Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Орг. Момент | -Здравствуйте! Давайте настроимся на работу. Сядьте поудобнее, закройте глаза и повторяйте за мной: «Я на уроке внимателен и сосредоточен, мыслю ясно. Мне ничего не мешает. Я готов к работе» На уроке мы сегодня отправимся в путешествие, а куда отгадайте? - Город этот не простой, он дремучий и густой. Правильно мы с вами отправимся в лес. Лес- это наше богатство. Его надо беречь. | Приветствие (Лес) | ЛичностныеУУД: развитие навыков самоорганизации подготовки рабочего места; развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми |
Минутка чистописания Словарная работа Актуализация знаний | 1) Откройте свои тетради, запишите число, классная работа. На следующей рабочей строке записываем букву Сс до конца рабочей строки. На следующей рабочей строке запишите слоги «Со, су, се, са» 2) На следующей рабочей строке запишите с красной строки «Словарь» поставьте двоеточие, и записывайте слова через запятую «солома, Саша, сестра, сок». Давайте проверим (проверка по образцу на слайде), у кого нет ошибок на полях нарисуйте солнце, у кого есть ошибки нарисуйте тучку. - Впишите в пустые клеточки синонимы, состоящие из такого же количества букв, что и соответствующие им слова. | | | | Л | Е | С | | | | | | | | | | | Г | О | Р | Е | | | | | | | | | | М | О | Р | О | З | | | | | | | | | Х | О | Т | Е | Т | Ь | | | | | | | | Т | Е | М | Н | О | Т | А | | | | | | | | - Итак, какие слова мы называем синонимами? | Подбор синонимов Бор, беда, стужа, желать, потемки. | Метапредметные рез-ты: -Овладеют логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации. -Научатся устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, построению рассуждений. | |
| - На уроке продолжим изучение темы, начатой на предыдущих уроках. Напомните мне её. -Какая задача стоит перед нами? Чему вы должны научиться? | - Что такое родственные слова? - Учиться, находить родственные корень в слове слова, выделять | Регулятивные УУД: Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления |
Постановка учебной задачи Построение проекта выхода из затруднений | - Прослушав сказку, назовите родственные слова. В густом зеленом ельнике жила маленькая Ёлочка. Как и все маленькие, она была очень любопытна и часто задавала вопросы. - Почему, - спрашивала Ёлочка у мамы Ёлки, - на твоих ветках растут шишки, а на моих нет? - Не огорчайся, - отвечала мама. – Подрастешь, и на твоих ветках появятся красивые твёрдые шишечки. - Почему, - спрашивала Ёлочка у бабушки, старой Ели, - к тебе в гости часто прибегают рыжие белки и прилетают дятлы? - И к тебе будут прилетать в гости птицы, прибегать белки, - успокаивала Ёлочку бабушка Ель. – В шишках прячутся еловые семена. Для белок, дятлов, это самая лакомая еда. - Итак, какие родственные слова вы услышали в сказке? Почему они родственные? - Запишите эти слова в тетрадь и выделите общую часть знаком - Какая общая часть у всех этих слов? - Что такое корень? | Ёлочка, Ёлка, Ель, ельник, еловые. | |
| | | |
| Я у дуба, я у зуба, Я у слов и у цветов. Я упрятан в темноту Я не вверх, а вниз расту. (Корень) -По каким признакам вы догадались, что это корень? О каких значениях корня говорится в загадке? Сколько значений у слова корень? подземная часть растений; часть зуба, волоса В словаре Ожегова значение корня описано так (чтение статьи из словаря стр.290) Это слово имеет много значений. Оно многозначное. 2.Сказка Давно это было. На одной волшебной полянке поселились корни Они обладали удивительной способностью разрастаться. Когда корень разрастался, из него появлялись слова-веточки и назвали их однокоренными. А так как они были дети одного папы, то их назвали родственными. Общую часть с тех пор так и зовут корнем. Из глубокого уважения к родителю однокоренные слова соорудили корню домик, вот такой уютный и округлый домик. 3.Слово корень часто употребляется в речи и в пословицах. В чём смысл пословиц? Спишите, подчеркните безударные гласные. Дерево сильно корнями, а человек своими трудами. Человек без друзей- что дерево без корней. 4.Слово с деревом похожи, Ведь у слов есть корень тоже. Он, конечно, самый главный Выполняет всё исправно. И назад, и вперёд Слово от него растёт. Часто так случается, Корни повторяются. В разные слова встают, Общий смысл придают. Как слова зовут такие? Дети вместе однокоренные - Что называется корнем слова? Признаки родственных слов? Как пишется корень в родственных словах? | 1.Отгадывают загадку 2.Работа со словарем 3.Работа с пословицами 4. Подбор родственных слов | Научатся использовать различные способы поиска информации (в справочных источниках – словарях) Личностные УУД: - формировать отношения к родному языку как к духовной, культурно- исторической ценности - формировать мотивации к творческому труду. Регулятивные УУД: научатся моделировать свой ответ. Научатся бережному отношению к природе. |
Реализация проекта выхода из затруднений | 1.Шли мы с вами по лесу, и вышли на опушку. А там живет Заяц-хвастун, хвалится , что все умеет, вот он подобрал пары родственных слов. - Докажи, что слова синонимы, а не родственные слова Летчик – пилот, липкий – клейкий, Быстро – скоро, правильно – верно. | | Активизировать использование речевых средств и средств в диалоге между детьми и учителем для решения коммуникативных и познавательных задач. |
Включение новых знаний в систему знаний и повторение | Прочитайте, вставьте в текст пропущенные слова по смыслу Мы ездили в ……. . На ……… полянке видели домик……. . Там растёт молодой ……… . (Лес, лесника, лесок, лесной) - Какие родственные слова встретились? Какой корень? - Что такое корень слова? | Вставляют в текст пропущенные слова | Коммуникативные УУД: Готовность слушать собеседника и вести диалог. Регулятивные УУД: Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности |
| Вам даны карточки: 1. Жарко, жарится, печется. 2. Дерево, деревянный, сосна, деревцо. 3. Чайка, чайник, чайный. 4. Лес, лестница, лесничий. - В каждой группе зачеркните лишнее слово, оставьте только родственные слова. - Проверьте работу у соседа по парте, оцените работу с помощью наших знаков: !, +, -. | | Закрепят умение и способности к логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений. Регулятивные УУД: научатся действовать по плану |
Подведение итогов урока | Как называется общая часть родственных слов? Как по-другому называются родственные слова? Где нам могут пригодиться знания о родственных словах? | Осмысливают и отвечают. Оценивают полученные знания с помощью смайликов | Регулятивные УУД: научатся моделировать свой ответ. Научатся оценивать свою деятельность. |
Рефлексия | И так, кому было все понятно и интересно на уроке поднимите правую руку, у кого были затруднения поднимите левую. | Поднимают руки | |
Д/з. | Выполнить упражнение 79 страница 59 | Записывают в дневники | |