2016 г.
      |   Тема урока   |     Плоды и семена.       |  
  |   Общая цель   |    Познакомить с разнообразием плодов и значением семян в жизни растений.   |  
  |   Результаты обучения для учащихся   |     Узнают о строении плодов, познакомятся с разнообразием плодов их строением, со способами распространения семян в природе.  Научатся быть самостоятельными, покажут умение работать в команде( группе)  С помощью заданий смогут осознать значение плодов и семян в природе.   |  
  |   Основные идеи отработанные на занятии   |    Организация деятельности по вовлечению учащихся в процесс обучения через решение проблемных ситуации, стратегии критического мышления (ответы на вопросы высокого и низкого порядка), через групповую и парную работу на уроке, ОО и ОдО, работа с ТиО.   |  
  |   Ресурсы   |    Учебник, коллекция плодов и семян, иллюстрации (органы растений), плоды (муляжи и натуральные), карточки для проверки ранее изученного материала, гербарии трав, лукошко с фруктами, презентации по теме урока.      |  
  |   Содержание урока   |    Деятельность учителя   |    Деятельность ученика   |  
  |   Орг. Момент     1 мин   |     Встаньте, ноги на ширине плеч, руки свободно опустите вдоль тела, глаза закройте. Представьте, что вы дерево.СЛАЙД 1    Представьте себя сильным, могучим дубом, стройной тонкой березкой или прекрасной ивой, склонившейся над рекой. Ноги-корни крепки и устойчивы, они прочно уходят в землю, и вы чувствуете себя уверенно и спокойно. Ствол-тело ровен и гибок, он слегка покачивается, но не ломается. Ветви-руки-свободно “колышутся” вдоль ствола, листья - пальцы легко “шелестят”, слегка задевая друг друга. Крона-голова чиста и свежа. Вы -прекрасное могучее дерево, вы уверены в себе. Вы добры, спокойны и успешны. У вас все получится!  - Сегодня мы с вами работаем в группах.  -Давайте вспомним правила работы в группе. СЛАЙД 2      |     Выполняют движения под музыку.                                          Повторяют правила поведения в группе.   |  
  |   Актуализация знаний учащихся                   10 мин.   |     -Скажите, какую большую тему мы изучаем? (Растения)   Работа в группах.     Давайте с вами вспомним, что мы уже знаем о растениях.    1гр Какие условия необходимы для жизни растений?   2гр На какие группы делятся все растения?    3гр Разложите растения по группам    4гр В чем различие деревьев , кустарников и трав.  5 гр Назовите органы растения.        ПРЕЗЕНТАЦИЯ РАБОТ.      Блиц вопросы для групп.  1гр - Для чего растениям нужны корни? ( Во - первых закрепляют растение в почве и прочно удерживают его; во-вторых, через корни растение питается, т.е. получает из почвы питательные вещества и воду)    2гр - Зачем растениям нужен стебель? (по стеблю питательные вещества поступают от корня к другим органам растения, а от листьев – к корням)    3гр -Какую пользу приносят листья растению? (растение листьями дышит, также испаряют лишнюю влагу, и растение не перегревается)     4гр –Для чего растению цветы?  5гр- какова роль плодов?   |           Работа в группах, готовят презентации и выступления.                 Ответы на вопросы высокого порядка.   |  
  |   Определение темы, цели и задач урока           1 мин       |    - Ребята, посмотрите и назовите, что лежит у вас на партах в тарелке?(называют овощи и фрукты)     - Как одним словом можно назвать все то, что вы перечислили? (это плоды)     - И так, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?     |        Рассматривают плоды, формулируют тему урока.      |  
  |   Изучение нового материала (ИКТ)          7 мин.                                                          |     Работа в группах  1.Рассмотрите плоды. 2. Чем они отличаются?   (формой, цветом)  3. Какие они по размеру, на ощупь? (Большие и маленькие, твердые и мягкие).   4.Как вы думаете, какие сочные плоды? (те, из которых можно выдавить сок)  5. Что значит сухие плоды?    - Молодцы, вы все справились с заданием.  - А что находится внутри каждого плода? (семена)    - А сейчас мы узнаем, что есть в каждом плоде? учитель разрезает плоды (семена)  -Посмотрите разрезанные плоды лежат на маленькой тарелочке.  -Что находится внутри плода?   - А для чего растению семена?    - Молодцы! И так, вы сами дали определение, что такое плод.     Плод - это орган размножения растений, развивающийся из цветка и имеющий семена.  СЛАЙД 6  Все плоды делятся на сочные.  СЛАЙД 7   - Как вы думаете, что значит сочные плоды? (т.е из них можно выдавить сок)    - Плоды бывают и сухие? СЛАЙД 8  - А как вы думаете, почему эти плоды сухие?    - Посмотрите на карточки, на какие группы делятся плоды? СЛАЙД 9    -Посмотрите еще раз на разрезанные плоды. Скажите сколько семян находятся внутри?   Плоды делятся ещё на две группы: односемянные и многосемянные. СЛАЙД 10  - Сухие плоды в свою очередь тоже делятся на две группы: вскрывающиеся и невскрывающиеся. Чем они отличаются?      - Отличаются тем, что стручки при высыхании, лопаются и вскрываются. Также и в маковых головках при созревании образуются дырочки, т.е. вскрываются, и оттуда можно высыпать семена. Также орехи, пшеница, подсолнух, они сами не вскрываются. СЛАЙД 11   - Давайте повторим еще раз , какие же бывают плоды.         ПЛОДЫ   сочные    сухие                   |                               Работают в группах                                                   Просмотр презентации.                                                                                                          Работа с карточками.ИР.   |  
  |   Физминутка.   1мин.           |     - Давно - давно не было дождя, все деревья , кустарники, травы завяли: сначала опустились головки, потом — листики, а потом согнулся весь стебелек до земли.    - Вдруг закапал дождик, растения начали оживать. Выпрямились стебельки, потом листики, поднялись головки.    - Подул ветерок. (Дети поднимают руки над головой.) Зашумели стебельки. (Покачивают руками.) Затих ветерок. (Дети опускают руки вниз.)          |       Выполняют движения под музыку           |  
  |       Закрепление      5 мин.   |    - А сейчас поиграем в игру «Чудесный мешочек»  СЛАЙД 13  - Определите, что это? Определите какой это плод? Односемянной, многосемянной, вскрывающийся или невскрывающийся? (Дети достают из волшебного мешочка овощи и фрукты и дают им полную характеристику).   - Питание человека очень разнообразно. Но растительная пища обязательна для него. Многие плоды он употребляет в сыром виде. Многие плоды мы употребляем в свежем виде. Это очень полезно для здоровья. Потому что в плодах много веществ, необходимых нашему организму.      ПАМЯТКИ «Цветные плоды, для здоровья»       |        ИР учащихся с плодами и семенами.                              Раздать детям   |  
  |   Продолжение изучения нового материала.       7 мин.                                                           4мин   |    Презентация «Распространение семян»  - Я тоже ребята посадила весной на своем участке огурцы, петрушку, помидоры и другие растения. Но однажды среди молодых всходов салата и укропа я обнаружила лужайки из желтых шариков одуванчика.   -Откуда взялись одуванчики в саду, ведь я их не сеяла? (Ответы детей)   - Эти семена - путешественники. Специально их никто не сеет. Все мы любим, дуть на белые шапочки одуванчиков, и радуемся, когда легкие парашютики летят и опускаются на землю. (  Парашютик (или зонтик)- это плод одуванчика. Так дикорастущие растения приспособились к расселению с помощью ветра.   - Так как же переселились одуванчики на мой участок? (Путешествуют с помощью ветра). Не только одуванчик расселяется с помощью ветра.   - Давайте, посмотрим и узнаем, как распространяются семена в природе.     Показ презентации «Распространение семян в природе»    СЛАЙД 15 С помощью ветра. Семена разлетаются на большие расстояния, особенно мелкие, легкие. У многих есть специальные приспособления.    -семена, снабженные крыльями (например крылатки клёна)  -у ивы и тополя семена имеют хохолки из тонких волосков  -у одуванчика есть парашютики    СЛАЙД 16 С помощью воды.  Семена переносят реки и ручьи, потоки дождя и морские течения.      Кокосовые орехи, например, плавают в море годами и не теряют всхожести. Иногда от морских берегов отрываются целые участки суши. Такие острова пускаются в плавание вместе с пальмами, другими растениями и даже животными.   СЛАЙД 17 Саморазбрасыванием.  Например, стручок гороха лопается и падает на землю, затем прорастает.  СЛАЙД 18 Животными и человеком. Есть плоды и семена снабженные колючками, крючочками, которые цепляются за шерсть животных и за одежду людей, тем самым распространяются (показываю различные семена).   - Итак, какие способы распространения семян вы запомнили? (распространение семян с помощью ветра, воды, саморазбрасыванием, животных и человека)         |                Решение проблемной ситуации                                                                         Просмотр презентации.                                                                                  Ответы учащихся.   |  
  |   Опытная работа.   7 мин.   |    У каждого на столах лежат плоды, назовите их (яблоко, мандарин, апельсин, хурма, финики).    Какие это плоды.   Сколько в них семян( односемянные и многосемянные)  Где растут эти плоды? А как вы думаете, смогут ли эти плоды расти у нас? Давайте проверим. Вытащим семена из плодов и посадим их, будем наблюдать и тем самым проведем исследование, и ответим на вопрос.  Проведение эксперимента.       |     Работают в группах, садят семена плодов.   |  
  |   Домашнее задание  1мин.   |     с.28-33, читать и пересказывать, творческое задание (зарисовать 3 сочных и 3 сухих плода и вспомнить сказки, в которых говорится о плодах).       |     Запись дом.задания.   |  
  |   Рефлексия  1 мин.   |    «Дерево успеха»       Было комфортно, все понятно –красное яблоко   Немного затруднялся, но все понятно- жёлтое яблоко   Было трудно, ничего не понял- зелёное яблоко.       |    Оценивают значимость урока, степень усвоения темы урока..   |  
 
  1. Биология в таблицах и схемах. Для школьников и абитуриентов. Изд. 2-е. СПб, ООО «Виктория плюс», 2008. – 128стр.
  2. Жунусова К., Бирмагомбетовов А., Аймагамбетова К. Методическое руководство к учебнику «Познание мира» 1-4 классы
  3. Учебник «Познание мира» 1 класс. Жунусова К., Аймагамбетова К.,Алматы «Атамұра». 2008 г.