Урок спланирован с учётом методических особенностей курса “Самопознание” и в соответствии с возрастными особенностям детей младшего школьного возраста.
Работа на уроке осуществляется с опорой на жизненный опыт учащихся, знания, жизненные наблюдения. Активность учащихся на уроке обеспечивается включением в разнообразные виды деятельности: беседа, размышление и обсуждение прочитанного, упражнения, прослушивание грамзаписи, динамическая пауза, просмотр мультфильма, работа по пополнению словарного запаса на казахском и русском языках.
Приоритетными на уроке являются следующие понятия: дом, семья, семейные ценности.
Созданию хорошей психологической обстановки на уроке способствует: использование на уроке приёмов “Круг радости”, “От сердца к сердцу”, “Наедине с собой”; включения всех учащихся в активную учебную деятельность с учётом индивидуальных особенностей учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
5 группа – сказка «Айога» (мама, дочь, соседская девочка)
1. Круг радости.
Но вначале я приглашаю вас взяться за руки и встать в «Круг радости» в своих группах.
- Прикоснитесь своей ладонью к ладони стоящего рядом одноклассника и пожелайте друг другу здоровья, счастья, радости и взаимопонимания.
-Скажите друг другу о том, как вы будете работать в группе.
(дети садятся на свои места)
- Вспомните и назовите главных героев ваших сказок. Что объединяет все эти сказки? (говорится о семье, о доме)
Послушайте песню «Родительский дом»
- Назовите тему урока.
Слайд 1
2. Беседа
-Тема урока: «Родительский дом – начало начал»
- Как вы понимаете значение этого выражения?
- Что по- вашему, является домом человека?
(Ответы учащихся: семья, квартира, дом, двор, улица, страна, планета).
Слайд 2
- Выберите понравившееся утверждение:
Воспоминания о доме согревают сердце человека.
Мысли о доме придают силу.
Родной дом – надёжная опора человека.
Вывод: Почему вы выбрали это утверждение?
- А как еще можно назвать то место, где мы родились и живём?
(Родина, отчизна, отечество).
Семья - это наша малая Родина, планета Земля, на которой мы живём - большая
Родина.
- Для чего человеку семья? (Ответы учащихся).
Учитель: На самом деле с древних времён люди жили родами и племенами, позже большими общинами и городами. И у каждого в этом сообществе были свои права и обязанности. Кто-то охотился, кто-то варил еду и берёг семейный очаг, другие присматривали за малышами, обучали их. Это закон природы, сохранения жизни и продолжения рода.
- Ответьте, только ли люди живут семьями? (Нет, животные, птицы, насекомые, растения тоже живут семьями.)
- Как называются их семейные объединения? (Стая, улей, косяк, прайд, семья, колония и т.д.).
3. Работа с пословицами.
- О семье написано много произведений, рассказов, стихотворений. Но самыми краткими и яркими являются пословицы. Цитатой нашего урока будет народная мудрость: «Где любовь и совет, там горя нет».
- Как вы понимаете смысл этой пословицы?
4. Наедине с собой. Просмотр мультфильма «Паучок»
- Сядьте поудобнее и расслабьтесь, мы сейчас посмотрим мультфильм, в котором так же говорится о доме.
- Понравился ли вам мультфильм?
- О чём этот фильм?
(О доме, о семье, семейном счастье, о трудностях и испытаниях, и об их преодолении).
- Какие строчки из песни вам запомнились? (Повторяются: "Но ни за что не порвёт тонкую нить паучок:") А вы поняли, что это за нити? Какие испытания перенесла семья паучков?
- Какие пословицы подходят по смыслу к нашему мультфильму?
(Дружную семью и горе не берет).
- Как вы думаете, почему близкие люди ссорятся?
- Какие ценности наиболее необходимы для мира в доме, в семье?
(Работа в группе) Выберите в группе и наклейте на лист.
В давние времена жила удивительная семья, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва об этой семье долетела до верховного правителя тех мест. И решил он посетить эту семью, чтобы узнать секрет, почему в этой семье такие дружные и счастливые люди. Когда правитель убедился, что всё услышанное правда. То он спросил у главы семейства: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?». Старец взял бумагу и написал одно слово, а затем отдал правителю. Правитель прочитал написанное на бумаге, и удивился.
- Подумайте, какое слово написал старец?
Вывод: Это слово ВЗАИМОПОНИМАНИЕ. Не зря говорят: «Понимание – начало согласия». Если в семье царит ВЗАИМОПОНИМАНИЕ, то в такой семье хорошо живётся всем.
6. Решение ситуации.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЛОВА «СЕМЬЯ» . Работа в группах. ( отличительные признаки)
Учитель: - СЕМЬЯ – сколько загадок в этом слове! Существует несколько версий его происхождения. Вы должны прочитать с выражением прочитать текст: ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЛОВА «СЕМЬЯ»
1.Слово «семья» - делится на 2 слова «семь» и «Я», т.е. 7 + я. Это значит семеро как я. Ведь в семье все чем – то похожи друг на друга: лицом, голосом, взглядом, характером; могут быть общие интересы, увлечения.
2. Число «Семь» - не делится. Оно считается особенным числом и напоминает о том, что и «семья» - тоже едина и неделима.
3. А ещё можно сказать, что слово «семья» происходит от слова «СЕМЯ». Маленькое семя, с любовью посаженное в землю даёт вскоре крепкий росток, на котором со временем появляются сначала нежные цветочки, а затем добрые плоды.
4. Когда наши родители создали семью, она тоже напоминала маленькое семя Его нужно было с любовью взращивать: жить в согласии, заботиться друг о друге. Семья крепнет, а семя превращается в крепкий росток. На нём зацветают и первые цветочки - сынки и дочки.
- Вернёмся к нашим сказкам о которых говорили в начале урока.
1 группа – сказка «Кошкин дом» (кошка-тётя и котята-племянники)
2 группа – сказка «Гуси – лебеди» (сестрица Алёнушка и братец Иванушка)
3 группа – сказка «Морозко» (падчерица, мачеха, отец и дочь)
4 группа – сказка «Репка» (дед, бабка, внучка)
5 группа – сказка «Айога» (мама, дочь)
- Скажите, какие родственные взаимоотношения между героями сказок?
Работа с ИД ( флипчарт) скачать клипарт : тетя, бабушка, дядя, дочь, дед, племянник, мама, папа
Апа әже аға қыз ата жиен шеше әке
Заполни пропуски.
Сестра отца – . . . .
Хранительница семейного очага – . . . .
Наследник рода – . . .
Брат мамы – . . . .
Дитя родителей, но не сын – . . . .
Отец мамы – . . .
Сын брата – . . . .
Мама папы – . . .
Папин папа – это...
Внучка – это дочка сына или ...
Бабушка – это мама мамы или ..
Тетя – это сестра мамы или …
Дядя – это брат мамы или ...
Слайд 4 (слова с казахским переводом)
-Чему учат нас эти сказки.
1.Не забывать о близких родственниках, попавших в беду.
2.Учат заботиться о близких, помогать родителям.
3. Ответственно относиться к тому, чья жизнь в твоих руках.
4. Помогать близким людям, приходить вовремя на помощь.
5. Любовь к родителям проявлять в заботе о них и в помощи им.
7. Разминка.
- Представьте, ребята, что солнышко спустилось по золотой небесной лестнице… Давайте потянем к нему свои руки и попробуем прикоснуться к его золотым лучам…Потянитесь к солнышку высоко - высоко, почувствуйте, как ладошкам становится тепло - тепло.
8. Творческая работа: «Солнышко общения».
- У каждого есть солнышко общения. В центре напишите своё имя. На концах лучиков напишите имена близких родственников.
- А теперь на самом лучике напишите самое приятное для этого человека слово…
(выборочное чтение)
- Вы можете прикрепить солнышко к своему рисунку, пусть оно своими лучами согревает вашу семью.
Вывод:
- Счастливая и дружная семья – это мир, наполненный теплом, заботой друг о друге. Это прекрасный цветок, который распускается от вашей любви и ласки. Я предлагаю оторвать лепесток от нашего семейного цветка, прижать его к сердцу и высказать пожелания своей семье.