Разработка урока по математике в 3 классе "Письменные приёмы вычисления трёхзначных чисел"
Разработка урока по математике в 3 классе "Письменные приёмы вычисления трёхзначных чисел"
Тип урока: урок открытия нового знания
Цель урока: Научимся складывать и вычитать трёхзначные числа в столбик.
Планируемые результаты:
Личностные: заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.
-формировать умения самоанализа и самоконтроля результата;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности
Предметные: научится письменно складывать и вычитать трехзначные числа в пределах 1000, решать задачи изученных видов, понятия трёхзначное и двузначное число, составлять алгоритм вычисления в столбик.
Метапредметные:
Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, оценивать результаты своей деятельности;
Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже изученного с помощью учителя, производить простые логические действия (анализ, сравнение). Коммуникативные: умеет выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, формулировать собственное мнение.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель урока: Научимся складывать и вычитать трёхзначные числа в столбик.
Планируемые результаты:
Личностные: заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.
-формировать умения самоанализа и самоконтроля результата;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности
Предметные: научится письменно складывать и вычитать трехзначные числа в пределах 1000, решать задачи изученных видов, понятия трёхзначное и двузначное число, составлять алгоритм вычисления в столбик.
Метапредметные:
Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, оценивать результаты своей деятельности;
Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже изученного с помощью учителя, производить простые логические действия (анализ, сравнение). Коммуникативные: умеет выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, формулировать собственное мнение.
1. Мотивация (самоопределения к учебной деятельности) Орг. момент
«Мы пришли сюда учиться
Не лениться, а трудиться,
Только тот, кто много знает
В жизни что-то достигает».
- Подумайте, что пригодится для успешной работы на уроке?
(Вера в успех, внимание, трудолюбие, усердие, старание, знания.)
– Очень много лет назад один античный мудрец сказал: «Не для школы, а для жизни мы учимся». – В чем же заключалась его мудрость? – А для чего учитесь вы? – Очень ли важен урок математики? – Я желаю вам хорошего настроения и удачи на уроке.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в проблемном действии.
-Вспомните, какую работу мы выполняли на предыдущем уроке? (вычисляли разными способами сложение и вычитание трёхзначных чисел)
- Проверка д/з.( под чертой,с.69, №4 или №7)
- Индивидуальная работа Семёну (380-300, 540+250, 340- 120)
- Как всегда мы начинаем работу с устного счёта.
Счёт цепочкой
200+300 -180 +60 +4= (420)
560 -80 +6 -4 – 82 = (400)
Устно реши задачи
1.В 5 вазах лежало по 3 яблока. Съели 9 яблок. Сколько яблок осталось?
2.Сумма длин всех сторон квадрата равна 80 см, найдите длину стороны квадрата.
3.Ване и его отцу вместе 40 лет. Сколько будет им вместе через три года?
Математический диктант.
1.Найдите сумму чисел 500 и 30. (530.)
2.Уменьшить 700 на 200. (500.)
3.Первое слагаемое 60, второе слагаемое 70. Найдите сумму. (130.)
4.Чему равна разность чисел 840 и 50? (790.)
5.На сколько 540 больше, чем 70? (На 470.)
6.Из какого числа вычли 310 и получили 70? (380.)
7.Увеличьте 206 на 70. (276.)
8.Найдите разность чисел 766 и 6. (760.)
9.На сколько нужно уменьшить 827, чтобы получилось 807? (На 20.)
10. Увеличьте 640 на 70. (710.)
(Самопроверка)
3. Выявление места и причины затруднения.
- Рассмотрите группы выражений.
34 + 45 340 +450 345 + 457
76 - 54 760 - 540 761 - 543
- Чем они отличаются?
(В первом столбике примеры па сложение и вычитание двузначных чисел, во втором — трехзначных чисел, оканчивающихся нулями, в третьем — трехзначных чисел, не оканчивающихся нулями.)
- Выполните вычисления в первом столбике устно.
(Учащиеся называют ответы.)
- Как вычисляли?
(Единицы складывали с единицами, десятки — с десятками.)
- Попробуйте таким же способом вычислить ответы во втором столбике. (Учащиеся называют ответы.)
- Как вы вычисляли?
(Десятки складывали с десятками, сотни — с сотнями.)
- Попробуйте устно выполнить вычисления в третьем столбике. Можем ли мы использовать разные способы, которыми пользовались на прошлом уроке? Возникла проблема?
( Учащиеся пробуют и приходят к выводу, что выполнить такие вычисления устно трудно.)
- Чтовы предлагаете?
(Такие примеры нужно решать письменно, в столбик.)
- Кто догадался, над чем мы будем работать на уроке?
- Сформулируйте тему урока.
- Письменные приёмы вычисления трёхзначных чисел.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
- Сформулируйте цель урока (Будем учиться складывать и вычитать трёхзначные числа в столбик.
Цели урока: научиться складывать и вычитать трёхзначные числа в столбик.
- Каким образом вы предлагаете решить эти примеры? (Записать столбиком)
- Как будете записывать и вычислять трёхзначные числа в столбик? ( Так же как и двузначные числа: единицы под единицами; десятки под десятками, а сотни запишем под сотнями.
5. Реализация построенного проекта
-Откройте учебники на стр. 70 (вверху страницы) и прочтите вывод, данный в учебнике.
-Сравните с выводом, который мы составили сами (они одинаковы)
-Итак, значит, мы с вами сделали правильным вывод.
- Сможем ли мы теперь решить примеры на сложение и вычитание трёхзначных чисел?
Работа по учебнику № 1(с. 70).
- Объясните, как выполняются вычисления.
- С какого разряда начинаем вычислять? (С разряда единиц.)
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
№ 2 (с. 70).
- Прочитайте задание.
-Расскажите, как складывают и вычитают трёхзначные числа, а по ходу скажите, какой шаг мы добавили в алгоритм. (Пишем единицы под единицами, десятки – под десятками, сотни – под сотнями. Складываем единицы, результат пишем под единицами. Складываем десятки, результат пишем под десятками. А вот следующий шаг, который добавили: складываем сотни, результат пишем под сотнями. Называем ответ. С вычитанием так же.)
- Как проверить, правильно ли решен пример на сложение?
- Как проверить, правильно ли решен пример на вычитание?
- Что мы составили с вами? (алгоритм сложения и вычитания….)Появляется на доске.
Алгоритм сложения трехзначных чисел.
1.Пишу единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями
2.Складываю единицы: число единиц пишу под единицами.
3. Складываю десятки: число десятков пишу под десятками
4.Складываю сотни: число сотен пишу под сотнями.
5. Читаю ответ.
Алгоритм вычитания трехзначных чисел.
1.Пишу единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями
2.Вычитаю единицы: число единиц пишу под единицами.
3. Вычитаю десятки: число десятков пишу под десятками.
4.Вычитаю сотни: число сотен пишу под сотнями.
5. Читаю ответ.
Физкультминутка
Чтоб головка не болела.
Ею вращаем вправо- влево.
А теперь руками крутим-
И для них разминка будет.
Тянем наши ручки к небу,
В стороны разводим.
Повороты вправо- влево
Плавно производим.
Наклоняемся легко,
Достаем руками пол.
Потянули плечи, спинки.
А теперь конец разминки.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой.
- Сейчас вы поработаете самостоятельно.
№5 1 строка- 1 вариант, 2 строка- 2 вариант
Проверьте себя по эталону для самопроверки.
Кто выполнил правильно?
У кого были ошибки? Где ошиблись? Что станет вашей целью в дальнейшем?
У кого нет ошибок? О чём это говорит? (Мы поняли, как складывать и вычитать трёхзначные числа)
- Кто закончил, обменяйтесь тетрадями с соседом по парте.
8. Включение в систему знаний и повторений
- Скажите. А ваши знания нужно только ли при решении выражений? Что нам ещё предстоит выполнить? (Решить задачу)
Работа по учебнику №4 (с.70).
- Прочитайте условие задачи. Дополните вопрос.
- О чем говорится в задаче?
- Составим краткую запись. Выделите главные слова.
(Открытые, искусственные катки.)
Открытые - 36 к.
Искусственные - ?, в 9 р. На ск. ?
- Что нужно узнать в задаче?
- Какой это вид задачи? (на сравнение)
- Можем сразу узнать на сколько больше открытых катков, чем искусственных? (Нет)
- Что узнаем сначала?
- Что значит «в 9 раз меньше»?
(Надо разделить большее число на меньшее.)
- Как узнать, на сколько одно число больше или меньшедругого?
(Надо из большего числа вычесть меньшее.)
- Кто из вас катался на открытом катке? Где у нас открытый каток был? На искусственном? Где именно?
Рефлексия. Итог деятельности
- Урок наш заканчивается.
-Как называется тема нашего урока?
- Какую цель ставили на урок? (Научиться записывать и решать письменно в столбик трехзначные числа)
- Достигли цель?
- Какие затруднения вы испытали?
- Что помогло вам их преодолеть? (Знание таблицы, алгоритм сложения и вычитания трёхзначных чисел.)
- Что посоветуете делать ребятам, у которых возникли затруднения? (Не расстраиваться, а тренироваться.)
А теперь оцените свою работу:
- Если вам на уроке было легко работать и интересно- добавьте свой лучик солнышку, если что-то не получилось-дождевую капельку.
-Вот и засияло наше солнышко. Вы отлично поработали, молодцы. Справились со всеми заданиями. Осталось записать домашнее задание.
10. Домашнее задание:
Ребята, записываем домашнее задание.
По выбору:
Учебник: № 3, под чертой, с. 70.
№6(1 или 2), с. 70.
Задание повышенной сложности №8,с.70
По желанию: на полях.
Урок окончен. Спасибо за урок!
Самоанализ урока математики, проведённого в 3 классе
Тип урока: урок открытия нового знания
Урок проведён в соответствии с программой, согласно календарно-тематического планирования.
Цель урока: Научится складывать и вычитать трёхзначные числа в столбик.
Планируемые результаты:
Личностные: заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий.
-формировать умения самоанализа и самоконтроля результата;
- способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности
Предметные: научится письменно складывать и вычитать трехзначные числа в пределах 1000, решать задачи изученных видов, понятия трёхзначное и двузначное число, составлять алгоритм вычисления в столбик.
Метапредметные:
Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, оценивать результаты своей деятельности;
Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже изученного с помощью учителя, производить простые логические действия (анализ, сравнение). Коммуникативные: умеет выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, формулировать собственное мнение.
Форма урока: индивидуальная, коллективная
Урок построен по типу добывания новых знаний.
Содержание урока соответствует учебной программе, поставленным задачам, способствовало формированию умения складывать и вычитать трёхзначные числа столбиком. В соответствии с поставленными целями и содержанием материала урок строился по следующим этапам:
1. Самоопределение к учебной деятельности. Орг. момент
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности
3.Выявление места и причины затруднения..
4. Построение проекта выхода из затруднения.
5. Реализация построения проекта.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой.
8.Включение в систему знания и повторение.
9. Рефлексия. Итог деятельности.
10. Домашнее задание
Все структурные элементы урока были выдержаны.
Для реализации данных целей я применила различные формы и виды учебной деятельности школьников: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная работа с самопроверкой, устная работа. Такое сочетание форм делает урок динамичнее, интереснее, не дает накапливаться усталости, однообразию.
В связи с этим было выбрано сочетание следующих методов: элементы технологии активных методов обучения: проблемный и частично-поисковый, технология проблемно-диалогического обучения, которая предполагает создание под руководством учителя проблемной ситуации и активную деятельность учащихся по её решению, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями, навыками и развитие мыслительных способностей.
Знания усваивались учащимися и проявлялись только через их деятельность, процесс обучения строился на постепенном усложнении содержания.
Структура урока полностью соответствует логике проведения заявленного типа урока. Каждый этап урока был нацелен на достижение определенного результата.
Исходя из целей и задач, была выбрана структура урока, которая состоит из следующих этапов:
На 1 этапе - Организационный момент
Цель: создание на уроке рабочей, эмоциональной атмосферы для эффективной, успешной работы. Для этого я настроила детей на урок, чтобы сконцентрировать внимание учащихся и подготовить их для восприятия нового.
На этапе Актуализации знаний и фиксации затруднения в деятельности были поставлены следующие цели:
Цель: мотивировать учащихся, поставить цели урока, организовать продуктивную деятельность учащихся. На этом этапе предлагаются задания на повторение изученного материала: проверка д.з. Для организации эффективной работы на данном этапе с учащимся проведена устная разминка, математический диктант.
На этапе выявления места и причины затруднения Цели: - организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется необходимость применения алгоритма сложения и вычитания; сформулировать цель и тема урока На этом этапе осуществляется закрепление детьми способа деятельности в результате совместных действий учителя и учеников. Ребята предлагают свои способы решений, выясняют, что необходимо для решения возникшей проблемы, выясняют, что они знают, как нужно применить эти знания. Для достижения результата на данном этапе использовались различные формы деятельности.
На этапе реализации построенного проекта
Цели: - организовать коммуникативное взаимодействие алгоритма сложения и вычитания, опираясь на ранее изученные правила. - зафиксировать способ деления в знаковой форме. Делали вывод, сравнивали выводы с учебником.
На основе имеющихся знаний дети выполняли вычисления, используя алгоритм.
На этапе первичного закрепления с проговариванием во внешней речи учащиеся выполняли вычисления, проговаривая каждый шаг.
На этапе самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
Цель: Тренировать способность к самоконтролю и самооценке.
- проверить умение выполнять сложение и вычитание столбиком трёхзначных чисел.
Ребята самостоятельно выполняли задание небольшого объёма. Проверили по эталону и образцу. Создана ситуация успеха. Для тех. Кто допустил ошибки. Ситуация успеха заключается в выявлении причин их исправления.
На этапе включения в систему знаний и повторений Цель: совершенствование навыка решения задач изученного вида; учить аргументировать свой выбор; выработка умений оперировать ранее полученными знаниями;
На этапе Рефлексии
Цели: - оценить результаты собственной деятельности; - зафиксировать новое содержание, изученное на уроке.
Учащиеся соотнесли цели и результаты деятельности на уроке, оценили свою деятельность.
На этапе Домашнее задание. Подведение итогов
Цель: обеспечить понимание цели, содержания, способов выполнения домашнего задания.
Предлагается три вида домашнего задания по выбору и желанию.
Каждый выбирает самостоятельно, какое задание он будет выполнять.
Многообразие домашнего задания – путь к успешному освоению материала.
Содержание учебного материала было направлено на поддержание познавательной активности учащихся на протяжении всего урока. Все этапы взаимосвязаны между собой. Использованные методы и приемы обеспечили рациональное распределение рабочего времени и предупреждение перегрузок учащихся. На уроке присутствовала атмосфера сотворчества и сотрудничества. Учащиеся ориентированы на понимание причин успеха в учёбе, на интерес к учебному материалу, формируют собственное мнение и позицию, используют устную речь для регуляции своего действия. Все задания урока позволили работать над формированием общеучебных умений, навыков.
В классе царила атмосфера доверия, взаимопомощи, доброжелательности, увлеченности, позволяющая по-настоящему раскрыться каждому ученику и поверить в свои силы. В целом я довольна этим уроком.
Урок имеет и воспитательное значение: развивает интерес к математике, создает эмоциональный настрой, атмосферу доверительных отношений, дисциплинирует, способствует выработке ответственного отношения к учебному труду.
Учитывая психологические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста, были включены здоровье сберегающие технологии:
гимнастика для глаз,
физкультурная пауза.
С воспитательной точки зрения урок способствовал формированию у детей интереса к изучению математики, чувства коллективизма, взаимопомощи, адекватной самооценки.
Активная работа, результаты рефлексии позволяют сделать вывод об успешном усвоении темы. Психологическая обстановка на уроке была доброжелательная. Все поставленные цели урока были достигнуты.