Тема урока: Нахождение нескольких долей целого
Цели: учить находить несколько долей целого; совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи.
Задачи: научить решать задачи на нахождение нескольких долей целого.
Планируемые результаты: учащиеся научатся решать задачи на нахождение нескольких долей целого; выстраивать логическую цепь рассуждений; устанавливать аналогии; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Ход урока
I.Организационный момент: Слайд 1
Наш урок будет состоять из нескольких этапов (частей). На каждом этапе вы будете вспоминать пройденное, изучать новое, закреплять изученное. Из этих этапов (частей) сложится целый урок. У вас на парте модель сегодняшнего урока – это мандарин. В конце урока мы к нему вернёмся, а пока...
...Наши ушки на макушке,
Глазки хорошо открыты.
Слушаем , запоминаем,
Ни минутки ни теряем.
II.Проверка домашнего задания : Слайд 2
- Кто смог разгадать ребус на полях?
С какого выражения вы начали решение? (Со второго.)
Чему равен круг? Как вы находили? (120 + 40 = 160.)
Чему равен треугольник? (380 - 160 = 220.)
Слайд 3
III.Актуализация знаний
1.Индивидуальная работа по карточкам
- Реши уравнения. (карточки крепятся на доске, по одному ученику с каждого ряда выходят решать уравнения.)
65 - х = 60:15 (1 ряд)
х + 420 = 1200 - 250 (2 ряд)
х-16 =102: 2 (3 ряд)
- поменяйтесь тетрадями, проверьте решение уравнения у своего соседа, при необходимости укажите на недочёты в работе.
2.Индивидуальная работа у доски
- Вычисли удобным способом. (карточки крепятся на откидных досках)
23 + 24 + 25 + 26 + 27 (1вариант)
36 + 25 + 64 + 100 + 75 (2 вариант)
3.Устный счет: Переход на презентацию «Устный счёт»
1. Выполните действия.
2. Найдите Х.
Переход на физкультминутку для глаз
Переход на слайд 4 (основная презентация)
IV.Самоопределение к деятельности Слайд 4
(У каждого ученика полоска цветной бумаги длиной 20 см.)
—Возьмите полоску. Измерьте ее длину.
Как вы думаете, чему равна длина одной доли? (5 см.)
Как вы определили? (20: 4 = 5 (см).
Да, определять величину одной доли мы уже умеем.
Возьмите линейку, проверьте измерением длину доли.
Как вы узнали? (Число 5повторяется 2раза: 5-2 = 10(см).)
Чему равна длина трех таких долей? (15 см.)
Как вы узнали? (Число 5 повторяется 3 раза: 5 • 3 = 15 (см).)
V.Работа по теме урока
Работа по учебнику Слайд 6
Прочитайте текст рядом с красной чертой на с. 64. Ответьте на вопросы, выполните задания.
Что находили в первом действии? (Сколько сантиметров в одной пятой доле.)
—Что находили по втором действии? (Длину четырех таких
долей.)
Давайте сделаем вывод: Слайд 7
Чтобы найти несколько долей от целого надо:
1) найти величину одной доли
2) величину одной доли умножить на количество взятых долей
№291 (с. 64). Слайд 8
Прочитайте задачу.
Как вы думаете, что мы будем находить в первом действии? (Длину одной доли.)
Как найти длину одной доли? (60:6, так как доли шестые.)
Что вы будете находить во втором действии? (Длину пяти таких долей.)
Как найти длину пяти долей? (10 • 5, так как число повторяется 5 раз.)
Переход на презентацию «Задачи»
—Сколько вопросов поставлено к одному условию? Сколько
здесь задач? (Две.)
—Заполните таблицу к первой задаче и решите ее.
(Ученик, решивший задачу первым, записывает решение
на доске. Проверка.)
В 1 день | Количество дней | Всего кг |
? кг (одинаково) | 7 дней | 21 кг |
? дней | 36 кг |
Решение; 36 : (21 : 7) = 12 (дн.).
Ответ: 36 кг масла хватит на 12 дней.
— Чем отличается вторая задача? (Расход масла за один день
неодинаковый, он увеличивается на 1 кг.) (Заполнение таблицы на доске и в тетрадях.)
В 1 день | Количество дней | Всего кг |
? кг | 7 дней | 21 кг |
? кг, на 1 кг | ? дней | 36 кг |
—Сколько знаков вопроса? Сколько действий будет в решении задачи? (Три.)
(Те, кто знает, как решать задачу, записывают решение самостоятельно, с остальными работает учитель.)
3 + 1 = 4 (кг).)
— Как ответить на главный вопрос задачи? (36: 4 = 9(дн.).)
VI. Физкультминутка
Слайд 9 «ФИЗКУЛЬТМИНУТКА»
Переход на презентацию «Верно-неверно»
Возврат на основную презентацию Слайд 10
VII.Закрепление изученного материала
Слайд 10
Вычислите, чему равно:
1\2 км =(500м)
1\4 м =(25 см)
1\5 см =(2 мм)
1\10 дм =(1 см)
Слайд 11
Найдите:
4/7 ОТ ЧИСЛА 28
2/6 ОТ ЧИСЛА 36
3/8 ОТ ЧИСЛА 72
VIII.Рефлексия
Слайд 12
Выполнение задания на странице 64.(самостоятельно)
- Проверка задания:
площадь одной доли каждого квадрата равна 1 см2
- Почему?
Площадь всего квадрата равна 4 см2
4:4=1 (см2) – площадь одной доли
- Найди площадь 3\4 долей каждого квадрата:
1∙3=3(см2) – площадь трёх долей
Переход на слайд «Рабочая тетрадь» (если есть время)
Выполнение заданий в рабочей тетради
№8 (с. 54).
(Самостоятельное выполнение. Учащиеся по цепочке называют ответы и объясняют решение.)
№ 9 (с. 54).
(Самостоятельное выполнение. Самопроверка по образцу, самооценка.)
—Оцените свою работу на уроке.
- Вот теперь мы можем вернуться к модели урока – к мандарину. Отделите от мандарина столько долек (частей), сколько этапов урока у вас вызвали затруднение и положите на предложенную тарелочку (тарелочка на столе у учителя).
- Я вижу, что затруднений было совсем мало, но нам надо будет ещё поработать.
- Оставшиеся дольки вы сможете скушать на перемене!
IX.Подведение итогов урока
Какие задания вызвали затруднения?
Переход на слайд «Домашнее задание»
Х. Домашнее задание: Учебник: № 292, 294 (с. 64)