Цели урока: ознакомить детей с новым видом сказок - бытовой сказкой - на примере сказки «Каша из топора»; отрабатывать навыки выразительного чтения; обогащать речь учащихся; учить работать с текстом; развивать мышление, внимание, память.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Русская народная сказка "Каша из топора"»
Урок 11. Новый вид сказок – бытовая сказка. Русская народная сказка «Каша из топора».
Цели урока: ознакомить детей с новым видом сказок - бытовой сказкой - на примере сказки «Каша из топора»; отрабатывать навыки выразительного чтения; обогащать речь учащихся; учить работать с текстом; развивать мышление, внимание, память.
Ход урока
I. Организационный момент
П. Речевая разминка
Работа над скороговоркой:
Около кола - колокола, И на колах - колокола.
III. Проверка домашнего задания
Выставка рисунков. Дети зачитывают отрывки к своим рисункам.
IV. Постановка цели урока
Давайте вспомним, какие виды сказок мы знаем? {Волшебные, о животных, бытовые.)
О чем рассказывают бытовые сказки? (В бытовых сказках говориться о бедных или богатых людях.)
В бытовых сказках высмеивается жадность, скупость, глупость богатых людей и доброта, ум, смекалка бедных. Главными героями сказки являются люди, а действия происходят в обычных домах, в деревнях. Каждая сказка обязательно чему-то учит, высмеивает плохие поступки или отрицательные качества человека.
Сегодня мы познакомимся с одной такой сказкой. Откройте учебники. Прочитайте название сказки.
Можно ли по названию сказки определить главных героев?
V. Изучение нового материала
1. Читают хорошо читающие дети, по ходу чтения - словарная работа:
служивый - солдат, военнослужащий;
побывка - приезд к кому-нибудь на короткое время;
изба - деревянный, крестьянский дом;
вдоволь - достаточно;
варево - горячее жидкое кушанье, похлебка;
чулан - помещение в доме, служило кладовкой;
сдобрить - прибавить к еде что-нибудь, для вкуса;
котел - большой металлический сосуд для варки пищи;
коли - если бы; этакую - такую; сметка - смекалка.
2. Первичная проверка понимания:
Понравилась сказка? Чем понравилась?
Удивило ли вас название сказки? О чем вы подумали, когда прочитали его?
Зачем солдат постучал в избу?
Кто там жил?
Что попросил солдат у старухи?
Как старуха отреагировала на просьбу солдата?
Что придумал солдат? Что он сначала попросил у старухи? А потом?
Что получилось у солдата сварить из топора?
Какой показана старуха в сказке? Каким - солдат?
Почему он так поступил?
VI. Физкультминутка
VII. Закрепление изученного материала
1. Повторное чтение. Читают дети по цепочке.
2. Работа над пословицами.
Прочитайте пословицы, которые записаны на доске.
Какая из этих пословиц больше подходит к нашей сказке?
Догадка и смекалка не хуже разума.
Сметка дороже всего.
Глупый киснет, а умный все промыслит.
2. Выборочное чтение. Найти отрывки к картинкам
Обратите внимание на то, как приветливо обращается к старухе солдат. Прочитайте в тексте.
И как лицемерно отвечает ему старуха. Прочитайте.
За ласковыми словами кроется подтекст. Эмоции не всегда выражаются прямолинейно, но их можно выявить через поступки персонажей.
3. Работа над текстом.
Давайте возьмем простые карандаши и подчеркнем слова в тексте, с помощью которых можно определить чувства, состояние, скрытые мысли героев.