- Давайте с нашим помощником (компьютером) проверим задание. (На экране компьютер оставляет правильные варианты ответов). - Сравните со своим выбором. У кого всё верно поднимите синий цветочек, а кого есть ошибка – красный. ФОРМУЛИРОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ - Почему же наш помощник – компьютер не относит к насекомым паука? - Обсудите в паре, можно отнести паука к насекомым или нет? - К какому выводу пришли. В чьих парах мнения разделились? Почему? - Поскольку пока мы не можем дать точный ответ на поставленный вопрос, давайте попробуем провести исследование на тему: «Паук», пытаясь, как учёные найти решение проблеме «Паук – это насекомое?». СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА ИССЛЕДОВАНИЯ - Давайте спланируем нашу работу. Посмотрите, как и по какому плану проходит работа ученого-исследователя, мы будем работать также. • Определение темы, проблемы исследования • Выдвижение гипотезы • Выбор методов исследования • Составление плана исследования • Сбор, обработка информации • Анализ и обобщение полученных материалов • Подготовка отчёта исследования • Обсуждение итогов завершённой работы - Итак: Тема исследования: Паук. Гипотеза: Паук – насекомое (не насекомое). Методы исследования: - Подумайте, посмотрите на свои принадлежности, на то, что или кто вас окружает, и скажите, где мы можем узнать о насекомых? (В учебнике, в другой книге, спросить у родителей или у учителей) На доске вывешиваются методы исследования: 1. «Подумать самостоятельно» 2. «Понаблюдать» 3. «Посмотреть в книгах» (На доске вывешивается план исследования. Работа организуется по плану). - Давайте сначала «Подумаем самостоятельно»! Для этого попытаемся сравнить, чем отличаются данные животные друг от друга? Пчела – Паук – Муравей - ПРОВЕДЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ Сбор, обработка информации - Давайте разделимся на две группы и попытаемся доказать наши предположения (гипотезы): паук – насекомое, паук –не насекомое. - Посмотрите на рисунки с изображением данных животных и охарактеризуйте тело каждого? - Что далее будем сравнивать? (Количество ног) (Учитель на доске фиксирует выдвигаемые гипотезы. Сначала проверяется ошибочная гипотеза «Характеристика тела». Далее учитель организует проверку решающей гипотезы, определяется количество ног у предложенных животных. Фиксируются все варианты ответов как правильные, так и ошибочные). - Чтобы правильно указать количество ног, давайте понаблюдаем. Рассмотрите экземпляры пчелы медоносной с помощью лупы. Посчитайте количество ног. Сколько? - А что же у паука? - У паука 8 ног. - Какой же самый главный отличительный признак класса насекомых? (Количество ног). - Каких же животных мы относим к насекомым? - Продолжим наше наблюдение. Рассмотрите, какие части тела можно выделить у насекомых? В этом вам поможет пчёлка и муравей. (Голова, грудь, брюшко). - Что ещё заметили на голове? (Дети замечают, что есть усики). - Зачем насекомому усики? Каким методом исследования мы можем воспользоваться, чтобы ответить на этот вопрос? (Обращает детей к плану исследования), (Метод «Посмотреть в книгах»). - Найти ответ в книге – это самый лучший способ узнать. (Один ученик зачитывает информацию из энциклопедии ). Анализ и обобщение полученных материалов - Посмотрите, нет ли среди материалов, которые мы собрали, лишнего, не относящегося к теме нашего исследования. Оставляем только нужное, определяем главное и второстепенное. Подготовка отчёта исследования - Помним, что сообщение должно быть кратким, но запоминающимся. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ИССЛЕДОВАНИЯ Защита сообщений Пауков часто путают с насекомыми. Но в отличие от насекомых, у них не шесть ног, а восемь. Почти все они хищники. А чтобы поймать свою добычу, паук плетет красивую сеть, нити которой липкие. Любое мелкое насекомое прилипает к паутине и становится добычей хозяина. Обсуждение итогов завершённой работы |