- Сформулируйте цели урока, закончив предложения. Слайд 3
- На уроке вас ожидает много интересных заданий, которые потребуют от вас знаний, внимания, сообразительности. Если у вас что-то не получится, я приду к вам на помощь. Сегодня вы будете оценивать себя сами, друг друга, я буду оценивать вас. Все результаты будут отражены в оценочных листах, и в конце урока мы узнаем, как каждый из вас усвоил тему.
- Закройте глаза. Мысленно произнесите: «У меня всё получится. Я всё смогу».
Минутка чистописания Слайд 4
- Обобщая знания по теме «Имя прилагательное», мы будем говорить о зимушке-зиме, о зимней природе и даже отправимся в лес.
- Зима одела все деревья в серебристый наряд, белоснежным ковром застелила землю.
- Что означают написанные сочетания?
- Запишите их в тетради, правильно соединяя буквы.
Вывод: отрабатывая каллиграфический навык, мы повторили написание окончаний прилагательных.
Актуализация знаний
- Что такое имя прилагательное? Слайд 5
- По частоте употребления имя прилагательное занимает 3 место.
- Для чего прилагательные используются в речи?
- Прилагательные помогают передать красоту, увидеть цвет, услышать звуки.
- Почему в учебнике сначала изучают имя существительное, а потом имя прилагательное?
Слайд 6
- Имена прилагательные всегда связаны с именами существительными
- Как изменяются прилагательные?
Вывод: мы повторили теоретический материал по теме.
Словарная работа
- Если точно описать предмет с помощью прилагательных, то можно узнать его, даже не видя. В этом мы убедимся, выполнив словарную работу.
- Я называю имена прилагательные, а вам нужно догадаться и записать имена существительные.
Вывод: повторяя написание словарных слов, мы учились грамотно писать и оценивать друг друга.
Работа над предложением
- Как бы вы охарактеризовали погоду сегодня?
- Самое время отправиться в зимний парк.
Слайд 15 (звуки птиц)
- Прочитайте слова.
- Можно ли их назвать предложением? Почему?
- Что нужно сделать, чтобы получилось предложение?
(запись предложения)
- А знаете ли вы, почему снегиря так назвали?
- Потому что прилетают к нам с севера вместе с первым снегом. Есть такая народная примета. Как только пойдёт первый снежок – жди снегиря.
- Найдите в предложении главные члены.
- Что заметили?
- Есть ли в предложении имена прилагательные? Докажите.
- Что значит «суетливые»?
- Какого числа прилагательные? Почему?
- Какая часть слова указывает, что изменяется число? Выделите окончания.
- А почему птичкам зимой требуется больше внимания и заботы?
Слайд 16
- Послушайте стихотворение А. Яшина (читает подготовленная ученица)
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Приучите птиц в мороз
К своему окну.
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
- Зима для птиц – самое тяжёлое время года и подкормить их в этот период – значит спасти от гибели.
Вывод: мы учились составлять предложения, находили прилагательные и определяли их число.
Работа с сигнальными карточками
(определение рода прилагательных)
- Как определить род имён прилагательных?
- Определите род прилагательных.
зимний денёк раннее утро
чудесная погода горячий кофе
забавный снеговик белоснежное поле
белая берёза радостное настроение
- Оцените себя.
Вывод: мы отрабатывали умение определять род имён прилагательных.
ФизкультминуткаСлайд 17
Самостоятельная работа
- Мы продолжаем нашу прогулку. Слайд 18
- Прочитайте слова. Чем они похожи? Чем они отличаются?
- Изменяются ли имена существительные по родам?
- Определите их род. Слайд19
Слайд 20
- Что означают эти сочетания? На сколько групп их можно разделить?
- Проверьте. Слайд 21
Слайд 22
- «Украсьте» эти существительные, не забывайте о правильном написании родовых окончаний имён прилагательных.
- Какие прилагательные вы подобрали?
- Оцените свою работу.
Вывод: мы учились использовать имена прилагательные в речи, согласовывая их с существительными.
Работа с учебником
с. 56, упр. 129
- Как определить падеж имён прилагательных?
Вывод: мы учились правильно писать падежные окончания прилагательных и определять падеж.
Работа в паре
- Имена прилагательные очень часто используются в загадках, фразеологизмах, пословицах. (раздаются карточки)
- Попробуйте определить, какое задание вам нужно выполнить.
- Как называются имена прилагательные в этих пословицах?
- Объясните смысл пословиц.
- Когда их можно использовать в жизни?
Вывод: выполняя это задание, мы убедились, что имена прилагательные часто используются в пословицах.
Работа в группе
- Нам предстоит ещё одно дело – работа в группе.
Слайд 23
- Что изображено на этой иллюстрации?
- Какое настроение вызывает у вас зимний пейзаж?
- Кто из вас был в лесу зимой? Слайд 24
- Какие звуки можно услышать в лесу? Слайд 25
- Мы попали в зимний лес,
Полный сказок и чудес.
Слайд 26
- Прочитайте. Это текст? Почему?
- Как его можно озаглавить?
- Вам понравился этот текст?
- Что нужно сделать?
- Распространите текст именами прилагательными.
(1 группа – дифференцированное задание – составить текст самостоятельно)
- Вы сейчас – команда и успех ваш зависит от работы каждого.
(звучит музыка П.И. Чайковского «Времена года»)
Проверка, оценивание работы.
Слайд 27
Вывод: выполняя задание, мы убедились, что имена прилагательные делают нашу речь более яркой и выразительной.
Тестирование
- Итог всей нашей работы подведёт тест. Слайды 28-30
Самопроверка, выставление оценок.
Итог урока
- Какие задачи мы поставили? Как вы считаете, справились ли мы с их решением?
- Дайте оценку уроку, используя имена прилагательные. Урок какой?
- Спасибо за работу.
- В результате изучения темы «Имя прилагательное» ваша речь стала красивее и точнее, те знания, которые вы получили, пригодятся вам в успешном обучении в последующих классах.
Рефлексия Слайд 31
- Оцените свою работу.
Видеть мир привыкли люди
Белым, жёлтым, синим, красным.
Пусть же всё вокруг нас будет
Удивительным и разным.
Домашнее задание
Творческое задание – мозаика (вставить в текст имена прилагательные, подходящие по смыслу)