Просмотр содержимого документа
«Ремесла России в 17-18 веках »
Ход урока
I. Самореализация к деятельности
Добрый день! Ребята посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Какое у вас настроение. Я желаю, чтобы хорошее настроение сохранялось на протяжении всего урока.
II. Актуализация знаний
Сегодня на урок я пришла не с пустыми руками, я принесла вот эту корзину. Хотите узнать, что в ней? (учитель поочередно достает: молоток, кусок дерев, тесак, свистулька, клубок шерсти…
-Что объединяет все эти предметы?
-Данный кроссворд поможет нам ответить на этот вопрос.
(Слайд)…
1.С помощью этого инструмента крестьяне жали рожь
2.Назови одним словом: топор, пила, молоток
3.Из этого материала делали волосы огородному чучело
4.С помощью этого инструмента женщины скручивали пряжу
5.Этим инструментом мужчины косили траву
6.С помощью этого инструмента сушили сено и складывали его в стога
7.Назовите главную зерновую культуру, которую выращивали крестьяне до 19 века
Постановка учебной задачи
-Ребята, что объединяет все эти предметы?(они относятся к ремеслу)
-Итак, чему будет посвящен наш урок?
-Что бы вы хотели узнать во время урока? Составим план работы. (слайд)
-Ребята сегодня мы познакомимся с понятием ремесло, узнаем какие ремёсла существовали в России в 17-18 веках, а так же увидим какие изделия изготавливали в то время.
IV. Открытие нового знания
-А как вы понимаете слово ремесло? Давайте соберем все наши предположения в корзину. (прием ТРКМ «Корзина идей»)
-Посмотрите целая корзина ваших предположений, а теперь сравним наши предположения с определением, которое дано в учебнике на стр.110.
-Итак ребята ремесло –это…(один ученик читает определения из словаря).
-А как назывался человек, который занимался ремеслом?
- А как вы думаете, ремесленники работали одни или целыми группами?
-Давайте посмотрим, верны ли наши предположения. Прочтем текст в учебники на стр.110, 2 абзац. Работаем парой.
-Легко ли приходилось жить ремесленнику?
-Почему? ( труд был тяжёлый, ручной, да и заказ нужно было получить)
-Что такое артель?
-Почему мастера стали объединяться в артели? (одному было трудно добиться результатов, больше было заказов)
-Почему работников называли странствующими?( ходили в поисках заказов)
-Как появились названия улиц? ( На улице Гончарной изготавливали посуду из глины и т.д.).
-У вас в городе есть улицы с такими названиями?
Сделаем вывод:
-С какими историческими терминами вы сегодня познакомились?
-ремесло
- ремесленник
-артель
-А сейчас я предлагаю вам сейчас отправиться в путешествие в 17-18 век и посмотреть , как работали ремесленники. Но прежде чем отправится в 18 век, мы должны надеть элементы русского народного костюма (играет музыка, девочки одевают русские народные платки, а мальчики головные уборы).
Мы с вами на улице Кузнецкой. Кто живет на этой улице? Кузнецы работали с железом. Из него они выковывали иголки, топоры, ножи, шлемы, оружия для войны.
А это Ткацкая улица. Ткачи работали на ткацких станках. Женщины с малых лет из льна и шерсти ткали одежду, пояски. А сейчас мы отправляемся на улицы, названия которых мы узнаем в ходе работы.
Работа в группах.
-Нам нужно объединиться в артели.
- Каждая артель должна подготовит рассказ о своём ремесле и представить его нам.
Каждой группе выдан текст (конверте). Используя информацию текста, продолжите предложения, которые вам даны на карточках.
Выберите человека, который представит ваше ремесло.
Расскажи, что ты знаешь об этом ремесле.
1.Наше ремесло называется ……
2. Нас называют….
3 Материал, с которым мы работаем, называется …….
4. Для работы нам нужны инструменты………
5. Мы изготавливаем…….
5 минут
-Человек умел не только хорошо работа, но и отдыхать. Как вы думаете, как отдыхали люди после работы.
ФИЗМИНУТКА
-Вот и мы с вами уже хорошо поработали, теперь пора и отдохнуть. (звучит музыка дети танцуют).
Рассказ групп о ремёслах.
С помощью загадки определим, какая группа будет сейчас представлять своё ремесло.
1) Изготовлю вам из глины:
Миску, крынку и горшок.
У меня отличный дар,
Ремесло мое….(ГОНЧАР) (на доску прикрепляю +слайд 1,2,3)
Гончарное ремесло одно из самых древних на земле. Человек стал лепить посуду из глины и специально класть её в костёр, чтобы придать глине твёрдость. Существовали разные способы изготовления посуды. Один такой способ – это на гончарном круге. Гончар клал на него комок глины, ногами вращал, а руками оттягивал глину и лепил нужный сосуд – тарелки, миски, горшки, кружки. Затем изделие обжигали в печи, после чего оно становилось твёрдым. Из глины делают не только посуду, но и игрушки. Сейчас гончаров осталось мало, посуду делают на фабриках и заводах.
2.) Драгоценности, алмазы,
Покорили уж весь мир.
Изготовлю украшенья –
Я великий ….(ЮВЕЛИР)
Ювелирное ремесло
+ Само слово "ювелир", пришло в начале 18-го века на смену старому русскому названию "золотых и серебряных дел мастер". Расцвет ювелирного ремесла наступает в период правления Петра первого, он вводит новую моду на одежду на западноевропейский манер. Новый костюм потребовал и новых украшений. Среди русских ювелирных изделий впервые появились броши, пряжки для обуви и платьев, запонки, широко распространенные в это время в Европе.
3) Художественная роспись
Издавна Русь славилась своим фарфором и искусством художественной росписи. Сложились даже разные школы и направления этого этих народных промыслов:
Гжель – это название фарфора с нарядной синей росписью на белом фоне. Жостовская роспись - декоративная живопись маслом на металлических подносах, покрываемых затем лаком
Палехская миниатюра– так называется живопись на лаковых изделиях из папье-маше. Шкатулки и ларцы с бытовыми фольклорными, литературными, историческими, религиозными сюжетами, выполненными яркими красками по черному фону.
Хохлома - это ручная роспись по дереву. Этому промыслу более 300 лет. Чашки, солонки, стулья, полки – расписаны диковинными огненно-алыми цветами. Секрет этих изделий в том, что их два-три раза покрывают лаком, а потом закаляют в печи. От этого лак желтеет, и деревянные расписные чашки становятся похожими на драгоценную позолоченную посуду.
- А сейчас каждая артель получает заказ на изготовления изделий. Гончары получают для работы глину, ювелиры - драгоценности, а художники кисть и краски.
Ярмарка
-Как вы думаете, а где ремесленники могли показать свои изделия?
-Что такое ярмарка?
- Регулярно в одном месте и в одно время устраивали большой торг с увеселениями, развлечениями. Для народа это был праздник. На ярмарке можно было найти все что душе угодно: игрушки, посуда, кружево, одежду обувь, инструменты, телеги и сани и многое другое. Чтобы изделия купили, ремесленник должен был его хорошо представить. Вы готовы представить своё изделие? (представляют и кладут на прилавок).
- Вам понравилось путешествовать? А сейчас нам пора возвращаться домой.
V Первичное закрепление
-А сейчас я предлагаю заполнить кластер- схему в рабочих тетрадках на стр.21 №50. В центре находится основное понятие Ремесло. Вам нужно заполнить пустые звенья ремеслами, с которыми мы познакомились сегодня на уроке.
- Как вы думаете, существовали еще ремёсла? Какие?
-Я предлагаю вам подготовить сообщения о ремеслах о которых мы не говорили сегодня на уроке.
-А сейчас посмотрим, какими вы были внимательными. Предлагаю вам выполнить тест (взаимопроверка).
VIII. Итог урока Рефлексия
-Достигли ли мы цели урока?
-Поделитесь впечатлениями, что вам больше всего запомнилось
-Оцените свою работу
-Каждое ремесло таит в себе какую-то тайну. Вот, например, с кузнечным делом связано такое поверие. «Кто подкову найдёт, тому она счастье принесёт. У кого подкова останется в руках – жди счастья. Я дарю вам эту подкову и желаю счастья. (подарок)
Домашнее задание
- Дома вы прочитаете текст в учебнике и ответите на вопросы, кто захочет, сделает сообщение об одном из ремёсел, о котором мы не говорили на уроке (выбрать ремесло вы можете на стр.112 учебника).