Разработка урока по русскому языку "Правописание наречий"
Разработка урока по русскому языку "Правописание наречий"
Научить учащихся правильно писать наречия, развивать логическое мышление, память, внимание, навык каллиграфического письма; воспитывать интерес к изучению предмета
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по русскому языку "Правописание наречий"»
Тема урока: Наречие как часть речи.
Цели:
формировать общее понятие о наречии как о части речи, ознакомить с отличительными признаками наречия от других частей речи, развивать навык каллиграфического письма, речь, внимание, логическое мышление; воспитывать интерес к изучению предмета.
-Ребята, послушайте и скажите, что я вам сейчас прочитаю?
Обвести вокруг пальца
Держать язык за зубами
Правильно, это фразеологические обороты. Замените их одним словом.
Обм …нуть, м…лчать (записаны на обратной стороне доски)
Объясните, какие буквы вставите и почему?
-Какая здесь орфограмма?
-Какая это часть речи?
-В какой форме стоят глаголы?
-Какого вида данные глаголы?
-Как определили?
-Запишите их и разберите по составу.
4.Словарная работа
Работа с пословицами. Объяснение смысла пословицы.
Записываем по памяти.
Лучше ….. в руке, чем ….. в небе.
…..по осени считают.
Старый ….. зря не каркнет.
5. Подготовка учащихся к восприятию нового материала.
Учитель. Сегодня на уроке мы будем говорить о частях речи. Давайте выясним, как хорошо вы их знаете. Работать будем парами. Вам надо распределить данные слова в столбики по определённому признаку. Какому?
Дети. Части речи.
У. Слова, которые вы не сможете отнести ни к одной известной вам части речи запишите отдельно.
Один ученик работает у доски, остальные на местах парами.
Карточка
Иду, путник, морская, сбоку, вверх брести, зелень, нам, нарочно, я, всюду, прибрежный, сегодня, хорошо, вдруг, врозь, справа
Проверка выполненного задания.
У. Эти слова относятся пока к новой для вас части речи. Она называется наречие. Давайте их еще раз прочтем.
Д. сбоку, вверх, нарочно, всюду, сегодня, хорошо, вдруг, врозь, справа
-Запишем их в тетрадь столбиком
III.Сообщение темы и задач урока
У. Итак, сможете ли вы сформулировать тему урока?
Д. Наречие
IV. Знакомство с новым материалом
Девизом нашей работы я предлагаю взять пословицу: «Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось». Как вы ее понимаете?
Дети отвечают.
– Что вы заметили в пословице?
Д. Здесь есть наречия.
У. На какие вопросы отвечают эти наречия? На какие еще вопросы может отвечать эта часть речи?
(Поставить коллективно вопросы к записанным в тетради словам.)
Давайте сравним наши выводы с правилом в учебнике.
Дети читают правило, узнают, на какие вопросы отвечают наречия, что они обозначают.
V.Закрепление
Ребята, прочитайте эти слова. (Слова записаны на доске)
Что о них можете сказать? (Это наречия, но не все)
Какую работу над этими словами можете предложить. (Распределить в 4 группы по значению)
Место действия, время действия, образ действия, степень качества
Но помните:
Пишут умом, а не пером.
Один ум хорошо, а два - лучше.
Взаимопроверка. Возьмите в руки простые карандаши.
Работа без ошибок - оцениваете на «5», с одной ошибкой –«4», а остальные отметки сегодня мы ставить не будем.
Поднимите руки те, у кого «5» и «4». Давайте вместе порадуемся! (аплодисменты)
Физминутка под музыку.
Повторяйте за мной
Светит, светит солнышко - ярко, ярко.
Будет нам от солнышка - жарко, жарко.
Побежим по берегу - быстро, быстро.
Закричим от радости голосисто (Эй! ),
И, устав, на камушек сядем срочно.
Жить на свете здорово! Это точно!
Работа в учебнике
– Чтобы хорошо запомнить вопросы наречий, выполним упражнение 1 на стр. 52 из учебника. Наша задача – распределить наречия на группы в зависимости от вопроса.
где? впереди, напротив, внизу, сбоку
куда? направо, вниз
откуда? издалека, изнутри
когда? завтра, назавтра
как? весело, вдруг, вприсядку, интересно
– Составьте словосочетания с наречиями.
Работа проводится устно в форме игры «Ручеек».
– Как вы думаете, какая часть речи появилась в языке раньше всех?
Д. Существительное.
У. А вот наречия появились гораздо позже. Поэтому и пришлось им «переманивать» в свои ряды слова, относящиеся к другим частям речи. Давайте понаблюдаем, как могут образовываться наречия. Какие наречия могли образоваться от данных слов?
11. Самостоятельная работа по карточкам.
Верх- Сильный-
Догонять- Двое-
– К какой части речи относится каждое из этих слов? Какой вывод мы можем сделать?
Д. Наречия образуются от разных частей речи.
У. Что обозначает эта часть речи?
Д. Признак действия.
У. Правильно. Ведь недаром еще древние римляне называли ее «приглагольем». На самом деле наречий в нашем языке великое множество.
Детям раздаются карточки «Копилочка наречий». Используя эти наречия, составить предложения, чтобы получился рассказ.
- Оцените себя, поднимите сигнальную карточку красного цвета, кому было комфортно на уроке, другого цвета, кто испытывал трудности на уроке.
VI. Итог урока
У. Я думаю, что мы, работая с полной отдачей и помогая друг другу, узнали много нового и интересного. Ведь недаром говорят: «Дружно не грузно, а врозь - хоть брось».
Что вам больше всего понравилось и запомнилось на уроке?