Просмотр содержимого документа
«Решение проектных задач в начальной школе»
Тема инновационного педагогического опыта
Проектно - исследовательская деятельность обучающихся как основа формирования ключевых компетенций при обучении математике.
Источник изменений
Существуют противоречия между новыми требованиями к выпускникам школы, конкурентоспособным на современном рынке труда, и результатом образовательного процесса, ориентированного исключительно на академические и энциклопедические познания обучающихся.
Образование должно быть нацелено на формирование у выпускника ключевых компетенций, которые являются ответом системы образования на требования работодателей.
Идея изменений
Идея в организации учебно-воспитательного процесса, направленного на формирование ключевых компетенций обучающихся, создании системы методов, приемов в рамках проектно – исследовательской деятельности при обучении математике.
Концепция изменений:
Актуальность
Актуальность проектно-исследовательской технологии обучения математике определяется социальным заказом на творческую, интеллектуально-развитую, самостоятельную личность; потребностью современной школы в разработке педагогической технологии развития умений и навыков проектной и исследовательской деятельности учащихся; необходимостью обогащения существующей в школе практики организации проектной и исследовательской деятельности учащихся.
Ожидания
Дать обучающимся возможность не только получить готовое, но и открывать что-то самостоятельно; помочь ребенку построить научную картину мира и создать предпосылку для его социализации.
Условия реализации изменений (предполагаемого опыта работы)
Условия реализации изменений - использование инновационных технологий: метода проектов, информационно-коммуникационной технологии, проблемного обучения и технологии развития критического мышления.
Участие школьников в научно - практических конференциях, конкурсах областного и всероссийского уровней.
Описание инновационного опыта учителя (размещается как приложение)
Проектно-исследовательская технология обучения математике, как новая инновационная технология обучения, заменяет монолог учителя на активный обмен мнениями всех участников образовательного процесса, способствует развитию творческих, познавательных, интеллектуальных способностей обучающихся, так как в её основе лежит системно-деятельностный подход обучения. В контексте образования, проект-это результативная деятельность, совершаемая в специально созданных педагогом условиях. Проектно-исследовательский метод ориентирован на интерес, на творческую самореализацию личности ученика, развитие его интеллектуальных возможностей, волевых качеств и творческих способностей в деятельности по решению какой-либо интересующей его проблемы.
Реализация проектно-исследовательской технологии обучения позволяет нам, учителям математики, изменить свою позицию. Из «носителя готовых знаний» мы превращаемся в организатора увлекательной познавательной, исследовательской деятельности наших учеников, основанной на интересе.
Цели и задачи проектно-исследовательской технологии при обучении математике:
развитие творческих и познавательных способностей, логического мышления учащихся;
совершенствование способностей к самообразованию, умение поставить цель и организовать ее достижение;
развитие умения ориентироваться в информационном пространстве и выделить главное – научить добывать информацию, критически ее оценивать, ранжировать по значимости, ограничивать по объему, использовать различные источники;
научить планировать свою работу;
формирование умений взаимодействовать с другими людьми, воспринимать их информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе;
развитие у учащегося критического мышления, адекватной самооценки, формирование позитивной Я - концепции;
обучение учащихся рефлексии;
обучение учащихся публично выступать.
Изучение социального заказа современной школе привело меня к выводу, что в школе ученика следует готовить не только к поступлению в высшие учебные заведения, но и к успешному продолжению их образования в вузах округа, области и других городов страны. Моя задача как учителя математики – организовать деятельность учащихся на занятиях таким образом, чтобы каждый из них постигал новую высоту в познании, вовлечь своих учеников в проектно- исследовательскую деятельность, как на уроке, так и во внеурочное время, дать возможность проверить силу своего познания в сравнении с другими учащимися.
В своей практике я начинаю выполнять с учениками творческие и исследовательские проекты с 3 класса. Первые проекты по математике мои учащиеся выполняют в 4 классе по теме «Натуральные числа», «Старинные меры длины», «Единицы измерения объема», «В волшебном мире оригами» Изучая проценты, они выбирают следующие темы своих творческих работ: «Моя школа в цифрах и процентах», «Наш семейный бюджет в процентах», «Мой класс и проценты». В 4 классе учащиеся выполняют проект по теме «Координатная плоскость», «Сложение и вычитание дробей в древности. «Папирус Ахмеса» и тд. Эти краткосрочные проекты позволяют осуществить интеграцию математики, информатики и ИЗО, т.е. учащиеся осваивают умение работать с электронными пособиями, используют компьютерную программу. Даже ученики с пониженной мотивацией к изучению математики с удовольствием выполняют подобные задания, испытывая радость успеха.