2016 г.
Тема урока | Плоды и семена. |
Общая цель | Познакомить с разнообразием плодов и значением семян в жизни растений. |
Результаты обучения для учащихся | Узнают о строении плодов, познакомятся с разнообразием плодов их строением, со способами распространения семян в природе. Научатся быть самостоятельными, покажут умение работать в команде( группе) С помощью заданий смогут осознать значение плодов и семян в природе. |
Основные идеи отработанные на занятии | Организация деятельности по вовлечению учащихся в процесс обучения через решение проблемных ситуации, стратегии критического мышления (ответы на вопросы высокого и низкого порядка), через групповую и парную работу на уроке, ОО и ОдО, работа с ТиО. |
Ресурсы | Учебник, коллекция плодов и семян, иллюстрации (органы растений), плоды (муляжи и натуральные), карточки для проверки ранее изученного материала, гербарии трав, лукошко с фруктами, презентации по теме урока. |
Содержание урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Орг. Момент 1 мин | Встаньте, ноги на ширине плеч, руки свободно опустите вдоль тела, глаза закройте. Представьте, что вы дерево.СЛАЙД 1 Представьте себя сильным, могучим дубом, стройной тонкой березкой или прекрасной ивой, склонившейся над рекой. Ноги-корни крепки и устойчивы, они прочно уходят в землю, и вы чувствуете себя уверенно и спокойно. Ствол-тело ровен и гибок, он слегка покачивается, но не ломается. Ветви-руки-свободно “колышутся” вдоль ствола, листья - пальцы легко “шелестят”, слегка задевая друг друга. Крона-голова чиста и свежа. Вы -прекрасное могучее дерево, вы уверены в себе. Вы добры, спокойны и успешны. У вас все получится! - Сегодня мы с вами работаем в группах. -Давайте вспомним правила работы в группе. СЛАЙД 2 | Выполняют движения под музыку. Повторяют правила поведения в группе. |
Актуализация знаний учащихся 10 мин. | -Скажите, какую большую тему мы изучаем? (Растения) Работа в группах. Давайте с вами вспомним, что мы уже знаем о растениях. 1гр Какие условия необходимы для жизни растений? 2гр На какие группы делятся все растения? 3гр Разложите растения по группам 4гр В чем различие деревьев , кустарников и трав. 5 гр Назовите органы растения. ПРЕЗЕНТАЦИЯ РАБОТ. Блиц вопросы для групп. 1гр - Для чего растениям нужны корни? ( Во - первых закрепляют растение в почве и прочно удерживают его; во-вторых, через корни растение питается, т.е. получает из почвы питательные вещества и воду) 2гр - Зачем растениям нужен стебель? (по стеблю питательные вещества поступают от корня к другим органам растения, а от листьев – к корням) 3гр -Какую пользу приносят листья растению? (растение листьями дышит, также испаряют лишнюю влагу, и растение не перегревается) 4гр –Для чего растению цветы? 5гр- какова роль плодов? | Работа в группах, готовят презентации и выступления. Ответы на вопросы высокого порядка. |
Определение темы, цели и задач урока 1 мин | - Ребята, посмотрите и назовите, что лежит у вас на партах в тарелке?(называют овощи и фрукты) - Как одним словом можно назвать все то, что вы перечислили? (это плоды) - И так, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? | Рассматривают плоды, формулируют тему урока. |
Изучение нового материала (ИКТ) 7 мин. | Работа в группах 1.Рассмотрите плоды. 2. Чем они отличаются? (формой, цветом) 3. Какие они по размеру, на ощупь? (Большие и маленькие, твердые и мягкие). 4.Как вы думаете, какие сочные плоды? (те, из которых можно выдавить сок) 5. Что значит сухие плоды? - Молодцы, вы все справились с заданием. - А что находится внутри каждого плода? (семена) - А сейчас мы узнаем, что есть в каждом плоде? учитель разрезает плоды (семена) -Посмотрите разрезанные плоды лежат на маленькой тарелочке. -Что находится внутри плода? - А для чего растению семена? - Молодцы! И так, вы сами дали определение, что такое плод. Плод - это орган размножения растений, развивающийся из цветка и имеющий семена. СЛАЙД 6 Все плоды делятся на сочные. СЛАЙД 7 - Как вы думаете, что значит сочные плоды? (т.е из них можно выдавить сок) - Плоды бывают и сухие? СЛАЙД 8 - А как вы думаете, почему эти плоды сухие? - Посмотрите на карточки, на какие группы делятся плоды? СЛАЙД 9 -Посмотрите еще раз на разрезанные плоды. Скажите сколько семян находятся внутри? Плоды делятся ещё на две группы: односемянные и многосемянные. СЛАЙД 10 - Сухие плоды в свою очередь тоже делятся на две группы: вскрывающиеся и невскрывающиеся. Чем они отличаются? - Отличаются тем, что стручки при высыхании, лопаются и вскрываются. Также и в маковых головках при созревании образуются дырочки, т.е. вскрываются, и оттуда можно высыпать семена. Также орехи, пшеница, подсолнух, они сами не вскрываются. СЛАЙД 11 - Давайте повторим еще раз , какие же бывают плоды. ПЛОДЫ сочные сухие | Работают в группах Просмотр презентации. Работа с карточками.ИР. |
Физминутка. 1мин. | - Давно - давно не было дождя, все деревья , кустарники, травы завяли: сначала опустились головки, потом — листики, а потом согнулся весь стебелек до земли. - Вдруг закапал дождик, растения начали оживать. Выпрямились стебельки, потом листики, поднялись головки. - Подул ветерок. (Дети поднимают руки над головой.) Зашумели стебельки. (Покачивают руками.) Затих ветерок. (Дети опускают руки вниз.) | Выполняют движения под музыку |
Закрепление 5 мин. | - А сейчас поиграем в игру «Чудесный мешочек» СЛАЙД 13 - Определите, что это? Определите какой это плод? Односемянной, многосемянной, вскрывающийся или невскрывающийся? (Дети достают из волшебного мешочка овощи и фрукты и дают им полную характеристику). - Питание человека очень разнообразно. Но растительная пища обязательна для него. Многие плоды он употребляет в сыром виде. Многие плоды мы употребляем в свежем виде. Это очень полезно для здоровья. Потому что в плодах много веществ, необходимых нашему организму. ПАМЯТКИ «Цветные плоды, для здоровья» | ИР учащихся с плодами и семенами. Раздать детям |
Продолжение изучения нового материала. 7 мин. 4мин | Презентация «Распространение семян» - Я тоже ребята посадила весной на своем участке огурцы, петрушку, помидоры и другие растения. Но однажды среди молодых всходов салата и укропа я обнаружила лужайки из желтых шариков одуванчика. -Откуда взялись одуванчики в саду, ведь я их не сеяла? (Ответы детей) - Эти семена - путешественники. Специально их никто не сеет. Все мы любим, дуть на белые шапочки одуванчиков, и радуемся, когда легкие парашютики летят и опускаются на землю. ( Парашютик (или зонтик)- это плод одуванчика. Так дикорастущие растения приспособились к расселению с помощью ветра. - Так как же переселились одуванчики на мой участок? (Путешествуют с помощью ветра). Не только одуванчик расселяется с помощью ветра. - Давайте, посмотрим и узнаем, как распространяются семена в природе. Показ презентации «Распространение семян в природе» СЛАЙД 15 С помощью ветра. Семена разлетаются на большие расстояния, особенно мелкие, легкие. У многих есть специальные приспособления. -семена, снабженные крыльями (например крылатки клёна) -у ивы и тополя семена имеют хохолки из тонких волосков -у одуванчика есть парашютики СЛАЙД 16 С помощью воды. Семена переносят реки и ручьи, потоки дождя и морские течения. Кокосовые орехи, например, плавают в море годами и не теряют всхожести. Иногда от морских берегов отрываются целые участки суши. Такие острова пускаются в плавание вместе с пальмами, другими растениями и даже животными. СЛАЙД 17 Саморазбрасыванием. Например, стручок гороха лопается и падает на землю, затем прорастает. СЛАЙД 18 Животными и человеком. Есть плоды и семена снабженные колючками, крючочками, которые цепляются за шерсть животных и за одежду людей, тем самым распространяются (показываю различные семена). - Итак, какие способы распространения семян вы запомнили? (распространение семян с помощью ветра, воды, саморазбрасыванием, животных и человека) | Решение проблемной ситуации Просмотр презентации. Ответы учащихся. |
Опытная работа. 7 мин. | У каждого на столах лежат плоды, назовите их (яблоко, мандарин, апельсин, хурма, финики). Какие это плоды. Сколько в них семян( односемянные и многосемянные) Где растут эти плоды? А как вы думаете, смогут ли эти плоды расти у нас? Давайте проверим. Вытащим семена из плодов и посадим их, будем наблюдать и тем самым проведем исследование, и ответим на вопрос. Проведение эксперимента. | Работают в группах, садят семена плодов. |
Домашнее задание 1мин. | с.28-33, читать и пересказывать, творческое задание (зарисовать 3 сочных и 3 сухих плода и вспомнить сказки, в которых говорится о плодах). | Запись дом.задания. |
Рефлексия 1 мин. | «Дерево успеха» Было комфортно, все понятно –красное яблоко Немного затруднялся, но все понятно- жёлтое яблоко Было трудно, ничего не понял- зелёное яблоко. | Оценивают значимость урока, степень усвоения темы урока.. |
1. Биология в таблицах и схемах. Для школьников и абитуриентов. Изд. 2-е. СПб, ООО «Виктория плюс», 2008. – 128стр.
2. Жунусова К., Бирмагомбетовов А., Аймагамбетова К. Методическое руководство к учебнику «Познание мира» 1-4 классы
3. Учебник «Познание мира» 1 класс. Жунусова К., Аймагамбетова К.,Алматы «Атамұра». 2008 г.