Просмотр содержимого документа
«Русский язык "Число имен прилагательных"»
Тема: «Число имен прилагательных»
Цель: развивать умение определять число имен прилагательных; отработать умение составлять словосочетания «имя прилагательное + имя существительное».
Планируемые результаты (предметные): Овладевают умением ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Обсуждение задания
III. Минутка чистописания.
Вв Тт Уу
IV. Актуализация знаний.
-Весна – замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна. Хотите увидеть, как это происходит?
-Подберите к данным именам прилагательным подходящие по смыслу имена существительные и запишите получившиеся словосочетания.
Последний …,тёплое …, зелёная …
Слова для справок: снег, солнышко, трава.
-У прилагательных выделите окончание, укажите род.
-Посмотрите, какая красивая картина у нас получилась. Даже у нас в классе повеяло весной.
Наблюдение над изменением имен прилагательных по числам.
-Посмотрите на картинку. Что вы видите? (шар), обозначает, сколько предметов? (один), а на другой – (несколько таких же предметов). Составим словосочетания и запишем.
Воздушный шар – воздушные шары.
- Какие части речи вы использовали при записи? - В каком числе стоит слово шар? А слово воздушный? - В каком числе стоит слово шары? А слово воздушные?
- Какой вывод можно сделать? (Имена прилагательные стоят в том же числе, что и имена существительные.)
2. Работа по учебнику.
Упр. 135 стр. 78. - Прочитайте.
- Слова, какой части речи помогли представить вам цветы?
- Объясните значение слов, данных в задании.
Голубой - цвет. Голубенький – дополнительный оттенок, авторское отношение использовалось в частушках, фольклоре голубенький цветочек.
Голубой и темно-голубой (оттенки цветов).
Сквозистый – сквозь который видно, сквозит, просвечивает (пропускающий сквозь свет).
- В каком числе употреблены имена прилагательные? Почему?
-Запишите в тетради стихотворение Аполлона Николаевича Майкова или Алексея Константиновича Толстого.
-Прочитайте ниже сведения о языке стр. 78.
-Как определить число имени прилагательного? (По числу имени существительного, с которым оно связано.)
-Как изменяются имена прилагательные? (Имена прилагательные в единственном числе изменяются по родам.)
Упр. 136 стр. 78.
- Прочитайте пары словосочетаний. Назовите пропущенные окончания.
- Сравните пары словосочетаний. Чем они похожи и в чем их различие?
- В каком числе стоят имена прилагательные с пропущенными окончаниями?
VII. Физминутка.
VIII. Закрепление. Работа в парах.
-Поставьте каждое слово в словосочетании во множественное число.
Пример: День теплый - дни теплые.
Каждой паре раздаются карточки.
Поставьте каждое слово в словосочетании во множественное число.
Ед.ч. Мн.ч.
Берёза кудрявая ………… какие? ……..
Облако пушистое ………… какие? ……...
Поставьте каждое слово в словосочетании во множественное число
Ед.ч. Мн.ч.
Река быстрая ………… какие? ……..
Пруд мелкий …………. какие?........
Поставьте каждое слово в словосочетании во множественное число
Ед.ч. Мн.ч.
Бабочка красивая ………… какие? …………
Облако белое ………… какие? ………….
Проверка.
IX. Рефлексия.
X. Итог урока.
-Какие окончания имеют имена прилагательные во множественном числе?
-Как определить число имен прилагательных?
Верите ли Вы, что часть речи, которая отвечает на вопросы какой? какая? какое? обозначает признаки предмета? (Верно.)
Верите ли Вы, что имена прилагательные бывают собственными и нарицательными? (Неверно.)
Верите ли Вы, что имена прилагательные могут обозначать различные признаки: цвет, вкус, форму, размер, запах, внутренние и внешние качества человека? (Верно.)
Верите ли Вы, что слова легкий, весенний, звонкие, прохладный – это имена прилагательные? (Верно.)
Верите ли Вы, что имена прилагательные бывают одушевленными и неодушевленными? (Неверно.)