Просмотр содержимого документа
«Русский язык "Виды предложений по цели высказывания", 4 класс. УМК "Перспектива"»
Тема урока: Виды предложений по цели высказывания и по интонации. Знаки препинания.
Цели: показать роль интонации и специальных языковых средств (глаголы в повелительном наклонении, вопросительные слова) в формировании определённого типа предложений по цели высказывания и по интонации; развивать речь учащихся при составлении предложений, разных по цели высказывания.
Формируемые УУД:
Познавательные-использование методов решения проблем творческого и поискового характера;
Коммуникативные-умение в устной речи выражать свои мысли в соответствии с поставленной задачей; умения представлять и защищать результат совместной деятельности
Регулятивные- способность принимать и запоминать учебную цель и задачу, придерживаться их;
Личностные- творческое, исследовательское самообучение; формирование эстетических чувств (совесть, осознание вины, ответственность за свои поступки) как регуляторов морального поведения.
Оборудование: задания на карточках, на доске или слайде для этапа самоопределения, толковые словари.
Ход урока
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Организационный момент.
-Каким бы вы хотели видеть урок?
-Но для этого нужно помнить, что вы одна дружная семья и от работы каждого зависит общее дело, его результативность. И девиз урока-
Один за всех и все за одного
«Никто не знает так много, как все мы вместе!»
Запись числа (Двенадцатое октября) , классная работа ( с комментированием учениками)
2.Актуализация знаний
Работа над каллиграфией
Красиво писать - красоту творить!
Чистописание
- Запишите в строчку задание, задание будет связано с темой прошлого урока: звуки и буквы алфавита.
Назовите парную согласную буквы з и запишите ее. (с)
Какая буква в алфавите стоит перед буквой п? (о)
Назовите букву, которая придаёт мягкость согласной букве и не имеет звука (ь)
Назовите согласную букву, которая идёт после буквы М и запишите ее. (н)
Эта буква волшебная, она в некоторых случаях имеет два звука, а замена её в звуковой оболочке – звук Э (е)
А что вы ещё знаете про буквы алфавита?
- А теперь попробуйте собрать все эти буквы вместе и составить слово. Что получилось? (Осень)
Проблема:
-Ребята, что написано на доске. (слово)
-Что можете сказать про это слово? (время года, состоит из 5 букв и 4 звуков)
- А я хочу сказать, что это предложение. Вы поддержите меня?
-Могут ли предложения состоять из одного слова? (могут) (Предложение может состоять из одного или нескольких слов)
3. Самоопределение к деятельности (работа по учебнику)
-Загляните в учебник на стр.52 упражнение 75.
-Прочитайте, можно ли сказать, что вы прочитали предложения? (Нет, там слова)
-Что нужно сделать, чтобы получились предложения? (Связать по смыслу)
-Давайте составим из них предложения.
(В наших лесах живёт много лосей.
Люди заботливо охраняют красивых зверей.
Умные лоси почти не страшатся людей.)
-Что вы сейчас делали, чтобы составить полноценные предложения? (Собирали слова по смыслу)
-Как вы думаете, о чём сегодня мы будем говорить? (о предложениях)
-Вспомните, что вы ещё знаете о предложении? Вы должны записать, что вы знаете на листочках (ЗНАЮ- ХОЧУ УЗНАТЬ-УЗНАЛ)
А я на доске запишу. (записываю ключевое слово ПРЕДЛОЖЕНИЕ) .
Как вы думаете, что мы сейчас с вами можем составить? (кластер)СЛАЙД 1
Составление кластера (сбор идей учащихся, их знаний и систематизация знаний, идей)
Сейчас мы с вами будем записывать все ваши понятия в течении урока в кластер
(Написали на доске идеи учащихся)
-Теперь, напишите, что вы хотите ещё сегодня узнать? (на листочках -ХОЧУ УЗНАТЬ)
4. Открытие новых знаний.
Послушайте историю
Как Восклицательный знак едва не подрался с Вопросительным
Забрел не туда Вопросительный знак И места себе не находит никак. Кого ни встречает – ко всем пристает И каждому странный вопрос задает:
- Скажите, нельзя ли, ответьте, нельзя ли, Чтоб эти стихи по-другому читали? Вот так: Забрел? Не туда? Вопросительный знак? И места себе не находит? Никак?
- А ну убирайтесь отсюда, Вопрос! -
В сердцах Восклицательный знак произнес…
- Для драки, - (сказала спокойная Точка) Нет места. Настала последняя строчка.
Поможем помирить знаки в одном тексте.
РАБОТА в ПАРАХ
Разделите запись на предложения и расставьте нужные знаки препинания.
Проверь себя
Стоит в лесу тишина. Только отдалённый звук раскатывает эхом по лесу. Кто это? Это глухари. Осеннее солнце цепляет верхушки деревьев. Опавшая листва шуршит под ногами. Какой чистый воздух!
-Какого предложения по цели высказывания не хватает?
Так как у нас ГОД ЭКОЛОГИИ (дополните текст побудительным предложением) Например, Берегите лес!
Объясните выбор постановки знаков.
От чего зависит постановка знака в конце предложения?
Постановка знаков в конце предложения зависит от интонации и от того, что мы хотим донести до слушателя, - значит от цели высказывания
Какие цели ставят перед собой люди, общаясь?
ХОЧУ О ЧЕМ-ТО СПРОСИТЬ…
Какая сегодня погода?
ХОЧУ О ЧЕМ-ТО СООБЩИТЬ…
На улице идет дождь.
ХОЧУ ПРИЗВАТЬ КОГО-ТО СОВЕРШИТЬ ДЕЙСТВИЕ…
Не забудьте зонт!
Составление кластера (сбор идей учащихся, их знаний и систематизация знаний, идей):
-Что вы можете ещё добавить о предложении?
(бывает побудительное, повествовательное, вопросительное, восклицательное, невосклицательное, в конце ставится точка, ?, ! знаки, выражает законченную мысль, распространённое, нераспространённое)
Предложения по цели в речи отличаются.
Одни нас информируют, в них что-нибудь сообщается.
Другие нам советуют, а третьи выясняют.
Бывают предложения очень любознательные,
Бывают «узнавательные» и даже «приказательные»
- Предположите, о чем ещё мы будем говорить на уроке?..
- Верно, сегодня мы будем говорить о предложениях, разных по цели высказывания. Поставьте цель…( научиться определять предложения по цели высказывания и ставить знаки препинания в конце предложения)
5.Физминутка.
- Если вы слышите побудительное предложение – то встаете, если повествовательное – сидите, если вопросительное – хлопаем в ладоши. Будьте внимательны.
Что такое басня? (хлопают)
С книгою жить- век не тужить (сидят)
Любите книгу- она источник знания. (встают)
Я ль на свете всех милее всех румяней и белее? (хлопают)
Береста- это верхний слой коры берёзы (сидят)
Не рвите первоцветы, берегите матушку-природу! (встают)
Записи Онфима, это бесценное сокровище? (хлопают)
В овраге мы нашли родник. (сидят)
Ребята, берегите природу, ибо она наш дом! (встают)
Продолжить могут и сами ребята
6.Развитие умений
Работа по учебнику стр.53
Упражнение 76. Прочитайте предложения. Определите их тип по цели высказывания и по интонации.
7. Итог урока. Оценивание.
- Наш урок подходит к концу. Давайте покажем, что он прошёл не зря и мы не только вспомнили какими бывают предложения, но и научились пользоваться своими знаниями.