kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по русскому языку "Три склонения имен существительных.4 класс"

Нажмите, чтобы узнать подробности

материал при изучении склонений имен существительных

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по русскому языку "Три склонения имен существительных.4 класс"»

Три склонения имен существительных



Цели

Дать понять о трёх типах склонения имён существительных; учить распознаванию склонений существительных; формировать навыки грамотного письма;

Развивать речь учащихся;

Воспитывать навыки самоконтроля, взаимоконтроля и взаимовыручку.

Оборудование

опорная таблица;

конверты с заданиями;

карточки - алгоритм действий;

рисунки (3 корзинки) для игры;

слова-карточки для игры.



ХОД УРОКА



Рефлексия

Урок русского языка.



С каким настроением начинается урок?



/Дети поднимают карточки с грусными или веселыми человечками. /



Замечательно! Хорошее настроение, взаимовыручка, желание активно и внимательно работать помогут нам сделать новые открытия. Желаю Вам успехов!

I. Языковая разминка



1. Игра «Узнай падеж».



Учитель называет вопросы, или вспомогательное слово, или предлоги, дети определяют падеж.

Вопрос кому? (Д.п.)

Предлоги в, на, за, под, через, про, в (В.п.)

Вспомогательное слово нет (Р.п.)

«Щедрый» падеж (Д.п.)

Без предлога не употребляются (П.п)

Сущ. – подлежащее всегда стоит в … (И.п)

«Падеж – работяга» (Т.п.)

Вопрос кого? (В.п. и Р.п.)

Предлоги к, по (Д.п.)

Вопрос что? (И.п. и В.п)

Предлоги о, об (П.п)



2. Запишите предложение, определите падеж имён существительных.



Зимним утром с радостью и интересом спешат ученики на занятия в школу.



- Что можете рассказать о существительном утром?



/Ученик делает морфологический разбор сущ./



Мы уже многое знаем об имени существительном, а сегодня сделаем ещё одно открытие, расширим наши знания об имени существительном.



Физкультурная пауза.

II. Сообщение темы и цели урока



Тему новую опять

Надо нам запоминать.

Что за три склонения?

На лицах удивление?!

К концу урока исчезнут сомнения,

И мы узнаем ваше мнение!

III. Постановка проблемы



- Прочитайте предложение



Книги учат нас смелост__ и дружб__ .



- Найдите однородные члены в этом предложении.



Определите их род, падеж.



Что можно сказать об окончаниях? (Возможно, они одинаковые.) Какие? (Предложения детей.)



- Прочитайте предложение без пропусков. Что заметили?



Книги учат нас смелости и дружбе.



- Какие вопросы возникают? (Почему в одном и том же падеже окончания разные? От чего зависит правописание гласной в окончании?)

IV. Решение проблемы



1. Предлагаю вам, ребята, стать сегодня учёными – лингвистами и провести научное исследование.



Это трудное заданье,

Проявите-ка старанье,

Вы особенность ищите,

Ничего не проглядите.



Предлагаю провести свои наблюдения сразу трём группам лингвистов. Выбор за вами!



/Дети выбирают конверты с заданиями/.



2. Идёт работа в группах по исследованию.



1-й конверт с заданиями



Просклонять существительные страна, земля (на листах), поставить ударениеИ. п. стран а земл я

Р. п.

Д. П.

В. п.

Т. п.

П. п.





Возьми любое существительное мужского рода с окончаниями а , я измени по падежам /Устно./ Рома, дядя



2. Сравни окончания этих существительных. Что общего у них? Чем отличаются?



Вывод: Существительные м.р. и ж.р., которые в начальной форме имеют окончания -а, -я, имеют одни и те же окончания в одинаковых падежах.



Аналогично дети наблюдают за падежными окончаниями групп существительных, (окно, поле, огонь и степь, печь)



2-й конверт с заданиями



1. Измените по падежам данные существительные.И. п. окн о пол е огонь

Р. п.

Д. П.

В. п.

Т. п.

П. п.





2. Сравните окончания этих существительных. Что у них общего? Чем отличаются?



3. Подберите любое существительное среднего рода и мужского рода с нулевым окончанием в начальной форме. Устно измените их по падежам и сравните окончания.



Вывод: Существительные ср.р. с окончаниями -о, -е и м.р. с нулевым окончанием в начальной форме имеют одни и те же окончания в одинаковых падежах.



3-й конверт с заданиями



1. Просклоняй по падежам данные существительные.И. п. печь степь

Р. п.

Д. П.

В. п.

Т. п.

П. п.





2. Проверь! Имеют ли другие существительные ж.р. с нулевым окончанием и основой на мягкий согласный однотипные окончания. Подбери такие существительные, измени по падежам.



3. Сравни эти окончания с окончаниями существительных печь и степь.



Вывод: Существительные ж.р. с нулевым окончанием имеют однотипные падежные окончания.



- Сколько же всего в русском языке групп имён существительных, у которых однотипные окончания?



(Выводы детей)



На доске появляется таблица – опора; /3 группы- 3 склонения/

3 склонения имён существительных



склонения род окончания примеры

1-е скл. м.р.

ж.р. -а,

-я страна

дядя

2-е скл. м.р.

ср.р.

-о, -е огонь

окно

поле

3-е скл. ж.р -ь, ночь

степь





Физкультурная пауза.



3. Сравним наши выводы с выводами авторов учебника.



Знакомство с правилом по учебнику с. 94



Деление текста на части – О чём говориться в каждой части правила?



Заучивание правила.



Идёт работа в парах.



Взаимопроверка.



4. Ответы на вопросы после текста с. 94.



Если существительное относится ко 2 склонению, может ли оно перейти в 1 или 3 склонение? Почему?



Склонение – это постоянный или непостоянный признак?



Что нужно делать, чтобы определить к какому склонению относится существительное?



Есть ли склонение у существительных в английском языке?



5. Вернёмся к предложению на доске.



Почему же существительные (смелости, дружбе) имеют разные окончания?



/Предложения детей: они относятся к разным склонениям/.



Первичное закрепление.



А сейчас для вас задача,

Пусть не покинет вас удача!



Какой же будет алгоритм действий при определении склонения существительных?



Поставьте карточки в нужной последовательности.



|окончание| |ед. число| |И.п.| |род| |склонение|



(ответы детей)



|И.п.| |ед. число| |род| |окончание| |склонение|



А сейчас:



Есть для вас ещё игра,

Постарайтесь, детвора,

Разгадайте-ка секрет,

Дайте правильный ответ!



Игра «Собери слова в лукошко»



Собери нужные слова в каждое лукошко-склонение

ДРУЖБА

СТРАНА

СЕМЬЯ ОБЛАКО

СОЛНЦЕ

ЗАКАТ БОЛЬ

МЫСЛЬ

ГРУСТЬ





- Докажи правильность ответа.



Самостоятельная работа. Индивидуальная работа.



Запишите по 3 слова каждого склонения



Взаимопроверка /Идёт работа в парах/.

V. Итог урока – Что изучали на уроке? Сколько типов склонения знаете? Как определить склонение существительного?



Д/з с. 94 учить правило упр. 160.



Рефлексия



Доволен ли ты своей работой?



Что было особенно интересным?



С каким настроением заканчиваем урок.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока по русскому языку "Три склонения имен существительных.4 класс"

Автор: Вербицкая Олеся Андреевна

Дата: 02.02.2017

Номер свидетельства: 386968

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Имена существительные, имеющие только форму множественного числа."
    ["seo_title"] => string(73) "imienasushchiestvitielnyieimieiushchiietolkoformumnozhiestviennoghochisla"
    ["file_id"] => string(6) "310784"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459095627"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Урок-соревнование: "Завлекательный мир имени существительного" "
    ["seo_title"] => string(70) "urok-sorievnovaniie-zavliekatiel-nyi-mir-imieni-sushchiestvitiel-nogho"
    ["file_id"] => string(6) "174962"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424193018"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Морфологический разбор имени числительного "
    ["seo_title"] => string(49) "morfologhichieskii-razbor-imieni-chislitiel-nogho"
    ["file_id"] => string(6) "172779"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423854786"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства