Просмотр содержимого документа
«Разработка (конспект) урока по литературному чтению»
Костиди Ирина Константиновна
учитель начальных классов МБОУ Пригорская СШ,
высшей квалификационной категории;
Разработка урока литературного чтения в 4 классе
по теме: П.П.Ершов «Конек-Горбунок»
(Курс Л.А. Ефросининой УМК «Начальная школа XXI века»).
Цели: познакомить с писателем П.П.Ершовым и его произведением, совершенствовать навык правильного осознанного чтения целыми словами, учить анализировать текст и поступки героев, навык восприятия текста на слух; развивать познавательную активность, творческое мышление; воспитывать сотрудничество и умение отстаивать свою точку зрения.
Оборудование: Литературное чтение: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч.1 / [авт.-сост. Л.А. Ефросинина, М. И. Оморокова]. – 3-е изд., дораб. - М.: Вентана – Граф. 2014. – (Начальная школа 21 века); Литературное чтение: 4 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч. Ч.1 / Л.А. Ефросинина. 4 –е изд., испр. - М.: Вентана – Граф. 2014. – (Начальная школа 21 века); диск с аудио записью, мелодия «В гостях у сказки»; компьютер, проектор, экран, презентация, на доске изображение дерева, ½ листа А4 каждому ученику, цветные карандаши.
Ход урока:
Организационный момент.
Учитель:
- Это особый урок, на котором мы можем соединить в одно целое свои мысли, чувства и знания, а также открыто высказаться. Я желаю вам успеха!
(Музыкальная шкатулка. Мелодия из передачи «В гостях у сказки»).
-Ребята, прозвучала знакомая вам мелодия. Какое воспоминание вызвала, какие образы возникли у вас после прослушивания?
(Ответы детей)
Подготовка к первичному восприятию текста.
Учитель:
- Как вы думаете, какое по жанру произведение мы будем изучать сегодня на уроке? Вы догадались?
(Ответы детей)
Прием «Дерево сказок»
Учитель:
-Давайте вспомним, какие виды сказок вы знаете? Вам поможет «Дерево сказок». Приведите примеры. (Ответы детей учитель записывает на доске, размещая их на «дереве сказок»)
(Ответы детей).
Учитель:
-Подумайте, к какому виду сказок вы отнесете произведение, которое сейчас услышите!
(Прослушивание аудио записи сказки П.П.Ершова «Конек-Горбунок»).
Проверка первичного восприятия текста.
Учитель:
-Понравилась ли вам сказка? Что больше всего запомнилось? К какому виду сказок вы отнесли бы данное произведение? Почему? Как бы назвали произведение?
(Ответы детей
Учитель:
- В чем его особенность?
(Ответы детей). (стихотворная форма).
Учитель:
- Откройте учебники на странице 88 . Совпало ли ваше название с названием автора?
(Ответы детей).
IV.Сообщение темы и цели урока. Слайд 1.
Учитель: Как сегодня будет звучать тема нашего урока?
(Ответы детей)
Учитель:
- Давайте определим цели для себя на сегодняшний урок.
(Ответы детей)
Слайд 2:
План работы:
Мы познакомимся….
Мы будем учиться….
Мы будем анализировать….
Мы будем давать характеристику….
Учитель:
- Что мы знаем о П.П. Ершове?
Подготовленный ученик рассказывает об авторе. Слайд 3.
V. Подготовка к вторичному восприятию текста.
Учитель:
- А теперь вы сами прикоснетесь к волшебному слову автора, прочитав это произведение.
(Чтение цепочкой)
Учитель:
- Поскольку это произведение представлено нам в сокращении, только отрывки, то стихотворную часть читаете вы, прозу я.
Вопросы перед чтением:
- На какую сказку она похожа? О ком или о чем рассказывает сказка? Отметьте слова непонятные вам.
VI. Проверка вторичного восприятия текста.
Учитель:
- На какую сказку она похожа?
(Ответы детей).
Учитель:
- Действительно,Ершов назвал свою сказку русской народной. Почему? Давайте, вспомним, что характерно для русской народной сказки?
(Ответы детей). После ответов учитель открывает слайд 4
Слайд 4:
присказка;
зачин;
сказочные герои;
троекратное повторение;
волшебные приключения.
Учитель: В тексте встретились слова, которые мы сейчас не употребляем в речи. Познакомимся с их значением.
Слайд 5
Словарная работа
соглядать- узнавать, обнаруживать;
сенник- навес для хранения сена;
вершок – старинная русская мера длины равная 44 мм;
аршинными- длиной в аршин, то есть 71 см;
черная бабка- игральная кость, бита;
два-пять- старинная форма числа десять
Учитель:
- Какие слова были непонятные вам вы отметили? Попытаемся вместе объяснить их значение.
(Оценивание за словарную работу)
VII. Закрепление изученного материала.
Учитель:
- Прочитайте присказку. Что в этой сказке волшебного, необычного, а что могло быть в действительности?