Просмотр содержимого документа
«Разработка занятия по русскому языку "Опасные места в слове"»
Методическая разработка урока русского языка по теме:
«Опасные» места при письме
на месте гласных букв
1класс
Автор:
Олексюк Виктория Михайловна
учитель начальных классов
МБОУ «Лицей №22 «Надежда
Сибири»
Организационная структура урока
Цели деятельности учителя
Формировать представление о правилах написания гласных в ударных и безударных слогах, развивать умение обосновывать написание проверяемой и непроверяемой гласной в ударном и безударном слоге, составлять предложения с использованием текста и рисунка
Тип урока
Решение частных задач
Планируемые образовательные результаты
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):
научатся: определять ударную и безударную гласную; находить в двусложных словах букву безударного гласного звука, написание которого надо проверить; различать проверочное и проверяемое слово; писать двусложные слова с безударным гласным и объяснять их правописание; развивать речь;
получат возможность научиться: определять с опорой на заданный алгоритм безударный и ударный гласные звуки в слове; использовать прием планирования учебных действий при подборе проверочного слова путем изменения формы слова.
познавательные – использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии скоммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства её осуществления; осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера;
коммуникативные – готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
регулятивные – осуществляют пошаговый контроль своих действий, овладевают способностью понимать учебную задачу урока и стремятся ее выполнять.
Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; овладение начальными навыками адаптации
Методы и формы обучения
Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная, работа в парах и группах.
Образовательные ресурсы, оборудование и материалы
Набор текстовых заданий (формат А4),два варианта заданий в конвертах различной сложности,
маркеры, рабочие тетради, интерактивная доска.
Этапы урока
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения
Деятельность
учителя
Деятельность учащихся
Формы
совзаимо-
действия
Универсальные
учебные действия
Промежу-
точный контроль
1
2
3
4
5
6
7
I. Организационный момент.
Мотивация.
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала
Создает эмоциональный настрой на урок.
Рассматрива-ют два дерева-яблоневое и лимонное , сравнивают их. Рассуждают о своих страхах.
Загадывают желание на урок.
Фронта-льная
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; рассуждают о том, что мешает в учёбе; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на работу;
осознание своих возможностей в учении; способность адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Устный опрос
II. Актуализа-ция знаний.
Целеполога-ние и плани-рование.
Определение темы урока. Постановка задач на урок.
Чистописание
Предлагает детям рассмотреть изображение
на слайде и догадаться о теме урока, поставить задачи на урок. Учитель просит прочитать буквы, записанные на доске, сравнить их, разделить на группы, найти общий элемент. Предлагает назвать правила письма этого элемента и тренироваться в его написании. Контролирует
взаимопроверку и оценку результатов работы.
Рассматрива-ют знак вопро-са между глас-ными «о» и «а» , «и» и «е», «и» и «я»,рассужда-ют и называют тему урока. Ставят зада-
чи на урок. Отвечают на вопросы.
Тренируются в чистописании.
Оценивают работу друг друга.
Фронта-льная.
Индивидуальная.
Работа в
паре
Личностные: умение слушать ,понимать других, высказывать своё мнение, адекватно воспринимают оценку товарищей
Познавательные:
общеучебные – извлекают необходимую информацию из предложенного учителем материала;
логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о новом изучаемом предмете.
Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания
Регулятивные: формулирование темы, планирование своей работы.
Устные ответы, письменная работа в тетради,
оценка
работы
1
2
3
4
5
6
7
III. Изучение
нового материала
Первичное
осмысление
Проблемная ситуация.
Рассматривается многозначное слово (коса).
Алгоритм действий.
Тренировка.
Критерии оценивания.
Выполнение задания на карточках.
Оценка результата.
Формулирует задание, наводящими вопросами подводит учащихся к выводу об «опасных» местах для безударных гласных и способах их проверки.
Рассматривается слово, в котором звучание не совпадает с написанием.
Формулируется алгоритм действий. Предлагает, действуя по алгоритму, выполнить задание на нахождение в словах «опасных» мест. Контролирует выполнение задания, организует проверку.
Выполняют задание, рассуждают, отвечают
на вопросы,
высказывают свое мнение, делают вывод.
Читают алгоритм и
тренируются
определять
«опасные»
места в словах.
Договарива-ются о критериях оценивания работы.
Выполняют задание, работая в группе.
Оценивают работу товарищей.
Фронта-льная.
Индиви-дуальная
Группо-вая
Познавательные:
общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, из собственного опыта;решают проблемную ситуацию; осознанно строят речевое высказывание в устной форме о многозначности слова , о безударных гласных звуках ;об «опасных» местах в словах.
Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.
Регулятивные: действуют с учетом выделенных ориентиров, адекватно воспринимают оценку товарищей и учителя, осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на алгоритм .
Личностные: честно оценивают работу товарищей,умеют слушать ,понимать других .
Устные ответы.
Работа
с карточками
Оценивание
IV. Закрепление
изученного
Выполнить индивидуальное задание в рабочей тетради.
(диффиринцирован-но)
Рассматривание картины и
составление предложений .
Формулирует задания, предлагает сделать выбор из двух вариантов, создает эмоциональный настрой, обеспечивает мотивацию выполнения.
Организует проверку и оценивание результата.
Направляет работу детей
по составлению связных мыслей, корректирует речь детей.
Выполняют задание в рабочей тетради.
Проверяют и оценивают свою работу
сами. Вспоминают сказки и ли-тературных героев.
Учатся строить предложения
по картине.
Индиви-дуальная
Фронта-льная
Личностные: выполняют задания самостоятельно, полагаясь только на свои знания и умения; честно оценивают свою работу.
Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания
Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, алгоритма, адекватно воспринимают оценку товарищей,ориентируются в заданиях на карточках и тетради.
Познавательные:
строят речевое высказывание, опираясь на знание литературных героев .
Само-проверка
Оценка
Высказывания детей
V. Итоги урока. Рефлексия
Обобщить полученные на уроке сведения
Проводит беседу по вопросам: легко ли обозначить буквой гласный в безударном слоге? Почему? Что нужно знать, чтобы не ошибиться в написании гласной в безударном слоге?
1. Отвечают на вопросы.
2. Определяют свое эмоциональ-ное состояние
на уроке и оценивают его.
Фронтальная
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала
Оценивание работы учащих-ся за урок
Ход урока
СЛАЙД-№1.
-Посмотрите на доску и скажите, что вы видите?
(Фруктовые деревья.)
- Что вы можете рассказать о первом дереве? (Это яблоня, не ней красные яблоки-плоды.)
-Какие они, как вы думаете? (Сочные ,сладкие, вкусные. )Такие же, как и наши желания.
Это непростое дерево, а дерево желаний, таких же, как и эти яблоки - красивых, хороших.
-Чего бы вы себе пожелали на урок? (ответы детей) Загадайте желание и рядом с датой нарисуйте яблоко. Если ваше желание исполнится, то вы закрасите всё его красным цветом, а если не до конца исполнится, то часть яблочка закрасите.
-Посмотрите на лимонное дерево. Что вы можете сказать о его плодах? Это дерево страхов, они нам мешают в учёбе. Расскажите о своих страхах.
-От кого зависит, сбудется ли ваше желание, или вы в конце получите только лимон? Как надо работать для этого?
СЛАЙД_№2
- Почему стоит знак вопроса, как вы думаете? (гласные ведут спор за место в слове)
-Почему они «спорят»? ( если стоят в слабой позиции, не под ударением). Они в опасной позиции.
-Догадайтесь , какова будет тема нашего сегодняшнего урока? (Дети называют и читают тему урока)
СЛАЙД_№3
-Давайте поставим задачи на урок:
1)будем учиться красиво и правильно писать буквы;
2)будем учиться выполнять соединения в словах;
3)будем учиться находить в словах опасные места и доказывать правильность написания буквы в них.
-Назовите буквы, записанные на доске.
И Ш Ы
-На какие группы можно их разделить и почему?
-А какой в них есть общий элемент? Если я правильно и красиво научусь писать наклонную линию , то какими будут буквы, в которых она встречается?
-Так как её надо писать? (наклонно, доводить до строк..)
-Попробуйте пальчиком по парте написать эту линию.
-Поставьте руку на локоток и пишем за мной по воздуху. Запишите 3 элемента и эти буквы.
-В каких ещё буквах встречается этот элемент? Давайте запишем. (Н,Т,П,Р,Л,М,Е)
-Мы потренировались буквы писать. Что ещё важно при написании слова?( правильно их соединять)
-Как соединить О и Л ?(пишем по воздуху , повторяя за мной(учитель пишет на доске) ,а затем в тетради).
- Какие ещё буквы будем также соединять?(О и М, О и Я, О и Ф).
-Какое это соединение? ( нижнее)
-А верхнее соединение между какими буквами будем применять?
(О и С, О и Р, О и К, О и В …)
-Поменяйтесь тетрадями и оцените работу друг друга, нарисовав яблоко либо всё красное, либо наполовину.
ВЗАИМОПРОВЕРКА
( Почему красное яблоко нарисовал? Объясняют)
СЛАЙД№4
-Если вначале этого сочетания….ОС… я добавлю букву, обозначающую глухой согласный , а в конце-гласную 1 ряда, то получу слово. Какое это слово?
На доске открывается слово КОСА
-Какие значения может иметь это слово?(3 значения)
(Отмель у берега, девичья коса, коса- инструмент)
-Произнесите слово, как мы говорим, и сравните с тем, как оно записано. Что заметили? (Опасное место)
-Почему это будет место опасным? (Слабая позиция, без ударения )
-Так что мы будем делать, чтобы найти в слове опасное место?
-Какой сигнал у светофора говорит об опасности? ( Красный сигнал светофора)
Договоримся ставить точку под буквой, которая стоит в слабой позиции.
Читаем с доски алгоритм действий: СЛАЙД№5
Поставим в слове ударение;
Найдём безударный гласный ;
Произнесём слово так ,как говорим и найдём опасное место;
Обозначим опасное место красной точкой.
-Догадайтесь , чем мы сейчас будем заниматься на уроке, какой этап работы будет следующим?
(Дети отвечают)
-Да, сейчас вы будете находить опасные места в словах. Не все сразу смогут выполнить работу правильно, кому то может понадобиться помощь , как вы думаете, как нам лучше поработать, чтобы помочь товарищам? (работая в группе).
-Догадайтесь , почему я вам такой девиз выбрала для этой работы?
СЛАЙД№6
«НЕ СТЫДНО НЕ ЗНАТЬ, СТЫДНО НЕ УЧИТЬСЯ».
-Давайте договоримся, по каким критериям будем оценивать работу. Что в работе должно быть выполнено , чтобы группа заработала красное яблоко ?
РАБОТА В ГРУППЕ.
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТА.
-Проверьте работу 1 группы и оцените.
Докажите , почему в этом слове звук о –«опасное» место.
И т. д.
-Как доказать , что буква правильно здесь стоит?
-Чтобы проверить себя и убедиться , что вы всё поняли на уроке , как надо поработать?(самостоятельно)
-У каждого из вас на парте лежит 2 конверта.
-В зелёном конверте –слова, в которых есть « опасное» место . Ваша задача правильно их списать, выделив в слове «опасное» место.
-Какое правило списывания будете соблюдать?
-В красном конверте-в словах пропущена буква. Кто попробует сам её вставить? Что для этого надо делать?
-Написав слова, вы можете их проверить , сравнив с образцом слов в зелёном конверте .
Оцените себя сами.
Физминутка
Во время физминутки вы видели на экране атрибуты костюма снеговика. Кто самый внимательный и сможет назвать
Только те , в которых встретилась «опасность» на месте гласных . ( Дети называют: снежинка, варежка, морковка и т.д.)
-Посмотрите, на слайде изображен герой какой сказки? Среди слов, записанных вами в самостоятельной работе
встретилось то , что является атрибутом этой сказки. Какое это слово? ( стрела)
Давайте с этим словом составим предложения.(дети предлагают различные варианты, идёт обсуждение)
СЛАЙД№7
-Прочитайте предложение.
СЛАЙД№8
-Почему пропущены буквы? Какие буквы пропущены?
ЛАЙД№9
Сравните «опасности» в этих словах? ( В слове лягушка гласный я не проверяется, а запоминается).
-Где будете находить правильное написание таких слов ( в Орфографическом словаре).
В начале урока вы нарисовали яблоко и загадали желание. Если всё исполнилось, закрасьте яблоко красным цветом, а если не всё получилось – наполовину.
Давайте под музыку присядем столько раз , сколько красных яблок у вас всего получилось на всех этапах работы.
А теперь присядем столько раз ,сколько получилось наполовину красных.
Значит, у нас есть над чем ещё работать на следующих уроках.