kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока русского языка "Понятие о местоимении"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан с применением личностно-ориентированной технологии.В ходе урока ученики решают проблему, открывают новые знания.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока русского языка "Понятие о местоимении"»

Урок русского языка в 3 классе

Тема урока: Понятие о местоимении. Личные местоимения.
Цели урока:

1.Познакомить учащихся с особенностями местоимений и их ролью в нашей речи; учить осознанному употреблению местоимений в речи.

2. Способствовать развитию умений сравнивать и делать выводы, редактировать текст.

3. Способствовать воспитанию культуры общения, умений давать оценочные суждения с позиции гражданственности.


4. УУД:

  • Личностные УУД:

  - иметь внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентация на содержательные моменты школьной деятельности и принятие образца «хорошего ученика»;

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;

- навык сотрудничества со сверстниками, воспитание чувства товарищества.

  •  Регулятивные УУД:

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации (во внешней речи и во внутреннем плане);

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- оценивать правильность выполнения действий;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

  •  Коммуникативные УУД:

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- иметь собственное мнение и позицию;

- строить высказывания, аргументировано доказывать свою точку зрения;

- использовать речь для регуляции своего действия.

  • Познавательные УУД:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

- строить речевые высказывания в устной и письменной речи;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.


Оборудование:

портрет А. С. Пушкина, тексты - карточки с заданиями по 3 вариантам для работы в парах, карточки для индивидуальной работы по теме «Кто я», схема «лесенка» для индивидуальной работы.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Учитель:
- Сегодня на уроке мы откроем ещё одну маленькую тайну русского языка, будем продолжать учиться сравнивать, анализировать и оценивать свою работу. Но чтобы подобрать ключ к этой тайне, надо выполнить несколько заданий.

  1. На доске записаны слова:

Ясное, яма, явился, явление, яростный, я, ябедничал.

- К каким частям речи относятся данные слова? А слово «я»?

- Так, в каком слове заключена тайна нашего урока? Хотите её раскрыть? Вас ждет первое испытание.

II. Минута чистописания.

1. Письмо буквы я и соединений ее с другими буквами.
Яяя яяя яяяя яяяяя
Яс ям яв яр яб я
III. Мини - сочинение на тему «Кто я».

1. Учащиеся пишут мини - сочинение на данную тему. Несколько человек работают по карточкам следующего содержания.

Карточка 1.
Запишите предложения в нужном порядке, чтобы получился текст.

Учусь в школе.
Очень люблю свой город и свою страну Россию.
Я житель города Анадырь.

Карточка 2.

Составьте текст, используя слова: Земля, житель, планета, много знать, космос, читать, люблю.

  1. Чтение написанных сочинений. ( По выбору учителя)


Учитель:

- Сегодня на уроке вам надо самостоятельно оценить свою работу и поставить «я» на одну из пяти ступенек. Вот теперь мы па пороге открытия тайны нашего урока.

IV Изучение нового материала.

  1. Создание проблемной ситуации.


Учитель:

- Надо уметь ценить себя и знать своё место на ступени нашей жизни, стараться подняться как можно выше, прославляя имя своё добрыми делами.

За год до своей смерти один великий русский поэт написал о себе такие строки:


Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.

- Кому из великих русских поэтов принадлежат эти слова?

(Показывает портрет А.С.Пушкина)

- Какое слово в стихотворении употребил поэт Пушкин указывая на себя?

Называет ли это слово его имя?

Вывод: Слово я указывает на имя поэта, но не называет его.

На доске выставляется напечатанное слово я

  1. Работа в тетрадях


Учитель:

Что вы знаете о сказках Пушкина? Запишите ответ на вопрос, записанный на доске, подчеркните слово, указывающее на нас.

Какую сказку А. С. Пушкина вы читали? (Мы читали «Сказку о золотой рыбке» А. С. Пушкина.)

- Какое слово вы подчеркнули и на кого оно указывало? Называло ли оно вас?

На доске выставляется слово мы.

Вывод: Слово мы указывает на нас, но не называет нас.

  1. Работа над предложением, записанным на доске.


Учитель:

- Сказки Пушкин полюбил и стал их писать, благодаря одному из любимых людей из детства. Кому посвятил он эти строки:

«Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна?» (Запись на доске)

К кому обращено слово ты? Называет ли он имя своей няни?
На доске выставляется слово ты.

Вывод: Слово ты указывает на имя, но не называет его.

Учитель:

- Как ушёл из жизни А.С.Пушкин? Кто из вас знает?

- Пушкин погиб на дуэли, защищая честное имя своей жены. Весь мир был потрясен этой трагедией. Вот какие строки написал сразу после смерти другой великий русский поэт М. Ю. Лермонтов. С какими словами он обращается к врагам А. С. Пушкина?

Погиб поэт!- невольник чести –
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!..
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один, как прежде… и убит!
Убит!.. к чему теперь рыданья,
Пустых похвал ненужный хор
И жалкий лепет оправданья?
Судьбы свершился приговор!
Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар?
Что ж? веселитесь…- он мучений
Последних вынести не мог:
Угас, как светоч, дивный гений,
Увял торжественный венок.

Какое слово Лермонтов употребляет, обращаясь к врагам поэта, к его завистникам? Называет ли он их по именам? А какое слово в стихотворении указывает на Пушкина, не называя его имени?

О Пушкине можно сказать, что он не просто поэт. ( На доске запись)
Он – личность.
Он – гений.
На доске выставляются слова вы, он.

- Что можете сказать об этих словах?

Вывод: Слова вы, он указывают на имена, не называя их.

  1. Работа с текстом, записанным на доске.


а) Люди всего мира помнят об А. С. Пушкине. Люди приносят цветы к памятнику поэта.

Учитель:
- Что во 2 предложении не так?
- Какое слово нужно в предложении заменить? (Люди)
- Если бы не было первого предложения, вы смогли бы догадаться, о ком идет речь во втором предложении? (Нет.)
- Почему? (Слово они указывает, но не называет.)

б) Великий русский поэт был в Казани. Казань понравилась ему своей старинной архитектурой.

- Какое слово во втором предложении надо заменить? (Казань)
- Каким словом? (Она)
- Спишите этот текст, заменив слова.
На доске выставляются слова они, она.

V. Особенности местоимений как части речи.

Чтение выставленных на доске слов:

я, мы, вы, он, она, оно, они - местоимения.

Учитель:

- Почему они так называются? Нужны ли нам местоимения в нашей речи? Для чего?

VI. Физминутка.

«На Чукотке много детей...»
VII. Первичное закрепление изученного материала.


  1. Работа с таблицей местоимений.


Запись на доске:




Единственное число


Множественное число


1 лицо


я


мы


2 лицо


ты


вы


3 лицо


он, она, оно


они


Учитель:

- Назовите местоимение, указывающее на самого тебя (обращаюсь к одному ученику). (я)
- Назовите местоимение, указывающее, на других, включая самого себя. (мы)
- Назовите местоимение, указывающее на другое лицо. (ты)
- Назовите местоимение, указывающее на несколько лиц. (вы)


  1. Знакомство с правилом по учебнику.


Самостоятельно узнают о местоимениях 3 лица.

Учитель:

-Что интересного узнали о местоимениях 3 лица? (Они бывают м. р., ж. р., ср. р.)

  1. Вопрос- задача. Куда в таблице поставим слово Вы? К кому мы так обращаемся?

  2. Работа по определению местоимений. (Таблица закрыта)


Работа по карточкам «Проверь себя».

Обведите в кружок только местоимения.

Я, но, вы, он, ты, от, мы, нос, они.

Прочитать местоимения, указывая их лицо и число.

  1. Работа в парах над выражениями из произведений русского баснописца И.Крылова.


Вставить подходящее по смыслу местоимение, указать его лицо и число.
Подумайте и ответьте, что за басня и чему она нас учит?

Карточка1.

«Спой, светик, не стыдись! Что ежели, сестрица,
При красоте такой и петь …. мастерица,
Ведь … б у нас была царь-птица!»

Карточка 2

«Стой, братцы, стой! – кричит Мартышка.- Погодите!
Как музыке идти! Ведь … не так сидите.
… с басом, Мишенька, садись против альта,
… , прима, сяду против вторы;
Тогда пойдет уж музыка не та:
У нас заплещут лес и горы!»

  1. Отгадывание загадки.


Отгадка состоит из местоимений 1 лица.
Из них, чем больше берут, тем больше они становятся. (Ямы)

VIII Итог урока.

- Что вы можете сказать о роли местоимений в речи? (Они заменяют другие части речи, чтобы не было повторов, делают нашу речь ясной, понятной и грамотной.)

- Вы убедились, что язык полон тайн? Благодаря вашей пытливости мы открыли еще одну тайну. Какую?

- Что мы узнали о местоимении?

IX. Домашнее задание.

Прочитайте любую басню И.Крылова и выпишите любой отрывок с местоимениями, укажите их.

Выводы по уроку:

  1. Оценка работы класса.

На какую ступеньку лесенки поставим местоимение мы? Дайте оценку работы класса на уроке.

И оцени свою работу на уроке, поставив в своих схемах – лесенках « я» на ту ступеньку, которую считаешь, что ты заслужил.

Отметь красным кружком на своей лесенке ту оценку, которой ты оцениваешь свою работу на данном уроке. (Схемы - лесенки сдать по рядам).

  1. Подведение итогов «я» на схеме лесенке.



- Если вы своё «я» поставили на:
1, 2 самые низкие ступеньки - вы всегда идете за кем-то или стараетесь следовать за кем-то;
3, 4 ступенька – вы можете вести сами за собой и идти за кем-то;
5 самая высокая ступенька – вы стараетесь вести за собой других.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока русского языка "Понятие о местоимении"

Автор: Колебер Галина Федоровна

Дата: 03.11.2017

Номер свидетельства: 436409

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Методическая разработка урока русского языка 3 класс по теме : «Глагол как часть речи.» "
    ["seo_title"] => string(93) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-russkogho-iazyka-3-klass-po-tiemie-glaghol-kak-chast-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "204269"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429628179"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Урок  русского языка в 4 классе на тему: "Роль местоимений в речи""
    ["seo_title"] => string(69) "urok-russkogho-iazyka-v-4-klassie-na-tiemu-rol-miestoimienii-v-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "308103"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458498568"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Урок  русского языка в 4 классе на тему: "Роль местоимений в речи""
    ["seo_title"] => string(71) "urok-russkogho-iazyka-v-4-klassie-na-tiemu-rol-miestoimienii-v-riechi-1"
    ["file_id"] => string(6) "308104"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458498575"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Разработка урока по русскому языку в 3 классе на тему «Понятие о местоимении. Личные местоимения»"
    ["seo_title"] => string(80) "razrabotka_uroka_po_russkomu_iazyku_v_3_klasse_na_temu_poniatie_o_mestoimenii_li"
    ["file_id"] => string(6) "525363"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1572720007"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Разработка урока по теме "ПРАКТИКУМ. ТИП РЕЧИ: РАССУЖДЕНИЕ""
    ["seo_title"] => string(62) "razrabotka-uroka-po-tiemie-praktikum-tip-riechi-rassuzhdieniie"
    ["file_id"] => string(6) "248538"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446738617"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства