kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по литературному чтению на тему: "С. Есенин. «Бабушкины сказки» (наизусть). Развитие чувства в лирическом произведении".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить с творчеством Сергея Есенина, провести исследование текста лирического произведения; проанализировать глубину восприятия стихотворения С. А. Есенина  «Бабушкины сказки»; развивать умение создавать некий образ на основе его словесного описания; пополнить библиографические знания о поэте; обогащать словарный запас.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению на тему: "С. Есенин. «Бабушкины сказки» (наизусть). Развитие чувства в лирическом произведении".»

Класс: 4

Предмет: Литературное чтение

Тема: С. Есенин. «Бабушкины сказки» (наизусть). Развитие чувства в лирическом произведении.

Цели урока: познакомить с творчеством Сергея Есенина, провести исследование текста лирического произведения; проанализировать глубину восприятия стихотворения С. А. Есенина «Бабушкины сказки»; развивать умение создавать некий образ на основе его словесного описания; пополнить библиографические знания о поэте; обогащать словарный запас.

Задачи:

  1. Формировать умение анализировать стихотворение; понимать стихотворение как способ передачи чувств и мыслей автора; пополнять словарный запас учащихся через словарную работу.

  2. Развивать навык выразительного чтения как средства выражения своего понимания; развивать познавательную активность.

  3. Воспитывать любовь к близким, к русской поэзии.

Тип урока: Урок открытия нового знания

Планируемые результат:

Предметные УУД: Умение прогнозировать содержание произведения; читать вслух с постепенным переходом про себя, увеличивать темп чтения вслух

Метапредметные УУД:
Познавательные: анализ художественного текста, выделение в нём основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации в книге, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, сопоставлять эмоциональную окрашенность разных произведений.

Коммуникативные: ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях).

Регулятивные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание её, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

Личностные: Понимание особенностей поэтического текста и выражение своих чувств.

Учебник: “Литературное чтение. 4 класс. 2 часть” Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, с.71;

Оборудование: компьютер, презентация « С.А. Есенин « Бабушкины сказки»», аудиозапись песни «Кабы не было зимы», видеоролик « Бабушкины сказки».

Ход урока.

I.Организационный момент.

Вы готовы, глазки? (Поглаживают веки глаз)

Да! (Смотрят в «бинокль»)

Вы готовы, ушки?

Да! (Прикладывают ладони к ушам, поглаживая их)

Вы готовы, ручки?

Да! (Хлопают в ладоши)

Вы готовы, ножки?

Да! (Поглаживают ноги, притопывают)

Вы готовы ребята?

Да! (Разводят руки в стороны и обнимают себя)

Жизнь и творчество С.А.Есенина

1.Сергея Александровича Есенина представлять, кажется, не надо — это самый читаемый в России поэт. Современники отмечали необычайно стремительное вхождение его в литературу, всеобщее признание. Максим Горький писал: «Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое — более всего иного — заслужено человеком».

Есенин — единственный среди русских великих лириков поэт, в творчестве которого невозможно выделить стихи о родине в особый раздел! Все, написанное им, проникнуто «чувством родины». Как писал сам поэт: «Чувство родины — основное в моем творчестве». Заметим, не «тема», а «чувство». Например, в стихотворении «Гой ты, Русь моя родная» (читаем его) рисуется образ родины-рая. Есенин народный, национальный поэт не только потому, что он родился в самой что ни на есть российской деревне, что писал о родной природе, что язык его стихотворений прост и понятен, но и потому, что каждый человек в России хоть однажды переживал те же чувства, что и Есенин, что Есенин выразил национальный характер, национальные настроения, мечты, сомнения, надежды.

Прочитаем его автобиографию, написанную им незадолго до смерти, в октябре 1925 года. (Читаем «О себе»). Есенин настолько «свой», что нам кажется, что о нем-то мы все знаем. И все же этот человек за свою очень короткую жизнь оставил литературное наследие, которое содержит, как оказывается, еще много загадок. В самом звучании его фамилии есть что-то природное, лесное, весеннее — и никаких псевдонимов, столь популярных в его время, не понадобилось.

2. Доклад-сообщение ученика о жизни и творчестве Есенина. (Презентация по теме. 15 мин.).

С.А. Есенин родился в Рязанской губернии в крестьянской семье. С 1904 по 1912 год учился в Константиновском земском училище и в Спас-Клепиковской школе. За это время им было написано более 30 стихотворений, составлен рукописный сборник «Больные думы» (1912), который он пытался опубликовать в Рязани. «Береза» - первое напечатанное стихотворение С. Есенина. С первых же стихов в поэзию Есенина входят темы родины и революции. Поэтический мир становится более сложным, многомерным, значительное место в нем начинают занимать библейские образы, христианские мотивы.

С августа 1912 г. живет в Москве, работает в лавке, потом в типографии Сытина. Учился на историко-философском отделении Московского городского Народного университета им. Шанявского, не закончил. В конце 1913 года сближается с Суриковским литературно-музыкальным кружком, избирается в редакционную комиссию. С 1914 г. публикует стихи в детских журналах «Мирок», «Проталинка», «Доброе утро».

В 1915 году Есенин приезжает в Петроград, встречается с Блоком, который оценил «свежие, чистые, голосистые» стихи «талантливого крестьянского поэта-самородка», помог ему, познакомил с писателями и издателями. Осенью 1915 г. он входит в литературную группу «Краса» и литературно-художественное общество «Страда».

В начале 1916 года выходит первая книга «Радуница», в которую входят стихи, написанные Есениным в 1910-1915 годах. Есенин позже признавался: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины - основное в моем творчестве». Один из основных законов мира Есенина - это всеобщий метаморфизм. Люди, животные, растения, стихии и предметы - все это, по Есенину, дети одной матери-природы. Он очеловечивает природу. Книга пропитана фольклорной поэтикой (песня, духовный стих), ее язык обнаруживает немало областных, местных слов и выражений, что тоже составляет одну из особенностей поэтического стиля Есенина.

В 1915-1916 гг. у гармоничного лирического героя Есенина появился мятежный двойник, «грешник», «бродяга и вор», а Россия стала уже не только страной кроткого Спаса, но и мятежников. В этот период Есенин испытал на себе влияние идеолога скифства Р.В. Иванова-Разумника. Он становится участником сборников «Скифы» (1917, 1918). Разделявшие взгляды эсеров, «скиф» Иванов и поэт-старообрядец Клюев способствовали тому, что Есенин объединил понятие крестьянского рая с революционной идеей. Идеи этого периода нашли отражения в поэмах 1916-1918 гг.: «Товарищ», «Отчарь», «Октоих», «Пришествие», «Преображение», «Инония» и др.

В первой половине 1916 г. С.А. Есенин призывается в армию, благодаря друзьям получает назначение санитаром в Царскосельский военно-санитарный поезд № 143 Ее Императорского Величества. Вместе с Клюевым дают концерты. В день своих именин Есенин получил от великой княгини Елизаветы Федоровны икону Сергия Радонежского.

Во второй половине 1916 года поэт готовит новый стихотворный сборник «Голубень». Уже отчетливей проступают приметы другой, каторжной Руси, по которой бредут «люди в кандалах» («В том краю, где желтая крапива» (1916), «Синее небо, цветная дуга» (1916). Меняется герой есенинской лирики: он то «нежный отрок», «смиренный инок», то «разбойник с кистенем» («Наша вера не погасла» (1915), «Разбойник» (1915), «Устал я жить в родном краю» (1916). Эта же двойственность определяет и образ «нежного хулигана» в стихах Есенина периода «Москвы кабацкой» (1924).

События 1917 года вызвали резкий перелом в творчестве поэта, ему казалось, что наступает эпоха великого духовного обновления, «преображения» жизни, переоценки всех ценностей. И Февральскую, и Октябрьскую революции он принял по-скифски, как крестьянские и христианские по содержанию. Есенин сближается с эсерами (сборник «Звездный бык» напечатан в поезде Троцкого, в его типографии).

Весной 1918 года Есенин переехал из Петрограда в Москву, где выходит сборник «Голубень», вобравший в себя стихи 1916-1917 годов. Затем поэт выпускает сборники стихотворений «Преображение» (1918), «Сельский часослов» (1918). В 1919 Есенин - один из идеологов имажинизма: вышла книга «Ключи Марии», в которой Есенин сформулировал свой взгляд на искусство, его суть и цели. Эта работа была принята как манифест имажинистов, объединение которых произошло в 1918-1919 годах. Имажинисты организуют издательство «Московская Трудовая Артель Художников Слова», открывают кафе «Стойло Пегаса», свое издательство и свою книжную лавку.

Женившись на американской танцовщице Айседоре Дункан, с мая 1922 до августа 1923 года Есенин жил за границей: в Германии, Бельгии., Франции, Италии, США. Из заграничной поездки он привез сборник «Москва кабацкая», который был издан в 1924 году. Впечатления о путешествии по Европе и США отразились в прозаическом опыте Есенина «Железный Миргород»

В статье «Быт и искусство» (1921) С.А, Есенин отвергал принцип национального искусства, принцип поэтического диссонанса. Таким образом, в русской поэзии сложились две версии имажинизма. Революционные потрясения не дали России долгожданного земного рая. Поэт пережил крах своих революционных иллюзий. «Я перестаю понимать, к какой революции я принадлежал. Вижу, что не к февральской и не к октябрьской, по-видимому, в нас скрывался и скрывается какой-нибудь ноябрь». Вместе с Волошиным, Клычковым, Пильняком, А. Толстым, Мандельштамом и другими Есенин подписал письмо в отдел печати ЦК РКП(б) в защиту гонимых большевистской идеологией писателей.

Поэзия С.А. Есенина последних, самых трагических лет (1922-1925) отмечена стремлением к гармоническому мироощущению. Чаще всего в лирике ощущается глубокое осмысление себя и Вселенной («Не жалею, не зову, не плачу...», «Отговорила роща золотая...», «Мы теперь уходим понемногу...» и др.). Поэт понимал, что близкая его сердцу деревня - это «Русь уходящая». Об этом свидетельствует его поэма «Сорокоуст» (1920), сборники стихотворений «Исповедь хулигана» (1921), «Стихи скандалиста» (1923), «Москва кабацкая» (1924), «Русь Советская» (1925), «Страна Советская» (1925), «Персидские мотивы» (1925), написанные на Кавказе и связанные с именем Шаганэ Тальян.

В ноябре 1925 года поэт закончил автобиографическую, исповедальную поэму «Черный человек», которая оказалась последней в ряду написанных им поэм, а среди них были такие значительные, как «Пугачев» (1921), «Страна негодяев» (1922-1923), «Песнь о великом походе» (1924), «Анна Снегина» (1925). Некоторое время Есенин находился в бакинской больнице водников с подозрением на воспаление легких (окончательный диагноз - туберкулез).

Жизнь С.А. Есенина трагически оборвалась в Петрограде, в гостинице «Англетер» при невыясненных обстоятельствах. Поэта нашли повешенным. После гибели Есенина начался период официального забвения его творчества. В 1927 году появилась статья Бухарина «Злые заметки». Творчество поэта было признано мелкобуржуазным, кулацким, не соответствующим великой эпохе. Статья на много лет стала идеологической основой для литературоведческих работ и учебников.

А стихи его знала, читала и пела вся Россия.

Работа над стихотворением

1.Вступительная беседа

-Любите ли вы сказки?

Какие сказки вам нравятся больше всего (народные или авторские, волшебные, о животных или бытовые)?

Нравится ли вам самим читать сказки или вы любите их слушать?

Кто у вас в семье лучший рассказчик сказок?

Поэт Сергей Есенин в детстве тоже очень любил сказки. Сказки, рассказанные бабушкой, остались в его душе, его памяти на всю жизнь. Вот как он вспоминает об этом.  

2.Первичное ознакомление с произведением

Учитель выразительно читает стихотворение С. А. Есенина «Бабушкины сказки».  (слайд 12)

3.Первичные впечатления учащихся

Какое настроение оставило у вас стихотворение?

Какими вам показались дети?

На какие хитрости они шли, чтобы подольше послушать бабушкины сказки?

Случалось ли с вами подобное?

С каким чувством поэт вспоминает детские годы и бабушкины сказки? Из каких слов это видно?

4.Словарная работа   

Объясните значения слов:

Задворки – место за дворами, позади изб.

Разухабистая – весёлая, задорная, бойкая

Гурьба – шумливая группа людей.

Опостылеть – надоесть, надоевший, надоедать.

Галдеть – громко говорить, орать.

Брести – идти с трудом, тихо.

Пригорок – небольшой холм, бугор.

Минутка отдыха для глаз

Подберите синонимы к слову 

Притворяться – изображать, разыгрывать, симулировать, представляться, прикидываться, делать вид …

Подберите антоним к слову

Загалдеть – замолчать

5. Работа над выразительностью

  • Чтение рядами - 1 ряд, 2 ряд,

  • Чтение – мальчики, девочки

  • Чтение хором

  • Индивидуальное чтение (2-3 учащихся)

VI. Итог урока

Какие воспоминания пробудил в вас сегодняшний урок?

С каким чувством вы уходите с урока

VII. Рефлексия

Закончите фразу: «Мне урок …, тем что …»

Прием Синквейн

1стр.-1 существительное

2 стр.- 2 прилагательных

3 стр.- 3 глагола, которые характеризуют действия предмета

4 стр.- фраза из 4 слов

5 стр.- синоним к 1 слову
ПРИМЕР:

Дети

Шумные, разные

Бредут, сидят, слушают

Мы загалдели, начинаем приставать

Гурьба

Домашнее задание: по выбору перечитать ещё раз стихотворение С. А. Есенина «Бабушкины сказки» с. 71. подготовить выразительное чтение стихотворения, по желанию выучить его наизусть.


  1. Чтение стихотворений Есенина о родине, о природе, анализ стихотворений («В хате», «Выткался на озере…», «Сыплет черёмуха снегом…» и др., выбор)

  2. Выучить стихотворение (по выбору).

  3. Индивидуально: сопоставить стихотворение Ф.И.Тютчева «Чародейкою зимою», А.А.Фета «Печальная берёза» и С.А.Есенина «Пороша» и «Берёза».

Используемые источники:

Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях. Часть 2. М.: Просвещение, 2014, 223 с. (Школа России)

Кутявина С. В. Поурочные разработки по литературному чтению: 4 класс. М.: ВАКО, 2014, 240 с. (В помощь школьному учителю)

Интернет источники:

Зимний пейзаж http://img.mota.ru/upload/wallpapers/2010/12/28/13/01/23605/Zm9fLaXlvt-1280x720.jpg 

С. А. Есенин http://100v.com.ua/sites/100v.com.ua/files/esenin.jpg 


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Когутовская Ирина Михайловна

Дата: 30.05.2020

Номер свидетельства: 552021


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства