Решение проектных задач в начальной школе как инновационная форма экологического образования
Решение проектных задач в начальной школе как инновационная форма экологического образования
В статье исследован вопрос об организации экологического образования в начальной школе. В описании приведены характеристики и условия формирования экологической культуры у младших школьников. В данной статье представлен опыт экологического образования и воспитания через решение проектных задач в учебной деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Решение проектных задач в начальной школе как инновационная форма экологического образования»
Е.Г.Никифорова
МБОУ «СОШ №34» , г.Братск
Решение проектных задач в начальной школе как инновационная форма экологического образования
Ключевые слова: экологическое образование, новые Стандарты, проектные задачи.
В статье исследован вопрос об организации экологического образования в начальной школе. В описании приведены характеристики и условия формирования экологической культуры у младших школьников. В данной статье представлен опыт экологического образования и воспитания через решение проектных задач в учебной деятельности.
Экологическое образование сегодня – это важнейшая составляющая в учебной и воспитательной работе в школе. Наше общество нуждается в экологически грамотных людях, которые смогут обеспечить развитие общества, цивилизации и сберечь природу для будущих поколений. Педагогам в школе необходимо использовать такие современные технологии, чтобы процесс обучения был интересным, увлекательным и эффективным.
Начальная школа с принятием закона о новых государственных образовательных стандартах (ФГОС) стала одним из самых инновационных направлений развития российского образования. Необходимо использовать в учебном процессе приемы и методы, которые формируют у младших школьников умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Одной из форм организации учебного процесса при реализации ФГОС является проектная деятельность. Чтобы формировать у наших учеников самостоятельность и развивать познавательные умения эффективно использовать метод проектов. Но проектная деятельность для младших школьников не соответствует возрастным особенностям, поэтому прообразом проектной деятельности являются проектные задачи.
Проектная задача - что это? Это система специальных заданий или действий, которые направлены на получение результата и которые ориентированы на применение учащимися действий, средств и приемов не в стандартной (учебной) форме. Чтобы решить проектную задачу младшим школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы (набор заданий) и данные для их выполнения.
В ходе решения проектных задач у младших школьников есть возможность не только систематизировать материал по экологии, но и применять его на практике, а это очень важно. Уровень экологической культуры младших школьников повышается, если внедрять в систему экологического образования проектную деятельность и регулярно использовать решение проектных задач, как эффективное средство экологического обучения и воспитания младших школьников.
В начальной школе уже с 1го класса можно вводить в учебный процесс специальные проектные задачи, направленные на реализацию экологического образования. В начальной школе нашего общеобразовательного учреждения есть опыт реализации следующих проектных задач:
1 класс: «В стране эко-сказок» (проект книги экологических сказок);
2-3 класс: «Откуда берется мусор?» (изготовление изделий из бросового материала);
3 класс: «Тайны морей и океанов» (изготовление коллажа);
3-4 класс: «Россия - Родина моя» (изготовление иллюстрированного альбома);
4 класс: «Космический рейс» (учебное пособие).
Опыт работы показал, что при решении проектных задач у выпускника начальной школы были достигнуты следующие результаты:
-улучшилось качество экологических знаний;
-изменилось отношение к природе;
-начали формироваться экологическое мышление и сознание;
-изменился тип мотивации взаимодействия с природой.
Проектная деятельность органично вписывается в структуру экологического образования. Экологический материал в форме решения проектных задач даёт богатую почву для формирования экологической культуры и экологического образования в современной школе.
Литература
1. Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. – М.: Просвещение, 2013. – 175 с. – (Работаем по новым стандартам).
2. Воронцов Алексей Борисович, Заславский Владимир Моисеевич, Трояновская Наталья Ивановна. Проектные задачи в начальной школе.ФГОС – М.: Просвещение, 2011 г.- 176с.
3. Федеральные Государственные Образовательные Стандарты. URL: http:// www.standart.edu.ru
4. Формы и содержание внеклассной работы по экологическому воспитанию учащихся / Авт.-сост.: Петрова Н.А., Семенова Е.В.- Мозырь: Белый ветер, 2000.-80с.
5. Черезова, Л.Б. Теория и методика экологического образования детей: учеб. пособие/ Л.Б. Черезова. –Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2010. –135с.