kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Речевые и музыкальные интонации.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок музыки и логопедическое занятие.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Речевые и музыкальные интонации.»

Интегрированный урок музыки и логопедическое занятие.

Учитель музыки Дубровина Л.А.

Учитель - логопед Кравченко В.Е.


Тема: Речевые и музыкальные интонации.

Цель: Сравнение  музыкальной и речевой интонации через нахождение общих средств выразительности.

Задачи:

Обучающие: сформировать понятие музыкальной и речевой интонации, как средства выразительности;

определить, в чем сходство и различие между речевой и музыкальной интонацией.

Коррекционно-развивающие: развивать образное восприятие, самостоятельность мышления; через песенный и художественный материал развивать вокально - хоровые навыки и выразительность художественного исполнения.

Развивать умение: произвольно изменять темп речи; изменять основной тон высказывания в зависимости от ситуации; воспринимать различные эмоциональные состояния.

Воспитывающие: через музыкальные и художественные произведения воспитывать чувство дружбы и доброжелательности.

Оборудование: мультимедиапроектор, компьютер, магнитофон, баян, карточки для обратной связи, костюм для буратино, маски лисы и медведя.


План урока

1.Орг. момент. Приветствие

2.Актуализация опорных знаний.Определение темы урока, задач урока.

3.Работа по теме урока

4.Физкультурная минутка.

5.Закрепление учебного материала

6. Итог урока. Рефлексия.

Ход урока

1.Орг. момент.

Музыкальное приветствие. (Приложение 1)

Приветствие логопеда.

2. Актуализация опорных знаний.Определение темы урока, задач урока.

Л.- Ребята, у нас сегодня необычный урок. Мы побываем одновременно на уроке музыки и на логопедическом занятии.Атему нашего урока вы узнаете, если расшифруете ребус (у каждого обучающегося на столе буквы)

(Приложение 2)

Дети складывают слово ИНТОНАЦИЯ

Л.- Что такое «интонация»? (Интонация – это выразительность)

(на доске появляется тема урока Интонация)

Звучит музыка, входит Буратино.

Л -Здравствуй, Буратино! Что случилось? Почему ты такой грустный?

Буратино: Я очень расстроен, так как вчера получил плохую оценку на уроке.

Л. - За что же ты её получил?

Буратино:Меня попросили прочитать текст. Я прочитал его вот так…(читает невыразительно). (Приложение 3)

Л.- Вы поняли,ребята,почему буратино получил плохую отметку? (Читал невыразительно, без пауз, монотонно.)

Л.- Буратино, не расстраивайся! Ты пришёл к нам вовремя. Ведь тема нашего урока сегодня ИНТОНАЦИЯ.

И мы все вместе попробуем узнать, что нужно сделать для того, чтобы речь стала выразительной.

У. - Ребята, а в музыке интонация имеет значение?(Да)

У. - Какие средства музыкальной выразительности вы знаете?

(динамика, темп, лад, тембр, регистр, ритм, мелодия…….)

3.Работа по теме урока.

У.- Сегодня мы попытаемся найти общие средства выразительности в речи и в музыке.

На доску прикрепляется Таблица музыка речь

Л.– Часто в школе говорят: «Не кричи, говори тише», а иногда так хочется покричать, выйти на лесную полянку, на берег реки и кричать во весь голос, как в стихотворении «Радуга» Е. Благининой. ( Читает ученица Костюченко Кристина)

(Приложение 4)

Л.-Какое настроение в этом стихотворении?

Л.- Какое средство интонации помогло передать радость, восторг? (сила голоса) Голос может звучать тихо и громко. Выставить Таблица громко тихо

Слайд №1

Давайте это докажем и прочитаем знакомое нам стихотворение, меняя в зависимости от содержания силу голоса.(дети читают хором и постепенно поднимают руку вверх )

(Приложение 5)

У.- Ребята! Как в музыке обозначается сила звука? (Ответы детей)

У. – Какая она? (Громко – тихо ) форте пиано

Таблица форте пиано

У.- Правильно. А как одним словом назвать? Как называется сила звука (Динамика)

У. - Давайте исполним песню До, ре, ми с динамическими оттенками.

Песня До, ре, ми.(Приложение 6)

Обучающиеся поют песню с динамическими оттенками

У. –Вывод : как в речи так и в музыке существует динамика звука.

Л.- Ребята, как мы можем узнать друг друга, если не видим человека?

(по голосу)

Я предлагаю вам поиграть в игру «Угадай по голосу». Мы узнаём друг друга по голосу, потому что каждый голос имеет свой тембр. Что такое тембр? (окраска звука)

У.- Ребята, я вам тоже предлагаю поиграть. Только узнавать по тембру мы будем не людей, а инструменты.

У.- Послушайте, пожалуйста, фрагменты музыкальных произведений, и определите инструмент, на котором исполняется пьеса.

(обратная связь) Дети показывают инструменты на карточках. (Приложение 8)

У.-Какие инструменты звучали? Как вы узнали? (по тембру)

У.-Тембр–это ещё одно средство выразительности, которое есть в речи и в музыке.

Таблица тембр

Л - Вам не раз говорили: «Не тараторь, говори медленнее!» И вы даже обижались на это замечание. Но есть стихотворение, которое можно и нужно произносить с улыбкой, громко, быстро.

Логопед читает стихотворение «Тараторка».(Приложение 9)

Л.–Как вы понимаете слово «тараторить»? (Тараторит – значит, быстро говорит.)

– «Болтает», «тараторит», «трещит», – так говорят о человеке, речь которого похожа на скороговорку.

Л.- Мы можем говорить быстро и медленно. И это средство выразительности называется … темпом.

Таблица темп. Таблица быстро и медленно.

Л.– Как называется маленькое стихотворение, которое нужно говорить быстро ? (Скороговорка.)

Л.- Ребята! У вас было задание подготовить сообщение о том, что такое скороговорка. Владик расскажет!(Приложение 10)

Л.- Давайте произнесём скороговорку: сначала медленно, затем быстро.

(Произносят мальчики, затем девочки или по рядам0

Слайд 2

Три сороки тараторки тараторили на горке.

Л. - Ребята, помните, мы с вами на занятиях читали стих А.Барто «Болтунья»? Какой была Лида?(Ответы детей) Лида болтает без остановки, ей везде хочется успеть, она постоянно торопится

У. - Композиторы в своих произведениях стремятся приблизить музыку к интонации разговорной речи. Ярким примером этому может послужить музыкальная пьеса С.С. Прокофьева с таким же названием. «Болтунья».

У.- Послушайте пьесу С.С. Прокофьева «Болтунья» и подумайте, почему она так называется?

Слайд №3

«Болтунья» (Приложение 11)

У.-Как удалось композитору передать характер Лиды?(темпом)

У.-Лида всячески старается показаться рассудительной и степенной девочкой, но стремительная скороговорка выдает ее неудержимую болтливость.

У.- А сейчас попробуем изобразить темп движениями.

4.Физкультурная минутка «Большие и маленькие ноги»

У.- Делаем движения под текст.

У.- А теперь музыка «подскажет» как нужно шагать.

У.- Вывод: и в музыке, и в речи существует темп, как средство выразительности.

У.- Ребята, только ли по темпу мы узнали, как должны шагать большие и маленькие ноги? (Нет, не только по темпу.Звучание больших и маленьких ног, мы могли узнать по высоте звука). Таблица высота звуков.

Л. Когда шли большие ноги звучал мужской голос, и звучал он низко. А женский голос звучал высоко. Таблица лесенка.

У. музыкальные звуки тоже бывают высокими и низкими. Значит и в музыке, и в речи существует высота звука, отличие лишь в том, что в музыке мы можем показать высоту звуков нотами. Таблица звукоряд.

5.Закрепление учебного материала

Л. – Наряду со всеми этими выразительными средствами, большое значение в разговорной речи и в музыке играет тон.

Л.- Наверное, вам приходилось слышать такие замечания: «Каким тоном ты со мной говоришь?» «Никогда не говори таким тоном!» «Что это за тон?» А также похвальные слова, например: «Меня тронул твой тон», «ты нашла верный тон».

Л. – Посмотрите отрывок из сказки С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев» и скажите, что вам показалось особенно возмутительным в разговоре 14-летней королевы и пожилого профессора?

Видео просмотр отрывка из сказки «Двенадцать месяцев».

Л.– Кто должен отдавать распоряжения, требовать во время урока – профессор или его ученица? – Конечно, учитель.

Л.Вывод: Действительно, тон, каким мы часто говорим, нередко бывает важнее самих слов. Сейчас ребята покажут инсценировку. Слушая текст, определите, пожалуйста, тон героев стихотворения.

Стихотворение «Про Мишу» С. Михалкова исполняется по ролям, (на головах у детей маски лисы и медведя).

(Приложение 12)

Л.– Как относится к больному лиса? Каким тоном она говорит?(Сочувствует, нежно, ласково…)

Л.– А каким тоном ей отвечает Мишка? (Жалобно.)

У.- Ребята,тон в музыке тоже создаёт настроение. Как бы вы спели песню о маме? (нежно, ласково) О войне? (тревожно, грустно) Об осени? (Пасмурно,

тоскливо) О дружбе? (весело, радостно). Давайте споём песню о дружбе.

Песня о Дружбе. (Приложение 13)

У.Весёлый тон песни создал нам хорошее настроение.

6. Итог урока. Рефлексия.

Л.-Буратино, ты понял, как нужно читать, чтобы получать хорошие оценки?

(Я понял, что нужно читать и петь с интонацией)

Л.-Мы нашли общие средства выразительности в речи и в музыке. Давайте вспомним…динамика, тембр, темп, высота звуков.

У.- Интонация – основа музыки и речи. От яркости интонации зависит выразительность речи и музыки.

У. -Ребята, а все ли средства выразительности мы сегодня вспомнили.(нет)

Мы об этом поговорим на следующих уроках. А сейчас проверим, всё ли вы усвоили сегодня на уроке. Если вы правильно ответите на все вопросы, то у вас получится картинка.

Презентация №2.Пазл.Проверь себя.

Л. - Ребята! Оцените свою работу на уроке. В листе самооценки укажите Фамилию и имя и стрелочками укажите своё отношение к уроку.(Приложение 14)

Дежурный собирает листы самооценки.

У. Спасибо вам, ребята, за хорошую работу на уроке. Урок окончен. До свидания!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Речевые и музыкальные интонации.

Автор: Дубровина Любовь Анатольевна, Кравченко Виктория Евгеньевна

Дата: 29.06.2018

Номер свидетельства: 474602

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Открытый урок "Средства музыкальной выразительности" "
    ["seo_title"] => string(52) "otkrytyi-urok-sriedstva-muzykal-noi-vyrazitiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "236881"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444176595"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Волшебные музыкальные инструменты "
    ["seo_title"] => string(38) "volshiebnyie-muzykal-nyie-instrumienty"
    ["file_id"] => string(6) "119233"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1413369490"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(212) "Открытый урок по специальности фортепиано "Интонационная выразительность в работе над музыкальным произведением" "
    ["seo_title"] => string(119) "otkrytyi-urok-po-spietsial-nosti-fortiepiano-intonatsionnaia-vyrazitiel-nost-v-rabotie-nad-muzykal-nym-proizviedieniiem"
    ["file_id"] => string(6) "176077"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424359861"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Конспект внеурочного занятия по риторике "
    ["seo_title"] => string(47) "konspiekt-vnieurochnogho-zaniatiia-po-ritorikie"
    ["file_id"] => string(6) "124751"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1414778132"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Интегрированный урок "Тема обездоленного детства в искусстве XIX века" "
    ["seo_title"] => string(77) "intieghrirovannyi-urok-tiema-obiezdoliennogho-dietstva-v-iskusstvie-xix-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "105068"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402814196"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства