kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие критического мышления на уроках по окружающему миру

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка открытого урока по окружающему миру на тему "Разнообразный мир животных". Технология "Развитие критического мышления через уроки чтения и письма". Цели данного урока: формирование целостного взгляда на классификацию животных, выяснение отличительных признаков разных групп, в которые объединяются животные. Приёмы: чтение, прогнозирование, исследование.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Моделирование современного открытого урока в начальной школе для 2 класса»


Моделирование современного открытого урока в начальной школе

в соответствии с требованиями ФГОС

по технологии

«Развития критического мышления через чтение и письмо»

Урок разработан

по предмету «Окружающий мир»

для учащихся 2 класса

УМК

«Перспективная начальная школа »


разработала учитель начальных классов

МКОУ СОШ №3

Г. Михайловск

Ставропольского края

Иванникова Надежда Яковлевна.









  1. Тема: «Разнообразие животного мира».

  2. Цель:

  • Повторить материал о группах животных (насекомые, рыбы, птицы, звери);

  • Познакомить с новыми группами животных (земноводные и пресмыкающиеся);

  • Выделить существенные признаки животных разных групп;

  • Развивать умение сравнивать и выделять главное;

  • Воспитывать любовь к природе.

  • формировать УУД обучающихся (познавательных, регулятивных, коммуникативных);

  • формировать культуру поведения на уроке.

Формирование УУД

Предметные:

  • Научиться приводить примеры животных, не менее 2 – 3 представителей каждой группы;

  • раскрывать особенности внешнего вида и жизни животных.

  • Знать отличительные признаки насекомых и деление их на группы;

  • Знать отличительные признаки рыб и деление их на группы, приспособление рыб к жизни в воде;

  • Знать отличительные признаки зверей и деление их на группы;

  • Знать отличительные признаки птиц и деление их на группы;

  • Знать отличительные признаки земноводных и пресмыкающихся и деление их на группы;

Метапредметные

Личностные:

- нравственно - эстетическая ориентация (нормы поведения, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающие личностный моральный выбор).

- устойчивость учебно – познавательного интереса к новым общим способам решения задач.

Регулятивные:

  • Работать по предложенному плану;

  • Выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;

  • Отличать верно, выполненное задание от неверного;

  • Осуществлять самоконтроль.

  • Умение различать объективную трудность и субъективную сложность задачи.

  • Преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Познавательные:

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • осуществлять сравнение самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций;

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Коммуникативные:

  • Слушать и понимать речь других;

  • Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

  • Владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

  • -задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

  1. Оборудование:

компьютер, интерактивная доска, карточки для учащихся, учебник №2, хрестоматия; тетрадь для самостоятельной работы; рисунки детей с изображениями животных; схема «Разнообразие животных»; кроссворд «Животные», загадки о животных, таблицы ЗХУ, шаблоны для кластера, детские презентации – исследования по группам.

  1. Задачи:

- обучающие:

  • повторить материал об известных детям группах животных (насекомые, рыбы, птицы, звери);

  • Обогатить знания сведениями о новых группах животных (земноводные и пресмыкающиеся);

  • Обсудить с детьми отличительные признаки животных разных групп.

- развивающие:

  • Формирование целостного взгляда на классификацию животных, выяснение отличительных признаков разных групп, в которые объединяются животные.

  • формировать критическое мышление учащихся, умение ставить вопросы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные знания и делать выводы, развивать деятельностные умения (уметь действовать по алгоритму);

- воспитательные: создать условия для воспитания культуры общения в паре, группе со сверстниками, воспитывать любовь к русскому языку.

5. Технология: Развитие критического мышления через чтение и письмо.

6. Приёмы: чтение, прогнозирование, исследование.

7.Тип урока: обобщение и открытие нового знания.



























Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

(указать содержание заданий и методические приемы)

1. Организационный момент

Запись на доске:

Есть на земле огромный дом

Под крышей голубой,

Живут в нем солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в нем птицы и цветы,

Веселый звон ручья.

Живешь в том светлом доме ты

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нем.

Природою родной земли

Зовется этот дом.

(стихи Л. Дайнеко)


Учитель:

- Для ребят звенит звонок ,

Начинается урок.

Время даром не теряйте,

На вопросы отвечайте,

Дружно тему обсуждайте.

Не пройдёт ваш даром труд,

Знанья пользу принесут.

- Все готовы получать новые знания, повторять пройденное, быть активными на уроке?



2. Стадия вызова


Учитель демонстрирует на доске картинки с изображениями растений и животных.

Вопрос: на какие две группы можно разделить изображения?

Вопрос: выделите общие признаки растений и животных

Задание заполните кластер:


(кластер заполняется коллективно на магнитной доске)










Солнце







Учитель: -

Вы назвали основные признаки природы живой и неживой, а разбив изображения на две группы, определили, что растения и животные относятся…

- Сегодня работая на уроке, мы будем общаться, делиться опытом, делать выводы, проводить исследования. А чтобы состоялось общение, что необходимо?

Учитель:

- На прошлых уроках мы знакомились с частью живой природы – растениями, какова тема сегодняшнего урока? О чём мы будем говорить сегодня?

Учитель: - А может ли эта схема нам помочь при работе с разнообразием животного мира?

  • Что такое природа?

  • На какие группы можно разделить природу?

  • Что относится к неживой природе?

  • Что относится к живой природе?

Разгадайте первое слово синквейта:

  • ______________________

  • Размножаться, развиваться

  • Пернатые, чешуйчатые, гладкие

  • Приносят пользу, радуют

  • Часть живой природы


Учитель: Обратите внимание на наш кластер, животные, как и растения относятся к живой природе. Назовите признаки живой природы:


Учитель: - Перед вами таблица «ЗХУ». Запишите все, что вы знаете о животных в 1 столбик, а во 2 столбик запишем то, что вы хотели бы узнать о животных. Помните, что вам помогает схема, составленная нами совместно.


Учитель: - Зачитайте, что у вас получилось.


З – что мы знаем

Х – что мы хотим узнать

У – что мы узнали, и что нам осталось узнать.

Животные – часть живой природы,

Они рождаются, растут, питаются, размножаются, умирают

По каким признакам делят животных


Вопросы:

-выделите отличительные признаки растений и животных.


- расскажите о способе питания растений


- расскажите о способе питания животных


- назовите характеристики животных, по которым их можно разделить на группы.

  • Кто такие животные?

  • Почему их относят к живой природе?

  • Чем они похожи на растения?

  • В чём отличие их от растений?

  • Вспомните на какие группы мы делим животных?

  • Назовите по 2 – 3 представителя каждой группы?

Задание

(работа в группе по карточкам )

Соедини стрелками название животного с группой к которой оно относится.











Учащиеся: живая природа.



Учащиеся: (растения и животные)


Учащиеся: они относятся к живой природе.


природа






Живая природа

Неживая природа







Животные

растения





Полезные ископаемые



ископаемые



воздух

вода





Учащиеся: к живой природе



Учащиеся: определить тему урока.




Учащиеся: тема урока «Разнообразие животного мира», мы будем говорить о группах животных и об отличительных признаках животных по среде обитания, по внешнему виду, по питанию.

Учащиеся: данная схема поможет нам в работе над темой и в дальнейшем мы дополним кластер данными о животном мире.

Учащиеся: Животные рождаются, дышат, питаются, растут, размножаются



Учащиеся заполняют таблицу ЗХУ.


Учащиеся: - Научиться анализировать группы животных.

Работа с таблицей «ЗХУ»

(Коллективно заполняются 1 и 2 столбики таблицы»ЗХУ»)


З – что мы знаем

Х – что мы хотим узнать

У – что мы узнали, и что нам осталось узнать.




Примерное содержание таблицы – что могут назвать дети.



Учащиеся:

- Различаются растения и животные по способу питания


-зелёные растения производят питание из воды и углекислого газа с помощью зелёных листьев на свету.

- животные создавать для себя пищу не могут. Они питаются растениями или растениями и животными, или другими животными.

Физкультминутка

«Рыба, птица, зверь»

Учитель называет животных:

щука, налим, дятел, ёж, слон, чайка, скворец, карась, кабан, лось, снегирь, кот


Учащиеся с помощью пантомимы показывают, как плавает рыба в воде. Когда слышат название птицы, машут руками – «крыльями», имитируют полёт. А услышав название зверей, топают ногами

3. Стадия осмысления.

насекомые


Учитель:

- Тема нашего урока «Разнообразие животных»

Мы уже изучили каждую группу животных и знаем все их отличительные признаки, давайте вспомним группы животных и заполним следующий кластер.


животные





звери




птицы



рыбы


земноводные



пресмыкающиеся





Работа по учебнику

Вопросы:

- Рассмотрите, как Маша разделила животных на несколько групп. Дополните схему примерами нашего края.

- Назовите отличительные признаки насекомых.




- Назовите признаки рыб.


- Назовите признаки птиц.


- Назовите признаки зверей.


- Для всех животных нашлось место на Машиной схеме?

- Куда в схему Маши поместить лягушку?







- Куда поместить змею?

Задание:

- По очереди, работая в парах, прочитайте два текста в учебнике. Затем расскажите, почему в этой схеме нет места для лягушек, жаб и тритонов?

- Почему они получили такое название.





- К какой группе животных относят змей, ящериц, черепах, крокодилов? Почему?


Учитель: А сейчас мы проведём работу

в малых группах. Для более продуктивной работы предлагаю памятки-инструкции. (Приложение). Внимательно прочитайте и приступайте к работе. Время ограничено – 2 - 3 минуты. Если возникнут вопросы, можно воспользоваться моей помощью.

Каждая группа вспомнит отличительные особенности своей группы животных, заполнит свой кластер и таблицу ЗХУ.

ПАМЯТКА.

  1. Определи внешние отличия своей группы животных от остальных.

  2. Определи животных по среде обитания.

  3. Определи животных по типу питания























Учащиеся:




  • Тело насекомых разделено на три отдела – голову, грудь, брюшко. У насекомых три пары ног.

  • Тело рыб покрыто чешуёй, есть плавники, хвост, дышит с помощью жабр.

  • Тело птиц покрыто перьями; есть крылья, клюв.

  • Тело зверей покрыто шерстью, у них 4 конечности, они млекопитающиеся.

  • Нет, здесь нет место для земноводных и пресмыкающихся.

  • Лягушка хорошо плавает, но это не рыба. У неё нет плавников и чешуи. Лягушка прыгает по суше, но это не зверь. Она не покрыта шерстью, кожа у неё голая, влажная. Часть своей жизни она живёт на суши, а часть в воде.


  • У неё нет ни плавников, ни шерсти, ни ног.


  • Они относятся к земноводным.



  • Жизнь земноводных связана и с водой, и с сушей. Рождаются земноводные в воде, а во взрослом состоянии эти животные часть жизни проводят на земле, а часть – в воде. Поэтому они и получили такое название.

  • Этих животных относят к группе пресмыкающихся. Эти животные ползают, пресмыкаются.


Работа в группе:

  • обмен мнениями; работа с учебником, работа с рисунками; выводы, запись на листах, заполнение 3столбика таблицы «ЗХУ» подготовка докладчика к выступлению.


  • Учащиеся по очереди представляют группу своих животных

  • Называют отличительные признаки животных по внешнему виду, среде обитания, типу питания, остальные учащиеся проверяют и дополняют свои записи в 3 столбике таблицы «ЗХУ»

  • (Просмотр проектных работ - презентаций каждой группы)


4. РЕФЛЕКСИЯ.

Учитель: Сегодня мы ещё раз рассмотрели отличительные признаки разных групп животных, чтобы подвести итог нашей работы и ещё раз проверить ваши знания о разнообразном мире животных предлагаю Да - нет".

На вопрос нужно отвечать хором "да" или " нет".

1. Может ли сазан забраться в океан?

2. Может ли дрозд отморозить хвост?

3. Может ли оса взлететь под небеса? 

4. Может ли кулик прикусить себе язык?

5. Может ли тюлень на боку лежать весь день?
6.Может ли синица под крышей поселиться? 

7. Могут ли собаки отодрать хвосты всем ракам?

8. Может ли медведь зимою потолстеть? 

Учитель: Молодцы, вы справились с заданием, а теперь решите кроссворд и почитайте ключевое слово в выделенных клетках:

  1. Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки ни одной.

  1. Ёжик вырос в десять раз,

Получился …

  1. Хозяин лесной просыпается весной,

А зимой, под вьюжный вой,

Спит в избушке снеговой.

  1. На дне, где тихо и темно,

Лежит усатое бревно.

  1. Через море – океан

Плывёт чудо – великан,

Прячет ус во рту,

Растянулся на версту.

  1. Кто на своей голове лес носит?

  2. Под полом таится.

Кошки боится?

  1. Зверьки узнали мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубе серенькой зимой,

А в рыжей шубке – летом.


  • Составьте синквейн - понимание слова животное.









Учитель: Каждая группа получит листок, на котором написано зашифрованное название животного. Команда должна как можно быстрее расшифровать эту запись. Ключ к расшифровке - алфавит.

1-а                 9-з                      17-п                     25-ч

2-6                10-и                     18-р                     26-ш

3-в                11-й                     19-с                     27-щ

4-г                12-к                     20-т                      28-ъ

5-д                13-л                     21-у                     29-ы

6-е                14-м                     22-ф                    30 - ь

7-ё                15-н                     23-х                     31-э

8-ж               16-о                      24-ц                    32-ю

                                                                           33-я

Задание 1 команде:

19   15    6    4     10     18     30               (снегирь)


Задание 2 команде:

13     33     4     21     26      12      1         (лягушка)


Учитель : Сегодня мы с вами были участниками открытого урока «Разнообразие животного мира» Мы вспомнили названия многих животных, больше узнали об их повадках и немножко поиграли. Надеюсь, что после нашего урока вы будете бережнее относиться к нашей природе, станете внимательнее наблюдать за миром, который вас окружает и будете его оберегать.









  • нет, это речная рыба

  • нет, он зимует на юге

  • да

  • нет, у птиц нет зубов

  • да

  • да

  • нет, раки живут на дне водоёмов

  • нет, зимой медведь спит и худеет



Ответы учащихся:

  1. Ёж.




  1. Дикобраз.


  1. Медведь.


  1. Сом.


  1. Кит.


  1. Олень.


  1. Мышь.


  1. Белка.





Ключевое слово: животные.



Синквейн:

У детей получилось так:

1. Животные

2. Гладкие, пернатые, чешуйчатые, шерстяные

3. Ползают, летают, прыгают, бегают.

4. Растут, дышат, питаются, дают потомство, умирают.

5. Часть живой природы






5. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.


Учитель:

Предлагаю дома написать письмо в научный клуб «Мы и окружающий мир», который объединяет детей России в коллектив защитников природы. Так как этот года объявлен годом «Сохраним окружающую среду», тема для письма такова: «Мы в ответе за тех, кого приручили»



6. ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ РЕФЛЕКСИЯ «ЗАРЯДКА»



Учитель:

Животные очень часто становятся героями сказок. Поэтому предлагаю вам весёлую «сказочную» зарядку:

 - Подскажите, в кого превращались...

1. князь Гвидон (сказка А. С. Пушкина) - в комара, муху, шмеля;

2. великан - людоед ( сказка Ш. Перро) - в льва, в мышь;

3. одиннадцать братьев - принцев ( сказка Г. X. Андерсена) - в лебедей;

4. гадкий утёнок ( сказка Г. X. Андерсена) - в лебедя.

- Назовите недостающие имена животных - известных сказочных героев...

1. Муха...( Цокотуха)                                 

2. Курочка...(Ряба)                                    3.Оленёнок...(Бемби)
4. Уточка...( Серая Шейка)                         

5. Медведь... ( Балу).

4. Черепаха.. .(Тортилла)

 







ПРИЛОЖЕНИЕ


Памятка – инструкция № 1

(для групповой работы)

Характеристика птиц.

  1. Кто такие птицы?

  2. Как они выглядят?

  3. Все ли птицы умеют летать?

  4. На какие группы делятся птицы по типу питания?








птицы
























Памятка – инструкция № 2

(для групповой работы)

Характеристика зверей.



  1. Кто такие звери?

  2. Как они выглядят?

  3. Все ли звери не умеют летать?

  4. На какие группы делятся звери по типу питания?























Памятка – инструкция № 3

(для групповой работы)

Характеристика насекомых.


  1. Кто такие насекомые?

  2. Как они выглядят?

  3. Все ли звери умеют летать?

  4. На какие группы делятся насекомые по типу питания?

  5. Все ли насекомые приносят пользу?

  6. Какие насекомые опасны для человека?









насекомые













Памятка – инструкция № 4

(для групповой работы)

Характеристика пресмыкающихся


  1. Кто такие пресмыкающиеся?

  2. Как они выглядят?

  3. Все ли пресмыкающиеся это только змеи?

  4. На какие группы делятся пресмыкающиеся по типу питания?

  5. Почему многие пресмыкающиеся опасны для человека?









пресмыкающиеся














Памятка – инструкция № 5

(для групповой работы)

Характеристика земноводных

  1. Кто такие земноводные?

  2. Как они выглядят?

  3. Почему они получили такое название?

  4. На какие группы делятся насекомые по типу питания?

 























Памятка – инструкция № 6

(для групповой работы)

Характеристика рыб


  1.  Кто такие рыбы?

  2. Как они выглядят?

  3. Все ли рыбы живут в море?

  4. На какие группы делятся рыбы по типу питания?

  5. Почему некоторых водных животных называют млекопитающими, кто это?























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Развитие критического мышления на уроках по окружающему миру

Автор: Иванникова Надежда Яковлевна

Дата: 07.12.2014

Номер свидетельства: 140571

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЁМОВ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ "
    ["seo_title"] => string(105) "ispol-zovaniie-priiomov-kritichieskogo-myshlieniia-na-urokakh-okruzhaiushchiego-mira-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "196207"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428015076"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ  ПРИМЕНЯЯ ЭЛИМЕНТЫ «ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ» "
    ["seo_title"] => string(97) "razvitiie-kritichieskogo-myshlieniia-na-urokakh-istorii-primieniaia-elimienty-piesochnoi-tierapii"
    ["file_id"] => string(6) "119074"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413310822"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) ""Развитие критического мышления на уроках математики" "
    ["seo_title"] => string(60) "razvitiie-kritichieskogho-myshlieniia-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "235669"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1443789883"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(236) "Формирование ключевых компетенций учащихся через применение технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" "
    ["seo_title"] => string(159) "formirovaniie-kliuchievykh-kompietientsii-uchashchikhsia-chieriez-primienieniie-tiekhnologhii-razvitiie-kritichieskogho-myshlieniia-chieriez-chtieniie-i-pis-mo"
    ["file_id"] => string(6) "104789"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402757802"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "Мастер-класс "Технология  развития критического мышления через чтение и письмо  на первой ступени обучения" "
    ["seo_title"] => string(126) "mastier-klass-tiekhnologhiia-razvitiia-kritichieskogho-myshlieniia-chieriez-chtieniie-i-pis-mo-na-piervoi-stupieni-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "150043"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420387501"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства