1. Организационный момент | Запись на доске: Есть на земле огромный дом Под крышей голубой, Живут в нем солнце, дождь и гром, Лес и морской прибой. Живут в нем птицы и цветы, Веселый звон ручья. Живешь в том светлом доме ты И все твои друзья. Куда б дороги не вели, Всегда ты будешь в нем. Природою родной земли Зовется этот дом. (стихи Л. Дайнеко) Учитель: - Для ребят звенит звонок , Начинается урок. Время даром не теряйте, На вопросы отвечайте, Дружно тему обсуждайте. Не пройдёт ваш даром труд, Знанья пользу принесут. - Все готовы получать новые знания, повторять пройденное, быть активными на уроке? | |
2. Стадия вызова | Учитель демонстрирует на доске картинки с изображениями растений и животных. Вопрос: на какие две группы можно разделить изображения? Вопрос: выделите общие признаки растений и животных Задание заполните кластер: (кластер заполняется коллективно на магнитной доске) Солнце Учитель: - Вы назвали основные признаки природы живой и неживой, а разбив изображения на две группы, определили, что растения и животные относятся… - Сегодня работая на уроке, мы будем общаться, делиться опытом, делать выводы, проводить исследования. А чтобы состоялось общение, что необходимо? Учитель: - На прошлых уроках мы знакомились с частью живой природы – растениями, какова тема сегодняшнего урока? О чём мы будем говорить сегодня? Учитель: - А может ли эта схема нам помочь при работе с разнообразием животного мира? Что такое природа? На какие группы можно разделить природу? Что относится к неживой природе? Что относится к живой природе? Разгадайте первое слово синквейта: ______________________ Размножаться, развиваться Пернатые, чешуйчатые, гладкие Приносят пользу, радуют Часть живой природы Учитель: Обратите внимание на наш кластер, животные, как и растения относятся к живой природе. Назовите признаки живой природы: Учитель: - Перед вами таблица «ЗХУ». Запишите все, что вы знаете о животных в 1 столбик, а во 2 столбик запишем то, что вы хотели бы узнать о животных. Помните, что вам помогает схема, составленная нами совместно. Учитель: - Зачитайте, что у вас получилось. З – что мы знаем | Х – что мы хотим узнать | У – что мы узнали, и что нам осталось узнать. | Животные – часть живой природы, Они рождаются, растут, питаются, размножаются, умирают | По каким признакам делят животных | | Вопросы: -выделите отличительные признаки растений и животных. - расскажите о способе питания растений - расскажите о способе питания животных - назовите характеристики животных, по которым их можно разделить на группы. Кто такие животные? Почему их относят к живой природе? Чем они похожи на растения? В чём отличие их от растений? Вспомните на какие группы мы делим животных? Назовите по 2 – 3 представителя каждой группы? Задание (работа в группе по карточкам ) Соедини стрелками название животного с группой к которой оно относится. | Учащиеся: живая природа. Учащиеся: (растения и животные) Учащиеся: они относятся к живой природе. природа Живая природа Неживая природа Животные растения Полезные ископаемые
ископаемые
воздух вода Учащиеся: к живой природе Учащиеся: определить тему урока. Учащиеся: тема урока «Разнообразие животного мира», мы будем говорить о группах животных и об отличительных признаках животных по среде обитания, по внешнему виду, по питанию. Учащиеся: данная схема поможет нам в работе над темой и в дальнейшем мы дополним кластер данными о животном мире. Учащиеся: Животные рождаются, дышат, питаются, растут, размножаются Учащиеся заполняют таблицу ЗХУ. Учащиеся: - Научиться анализировать группы животных. Работа с таблицей «ЗХУ» (Коллективно заполняются 1 и 2 столбики таблицы»ЗХУ») З – что мы знаем | Х – что мы хотим узнать | У – что мы узнали, и что нам осталось узнать. | | | | Примерное содержание таблицы – что могут назвать дети. Учащиеся: - Различаются растения и животные по способу питания -зелёные растения производят питание из воды и углекислого газа с помощью зелёных листьев на свету. - животные создавать для себя пищу не могут. Они питаются растениями или растениями и животными, или другими животными. |
Физкультминутка «Рыба, птица, зверь» | Учитель называет животных: щука, налим, дятел, ёж, слон, чайка, скворец, карась, кабан, лось, снегирь, кот | Учащиеся с помощью пантомимы показывают, как плавает рыба в воде. Когда слышат название птицы, машут руками – «крыльями», имитируют полёт. А услышав название зверей, топают ногами |
3. Стадия осмысления. насекомые | Учитель: - Тема нашего урока «Разнообразие животных» Мы уже изучили каждую группу животных и знаем все их отличительные признаки, давайте вспомним группы животных и заполним следующий кластер. животные звери птицы рыбы земноводные пресмыкающиеся Работа по учебнику Вопросы: - Рассмотрите, как Маша разделила животных на несколько групп. Дополните схему примерами нашего края. - Назовите отличительные признаки насекомых. - Назовите признаки рыб. - Назовите признаки птиц. - Назовите признаки зверей. - Для всех животных нашлось место на Машиной схеме? - Куда в схему Маши поместить лягушку? - Куда поместить змею? Задание: - По очереди, работая в парах, прочитайте два текста в учебнике. Затем расскажите, почему в этой схеме нет места для лягушек, жаб и тритонов? - Почему они получили такое название. - К какой группе животных относят змей, ящериц, черепах, крокодилов? Почему? Учитель: А сейчас мы проведём работу в малых группах. Для более продуктивной работы предлагаю памятки-инструкции. (Приложение). Внимательно прочитайте и приступайте к работе. Время ограничено – 2 - 3 минуты. Если возникнут вопросы, можно воспользоваться моей помощью. Каждая группа вспомнит отличительные особенности своей группы животных, заполнит свой кластер и таблицу ЗХУ. ПАМЯТКА. Определи внешние отличия своей группы животных от остальных. Определи животных по среде обитания. Определи животных по типу питания | Учащиеся: Тело насекомых разделено на три отдела – голову, грудь, брюшко. У насекомых три пары ног. Тело рыб покрыто чешуёй, есть плавники, хвост, дышит с помощью жабр. Тело птиц покрыто перьями; есть крылья, клюв. Тело зверей покрыто шерстью, у них 4 конечности, они млекопитающиеся. Нет, здесь нет место для земноводных и пресмыкающихся. Лягушка хорошо плавает, но это не рыба. У неё нет плавников и чешуи. Лягушка прыгает по суше, но это не зверь. Она не покрыта шерстью, кожа у неё голая, влажная. Часть своей жизни она живёт на суши, а часть в воде. Жизнь земноводных связана и с водой, и с сушей. Рождаются земноводные в воде, а во взрослом состоянии эти животные часть жизни проводят на земле, а часть – в воде. Поэтому они и получили такое название. Этих животных относят к группе пресмыкающихся. Эти животные ползают, пресмыкаются. Работа в группе: обмен мнениями; работа с учебником, работа с рисунками; выводы, запись на листах, заполнение 3столбика таблицы «ЗХУ» подготовка докладчика к выступлению. Учащиеся по очереди представляют группу своих животных Называют отличительные признаки животных по внешнему виду, среде обитания, типу питания, остальные учащиеся проверяют и дополняют свои записи в 3 столбике таблицы «ЗХУ» (Просмотр проектных работ - презентаций каждой группы) |
4. РЕФЛЕКСИЯ. | Учитель: Сегодня мы ещё раз рассмотрели отличительные признаки разных групп животных, чтобы подвести итог нашей работы и ещё раз проверить ваши знания о разнообразном мире животных предлагаю Да - нет". На вопрос нужно отвечать хором "да" или " нет". 1. Может ли сазан забраться в океан? 2. Может ли дрозд отморозить хвост? 3. Может ли оса взлететь под небеса? 4. Может ли кулик прикусить себе язык? 5. Может ли тюлень на боку лежать весь день? 6.Может ли синица под крышей поселиться? 7. Могут ли собаки отодрать хвосты всем ракам? 8. Может ли медведь зимою потолстеть? Учитель: Молодцы, вы справились с заданием, а теперь решите кроссворд и почитайте ключевое слово в выделенных клетках: Сердитый недотрога Живёт в глуши лесной. Иголок очень много, А нитки ни одной. Ёжик вырос в десять раз, Получился … Хозяин лесной просыпается весной, А зимой, под вьюжный вой, Спит в избушке снеговой. На дне, где тихо и темно, Лежит усатое бревно. Через море – океан Плывёт чудо – великан, Прячет ус во рту, Растянулся на версту. Кто на своей голове лес носит? Под полом таится. Кошки боится? Зверьки узнали мы с тобой По двум таким приметам: Он в шубе серенькой зимой, А в рыжей шубке – летом. Учитель: Каждая группа получит листок, на котором написано зашифрованное название животного. Команда должна как можно быстрее расшифровать эту запись. Ключ к расшифровке - алфавит. 1-а 9-з 17-п 25-ч 2-6 10-и 18-р 26-ш 3-в 11-й 19-с 27-щ 4-г 12-к 20-т 28-ъ 5-д 13-л 21-у 29-ы 6-е 14-м 22-ф 30 - ь 7-ё 15-н 23-х 31-э 8-ж 16-о 24-ц 32-ю 33-я Задание 1 команде: 19 15 6 4 10 18 30 (снегирь) Задание 2 команде: 13 33 4 21 26 12 1 (лягушка) Учитель : Сегодня мы с вами были участниками открытого урока «Разнообразие животного мира» Мы вспомнили названия многих животных, больше узнали об их повадках и немножко поиграли. Надеюсь, что после нашего урока вы будете бережнее относиться к нашей природе, станете внимательнее наблюдать за миром, который вас окружает и будете его оберегать. | нет, это речная рыба нет, он зимует на юге да нет, у птиц нет зубов да да нет, раки живут на дне водоёмов нет, зимой медведь спит и худеет Ответы учащихся: Ёж. Дикобраз. Медведь. Сом. Кит. Олень. Мышь. Белка. Ключевое слово: животные. Синквейн: У детей получилось так: 1. Животные 2. Гладкие, пернатые, чешуйчатые, шерстяные 3. Ползают, летают, прыгают, бегают. 4. Растут, дышат, питаются, дают потомство, умирают. 5. Часть живой природы |
6. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ РЕФЛЕКСИЯ «ЗАРЯДКА» | Учитель: Животные очень часто становятся героями сказок. Поэтому предлагаю вам весёлую «сказочную» зарядку: - Подскажите, в кого превращались... 1. князь Гвидон (сказка А. С. Пушкина) - в комара, муху, шмеля; 2. великан - людоед ( сказка Ш. Перро) - в льва, в мышь; 3. одиннадцать братьев - принцев ( сказка Г. X. Андерсена) - в лебедей; 4. гадкий утёнок ( сказка Г. X. Андерсена) - в лебедя. - Назовите недостающие имена животных - известных сказочных героев... 1. Муха...( Цокотуха) 2. Курочка...(Ряба) 3.Оленёнок...(Бемби) 4. Уточка...( Серая Шейка) 5. Медведь... ( Балу). 4. Черепаха.. .(Тортилла) | |