Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по окружающему миру "Какие бывают животные?" »
УМК «Школа России»
Урок ознакомления с окружающим миром
Тема: «Какие бывают животные?»
2 класс
Разработала учитель начальных классов
МКОУ СОШ с.Преображенка
Егорова Е.Ю.
2013г.
Тема: Какие бывают животные?
Цель: формировать представление детей о группах животных, их отличительных признаках.
Задачи:
1. Рассмотреть зависимость строения животных от их образа жизни;
2. Познакомить с интересными фактами из жизни животных.
Планируемые результаты (предметные): научатся классифицировать животных по отличительным признакам, получат возможность научиться устанавливать связь между строением тела и образом жизни животного, извлекать нужную информацию из учебника.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: уметь самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале, оценивать правильность выполнения действий; адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников с отзывами о выполненной работе; уметь оценивать результат своей работы на уроке.
Коммуникативные: уметь донести свою позицию до других, уметь рассуждать и анализировать; работать в группе и оценивать своего товарища.
Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, использовать знаково-символические средства (схемы), уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Личностные: проявлять познавательный интерес, целеустремленность и настойчивость в достижении цели, совместно договариваться о правилах общения в группе.
Оборудование: презентация «Какие бывают животные», компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебник для 2 класса «Окружающий мир» А.А. Плешакова, дидактическая тетрадь, карточки для индивидуальной работы, тест, выставка книг о животных, наклейки с изображением животных.
Ход урока.
Организационная часть.
Прозвенел для нас звонок.
Начинается урок.
К нам без опоздания,
Приходи старание.
На уроке будем мы учиться
И не будем мы лениться.
Наш урок мне хотелось бы начать с ролика.
-Внимательно посмотрите на экран и определите тему сегодняшнего урока. (Животные)
- Сегодня на уроке мы поговорим о животных и о том, на какие группы они делятся.
- Сформулируем тему урока, начав со слова «Какие…»
«Какие бывают животные?»
-Откройте наш учебник на с.60 и прочитайте цель нашего урока, что мы должны сегодня узнать и чему научиться.
А чтобы легче нам это было делать, по ходу мы будем заполнять эту таблицу. Вы согласны?
Окружающий нас мир Интересно познавать! Его тайны и загадки Вы готовы разгадать?
I.Актуализация знаний .
Игра «Четвёртое лишнее»( работа в парах)
- Возьмите конверт №1. В нём ваше первое задание. Рассмотрите картинки с изображением животных. Найдите и покажите «лишнее» животное.
1. воробей, синица, сорока, бабочка.
Объясните свой выбор. Итак, 1-я группа –птицы.
Берём конверт №2
2. обезьяна, заяц, тигр, акула.
Берём конверт №3
3. бабочка, стрекоза, кузнечик, гусь.
Конверт №4
4. щука, окунь, карась, лось.
Итак, у нас получилось 4 группы животных: птицы, звери, насекомые, рыбы.
К какой группе отнесём бабочку, акулу, гуся и лося?
- Назовите отличительные признаки каждой получившейся группы.
Название группы
Количество ног
Покровы
Звери
4ноги
шерсть
Птицы
2 ноги
перья
Рыбы
плавники
чешуя
Насекомые
6 ног
Откройте рабочую тетрадь на с.43 и изобразите в рамках с помощью схематических рисунков эти главные отличительные признаки.
Молодцы!
Физминутка
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали 1-2-3,
Ручками похлопали 1-2-3.
Покрутились, повертелись.
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем 1-2-3-4-5.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
Работа над новым материалам
А вы хотели бы побольше узнать об этих животных – птицах, рыбах, насекомых, зверях?
Откройте с. 62-63 нашего учебника и прочтите о них небольшие рассказы.
Коля будет читать о насекомых,
Аня - о рыбах,
Серёжа – о птицах,
Максим и Матвей – о зверях.
Что нового вы узнали о животных?
Рассказы детей.
Молодцы!
Дома вы готовили проекты о животных этих групп. Представьте результаты вашей работы.
Физминутка
На болоте 2 лягушки
2 зелёные подружки
Рано утром просыпались,
Полотенцем растирались,
Ножками топали,
Лапками хлопали.
Вправо, влево наклонялись
И за парты возвращались.
О каких животных шла речь в стихотворении?
Как вы думаете, а к какой из перечисленных групп животных относятся лягушки? Почему?
И вы совершенно правы. Ни к птицам, ни к зверям, ни к насекомым, ни к рыбам их отнести нельзя. Лягушки принадлежат к группе, которая называется – земноводные. Как вы думаете, за что они получили такое название?
Наблюдение
Рассмотрим лягушку поближе.
Сколько у неё ножек?
Есть ли покровы в виде чешуек, перьев, шерсти? (нет, есть только тонкая кожа)
Рассказ учителя
Земноводные - это удивительные существа!
Они могут жить и в воде, и на суше, могут спать полгода и при этом ничего не есть и не пить. Произошли земноводные от рыб. Когда-то очень давно их предки выползли на берег. Из плавников у них развились ноги, а из воздушного пузыря — лёгкие. Но совсем воду они не покинули. В раннем возрасте большинство земноводных живут в воде и дышат жабрами, как рыбы. Вырастая, они теряют жабры и начинают дышать лёгкими, как все наземные животные. Земноводные ловко плавают, ныряют, мечут икру в воде. Но так же уверенно они прыгают, ползают по земле, охотясь за червяками, мухами и личинками.
Уникальна у земноводных кожа. Она у них тонкая и влажная. Для этой цели земноводные выделяют специальную жидкость, которая распространяется по поверхности кожи, тем самым удерживая на ней влажность. С помощью кожи земноводные могут дышать и даже пить.
Вот почему земноводным так важно находиться рядом с водоемом. К примеру, если лягушку забрать подальше от воды – она начнет худеть, станет вялой и вскоре погибнет. Или наоборот, если измученную лягушку (которая давно не была в воде) посадить на мокрую тряпку, то она начнет прижиматься тельцем к влажной ткани и быстро поправится.
Что ещё вы знаете о лягушке?
Лягушки встречаются по берегам водоёмов, где охотится на различных насекомых – комаров, мух, пауков и т.д. При приближении своей добычи она мгновенно выбрасывает свой липкий язык, к которому прилипает жертва. При опасности она сразу же ныряет в воду и только через некоторое время всплывает, выставляя над поверхностью воды выступающие на голове глаза и ноздри.
Лягушки – холоднокровные животные, не поддерживающие постоянной температуры тела, и бывают активны лишь в тёплое время года, с наступлением холодов они спускаются на дно и впадают в оцепенение. Другие земноводные, такие как тритоны и жабы – зимуют в наземных укрытиях – древесной трухе, под пнями, норах грызунов, в углублениях почвы.
Лягушка не единственный представитель семейства земноводных. В его состав входит около 3000 видов.
Познакомимся с некоторыми представителями земноводных.
Презентация «Земноводные»
Какой главный отличительный признак этой группы?
(внести данные в таблицу)
Название группы
Количество ног
Покровы
Звери
4ноги
шерсть
Птицы
2 ноги
перья
Рыбы
плавники
чешуя
Насекомые
6 ног
Земноводные
4 ноги
голая кожа
Отгадайте загадку:
Ползёт верёвка
На конце головка.
Кто это?
Наблюдение
Подойдите сюда и рассмотрите внимательно змей.
-Что отличает их от других животных? (на теле роговые чешуйки).
А теперь откройте атлас-определитель «От земли до неба», найдите этих животных и выясните, к какой группе они относятся?
Найдено название – пресмыкающиеся.
Кто ещё относится к этой группе? (черепахи, ящерицы)
Известно более 8000 видов.
Презентация «Пресмыкающиеся»
Какой общий отличительный признак этой группы животных?
Рассказ учителя.
Пресмыкающиеся – это такой вид животных, тело которых покрыто щитками, роговыми чешуйками или пластинами. По-другому пресмыкающихся называют рептилиями.
У большинства рептилий тело продолговатое и опирается на четыре короткие ноги.
Внешне кажется, что эти животные ползут по земле – пресмыкаются.
Кожа рептилий всегда сухая. Это необходимо для того, чтобы удерживать влагу внутри организма и не давать ей испаряться. Для животных, которые обитают в жарких районах это особенно важно.
В теплое время года рептилии становятся активными, а в холодное время – как бы замирают.
Еще одна интересная особенность пресмыкающихся – это медленное дыхание. Благодаря этому они могут долгое время обходиться без свежего воздуха.
Растут и развиваются пресмыкающиеся медленно, поэтому и продолжительность их жизни очень большая.
Пресмыкающиеся могут жить на земле, под землей или в воде. Рептилии несут яйца, как птицы, но не высиживают их и не выкармливают детёнышей.
Заполним до конца нашу таблицу.
Название группы
Количество ног
Покровы
Звери
4ноги
шерсть
Птицы
2 ноги
перья
Рыбы
плавники
чешуя
Насекомые
6 ног
Земноводные
4 ноги
голая кожа
Пресмыкающиеся
4 ноги
роговые чешуйки
Что ещё вы знаете о пресмыкающихся?
Змеи любят тепло и нередко заползают в дома, чтобы погреться. Не все змеи ядовиты. Свою добычу змеи проглатывают целиком, предварительно впрыснув в жертву яд.
Яд— видоизменённая слюна, которая скапливается у змеи в особых железах на голове. С помощью раздвоенного языка змеи и ящерицы ощупывают предметы и чуют добычу.
Змеи никогда не закрывают глаза. Их глаза всегда закрыты прозрачными веками сквозь которые животное видит. Старую кожу змеи снимают.
Самой удивительной ящерицей является хамелеон.
Глаза хамелеона могут поворачиваться в разные стороны: один будет смотреть вперед, а другой — назад или вниз. У хамелеонов длинный и гибкий хвост, на котором он» могут висеть вниз головой, уцепившись за ветку. Добычу хамелеон ловит, «выстреливая» своим длинным языком, который выбрасывает вперёд. Хамелеоны могут менять свой цвет для того, чтобы спрятаться от врага или стать невидимым для своей жертвы.
Крокодилы похожи на больших ящериц. Самый большой
крокодил достигает в длину 10 метров. Крокодилы едят мясо и рыбу. Во время охоты они прячутся в засаду. Звери приходят на водопой, крокодилы набрасываются на них из воды и топят.
Обобщение.
Итак, мы познакомились с. 6 группами животных.
Перечислите эти группы. Каковы их отличительные особенности?
Молодцы!
Самостоятельная работа
Ваша задача распределить животных по этим 6 группам.
Подойдите к ПК и выполните задание №3.
Дополнительно: раб тетрадь с. 43 №5, с.44 №7
А теперь вернёмся к цели урока.
Какую цель урока поставили в начале урока. Удалось ли нам её достичь?
Рефлексия
А теперь подумайте и скажите, какая группа животных самая нужная и важная?