Урок риторики во втором классе "Обобщение и закрепление изученного" .
Тема: ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
Цель:
- развитие устной речи и умения общаться;
– закрепление знаний о речевых нормах языка;
– формирование установки на осознание значения соблюдения норм для успешного общения.
Духовно-нравственное воспитание осуществляется на протяжении всего урока, т.к. обучение словесности связано с воспитанием общей культуры поведения, формированием доброго, уважительного отношения людей друг к другу.
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. На основе анализа объектов делать выводы.
3. Обобщать и классифицировать по признакам.
4. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе полученных знаний.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу.
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать
и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Рефлексия
- Ребята, мы сегодня многое вспомнили, справились со всеми заданиями. Теперь Риторик отправляется на каникулы, он будет ждать вас в следующем учебном году.
– Кто доволен своей работой на уроке?
– Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?
Что вам сегодня запомнилось, что показалось трудным? Пригодится ли в жизни то, о чём мы сегодня говорили?
Просмотр содержимого документа
«КОНСПЕКТ РИТОРИКА»
Просмотр содержимого документа
«Резервный материал»
Резервный материал
Таким образом, знание речевых норм помогает в общении людей. Однако, нельзя забывать и о другой стороне культуры общения между людьми. Важная часть культуры поведения – это вежливость. Какие слова чаще всего употребляются в речевом поведении?
Ученики: «Здравствуйте», «до свидания», «извините», «спасибо», «пожалуйста».
Учитель: Верно. Именно эти слова являются основными, базовыми. Исходя из этих слов, мы и выделяем четыре направления возникновения речевых ситуаций. Вспомните эти речевые ситуации. (Записываем их на доске).
Ученики: 1.Приветствие
2.Обращение с просьбой.
3.Умение благодарить.
4.Прощание (До свидания) .
Учитель: Мы с вами знаем, что приветствие должно иметь правильную форму. Что это значит?
Ученики: Нельзя путать обращения «Здравствуйте» и «Привет», то есть неправильное употребление этих слов может прозвучать как оскорбление.
Учитель: Что мы имеем в виду, говоря другому «Здравствуйте»?
Ученики: Мы прежде всего желаем человеку здоровья.
Учитель: Представьте ситуацию: ученик через проезжую часть улицы кричит учителю: «Здравствуйте, Игорь Николаевич!» Как вы оцените такую ситуацию?
Ученики: Это неправильное приветствие, потому что ставит учителя в неловкое положение.
Учитель: Словесная вежливость также должна быть уместной и соответствовать поведению говорящего. А каким тоном необходимо приветствовать?
Ученики: Приветствие произносится искренне, внятно, с улыбкой.
Учитель: Кто должен приветствовать первым?
Ученики: Младший первый приветствует старшего. А руку первым подаёт старший.
Учитель: Какое бывает обращение?
Ученики: Обращение бывает уважительное и сердечное. Например, «Уважаемый Николай Алексеевич!» или «Дорогая Нина Петровна!»
Учитель: Чего нужно опасаться при обращении с просьбой?
Ученики: При обращении не стоит засорять речь несколькими формами сразу. Например, «Будьте добры, пожалуйста, закройте дверь». Нужно выбрать одно.
Учитель: А какими словами выражается благодарность?
Ученики: Словами «Спасибо», «Большое спасибо», «Благодарю».
Учитель: К чему, по-вашему, может привести неумение благодарить?
Ученики: Человек, не умеющий благодарить другого за помощь, может оказаться в одиночестве. С ним никто не будет дружить.
Учитель: Формы прощания тоже бывают разные. От чего это зависит?
Ученики: Это зависит от того, с кем прощаешься и на какое время расстаёшься. Например, учителю надо говорить «До свидания», а однокласснику мы говорим «Пока!»
Учитель: теперь проверим, насколько хорошо вы усвоили эти нормы поведения. Вы должны разыграть ту или иную речевую ситуацию.
Первая группа разыграет приветствие.
Вторая группа – обращение с просьбой.
Третья группа – умение благодарить.
Четвёртая группа – прощание.
Учитель: Теперь посмотрим и проанализируем речевые ситуации, подготовленные группами. (Ученики оценивают ситуации и называют ошибки, допущенные участниками инсценировок).
Просмотр содержимого документа
«Руки тянем в потолок»
Просмотр содержимого презентации
«риторика урок»