Просмотр содержимого документа
«Разработка урока русского языка "Понятие о местоимении"»
Урок русского языка в 3 классе
Тема урока: Понятие о местоимении. Личные местоимения. Цели урока:
1.Познакомить учащихся с особенностями местоимений и их ролью в нашей речи; учить осознанному употреблению местоимений в речи.
2. Способствовать развитию умений сравнивать и делать выводы, редактировать текст.
3. Способствовать воспитанию культуры общения, умений давать оценочные суждения с позиции гражданственности.
4. УУД:
Личностные УУД:
- иметь внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентация на содержательные моменты школьной деятельности и принятие образца «хорошего ученика»;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
- навык сотрудничества со сверстниками, воспитание чувства товарищества.
Регулятивные УУД:
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации (во внешней речи и во внутреннем плане);
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действий;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Коммуникативные УУД:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- иметь собственное мнение и позицию;
- строить высказывания, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- использовать речь для регуляции своего действия.
Познавательные УУД:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
- строить речевые высказывания в устной и письменной речи;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
Оборудование:
портрет А. С. Пушкина, тексты - карточки с заданиями по 3 вариантам для работы в парах, карточки для индивидуальной работы по теме «Кто я», схема «лесенка» для индивидуальной работы.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Учитель: - Сегодня на уроке мы откроем ещё одну маленькую тайну русского языка, будем продолжать учиться сравнивать, анализировать и оценивать свою работу. Но чтобы подобрать ключ к этой тайне, надо выполнить несколько заданий.
- К каким частям речи относятся данные слова? А слово «я»?
- Так, в каком слове заключена тайна нашего урока? Хотите её раскрыть? Вас ждет первое испытание.
II. Минута чистописания.
1. Письмо буквы я и соединений ее с другими буквами. Яяя яяя яяяя яяяяя Яс ям яв яр яб я III. Мини - сочинение на тему «Кто я».
1. Учащиеся пишут мини - сочинение на данную тему. Несколько человек работают по карточкам следующего содержания.
Карточка 1. Запишите предложения в нужном порядке, чтобы получился текст.
Учусь в школе. Очень люблю свой город и свою страну Россию. Я житель города Анадырь.
Карточка 2.
Составьте текст, используя слова: Земля, житель, планета, много знать, космос, читать, люблю.
Чтение написанных сочинений. ( По выбору учителя)
Учитель:
- Сегодня на уроке вам надо самостоятельно оценить свою работу и поставить «я» на одну из пяти ступенек. Вот теперь мы па пороге открытия тайны нашего урока.
IV Изучение нового материала.
Создание проблемной ситуации.
Учитель:
- Надо уметь ценить себя и знать своё место на ступени нашей жизни, стараться подняться как можно выше, прославляя имя своё добрыми делами.
За год до своей смерти один великий русский поэт написал о себе такие строки:
Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастет народная тропа, Вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа.
- Кому из великих русских поэтов принадлежат эти слова?
(Показывает портрет А.С.Пушкина)
- Какое слово в стихотворении употребил поэт Пушкин указывая на себя?
Называет ли это слово его имя?
Вывод: Слово я указывает на имя поэта, но не называет его.
На доске выставляется напечатанное слово я
Работа в тетрадях
Учитель:
Что вы знаете о сказках Пушкина? Запишите ответ на вопрос, записанный на доске, подчеркните слово, указывающее на нас.
Какую сказку А. С. Пушкина вы читали? (Мы читали «Сказку о золотой рыбке» А. С. Пушкина.)
- Какое слово вы подчеркнули и на кого оно указывало? Называло ли оно вас?
На доске выставляется слово мы.
Вывод: Слово мы указывает на нас, но не называет нас.
Работа над предложением, записанным на доске.
Учитель:
- Сказки Пушкин полюбил и стал их писать, благодаря одному из любимых людей из детства. Кому посвятил он эти строки:
«Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна?» (Запись на доске)
К кому обращено слово ты? Называет ли он имя своей няни? На доске выставляется слово ты.
Вывод: Слово ты указывает на имя, но не называет его.
Учитель:
- Как ушёл из жизни А.С.Пушкин? Кто из вас знает?
- Пушкин погиб на дуэли, защищая честное имя своей жены. Весь мир был потрясен этой трагедией. Вот какие строки написал сразу после смерти другой великий русский поэт М. Ю. Лермонтов. С какими словами он обращается к врагам А. С. Пушкина?
Погиб поэт!- невольник чести – Пал, оклеветанный молвой, С свинцом в груди и жаждой мести, Поникнув гордой головой!.. Не вынесла душа поэта Позора мелочных обид, Восстал он против мнений света Один, как прежде… и убит! Убит!.. к чему теперь рыданья, Пустых похвал ненужный хор И жалкий лепет оправданья? Судьбы свершился приговор! Не вы ль сперва так злобно гнали Его свободный, смелый дар И для потехи раздували Чуть затаившийся пожар? Что ж? веселитесь…- он мучений Последних вынести не мог: Угас, как светоч, дивный гений, Увял торжественный венок.
Какое слово Лермонтов употребляет, обращаясь к врагам поэта, к его завистникам? Называет ли он их по именам? А какое слово в стихотворении указывает на Пушкина, не называя его имени?
О Пушкине можно сказать, что он не просто поэт. ( На доске запись) Он – личность. Он – гений. На доске выставляются слова вы, он.
- Что можете сказать об этих словах?
Вывод: Слова вы, он указывают на имена, не называя их.
Работа с текстом, записанным на доске.
а) Люди всего мира помнят об А. С. Пушкине. Люди приносят цветы к памятнику поэта.
Учитель: - Что во 2 предложении не так? - Какое слово нужно в предложении заменить? (Люди) - Если бы не было первого предложения, вы смогли бы догадаться, о ком идет речь во втором предложении? (Нет.) - Почему? (Слово они указывает, но не называет.)
б) Великий русский поэт был в Казани. Казань понравилась ему своей старинной архитектурой.
- Какое слово во втором предложении надо заменить? (Казань) - Каким словом? (Она) - Спишите этот текст, заменив слова. На доске выставляются слова они, она.
V. Особенности местоимений как части речи.
Чтение выставленных на доске слов:
я, мы, вы, он, она, оно, они - местоимения.
Учитель:
- Почему они так называются? Нужны ли нам местоимения в нашей речи? Для чего?
VI. Физминутка.
«На Чукотке много детей...» VII. Первичное закрепление изученного материала.
Работа с таблицей местоимений.
Запись на доске:
Единственное число
Множественное число
1 лицо
я
мы
2 лицо
ты
вы
3 лицо
он, она, оно
они
Учитель:
- Назовите местоимение, указывающее на самого тебя (обращаюсь к одному ученику). (я) - Назовите местоимение, указывающее, на других, включая самого себя. (мы) - Назовите местоимение, указывающее на другое лицо. (ты) - Назовите местоимение, указывающее на несколько лиц. (вы)
Знакомство с правилом по учебнику.
Самостоятельно узнают о местоимениях 3 лица.
Учитель:
-Что интересного узнали о местоимениях 3 лица? (Они бывают м. р., ж. р., ср. р.)
Вопрос- задача. Куда в таблице поставим слово Вы? К кому мы так обращаемся?
Работа по определению местоимений. (Таблица закрыта)
Работа по карточкам «Проверь себя».
Обведите в кружок только местоимения.
Я, но, вы, он, ты, от, мы, нос, они.
Прочитать местоимения, указывая их лицо и число.
Работа в парах над выражениями из произведений русского баснописца И.Крылова.
Вставить подходящее по смыслу местоимение, указать его лицо и число. Подумайте и ответьте, что за басня и чему она нас учит?
Карточка1.
«Спой, светик, не стыдись! Что ежели, сестрица, При красоте такой и петь …. мастерица, Ведь … б у нас была царь-птица!»
Карточка 2
«Стой, братцы, стой! – кричит Мартышка.- Погодите! Как музыке идти! Ведь … не так сидите. … с басом, Мишенька, садись против альта, … , прима, сяду против вторы; Тогда пойдет уж музыка не та: У нас заплещут лес и горы!»
Отгадывание загадки.
Отгадка состоит из местоимений 1 лица. Из них, чем больше берут, тем больше они становятся. (Ямы)
VIII Итог урока.
- Что вы можете сказать о роли местоимений в речи? (Они заменяют другие части речи, чтобы не было повторов, делают нашу речь ясной, понятной и грамотной.)
- Вы убедились, что язык полон тайн? Благодаря вашей пытливости мы открыли еще одну тайну. Какую?
- Что мы узнали о местоимении?
IX. Домашнее задание.
Прочитайте любую басню И.Крылова и выпишите любой отрывок с местоимениями, укажите их.
Выводы по уроку:
Оценка работы класса.
На какую ступеньку лесенки поставим местоимение мы? Дайте оценку работы класса на уроке.
И оцени свою работу на уроке, поставив в своих схемах – лесенках « я» на ту ступеньку, которую считаешь, что ты заслужил.
Отметь красным кружком на своей лесенке ту оценку, которой ты оцениваешь свою работу на данном уроке. (Схемы - лесенки сдать по рядам).
Подведение итогов «я» на схеме лесенке.
- Если вы своё «я» поставили на: 1, 2 самые низкие ступеньки - вы всегда идете за кем-то или стараетесь следовать за кем-то; 3, 4 ступенька – вы можете вести сами за собой и идти за кем-то; 5 самая высокая ступенька – вы стараетесь вести за собой других.