы продолжим путешествие по «Поэтической тетради».
Кто хочет поделиться своими находками?
2 –3 ученика читают стихи.
В моём классе дети имеют свои «Поэтические тетради», куда записывают или вклеивают полюбившиеся стихи. На уроке они делятся своими находками, кто читает, а кто и наизусть рассказывает. Это им очень нравится.
– Кто, по вашему мнению, оказался лучшим чтецом? (Дети знакомы со схемой анализа прочитанного.)
– Давайте вспомним, какое название у «Поэтической тетради» из раздела: «Страна далёкого детства»?
«Мне вспомнились детства далёкие годы…» (Учитель делает запись на доске.)
– Почему она так называется? ( Авторы вспоминают своё ушедшее детство.)
– Значит, о каком стихотворном жанре пойдёт речь? (Жанр воспоминаний.)
– Чьи воспоминания мы уже прочили? (Дети перечисляют, а учитель записывает.)
– Что же объединяет все эти произведения? (Настроение.)
Выразительное чтение стихотворения В. Я. Брюсова «Опять сон». (Задавалось на дом.)
И румянит сетку небосклона. (С. А. Есенин С добрым утром)
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
сбежали мутными ручьями
На потоплённые луга.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея блещут небеса.
Ещё прозрачные леса
Как будто пухом зеленеют. (А. С. Пушкин Гонимы вешними лучами)
Вверх, по недоступным
Крутизнам встающих
Гор, туман восходит
Из долин цветущих;
Он как дым, уходит
В небеса родные,
В облака свиваясь
Ярко-золотые. (Я. Полонский Утро)
Для учеников:
Улыбнулись сонные берёзки,
Растрепали шёлковые косы.
Шелестят зелёные серёжки,
И горят серебряные росы.
Пчела за далью полевой
Летит из кельи восковой.
Долины сохнут и пестреют;
Стада шумят, и соловей
Уж пел в безмолвии ночей.
Я согласен даже НЕ
Рисовать на карте!
И согласен даже НЕ
Танцевать на парте!
Луч зари с лазурью
На волнах трепещет;
На востоке солнце,
Разгораясь, блещет.
И сияет утро,
Утро молодое…
Ты ли это, небо
Хмурое, ночное? (Ритм и рифма помогают ученикам найти нужный отрывок.)
– Какое стихотворение вам показалось знакомым? (Совсем недавно мы знакомились с творчеством С. Есенина и работали над стихотворением «С добрым утром».)
– Если вы вспомните автора этого произведения, то узнаете, кто будет делиться своими воспоминаниями из детства сегодня.
Подготовка к художественному восприятию.
На доске портрет С. Есенина (1895 – 1925)
Под портретом запись:
Стихи свежие, чистые, голосистые…
А. Блок
Кто из вас любит сказки? Поднимите руки!
Какие сказки вам нравятся больше всего? (народные, авторские; волшебные, бытовые или о животных)
Вам нравится самим читать сказки или вы любите их слушать?
Кто из вас в семье лучший рассказчик сказок?
Поэт С. Есенин в детстве тоже очень любил сказки. Сказки, рассказанные бабушкой, остались в его душе, его памяти на всю жизнь. «Бабушка любила меня из всей мочи, и нежности еёне было границ», – вспоминает Есенин.
К сожалению, у Есенина почти нет стихов, обращённых к детям. Но с одним из них мы всё же познакомимся.
Откройте учебники на странице 71. Прочитайте заголовок!
Можно ли по нему определить, каким воспоминанием будет делиться с нами поэт?
Художественное восприятие.
Хочу вам напомнить, что воспоминание – это своего рода дневниковые записи, мы заглядываем человеку в душу.
– Прочитайте это стихотворение «про себя»! Попробуйте почувствовать настроение этого произведения.
Художественный анализ.
Понравилось ли вам это стихотворение?
Какое настроение оно у вас оставило? (уютное, сказочное, шаловливое, лёгкой грусти и т. д.)
Какие строчки вам бы хотелось перечитать? (Дети зачитывают понравившиеся им отрывки.)
Кто главный герой этого произведения? (Дети.)
Какими они вам показались? (смешными, задорными, хитрыми, весёлыми, уставшими и т. д.)
Найдите в тексте слова, которые это подтверждают.
Чем занимались дети в свободное время?
Как вы понимаете выражение «разухабистой гурьбой»?
Что означает слово «опостылеют»?
Знакомо ли вам это состояние?
Найдите слова, которые помогают нам понять, с какой любовью и вниманием слушали дети сказки, рассказанные им бабушкой! (Еле дышим...)
На какие хитрости шли дети, чтобы подольше послушать бабушкины сказки? (Притворимся, что не слышим, если мама нас зовёт…)
Случалось ли с вами подобное?
Посмотрите на иллюстрацию. Расскажите, что вы видите? Как вы думаете, изображён ли здесь С. Есенин?
Художественное исполнение.
– В парах отработайте интонацию, логические ударения, обратите на тип рифмы (перекрёстная). Прочтите друг другу!
– Кто желает прочитать стихотворение всему классу?
Повторение.
Работа в группах.
– Что вы знаете о поэте – С. Есенине?
Каждой группе даются карточки. Первая группа: Дети читают записи и отбирают только те, в которых содержится информация о С.Есенине. Вторая группа, зачитывает оставшиеся карточки.
– Кого из поэтов вы узнали? (В. Я. Брюсова)
Карточки:
Детство прошло среди полей и степей. Рос под призором бабки и деда… Стихи начал слагать рано, с 9 лет.
Многие стихи стали поистине народными песнями и романсами. Поэта называли «певцом русской природы».
Родился в селе Константинове Рязанской губернии, в крестьянской семье.
Поэт, безгранично любивший Русь.
Талантливый поэт. Родился в московской купеческой интеллигентной семье. Дед по матери писал стихи, повести, драмы; отец печатал стихи в мелких изданиях.
Поэт, любящий город. Упоение его грандиозностью современного города, темпом его жизни, к городскому пейзажу.
Велика заслуга поэта, как переводчика. Принимал горячее участие в подготовке Большой Советской Энциклопедии.
Осуществил свою давнюю мечту о создании литературного высшего учебного заведения, создав Высший литературно-художественный институт.
Итог урока. Рефлексия.
– Какое маленькое открытие для себя вы сделали на этом уроке?
В заключении учитель читает отрывок из стихотворения Н. Брауна.