предметные: актуализировать знания о долях, совершенствовать умение находить долю от целого, создавать условия для знакомства с алгоритмом нахождения нескольких долей целого, учить решать задачи на нахождение нескольких долей целого.
метапредметные:
познавательные: самостоятельно выделять и формировать познавательную цель; строить логическую цепь рассуждений; делатьвыводы на основе обобщения знаний, самостоятельно делать выбор, опираясь на правила, выполнять задания по аналогии, анализировать, сравнивать, классифицировать объекты; структурировать знания;
регулятивные: самостоятельно организовывать своё рабочее место; определять цель учебной деятельности с помощью учителя и удерживать в течение урока, осуществлять само- и взаимопроверку работ, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок;
коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
личностные: создать условия для формирования уважительного отношения к членам своей семьи, понимания ценности каждого её члена, осознания себя её частью, формировать бережное отношение к природе, уважительное отношение к иному мнению, воспитывать положительное отношение к урокам математики.
Оборудование: магнитная доска, карточки с заданиями, раздаточный материал (круги), ножницы, листы самооценки, учебники по математике 4 класс М. И. Моро, рабочие тетради.
Ход урока.
Организационный момент.
- Ребята! Готовы к уроку?
- На вас надеюсь я, друзья,
Мы хороший дружный класс,
Всё получится у нас!
- Я очень хочу, чтобы урок получился интересным, познавательным. Мы повторим и закрепим то, что уже знаем и постараемся открыть новые секреты математики.
− Откройте тетради и запишите дату и классная работа.
Актуализация опорных знаний
Повторение таблицы умножения и деления на время в тетрадях на инд. карточках.
Игра «Одним словом»
− Сейчас мы немного поиграем. Игра называется «Одним словом». Я буду читать начало предложения или вопрос, а вы должны закончить или дать ответ одним словом.
Вопрос учителя
Ответ детей
Эта единица времени равна 24часам
сутки
Сколько секунд в 1 минуте?
60
Самая маленькая из известных вам единиц длины
мм
10см-это…
дм
1000кг – это….
тонна
Дополни предложение. мм, см, м, км- это единицы измерения…
длины
Г, кг, ц, т-это единицы измерения…
массы
См2, м2, дм2, га, а - это единицы измерения…
площади
С, мин, ч, сут., мес., г.,век - это единицы измерения…
времени
Самоопределение к деятельности
Создание проблемной ситуации. Работа на индивидуальных карточках.
− Посмотрите на фигуру.
S - ?
6см
− Вспомните, как найти площадь квадрата? (Чтобы найти площадь квадрата, нужно его сторону умножить саму на себя)
−Чему равна площадь данного квадрата?
6 · 6 = 36(см2)
(квадрат с долями)
− А теперь нам нужно найти площадь закрашенной фигуры
− Можем ли мы это сделать? (нет)
S - ?
− Почему? (Мы не знаем, как находить площадь треугольника)
−Интересно, как можно найти площадь закрашенной фигуры?
-Нам надо найти площадь трёх треугольников. Сможем ли мы это сделать? (Нет)
-Почему? (Мы не знаем, как находить площадь треугольника)
-Я обещаю вам, что сегодня на уроке мы откроем секрет, как найти площадь трёх треугольников, не зная даже, как найти площадь одного треугольника.
4. Сообщение темы и цели урока
- Цели нашего сегодняшнего урока научиться решать задачи на нахождение нескольких долей целого; вспомнить, как находить долю числа; развивать вычислительные навыки.
5. Актуализация опорных знаний
-В этом нам поможет следующее задание.
- Не зря в народе говорят: «Одна голова хорошо, а две лучше»
-Запишите только ответы, правильность решения проверьте по коду, должно получиться слово.
-Выбирайте любую дорожку с учётом своих возможностей. Любая дорожка требует внимания, точности и быстроты при счёте.
Работа в паре
3 столбика примеров разного уровня сложности.
70:5=
1000-997=
800:100=
300:300=
6х1=
420-410=
842-840=
657-650=
44:4=
12х0=
90:10=
100-88=
60:15=
600:100=
5х1=
1000-999=
543-530=
50:25=
84:21=
13х1=
810:90=
160:40=
60:12=
268-259=
500:100=
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
м
н
а
ч
е
ь
и
с
д
л
р
о
б
т
з
Дети записывают ответы и отгадывают слово по коду.
Знаменатель
Числитель
Дробь
-Молодцы! Мы получили три ключевых слова сегодняшнего урока.
3. Актуализация знаний.
-Чем дробь отличается от натурального числа? (Дробь-это часть целого)
-Что обозначает знаменатель? (На сколько равных частей разделили целое).
-Что обозначает числитель? (Числитель обозначает, сколько таких частей взяли)
IV. Работа по теме урока
Работа с моделью торта
− А если я скажу, что семья тоже состоит из долей, вы со мной согласитесь? (Да. Семья – это единое целое, а каждый член семьи является её частью)
− А как вы считаете, члены семьи равны по значению, или нет? (ответы детей)
− В семье одинаково ценен, важен и дорог каждый её член, т.е. все члены семьи равнозначны. А если это правило применить относительно долей, что мы можем о них сказать? (все доли одного целого равны)
− Молодцы, всё верно! Ребята. Вы любите праздники?
− А приближается праздник? (23 ноября День матери)
− А как вы думаете, почему этот праздник особый? (ответы детей)
Мама самый близкий и родной человек.
Она всегда заботится о нас, учит как правильно нужно себя вести, поступать, даёт мудрые советы, оберегает нас.
Мама – это человек, который любит нас такими, какие мы есть, для неё мы самые дорогие и любимые на всей Земле.
Мама всегда поможет в трудной ситуации.
Каждый человек должен любить, ценить, заботиться и оберегать свою маму!
− Представьте, что на этот праздник к мамам пришли гости, и вам поручено ответственное задание разрезать торт. Но чтобы никто не обиделся, все кусочки должны быть одинаковыми. У вас на партах лежат модели торта (круги). К вам пришли 3 человека + хозяйка, на сколько частей нужно разделить торт? (на 4 части).
− Разделите модели торта путём сгибания на указанное количество частей (на доске набор магнитных долей)
− Кому бы вы отдали первый кусочек торта? (ответы детей)
− Возьмите ножницы и вырежьте один кусочек «торта».
− Какую долю круга составляет вырезанный кусочек? (одну четвёртую)
− Почему одну четвёртую? (потому что мы разделили круг на 4 равные части и взяли одну часть)
− Так что же нужно сделать, чтобы взять одну четвёртую часть целого? (нужно целое разделить на 4 части и взять одну)
- Один кусочек торта вы уже отдали гостю, но торт ему так понравился, что он попросил ещё кусочек. Вырежьте еще один кусочек торта.
− Возьмите в руки вырезанные кусочки и назовите, какую часть торта теперь вы держите в руках (две четвёртых)
− Как получили две четвёртых части? (сначала разделили целое на 4 равные части, а потом взяли две части)
− Молодцы ребята!
2. Подготовительная работа.
Начертите отрезок длиной 10 см.
-Разделите его на 5 равных частей.
-Сколько сантиметров в 1 части? (Чтобы узнать, сколько сантиметров в одной части, надо длину целого отрезка разделить на 5 равные части)
10 : 5=2 (см) – 1/5
- Заштрихуйте 4/5 доли.
-Сколько сантиметров будет в 4/5 долях? (Чтобы узнать, сколько сантиметров в 4 долях, надо по 2 сантиметра взять 4 раза или
2 х 4 = 8 (см) – 4/5
-Как записать это одним выражением?
10:5х4=8 (см)
−Откройте учебникина странице 64, прочитайте тему урока (Нахождение нескольких долей целого)
− Чтобы найти несколько долей от целого надо:
1) найти величину одной доли (вывешивается на доску)
2) величину одной доли умножить на количество взятых долей (вывешивается на доску)
ФИЗМИНУТКА
«Играя, вспоминаем»
Если правильная дробь - подпрыгнуть, если неправильная - присели
3. Первичное закрепление
№ 291 на с.64 учебника (т)
− Прочитайте задание.
− Отрезок какой длины нужно начертить? (60 мм)
− На сколько равных частей разделили отрезок? (на 6)
− Что нужно найти в задаче? (Сколько мм в пяти шестых долях отрезка)
− Что сначала нужно сделать, чтобы ответить на вопрос задачи? (найти одну шестую долю отрезка)
− Как это сделать? (60:6=10мм)
− Теперь можем ответить на вопрос задачи? (да, 10·5=50мм)
−Молодцы! Начертите отрезок в тетради и запишите решение задачи по действиям с пояснениями.
60 : 6 = 10 (мм) – 1/6 часть
10 * 5 = 50 (мм) – 5/6
60 : 6 * 5 = 50мм
Ответ: 50мм
Решение проблемной ситуации
− Вернёмся к нашему квадрату.
S - ?
- Какую часть нам нужно найти? (3/4)
− Зная алгоритм нахождения нескольких долей целого, скажите, как можно найти 3/4 части данного квадрата?
36 : 4 * 3 = 27см2
- Молодцы, ребята! Вы сами догадались, как найти площадь трёх треугольников.
5. Решение геометрической задачи
Н ачертите прямоугольник со сторонами 7см и 4 см, раздели его на две части. Какие фигуры у нас получились? Вашим заданием будет найти площадь одного треугольника.
У: С чего начнём решение задачи?
Д: Найдём площадь прямоугольника.
У: Затем. Что мы видим?
Д: Треугольник это ½ прямоугольника.
Так как же найти площадь одного треугольника? (SABCD : 2)
4*7 = 28 (см2 ) – S АBCD
28 : 2 = 14 (см2 ) - S АBD
Ответ: S АBD = 14 см2
Закрепление изученного материала
−Немного потренировавшись, проверим, усвоили ли вы правила нахождения нескольких долей целого. Но прежде, ещё раз повторим алгоритм и правило. Что нужно сделать, чтобы найти несколько долей целого? (ответы детей)
Самостоятельная работа
1 вариант
3/5 от 15 =
2/3 от 18 =
4/5 от 50 =
8/15 от 300 =
9/20 от 200 =
1/2 часть км = _______м
2/4 части м = _______см
Книга стоит 180р. Цена блокнота составляет 3/9 стоимости книги. Сколько стоит блокнот?
2 вариант
7/10 от 800 =
4/6 от 66 =
4/7 от 28 =
2/6 от 36 =
3/8 от 72 =
3/5 части см = ______мм
4/10 части дм = _____см
Книга стоит 180р. Цена блокнота составляет 3/9 стоимости книги. Сколько стоит блокнот?
- Первые 5 человек, справившиеся с заданием, на проверку.
7. Подведение итога урока
−Быстро время пролетело
И идёт к концу урок.
Так давайте без задержки
Подведём всему итог.
−Какова была тема урока? (Нахождение нескольких долей целого.)
− Какие цели ставили на уроке? (научиться решать задачи на нахождение нескольких долей целого, вспомнить, как находить долю числа, развивать вычислительные навыки)
−Удалось выполнить поставленную задачу?
− Повторите алгоритм нахождения нескольких долей целого.
Рефлексия
−Оцените свою работу на дольках.
Зелёный цвет - я научился находить несколько долей числа
Желтый цвет - мне нужно тренироваться в нахождении нескольких долей числа
Красный цвет– я испытываю трудности в нахождении нескольких долей числа
Назвать части
8. Оценивание учащихся
− Молодцы! Сегодня за урок вы получаете следующие отметки:… .
9. Домашнее задание
(Домашнее задание)
− Откройте дневники и запишите домашнее задание.
Дома выполните с.64 №293(1-й вопрос), №294 по рядам