2. Представлять информацию в разных формах (таблица).
3. Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых слов.
4. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.
5. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (таблицу в текст, текст, таблицу в графическую модель), подбирать аналогии.
Регулятивные УУД
1. Высказывать предположения на основе наблюдений.
2. Формулировать цель урока.
3. Искать пути решения проблемы.
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
5. Соотносить цели и результаты своей деятельности.
6. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
План урока:
Организационный момент
Языковая разминка с элементами проверки домашнего задания
Актуализация изученного
4. Формулировка темы и цели урока
5. Открытие новых знаний. Наблюдение и выводы на основе наблюдений
6. Практика. Развитие орфографических умений
7. Итоги урока. Рефлексия
8. Домашнее задание
Ход урока
I. Организационный этап. Приветствие
II. Языковая разминка с элементами проверки домашнего задания.
1.Урок начинается с традиционной орфоэпической разминки.На слайде представлены слова добела, доверху, докрасна, донельзя, донизу, досуха, завидно, загодя, засветло, затемно, исстари, красивее, наверх, тотчас.
Учащиеся «по цепочке» произносят слова в соответствии с орфоэпическими нормами, осуществляют речевой взаимоконтроль.
Ученики готовятся к ответу в парах. Одна пара выходит отвечать. Остальные оценивают по критериям (правильность, полнота, самостоятельность ответа)
3. Языковая разминка с элементами проверки домашнего задания (по материалам упр. 231).
На слайде даны пары слов:
Учащиеся выбирают правильное написание и доказывают своё мнение примерами из домашнего упражнения. На основе наблюдений делается вывод: написание этих слов зависит от их частеречевой принадлежности
III. Актуализация изученного по теме «Мягкий знак после шипящих на конце слов»
На слайде:
Учащиеся высказывают гипотезы.
- Сформулируйте тему. (Мягкий знак после шипящих на конце слов)
- Сформулируйте учебные задачи урока.
2) Актуализируется навык написания ьпосле шипящих в словах разных частей речи.
Что объединяет все записанные слова? (Есть орфограмма-буква ь после шипящих.)
Сколько видов орфограмм вы выделите? (Пять: ь на конце имён существительных, ьв глаголах неопределённой формы, ьв глаголах повелительного наклонения, ьв глаголах 2 л. ед. ч., отсутствие ь на конце кратких прилагательных).
Выберите соответствующие схемы.
На доске прикреплены плакаты со схемами:
1) шип. Ь(сущ. 3 скл.
2) шип. Х (сущ. 1 и 2 скл.)
3) шип. Ь (глагол в повел. наклонении)
4) шип. Ь (глагол в Н.Ф.)
5) шип. Ь (глагол 2 л. ед. ч.)
6) шип. Х (краткое прил. КАКОВ?)
- Запишите слова, обозначьте орфограммы.
IV. Открытие новых знаний
1. Работа в группах (3 – 4 человека) заполнение таблицы «Правописание Ь после шипящих на конце слов» (раздаточный материал)
имя сущ.
имя прил.
глагол
3 скл.
1 и 2 скл.
КАКОВ?
н. ф.
2 л. ед. ч.
повелит.
накл.
имя сущ.
имя прил.
глагол
3 скл.
1 и 2 скл.
КАКОВ?
н. ф.
2 л. ед. ч.
повелит.
накл.
Ь
-
-
Ь
Ь
Ь
- Какой частью речи предстоит дополнить таблицу? (наречие)
2. Наблюдение. Работа по учебнику.
Ученики на основе ознакомительного чтения содержания таблицы в параграфе выявляют новую информацию и заканчивают заполнение таблицы
Опираясь на материал учебника и содержание таблицы, сформулируйте правило.
Сравните результаты наблюдений с правилом в рамке.
Что является основным условием выбора орфограммы? (Часть речи, конец слова.)
Назовите опознавательный признак орфограммы. (Шипящий на конце слова.)
3. Составление графической модели этого вида орфограммы.
Ученики сначала составляют самостоятельно, затем сравнивают свои варианты с материалом на слайде – с графической моделью орфограммы «Буква ьпосле шипящих на конце наречий»
V. Практика. Развитие учебно-языковых и орфографических умений
1. Тренировочное упражнение на опознавание орфограммы (работа в парах). Работа с раздаточным материалом
Подчеркните все наречия с изучаемой орфограммой в пословицах.
1) Одна дверь на замок, другая настежь. 2) Замуж выходи – в оба гляди. 3) Пшеничка по выбору кормит, а матушка рожь всех сплошь. 4) На солнышко во все глаза не взглянешь. 5) Хоть на час, да вскачь. 6) Сын да дочь, да и тех кормить невмочь. 7) Хорош цветок, да остер шипок. 8) Врет сплошь, а переврать не умеет.
2. Обсуждение алгоритма выбора написания.
3. Решение тестовых заданий с проговариванием алгоритма.
Укажите слово(а), в котором(ых) после шипящего следует писать Ь.
5. Взаимопроверка (самопроверка). Обсуждение результатов. Анализ работы
6. Проверочная работа.
Записывая пословицы и поговорки, учащиеся графически объясняют условия выбора орфограмм-ь неразделительный.
1. День да ноч_ – сутки проч_. 2. Матушка-рож_ кормит всех сплош_. 3. Под гору – вскач_, а на гору – хоть плач_. 4. Что посееш_, то и пожнёш_. 5. Хлеб-соль еш_, а правду реж_. 6. Для дорогого гостя и ворота настеж_. 7. Не тот хорош_, кто лицом пригож_, а тот хорош_, кто для дела гож_.
Дополнительное задание: Вспомните пословицу или поговорку, содержащую слова с орфограммами-ь неразделительный, запиши.
Критерии оценивания:
«5» - нет ошибок
«4» - 1 – 2 ошибки
«3» - 3 – 4 ошибки
«2» - более 4
VII. Итоги урока. Рефлексия
– Приведите примеры, когда в наречии пишется и когда не пишется ь после шипящих.
– С какими трудностями можно столкнуться при написании слов с данной орфограммой? С чем это связано?
– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок?
– Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал).
– По каким критериям будете оценивать себя?
VIII. Домашнее задание
1. Подготовиться к устному выступлению по теме «Ь на конце слов после шипящих.
2. Упр. 249
3. Индивидуально: подготовить тестовые задания по теме.
Список литературы:
1. Бунеева Е.В, Исаева Н.А., Комиссарова Л.Ю. Русский язык. 7 класс. Методические рекомендации для учителя. ФГОС. – М.: Баласс , 2014. – 336 с.
2. Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку. – М.: Творческий центр Сфера, 2004. – 78 с.