kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока окружающего мира по теме "Многогранный мир чувств"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Многогранный мир чувств»

Цель урока: сформировать у учащихся систему знаний об органах чувств.

Задачи урока:

Образовательные:

- сформировать у учащихся представление об органах чувств и их значении для жизнедеятельности организма;

  - определить правила гигиены органов чувств;

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока окружающего мира по теме "Многогранный мир чувств"»

Тема урока: «Многогранный мир чувств»

Цель урока: сформировать у учащихся систему знаний об органах чувств.

Задачи урока:

Образовательные:

- сформировать у учащихся представление об органах чувств и их значении для жизнедеятельности организма;

- определить правила гигиены органов чувств;

Развивающие:

- развивать умение сопоставлять информацию, содержащуюся в тексте, и соответствующий ей рисунок, анализировать учебный текст;

- развивать умение учащихся критически анализировать полученную информацию;

- формировать умение видеть и анализировать различные, в том числе противоположные точки зрения на рассматриваемые проблемы, формировать навыки работы в коллективе;

- определять собственную позицию по отношению к окружающей действительности,

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к своему организму;

- формировать толерантное отношение к людям, уважение к их позиции;

- формировать умение осуществлять самоконтроль, рационально планировать и оценивать собственную работу и работу товарищей.

Формируемые УУД

Личностные УУД:

- определять общие для всех правила поведения при работе в парах, группах;

-оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей), устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Метапредметные УУД

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель и задачи деятельности на уроке;

- работать по предложенному плану;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- осуществлять самоконтроль, совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике;

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;

- проводить анализ учебного материала;

- проводить классификацию, указывая на основание классификации;

- извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других, уметь работать в паре и в группах;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть диалогической формой речи в соответствии с нормами родного языка.

Предметные

- оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно, применять знания в жизни.

- объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека;

Оборудование и материалы к уроку:

Коробочка, мешочек, киви, карточки со словосочетаниями, конверт с геометрическими фигурами одинакового размера, но различного цвета, конверт с геометрическими фигурами одного цвета, но разной формы и размера. Книги, журналы, корзина с различными предметами, цветок здоровья, изображение глаза, руки, носа, языка, головного мозга, изображение глаза, руки, носа, языка, головного мозга


мультимедийная презентация с основными этапами урока; карточки с разноцветными кругами для кругами для рефлексии;

Этапы урока

Цель этапов урока

Деятельность

Учителя

Учащихся

1 этап.

Организационный момент

Цель- активизация учащихся, эмоционально-положительный настрой на урок.

-Здравствуйте, ребята, садитесь.

-Сегодня на уроке вам необходимо выполнить интересную работу. Вы выступите в роли исследователей.

Как говорил русский поэт А.Н.Пушкин “ О, сколько нам открытий чудных готовят просвещенья дух …”

Эти стихи помогут вам в научной деятельности. Для этого попытаемся совершить небольшие, но самостоятельные открытия.


Приветствие учителя, проверяют готовность к уроку

2 этап

Актуализация знаний


Цель этапа - подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий.


-Когда зрения бывает недостаточно для представления о предмете?

-Сколько органов чувств у человека? Назови их Какие органы чувств у человека отсутствуют?

-Молодцы, тема вами была усвоена.


Ученики отвечают на вопросы, настраиваются на изучаемую тему.

-Когда свет слабый или отсутствует. Поэтому в сумерки человек чувствует себя неуверенно.

-5органов чувств, орган зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания,)

-Только у рыб есть замечательный орган чувств – боковая линия. Это ряд чувствительных клеток на коже, который позволяет ощущать колебания воды. Вот почему даже в мутной воде рыбы отлично ориентируются.)



3 этап Постановка проблемы (Постановка целей урока. Постановка учебной задачи)


Основной целью этапа построения проекта выхода из затруднения является постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

- Прошу выйти к доске троих человек, которые будут помогать проводить эксперименты. Нужно подключить все свои чувства, для выполнения работы. Будьте внимательны. У меня есть некий предмет. Не называя его, опишите словами –признаками (прилагательными), так чтобы все дети класса смогли угадать что это за предмет.

Первый эксперимент.

-Я покажу вам предмет(…..).Какого цвета данный предмет? Какой орган чувств помог ответить на вопрос? (Зеленый, …. Глаза)

(на доску крепится изображение глаза)

Второй эксперимент.

- Не видя предмет, наощупь (в мешочке) опишите его. Какой орган чувств помог определить форму? (овальная, шершавая, колючая,.. Кожа.)

(на доску крепится изображение руки)

Третий эксперимент.

- С закрытыми глазами, понюхав запах,опишите, что чувствуете?Какой орган чувств помог определить запах? (….)

(на доску крепится изображение носа)

Четвертый эксперимент.

- Попробовав на вкус, опиши вкусовые ощущения от данного объекта. Какой орган чувств помог определить вкус? (…..)

(на доску крепится изображение языка)

По признакам, догадайтесь о каком предмете идет речь.(….)

- Что связывает эти органы человека? (головной мозг). Появляется картинка мозг и стрелки связи. Ученые говорят: «Не глаз видит, не ухо слышит, не нос ощущает, а мозг!» Как это понять? ( …. ответы детей)

Вывод. Всеми органами чувств руководит головной мозг. Каждый орган имеет свое представительство в головном мозге – это определенные центры, которые отвечают за тот или иной орган.


- Сегодня на уроке мы должны исследовать, как работают и какую роль играют органы чувств, для познания окружающего мира.


На основе экспериментов и дополнительных вопросов дети составляют кластер с изображением органов чувств. Определяют что все органы чувств связывает головной мозг.

На основе экспериментов делаем вывод.( Всеми органами чувств руководит головной мозг. Каждый орган имеет свое представительство в головном мозге – это определенные центры, которые отвечают за тот или иной орган. )

Дети раскрывают тему урока.


4 этап «Открытие» детьми нового знания.

4.1 Исследование органа слуха.















































4.2 Исследование органа вкуса























4.3Исследование органа зрения.



































4.4Исследование органа обоняния.





















4.5 Исследование органа осязания.





Основной целью этапа является построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.


-Предметом нашего сегодняшнего исследования будет человек , вернее его организм.

Глаза , рот, нос, уши, кожа –это части организма- его органы

- Разгадав загадку, определим с такого органа мы и начнем.

Есть два,б ез них никуда.
Слева брат и справа брат,
Всё слышат, но молчат…(Уши)

Орган слуха – ухо. Прослушайте поочередно 5 звуковых дорожек.

- Запишите на листе, где вы находитесь, судя по этим звукам. При этом, записав ответ, заворачиваете лист бумаги так, что не было видно записанного ответа.

Давайте сопоставим свои ответы. Дети прослушивают еще раз.


Дети прослушивают разные звуки и определяют местонахождение по ним.

1.Лес

2.Шоссе

3. Дождь

4. Школа

5.Море

- Как вы думаете, почему ухо может различать разнообразные звуки.


Рассмотреть строение уха. Слайд

  • Ушная раковина направляет звук в слуховой канал. Барабанная перепонка начинает колебаться из-за звукового колебания воздуха. Эти колебания усиливаются слуховыми косточками. Далее эти колебания попадают во внутреннее ухо, наполненное специальной жидкостью. Жидкость заставляет вибрировать чувствительные волоски. От них по слуховому нерву передается сообщение в головной мозг о высоте и силе звука.

В народе часто говорят …. Объясните, как вы понимаете.

  • Слушать во все уши (очень внимательно)

  • Пропустить мимо ушей (оставить без внимания)

  • У стен есть уши (здесь могут подслушивать)

Закройте уши, а я произнесу слова: мама, школа, молоко.

-Что услышали?

- Какой вывод  можно  сделать?  

Вывод:  Слух обогащает  наше восприятие мира


Следующая загадка.

Всегда во рту, а не проглотишь.

- Да, у нас есть еще один орган чувств. Это наш язык.

- Наш язык имеет вкусовые сосочки,с помощью который мы чувствуем разный вкус. От вкусовых сосочков по нервным волокнам поступает сигнал в мозг

- Сколько основных оттенков вкуса чувствует наш язык?

- Наш язык всей поверхностью чувствует вкус или только частью? (Эти оттенки наш язык распознает разными участками, а не всей поверхностью)

На столе 3 стакана с водой разного вкуса

-Посмотрите послушайте, понюхайте. Что вы почувствовали?

- Значит , нам необходимо ещё одно исследование - на вкус. Попробуйте. Что вы ощущаете?

- Научное определение :

Язык- орган вкуса.

Вывод: Орган вкуса помогает нам познакомиться со свойством предмета , когда нам не могут помочь органы зрения , обоняния , слуха.



Брат с братом всю жизнь сидят рядом, видят белый свет, а друг друга нет. (глаза)

(Разбиваются на пары и выполняют задания , целью которых является определение органа чувств ,который помогает выполнить задание.)

- Ребята , закройте глаза. (Достаёт игрушку)

- С закрытыми глазами скажите , какой предмет появился у меня в руках?

-Откройте глаза. Почему же вы не смогли ответить на мой вопрос?

-Продолжаем наше исследование.

А) Что общего и в чём различие предметов?

(Конверт с геометрическими фигурами одинакового размера ,но различного цвета)

Б) Рассмотрите фигуры и разбейте их на группы.

(Конверт с геометрическими фигурами одного цвета , но разной формы и размера)

В) Рассмотри книги , журналы.

Проведите исследование своих глаз с помощью этих предметов и сделайте вывод : что ещё мы можем увидеть , пронаблюдать при помощи глаз ?

- При помощи глаз мы познаём красоту окружающего нас мира. После проведённого исследования нам необходимо подобрать научное определение.

Глаза – это неотъёмная часть организма - его органы. Глаза – это орган зрения.

- Сделаем вывод, что мы можем увидеть с помощью глаз: Цвет, размер, форму, назначение, картинки, читать.

- Когда зрения бывает недостаточно для предоставления о предмете ?

- Как вы думаете органы чувств у животных и органы чувств человека одинаковые или нет?

-С чем это связано?

Вывод. Благодаря глазам, мы видим и различаем предметы.

ФИЗМИНУТКА

-Есть всегда он у людей, есть всегда у кораблей.

-Что значит "обонять"? (чувствовать запах)

Запахи: апельсин, лук, чеснок, кофе-это запахи резко отличаются друг от друга.

 ( Пахучие вещества вместе с вдыхаемым воздухом попадают в носовую полость. В верхней части носовой полости находятся чувствительные окончания обонятельных нервов. Пахучие вещества раздражают эти окончания, сигнал передаётся в головной мозг и человек чувствует запахи.)

- О чём нас могут предупредить запахи? (об опасности)

- А вам встречались в жизни люди,  которые не могут различать запахи?

-   В чем беда для таких людей?

( Такие люди могут  съесть то, что уже испортилось и отравиться. )

Вывод: Человек, не различающий запахи, не может в полной мере чувствовать и познавать окружающий мир.



Загадка. Одежда, которая не промокает, не мнется, не выцветает, носить ее можно хоть сто лет.

Игра «Узнай , что в корзине»

-Попробуй определить на ощупь какой – нибудь предмет в корзине. Корзинка накрыта салфеткой.

- Что вы чувствуете ?

-Можете ли вы определить предмет ?

- При помощи чего вы определили предметы ?

- На коже нашего тела находится множество чувствительных клеток , которые воспринимают действие тепла , холода, форму , величину предмета, их поверхность.

-Как вы думаете, где именно сильно развито чувство осязания? (в ладонях, на подушечках пальцев)

- Как информация о чувствительном раздражении кожи поступает в головной мозг? (по нервам)


Вывод: Кожа помогает нам осязать предметы, то есть чувствовать их свойства: холодный или теплый, мягкий или жесткий, пушистый или гладкий. Так же кожа выполняет защитную функция человека.

Рубрика «Хочу все знать»



-отгадав загадку дети приходят к мнению о том, что речь пойдет об органе слуха

-рабата в парах ( прослушав разные звуки, по ним определяют местонахождения и записывают на листке бумаги по очередно).

-рассматривают строение уха

- объясняют значение народных выражений

- приходят к выводу о том , что слух обогащает  наше восприятие мира.

-ранее подготовленный ребенок

Проводит рубрику «Хочу все знать» рассказывая интересные факты об органе слуха.

Рубрика «Хочу все знать».

УХО: Доказано, что кость тоже хорошо проводит звук. Когда вы разгрызаете сухари, звуки кажутся вам очень сильными, а рядом сидящий слышит только треск. При некоторых формах глухоты звук проходит через кости. Глухие иногда могут танцевать, воспринимать ритм музыки благодаря колебаниям пола. Известно, что великий композитор Людвиг Ван Бетховен, будучи глухим, слушал музыку с помощью трости, одним концом которой он опирался на рояль, держа другой в зубах.

































- отгадывают загадку

- 3 учащихся выполняют практическое задание, целью которого является определение органа чувств, который помогает выполнить задание.

- определяют сколь основных оттенков вкуса чувствует наш язык

- дети определяют по вкусу, в каком стакане сладкая вода, соленая, простая.

Вывод:Орган вкуса помогает нам познакомиться со свойством предмета , когда нам не могут помочь органы зрения , обоняния , слуха.

Рубрика «Хочу все знать»

ЯЗЫК: У большинства животных и людей вкусовые ощущения возникают на языке. У мухи - на лапках, у пчелы - на лапках и антеннах, у дождевого червя вкус воспринимает вся поверхность тела.





- отгадываю загадку

- разбиваются на пары и выполняют задания , целью которых является определение органа чувств ,который помогает выполнить задание.

-Дети вместе с учителем формируют выводы : «Глазами мы видим формы и величину предметов . С помощью глаз мы можем читать книги , журналы , видеть красивые картины».

Рубрика «Хочу все знать»

Зрение животных превосходит зрения человека по многим параметрам. Кошки хорошо видят в темноте. У перелетных птиц имеется чувствительность к магнитным полям, позволяющая им ориентироваться в отсутствии света. Глаза человека способны охватывать угол обзора в 150 градусов, а, например, собаки – в 250. Острота зрения у собаки на 20 – 40 % выше, чем у человека, она способна различить объект, находящийся в движении на расстоянии в 1 км.


















- отгадав загадку говорят о каком органе пойдет речь

-отвечают на вопросы

Рубрика «Хочу все знать»

НОС: У людей некоторых профессий очень развито обоняние, особенно у химиков, аптекарей, пищевиков, у людей, которые не курят. У некоторых животных, особенно у собак, обоняние развито значительно сильнее, чем у человека. Собака находит своего хозяина даже по запаху следов от его обуви, они различает запах соли в малых количествах, а человек не ощущает его совсем. У животных обоняние - могучее средство отыскивания пищи и спасения от врагов.




-отгадывают загадку

- выполняют задания , целью которых является определение органа чувств ,который помогает выполнить задание

Рубрика «Хочу все знать»

КОЖА: Поглаживая предмет, держа его в руке, касаясь кончиками пальцев, мы определяем его поверхность, форму, массу. Лучше всего чувствительность кожи развита на кончике языка, ладони и подошве. Очень чувствительны ладони у швей, шоферов, наборщиков. Особенно сильно развито осязание у слепых. Недаром они вдевая нитку в иголку помогают себе языком. Читают они по особому выпуклому шрифту




5 этап

Первичное закрепление

Основной целью этапа является

Усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач




Какие органы чувств воспринимают информацию в следующих ситуациях и какие действия должны последовать

- учитель прочитал условие задачи и предложил решить ее письменно

-По дороге в школу вы переходите улицу

- в помещении вы почувствовали запах дыма

Решение социальной проблемы.

Результатом наших исследований является утверждение, что органы чувств играют большую роль: без них мы бы не ощущали все прелести жизни. Природа щедро наградила человека органами чувств, с помощью которых он познает мир. Но человек должен осознавать, что этот подарок надо беречь.

Работа с «цветком здоровья».

-Для этого я предлагаю поработать с «цветком здоровья» Работать будете в группах. Напишите на лепестках цветка то, что вы будете делать для сохранения здоровья ваших органов чувств И наш «Цветок здоровья» расцветет на нашей доске. (Дети рисуют под красивую музыку. Лепестки прикрепляются к сердцевине, вывешиваются на доску.


- прослушав ситуацию дети определяют какие органы чувств воспринимают информацию

- работа в группах с цветком здоровья


6 этап

Обобщение изученного материала


Основной целью этапа является повторение и закрепление ранее изученного


Поработайте в паре. Выберите два органа чувств; один называет черты сходства, а другой перечисляет их отличия.

Прочитав материал в учебнике про себя, найти ответ на вопрос

- Чем непохожи друг на друга сигналы, идущие по нервам от разных органов чувств? (оказывается по зрительному, слуховому или обонятельному нервам идут одинаковые сигналы Важно, в какую область больших полушарий головного мозга они поступают. Например: от органов зрения сигналы идут к затылочной части мозга, а от слуховых - к височным. Вот почему при ударе затылком “из глаз сыплются искры”, а при ударе виском “звенит в ушах”)


- Кто может перечислить, с какими органами чувств мы с вами познакомились?

Как, по вашему, какой орган чувств самый важный? (у каждого органа чувств своя роль, именно с помощью них мы можем изучать этот мир, чувствовать все, что нас окружает)


-выполняют задание в учебнике

-учащиеся делают вывод и доказывают, примерами, какое значение имеет каждый орган чувств в организме человека

-на основе вопросов закрепляют полученные знания

7 этап

Рефлексия

Основной целью этапа рефлексии учебной деятельности на уроке является самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности



Продолжи фразы:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я понял, что…

Меня удивило…

Мне захотелось…


Учащиеся продолжают фразы




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока окружающего мира по теме "Многогранный мир чувств"

Автор: Зиберова Марина Владимировна

Дата: 11.11.2023

Номер свидетельства: 639650

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "Интегрированное занятие в малочисленной сельской школе как средство повышения мотивации обучающихся."
    ["seo_title"] => string(121) "intieghrirovannoie-zaniatiie-v-malochisliennoi-siel-skoi-shkolie-kak-sriedstvo-povyshieniia-motivatsii-obuchaiushchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "297417"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456198346"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Музейная педагогика. Педагогические возможности школьного музея "Исток" "
    ["seo_title"] => string(84) "muzieinaia-piedaghoghika-piedaghoghichieskiie-vozmozhnosti-shkol-nogho-muzieia-istok"
    ["file_id"] => string(6) "127757"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415370879"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства