kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разделительные твёрдый и мягкий знаки.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Создание условий для закрепления учащимися правописания слов с разделительным ь и ъ знаками.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разделительные твёрдый и мягкий знаки.»

Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением





Способы проверки безударных гласных

1. Измените форму слова:

а) число существительного:

гора - горы, река - реки, стена -стены, часы — час,

б) падеж существительного:

вода - воду, полей - поле, весна - вёсен

в) род у глаголов прошедшего времени:

взяла - взял, вела - вел;

г) время глагола:

боролся - борется, показал - покажет, несет - нес;

д) образуйте краткую форму прилагательного:

седой - сед, зеленый- зелен.

2. Подберите непроизводную основу той же части речи:

полковник - полк

3. Подберите однокорневое слово другой части речи:

непереводимый- перевод,

удалиться- даль,

непримиримый - мир,

воссоединение - единый.





I уровень



Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.





Упражнение 1.


Продолжите ряды однокоренных слов. Вставьте пропущенные бук­вы. Обозначьте корни, подчеркните в них буквы, обозначающие чередующиеся звуки.


1. Свет, осв..щение, просв..щение, просв..ти­тель, ...

2. Свято, посв..щение, св..щенный, ...

3. Мир, м..риться, неприм..римый, ...

4. Мера, м..рило, изм..рительный, ...

5. Дрожь, задр..жать, раздр..жающий, …

6. Дразнит, раздр..жать, раздр..жающий, …







I уровень

Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением





Способы проверки безударных гласных

1. Измените форму слова:

а) число существительного:

гора - горы, река -реки, стена -стены, часы — час,

б) падеж существительного:

вода - воду, полей - поле, весна -вёсен

в) род у глаголов прошедшего времени:

взяла - взял, вела - вел;

г) время глагола:

боролся - борется, показал - покажет, несет - нес;

д) образуйте краткую форму прилагательного:

седой - сед, зеленый- зелен.

2. Подберите непроизводную основу той же части речи:

полковник - полк

3. Подберите однокорневое слово другой части речи:

непереводимый- перевод,

удалиться- даль,

непримиримый - мир,

воссоединение - единый.





I уровень



Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.




Упражнение 2.


Объясните написание выделенных гласных. Для этого:

1) поставьте ударение;

2) выделите корень;

3) подчеркните безударную гласную;

4) подберите проверочное слово.


потрясение - тряска


Дневное освещение

посвятить матери

угадал решение

угодил в болото

перекалить металл

переколоть дрова


благословлять на подвиг

прославлять подвиг

завязать бант

дрожать от холода

уронить достоинство

внезапное появление



I уровень







Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением


18


Способы проверки безударных гласных

1. Измените форму слова:

а) число существительного:

гора - горы, река - реки, стена -стены, часы — час,

б) падеж существительного:

вода - воду, полей - поле, весна - вёсен

в) род у глаголов прошедшего времени:

взяла - взял, вела - вел;

г) время глагола:

боролся - борется, показал - покажет, несет - нес;

д) образуйте краткую форму прилагательного:

седой - сед, зеленый- зелен.

2. Подберите непроизводную основу той же части речи:

полковник - полк

3. Подберите однокорневое слово другой части речи:

непереводимый- перевод,

удалиться- даль,

непримиримый - мир,

воссоединение - единый







I уровень


Упражнение 4.

Объясните правописание выделенных слов, подобрав проверочные слова.

1. Моя бабушка рано поседела. 2. Старушка посидела на скамейке и опять пошла. 3. Над Домом дружбы развевается флаг. 4. Ребёнок очень быстро растёт и развивается. 5. Чистота в доме радует глаз. 6. Частота употребления слов в речи не одинакова. 7. Мой друг умел примирять товарищей, если они ссорились. 8. Покупая одежду, необходимо примерять платья и костюмы. 9. Зачем вы умоляете его признать ошибку? Этот человек неисправим. 10. Напрасно вы умаляете заслуги этого учёного. 11. Фары автомобиля осветили часть улицы. 12. Он посвятил свою жизнь творчеству. 13. Спортсмен пять раз обежал футбольное поле. 14. Мой брат никогда меня не обижал.


I уровень


Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением

7

Особое внимание следует обратить на слова, корни которых сходны по звучанию, но различны по смыслу

примерять костюм (примерка)

примирять друзей (мир)


Упражнение 7.

Вставьте пропущенные буквы и

запишите проверочные слова

Зап...вать лекарство

пол...скать белье

ст...рожить склад

об...жать магазины

пос..деть от горя

разр...дить морковку

посв...тить фонарем

ум...лять о помиловании

ув...дать интересное

зал...зать раны

развеваться на ветру

сл...зать с крыши

сл...зать пенку

сп...ши в школу

сп...ши в тетрадь

скр...пить дружбой

зап...вать песню

пол...скать ребенка

ст...рожил дома

об...жать товарищей

пос..деть у ворот

разр...дить ружье

посв...тить жизнь

ум...лять достоинство

ув...дать от старости

зал...зать на дерево

развеваться не по годам

скр...петь пером

проживать в Москве

прож...вать бутерброд

обв...вало ветром

обв...вала косы вокруг головы


II уровень

Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением


Упражнение 2.

Из букв, входящих в слово очаровательный, составьте сущест­вительные.

Обозначьте морфемы.



Упражнение 3.

Составьте словосочетания с каждым из слов в парах, чтобы прояснить их значение.

Зализать — залезать, навевать — навивать, нащепать — нащи­пать, освещение — освящение, поласкать — полоскать, развива­ется — развевается, седеть — сидеть, примирять — примерять, умолять — умалять.




Упражнение 8.

Заполните таблицу. Сделайте вывод.

Слово

Значение слова

(синонимы)

Однокоренное

проверочное слово

умалять



умолять



умилять



мельчить



III уровень

Безударные гласные в корне слова, НЕ проверяемые ударением


7


В русском языке немало слов с безударными гласными, которые нельзя проверить, подбирая другие словоформы и родственные слова с ударением на сомнительной гласной.

Правописание таких слов проверяют по орфографическому словарю.

К числу слов с непроверяемыми безударными гласными относятся, например, такие:


балалайка, бокал, корова,

капуста, бетон, вентиляция, вестибюль, ветчина, винегрет, интеллигенция, периферия, пластилин, привилегия, стипендия, эликсир, эстакада и др.





I уровень

Безударные гласные в корне слова, НЕ проверяемые ударением



Упражнение 2.


Прочитайте словарные слова, выделяя голосом «опасные» буквы.


кромешныи

громадный

конфорка

комбинат

комфорт

комбинация

конверт

копошиться

комендант

ожерелье

брезент

мачеха

беседа

метель

бензин

лелеять

семафор

вереница

светофор

реальный




I уровень


Безударные гласные в корне слова, НЕ проверяемые ударением


Упражнение 13.

Вставьте пропущенные буквы.

Проверьте себя по орфографи­ческому словарю.

1. к...нонерка

2. с…краментальный

3. п...нихида

4. н...тюрморт

5. пр...з...дент

6. регламент

7. р...туал

8. д...з...нтерия

9. инсп...рировать

10. к...рамика

11. к...лчан


12. фр...нтон

13. фл...бустьср

14. труб...дур

15. с...нт...ментальность

16. с...нет

17. пант...он

18. мет...морфоза

19. мадр...гал

20. орд...натура

21. инж...нер

22. ген...рация


23. д...р...ктива

24. ид...оматический

25. к...ламбур

26. к...алиция

27. м...крсль

28. обв...рожить

29. опт..м..стический

30. плаг...ат

31. пр...зид...ум

32. рад...атор

33. сер...нада




Упражнение 14.

Перепишите, вставляя и подчеркивая пропущенные буквы. Проверьте орфограммы по словарю.

Деревянная кр...вать, большая к...рзина, железная л...пата, новая ск...мья, чайная п…суда, хрустальная сах...рница, глубокая т...релка, чистый ст...кан, ф...рфоровое блюдо, острый т...пор, точный т...рмометр, свежая к...пуста, жареный к...ртофель, молодая м...рковь, соленые ...гурцы, зеленый г...рошек, вкусные п...мидоры, сладкая м...лина, антоновские ябл...ки, черная см...родина, белая б...рёза, опытный агр...ном.


II уровень

Безударные гласные в корне слова, НЕ проверяемые ударением



Упражнение 3.

Укажите неправильное написание слов.


1. пластелин

2. каноплянка

3. вентилятор

4. камфара

5. свидетельство

6. пириферия

7. одолеть

8. привелегия

9. аблегация

10.инцендент


11. свирепый

12. интиллегенция

13.степендия

14. шероховатый

15. памятник

16. экзаменатор

17. мстрополетен

18. гигимония

19.снигирь

20. акробат

21.иждевение

22. адаптация

23.акварель

24.агригат

25.авангард

26.бегимот

27. бизнесмен

28.бикас

29.бирет

30.богема



Упражнение 4.

Укажите неправильное написание слов.


1. обояние

2. оказия

3. экспонат

4. димагог

5. криветки

6. лигион

7. мегера

8. меценат

9. писсимизм

10. синтиментализм


11. пискарь

12. режиссер

13. девидент

14. дирижабль

15. девертисмент

16. дерижер

17. делема

18. батальон

19. иждсвенец

20. баррикада


21. бардюр

22. индеферентный

23. баталист

24. бостон

25. вельвет

26. контегент

27. лабиринт

28. нигелист

29. оптемизм

30. филегранный




III уровень


Сочетание букв ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ - ЩУ



1

Шипящие звуки ж, ш, ч,щ русском языке имеют некоторые особенности: ж, ш звучат всегда только твердо, а ч, щ - только мягко. Однако эти особенности произношения шипящих звуков на письме не передаются. Мы пишем жизнь (хотя произносим ж[ы]знь), широкий (хотя слышим ш[ы]рокий), то есть сочетания жи-, ши- не передают твердого произношения соответствующих согласных (сравните: Мила-мыло, бить - быть, где буква и указываете на мягкость согласных м, б, а буква ы - на их твердость).


Русское правописание подчиняется закону:

сочетания жи-, ши- пиши с и.


После шипящих (ж, ч, ш, щ)

пишутся а, у,


например: час, чужой, роща, щука.


Исключения: брошюра, жюри, парашют



I уровень


Сочетание букв ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ - ЩУ





Упражнение 3.



Вставь в предложения подходящие по смыслу сло­ва. Выдели орфограммы

ЖИ - ШИ, ча-ща, чу-щу


Весной...................звонкие птичьи песни.

......упал и.......на лбу большую.........

К нам........прилетели веселые............

Там.........., там.........бродит, русалка на ветвях сидит.


Слова для справок: на дачу, чудеса, мальчуган, в чаще, шишку, леший, звучат, нащупал, стрижи.








I уровень


Сочетание букв ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ - ЩУ



2


В сочетаниях жи - ши только и всегда пиши.

В сочетаниях ча - ща пишем только букву а.

В сочетаниях чу - щу пишут только букву у.



Упражнение 2.

I. От глаголов можно образовать слова, которые, как и прилагательные, отвечают на вопросы: какой? какая? какое? Вот так: отвечать - отвечающий, стесняться - стесня­ющаяся, кричать - кричащее. Образуйте такие слова от глаголов и подчеркните в них сочетания ча, ща и чу, щу.

1) стучать - ...; 2) ночевать - ...; 3) кочевать - ...; 4) плакать - ...; 5) об­учать - ...; 6) ощупывать - ....

II. Замените выделенные словосочетания одним словом. Вот так: молодежь, которая учится - учащаяся молодежь.

1) Речка, которая журчит. 2) Корова, которая мычит. 3) Ветка, которая торчит. 4) Бабушка, которая ворчит.

Придумайте сами побольше слов с сочетаниями ча, ща и чу, щу.


II уровень


Сочетание букв ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ - ЩУ




Продолжите упражнение 1.


игра «Кто быстрее» заполнит лесенки слов




ч

а







ч

а







ч

а







ч

а







ч

а







ч

а








ч

у







ч

у







ч

у







ч

у







ч

у







ч

у















III уровень


Буквы О — Ё после шипящих в корнях слов


4

После шипящих под ударением в корне пишется е (ё), хотя произносится [о], если в родственных словах или в другой форме того же слова пишется еёлтый - желтеть, шёлк - шелка).

Поэтому пишем:

1) вечёрка, жёсткий, зачёт, печёнка, причёска, расчёска, учёба, чёрный, чёрт, чёрточка, чёрствый, дешёвый, решётка, шёпот, щёлка (от щель), щётка (от щетина);

2) крыжовник, мажор, обжора, шов, шок, шорох, чащоба.


Примечания:

1. Следует различать написание существительных ожог, поджог и глаголов ожёг, поджёг. (Люди, тушившие пожар, получили ожоги. Я ожёг себе руку).

2. В словах иноязычного происхождения возможно написание о после шипящих в безударном слоге: жокей, жонглёр, шокировать, шоколад, шоссе, шотландский, шофёр.


I уровень

Буквы О — Ё после шипящих в корнях слов


№ 18

Образцы рассуждения.


1. Шёпот. Корень слова шёпот-, значит, орфограмма находится в корне. Подбираем проверочное слово шепчет, в котором в удар­ном положении пишется е. Значит, под ударе­нием в корне пишем букву ё.

2. Капюшон. Корень слова капюшон-, значит, орфограмма находится в корне. Мы не можем подобрать такого проверочно­го слова, в котором бы писалась буква е, значит, в корне под ударением пишем бук­ву о.

Упражнение 2.

Рассмотрите пары слов.

1. Объясните, почему после шипящих пишет­ся буква ё.

шепот — шепчет

решётка — решетчатый

жёлтый — желтеть

печёнка — печень

жёрдочка — жердь

пчёлы — пчельник


жёлудь — желудей

сажёнки — сажень

шёл — шедший

чёрт — черти

шёлк — шелка

чёлн — челнок



2. Объясните, почему после шипящих пишется буква о.

Крыжовник, капюшон, шов, шорох, мажор, трущоба.

Объясните, что означают выделенные слова.

Составьте с каждым из них словосочетание.



I уровень


Буквы О — Ё после шипящих в корнях слов


Упражнение 16.

Вставьте нужную гласную о или е. Объясните правописание.

1. В проходе вагона послышалось, как будто ш…л кто-то.

2. Зашли в кондитерскую, выпили по чашке ш...колада (М. Е. Салтыков-Щедрин).

3. В соседней комнате мигала свеча и ш...потом спорили за столом офицеры (К. Г. Паустовский).

4. Писарь, маленький, куцый человек с красным носиком и в ж...кейском картузе, входит в толпу (А. П. Чехов).

5. Наконец лодка с ш...рохом скользнула по песчаному дну (А. Н. Толстой).

6. Свинья ж...луди ест, а дуба не примечает (Пословица).

7. Жуткий страх мчал их через тьму и непролазную трущ...бу (В. Я. Шишков).

8. Издали Нью-Йорк кажется огромной челюстью, с неровными ч...рными зубами (А. М. Горький).

9. Всем было ясно, что хлеб подожжен и что подж...г-дело рук своих людей (М. А. Бубенков).

10. Он дышит в небо тучами дыма и сопит, как обж...ра, страдающий ожирением (А. М. Горький).

11. Мать прислала ей полную кош...лку продуктов (А. А. Фадеев).

12. Кухарка подала к столу полную тарелку крыж...внику (А. П. Чехов).

13. В Шепелеве испокон веков жили ш...рники (А. М. Пришвин).

14. Добрый ж...рнов все смелет (Пословица).

15. Она начинает переделывать мою прич...ску и заста ляет подойти к зеркалу (Я. Г. Чернышевский).

16. Она едва ли слышала мой восхищенный ш...пот (Ф. В. Гладков).

17. Англичане всюду умеют внести свою ч...порность (Я. В. Гоголь).

18. У вузовцев была горячая пора: они сдавали зач…т (Я. Г Оренбург).

19. Сережа яростно шаркал суконкой и щ...лкал затворо? (А. А. Фадеев).



II уровень

Буквы О — Ё после шипящих в корнях слов



Упражнение 3.


Укажите неправильное написание слов.


Укажите неправильные написания слов.

1. короткие шёрты

2. ровная черточка

3. тяжелая кошолка

4. ровный шов

5. сильный ожёг руки

6. жолтый крыжовник

7. дешовый товар

8. чепорный вельможа

9. сел за решотку

10. сильно ожог руку

11. пощочина

12. шоколад

13. пижен

14. жолчный

15. шофер

16. мажорный

17. прожорливый

18. розовощокий

19. капюшон

20. шоковый

21. многожонство

22. шерстка

23. щолочь

24. жолудь

25. молодожены

26. дешевка

27. полушопот

28. жокей

29. вечорка

30. электросчетчик




III уровень


Чередование гласных в корнях слов





Орфограмма «Чередование И//Е в корнях слов».

Порядок рассуждения.

1. Убедиться в том, что в этом корне дейст­вительно происходит чередование гласных.

2. Определить, от чего зависит чередование гласных в данном корне.

3. Если чередование зависит от наличия или отсутствия суффикса -а-, определить, есть он в составе слова или нет.

4. Объяснить написание.







Образцы рассуждения.

1. Собирать. В корне -бер-//-бир- чередо­вание гласных зависит от суффикса -а-. В дан­ном слове суффикс -а- есть, следовательно, в корне пишем букву и.

2. Блестит. В корне -блест-/ /-блист- че­редование гласных зависит от суффикса -а-. В данном слове этого суффикса нет, значит, в корне пишем букву е.







I уровень










































Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением


4


Правильное написание проверяемых безударных гласных необходимо для разграничения слов, которые в устной речи совпадают по звучанию


посветить (фонарем) –

посвятить (жизнь науке);


примерять (платье) –

примирять (рассорившихся друзей);


развевается (флаг) –

развивается (промышленность);


распевать (песни) - распивать (чай);


седеть (становиться седым) –

сидеть (на диване);


умалять (уменьшать значение чего-либо) –

умолять (упрашивать).



I уровень


Самотренинг

Упражнение 18.

Вставьте букву, подберите проверочное слово и допишите ещё 1-2 однокоренных слова, выделите корни.


Проверочное слово

Ответ

Задание

кончик

лить

дать

стрелы

ширь

сладкий

тряска

весть

встреча

сердце

пар

богатый

прилип

проник

дар

плата

дать

знать

безвинный

О

И

А

Е

И

А

Я

Е

Е

Е

А

А

И

И

А

А

А

А

И

неск...нчаемый,_____

зал...вной,_________

препод.. .ватель, ____

застр..ливший,_____

ш...рина,__________

сл...дкоежка,_______

тр...сущийся, _______

изв...стить,________

встр...чать,_________

с…рдечный,_______

п...ровоз,___________

бог...теть,__________

прил...пать,_________

прон...кать,_________

од...ренный,________

отпл…тивший,______

перед...вать,________

узн...вание, ________

изв...нение,_________



I уровень


Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением


Упражнение 9.

Исправьте допущенные ошибки. Выпишите все слова с орфо­граммой «Проверяемый безударный гласный в корне». Выделите корень, подберите проверочное слово.

1

В воздухе потеплело. Потемнел снег, побежали по дорож­кам шумные гаворливые ручейки. Все чаще мелькает солн­це в разрывах туч, клачок синевы вдруг проглинул. Сдает зима.

2

В лесу стоит дерево, и лесточки его дражат и колеблются при малейшем двежении ветерка. С этой особенностью осины знакомы все. А что мы еще знаем об этом дереве?

3

Конец сентября. Сады пустеют, погода круто миняется. Ветер треплет деревья, и дожди, не прекрощаясь, полива­ют их с утра до вечера. Иногда между тучами пробива­ется трепещущий залотистый свет низкого солнца.

4

Воздух делается чист и ясен, а солнечный свет ослипительно сверкает между листвой, волнующейся от ветра. Холодно и ярко сеяет над тежелыми свинцовыми тучами жидкое голубое небо.

III уровень

Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением


21.

Для проверки безударного гласного в корне

надо подобрать такое однокоренное слово

или так изменить проверяемое слово,

чтобы этот звук ока­зался под ударением:


удивительный — дúвный;

тяжёлый — тяжесть.



Упражнение 21.


Подберите однокоренные слова. Обозначьте корень.

Единый,_________________________________

Свет,__________________________________

Князь,___________________________________

Мягкий, _________________________________

Вялый, __________________________________

Взгляд, __________________________________

Наряд, ___________________________________



II уровень


Безударные гласные в корне слова, НЕ проверяемые ударением

2.

Корневые гласные, которые нельзя проверить ударением, называются непроверяемыми. Они относятся к словарным словам.

Орфография их проверяется по словарю.

Правописание наиболее употребительных слов следует за­помнить, при этом достаточно усвоить написание одного слова, чтобы правильно писать корни в родственных словах. Иногда запоминанию слов помогает значение его этимологии (происхождение).

Среди сло­варных слов много заимствованных из иностранных языков, поэтому для определения их значения и написания следует справляться в «Сло­варе иностранных слов».

Обратите внимание на следующие словари:

1. «Орфографический словарь русского языка» Института рус­ского языка Академии наук СССР.

2. «Орфографический словарь» Д. Н. Ушакова.



I уровень

Безударные гласные в корне слова, НЕ проверяемые ударением

Самотренинг

Упражнение 7.

Вставь пропущенные буквы.

Ответ

Задание

А

к...нарейка

А

б...гряный

О

б...рдовый

И

л..ловый

А

л...зурный

И

ф...олетовый

И

б...рюзовый

А

к... бачок

А, А

б...кл...жаны

О

к...чан

О

к...черыжка

А

к...ртофель

А

ф...соль

Я

земл...ника

А, И

...бр...кос

Е

ч...решня

И

пр...рода

Е

стр...миться

Е

тр...вожно

0

удовольствие

0

т...ропливо

Е

заш...велились

0

б...рмотать

А

возр...жать

Е

уб...ждённо

Е

пр...дмет

I уровень

Безударные гласные в корне слова, НЕ проверяемые ударением




Упражнение 1.


Из букв, входящих в слово винегрет, составьте существитель­ные. Обозначьте морфемы.




III уровень

Безударные гласные в корне слова, НЕ проверяемые ударением

Упражнение 2.

Подберите к данным словам однокоренные. Обозначьте ко­рень.

Гармония___________________________________

Дирижёр____________________________________

Кавалерия __________________________________

Коварный ___________________________________

Контраст ___________________________________

Ориентир __________________________________

Панорама___________________________________

Привилегия__________________________________

Сентиментальный ____________________________

Фармацевт__________________________________

Хрестоматия_________________________________



Упражнение 15.

Вставьте пропущенные буквы, проверяя написание слов по словарю. В тех случаях, когда написание пропущенной безударной гласной можно проверить родственным словом, запишите его.

Образец: абажур;

агитационный - агитка, агитатор.

1. Аб...р...ген, абс...лютый, ав...нгард, ав...нпрра, ави...ционный, агр...гат, агр…ссивный, …д…птация, адв...кат, акад…мический, акв...рель, аккомпан...мент, акк...рдеон, акр...бат, алл...г...рический, альп...нист, альт...рн...тива, апл...дировать, б...дон, б...зн...смен, в...нт...лятор, в...стибюль, д...зертир, д...стилляция, иде...логия,. к...нфорка, к...рнишон, камф...ра, комп...стировать, об...яние, п...л...садник, эл...ксир, электр...фицировать, эксплу…тация, эст.. .када.

2. Б...чёвка, бр...дяга, к..лач, к...чан, ижд...вение, нав...ждение, п...скарь, сн...гирь, щ...вель.


II уровень


Сочетание букв ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ - ЩУ



3



Сочетания букв

ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ

на письме воспроизводится в одном и том же виде

в любой части слова.


НЕ ОШИБИТЕСЬ!

Существуют слова – исключения.

Выучите их и запомните:


брошюра, жюри, парашют










I уровень

Сочетание букв ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ - ЩУ



Упражнение 1.



1. Списывая, подчёркивайте названные выше сочетания букв; на месте точек вставляйте подходящие по смыслу слова.

Дремучая чаща, чуткий товарищ, ночная ..., живительный род­ник, живописная местность, жизнерадостный ..., жирная щука, чарующие звуки, ... ширь, ... жираф, щадить ..., чувствовать ..., щуплый парнишка, чайный ..., ... частушка, чахлое ..., щупальца осьминога, шикарный наряд, ... шинель, ... житель, чумазый ..., ... чудовище, очаровательная ..., щавелевый ..., ... щавель, ... чу­до, чудесный ....


2. Посмотрите по толковому словарю значение слов чуткий, живитель­ный, чарующий, щуплый, шикарный, чудесный. Спишите толкование этих слов.






I уровень


Сочетание букв ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ - ЩУ



Упражнение 1.

А сейчас проведем игру «Кто быстрее» заполнит лесенки слов


ж

и







ж

и







ж

и







ж

и







ж

и









ш

и







ш

и







ш

и







ш

и







ш

и









щ

у







щ

у







щ

у








Переверните


III уровень


Сочетание букв ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ - ЩУ


6

Сочетания букв

ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ

на письме воспроизводится в одном и том же виде

в любой части слова

Исключения: брошюра, жюри, парашют


Упражнение 6.

Вставьте пропущенные буквы. Выпишите снача­ла слова с и после шипящих, затем с у, затем с а- Слова выпишите в три колонки. (Текст дан ниже таблицы).

слова с и

слова с у

слова с а




Ш..повник, ч...деса, нач...льный, овч...рка, ж...рный, щ...вель, ж...вотное, в нашу рощ..., ш...рокий, ч...жой, щ...пальце, стуч...ть, пищ...ть, сш...ть, ч...вствовать, прыгать с па­раш...том, строгое ж...ри.


Составьте предложения со словосочетаниями. Свеж...й ветерок, в ч...щу леса, щебеч...т чиж.. .



II уровень


Буквы О — Ё после шипящих в корнях слов


2

Буква Ё пишется,

если можно подобрать

однокоренное слово

с безударным гласным Е:


чёрный чернеть

жёлтый – желтеть


В корнях слов после шипящих

под ударением пишется

бук­ва О,

если нельзя подобрать однокоренное слово с безударным гласным:


шов шовчик

крыжовник крыжовничек


Слов, в корнях которых пишется буква о после шипящих под ударением, немного. Вот наиболее употребительные:


шов

шок

капюшон

чокнутый

изжога

шоу

шорох

трущоба

чащоба

крюшон

корнишон

джонка

обжора

прожорливый

крыжовник

шомпол

шорты

пижон

чопорный

чокаться

шорник

мажорный

Джон

боржоми



Буква о пишется также в безударном положении в некотоых словах иностранного происхождения:


шоссе, шофёр, шоколад, жокей, жонглёр,

шокировать, шотландец, ранчо

I уровень

Буквы О — Ё после шипящих в корнях слов


Самотренинг

Упражнение 4.


Вставьте буквы. Объясните написание.

.

Объяснение

Ответ

Задание

Запомнить!

О

ж...нглирует мячиками

желудёвый

Ё

крупные ж...луди

Запомнить!

О

ш...коладный торт

желтеть

Ё

ж...лтые одуванчики

Запомнить!

О

неопытный ш...фёр

Запомнить!

О

забрались в трущ...бы

жердь

Ё

сидит на ж...рдочке

Запомнить!

О

взмахнул ш...мполом

жестокий

Ё

ж...сткие интонации в голосе

Запомнить!

О

ч...порный

Запомниъ!

О

ш...тландец

пчела

Ё

пч...лы вылетели из улья

Запомнить!

О

ш...рник (мастер по изготовлению кожаной упряжи для лошадей)

шедший

Ё

приш...л вовремя

шепчет

Ё

сдавленный полуш... пот

Запомнить!

О

ж...нглировать словами

Запомнить!

О

хозяин ранч...

черта

Ё

незаметная ч...рточка

бечева

Ё

крепкая беч...вка

чернеть

Ё

ч...рный квадрат

пшено

Ё

пш...нная каша



I уровень


Буквы О — Ё после шипящих в корнях слов


Упражнение 1.

Дополните запись словами с буквами о, ё после шипящих.

1) Трущоба, ....

2) Жёлтый (желтеть), ....

3) Шоколад, ....


Упражнение 2.

Укажите неправильные написания слов.



1. щелканье

2. Шотландия

3. четкость

4. чотность

5. черный

6. решотка

7. учеба

8. шолковый

9. обжора

10. шорох

11. чокаться


12. трещотка

13. шопот

14. расческа

15. щеголь

16. кошолка

17. пшонный

18. щелка

19.чепорный

20.бечовка

21. черточка



III уровень


Буквы О — Ё после шипящих в корнях слов

10

Порядок рассуждения.


1. Показать, что орфограмма находится в корне.

2. Убедиться в том, что написание слова не является исключением из правил.

3. Подобрать проверочное слово, то есть слово, в котором однозначно пишется буква е (под ударением или в безударной позиции).


Если такое слово подобрано, в корне под ударением пишем букву ё.

Если нет, в корне под ударением пишем о.


Упражнение 10.

Впишите пропущенные буквы. В скобках приведите проверочные слова.

1. Долго, долго у реш..тки (________) мы стоим, разинув глотки. 2. Был на щ..тку (________) он похож, это был, конечно, ёж. 3. Ш..л (__________) он, ш..л, взош..л на горку и внизу увидел норку. 4. Дремота забегала в калитки и ворота, заглядывала в окна и щ..лочки (________) дверей. 5. Вот слон, индийский гастролёр, канатохо­дец и ж..нглёр. 6. К сундуку бежит толстяк, от жары он весь размяк, щ..ки (_________) как подушки, шляпа на макушке. 7. Едут девочки в санях, лаковых, узорных, а мальчишки — на конях, серых или ч..рных (_______).

(Из произведений С. Маршака)


II уровень

Чередование гласных в корнях слов





















































































































Ознакомьтесь с порядком орфографического разбора безударных гласных корня:

— обнаружив слово с безударным гласным, определите, в какой ча­сти слова этот безударный находится;

— если безударный гласный находится в корне, установите, какой это безударный гласный: чередующийся, проверяемый или непроверяе­мый, и в зависимости от этого применяйте соответствующее правило или справляйтесь в словаре.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разделительные твёрдый и мягкий знаки.

Автор: Горшкова Татьяна Константиновна

Дата: 11.12.2018

Номер свидетельства: 490115

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Открытый урок по русскому языку по теме "Разделительный твёрдый знак" в 3 классе "
    ["seo_title"] => string(85) "otkrytyi-urok-po-russkomu-iazyku-po-tiemie-razdielitiel-nyi-tviordyi-znak-v-3-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "122100"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414152463"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Тест для обучающихся 5 классов по теме "Разделительные твёрдый и мягкий  знаки""
    ["seo_title"] => string(93) "tiest-dlia-obuchaiushchikhsia-5-klassov-po-tiemie-razdielitiel-nyie-tviordyi-i-miaghkii-znaki"
    ["file_id"] => string(6) "248416"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1446723826"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Конспект урока "Разделительные твёрдый и мягкий знаки""
    ["seo_title"] => string(53) "konspekt_uroka_razdelitelnye_tviordyi_i_miagkii_znaki"
    ["file_id"] => string(6) "595817"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1640178245"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Презентация урока "Разделительные твёрдый и мягкий знаки""
    ["seo_title"] => string(58) "prezentatsiia_uroka_razdelitelnye_tviordyi_i_miagkii_znaki"
    ["file_id"] => string(6) "595819"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1640178532"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Конспект урока на тему "Написание разделительных ъ и ь знаков. Закрепление." "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-na-tiemu-napisaniie-razdielitiel-nykh-i-znakov-zakrieplieniie"
    ["file_id"] => string(6) "105102"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402818711"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства