УРОК: русский язык | ШГ № 31 |
Дата: 13.11 | Имя учителя: Советканова Ж.М. |
УРОК: русский язык | Количество присутствующих: | Количество отсутствующих: |
Цели обучения, которым посвящен урок: | 2.3.8.2 определять значимые части слова, выделять корень в слове и подбирать однокоренные слова 2.1.4.1 участвовать в диалоге, высказывая свое мнение и выслушивая мнения других |
Развитие навыков: | 1.4 Участие в диалоге, соблюдая речевые нормы в зависимости от ситуации общения 3.8 Соблюдение грамматических норм |
Предполагаемый результат: | Все учащиеся смогут: Повторить о родственных (однокоренных) словах. Узнать о чередовании согласных в корнях однокоренных слов. Большинство учащихся смогут: Находить однокоренные слова. Выделять корень в однокоренных словах. Прочитать о порядке разбора однокоренных слов. Подобрать однокоренные слова к данным. Некоторые учащиеся смогут: Составить синквейн об учителе, используя опорные слова. |
Языковая цель | Основные термины и словосочетания: Состав слова, части слова, корень, однокоренные слова, родственные слова, пословица, синквейн Используемый язык для диалога/письма на уроке: Вопрос для обсуждения: Как составить синквейн? Полиязычие Учитель мұғалім teacher |
Материал прошедших уроков | Звуки и буквы, гласные и согласные звуки, печатные и рукописные буквы, алфавитные названия букв, слог, язык - средство человеческого общения, высказывание, текст, языковые и неязыковые средства общения, устная и письменная речь, предложение, прописная буква в начале предложения и в именах собственных, сила голоса и темп речи, алфавитный порядок слов, перенос слов, ударные и безударные гласные, мягкий знак на конце и в середине слов, твердые и мягкие согласные, правописание жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, нщ, рщ, шн, звонкие и глухие согласные, звук [й], разделительный Ь, состав слова, окончание, корень, родственные слова. |
План |
Временное планирование | Планируемые мероприятия | Ресурсы |
1-2 мин | Создание положительного эмоционального настроя Орг. момент Ребята, давайте поприветствуем гостей, которые пришли к нам на урок, пожелаем всем хорошего настроения и удачи. Мотивация. Речевая разминка. Посмотрите на доску, постарайтесь собрать из слов предложение: нас, всё, у, сегодня, получится! Произнесём это предложение хором, «разбудим» наши голоса. - У нас сегодня всё получится! Молодцы, ребята, замечательно. Итак, начнём урок. | Интерактивная доска |
3-4 мин | Актуализация жизненного опыта. Целеполагание. Цель: ввод ситуации для открытия и постановки целей урока. Вниманию учащихся предлагается запись на доске: Белка, беленький, белить, Водяной, вода, водить, Лист, лиса, лисенок, Лось, лоскут, лосёнок, Горный, горка, городок, Пес, песочный и песок. -Назовите родственные слова в каждой строчке? -Как иначе мы можем их назвать? (однокоренные слова) Учащиеся с помощью учителя формулируют тему урока. - Назовите тему урока?( Однокоренные слова) Постановка задач: - Какие слова называются однокоренными? - Сформулируйте цели, которые мы должны достичь на уроке - Повторим….. (что такое однокоренные слова) - Научимся……(подбирать однокоренные слова к данным). Просмотр видеофрагмента | Интерактивная доска видеоролик |
5-10 мин | Работа над темой урока. Цель: усвоение содержания темы. - Запишите дату ( комментирует Дидар Фатема) 13 ноября. Классная работа. Работа над пословицей. - Прочитайте пословицу, объясните смысл. . ьтсодар- юлетичу, ачаду - укинечУ Ученику – удача, учителю – радость. Ведь как гласит народная мудрость – с малой удачи начинается большой успех. Ну, а чтобы урок был результативным, давайте позитивно настроимся на него. Минутка чистописания. -А теперь запишите данную пословицу с соблюдением высоты, ширины и наклона прописных и строчных букв, их соединений | Работа в тетради |
5 мин | Работа по теме урока Цель: выполнение практических заданий. На доске слово ВОСПИТАТЕЛЬ – УЧИТЕЛЬ - Как вы думаете эти слова близкие по значению?(да) - Можно ли их назвать родственными?( нет, нет одинакового корня) - Имеют ли эти одинаковое лексическое значение? -Подберите однокоренные слова к слову "воспитатель" (воспитывать, питать, питание) -Вы правы, вначале воспитателем называли того, кто учил добывать себе питание. Гораздо позже слово "воспитывать" стало обозначать учить манерам, поведению, наставлять. 1) Сообщение учащегося Побережного Артема В глубокой древности учителей называли воспитателями. В Древней Греции и Египте, например, главными учителями считались жрецы. В Древнем Риме учителя литературы и языка называли "грамматик", а учителя математики – "калькулятор". В древней Японии учителя называли "сэнсей". А учителя в Древней Руси называли "мастер". И только позже появилось слово учитель. Полизычие. УЧИТЕЛЬ мұғалім teacher 1) Составление алгоритма. Учитель организует работу учащихся по составлению алгоритма подбора однокоренных слов. - Так какими же двумя признаками должны обладать однокоренные слова? 1. Иметь общую часть (корень) 2. Иметь общее лексическое значение. (П) Работа в парах Подберите однокоренные слова : 1 ряд 2 ряд 3 ряд рыба море вода | учебник |
1 мин | Физминутка Я буду называть пары слов, если они однокоренные вы поднимаете руки вверх. Если нет приседаете. День-пень, стена-стенка, берег-прибрежный, гусь – гусеница, мел-мелкий, вода-водяной, седой- сидеть, лось-лоскут. Молодцы! Продолжим урок! | |
5-7 мин | (И) Самостоятельная работа Детям предлагаются карточки трёх цветов, разного уровня сложности. Карточка синего цвета. Выдели корень в словах. Сад – садовый Лес – лесной Зима – зимний Карточка оранжевого цвета. Вставь пропущенные буквы и выдели корень. Помни: корень в однокоренных словах пишется одинаково. Сад – с…довый Лес – л…сной З…ма – зимний Карточка красного цвета. Подбери и запиши однокоренные слова.Выдели корень. Сад-___________________________ Лес -______________________________ Зима-___________________________ | Индивидуальные карточки |
3 мин | Работа над темой урока. Цель: усвоение содержания темы. (К, И) Учащиеся исследуют слова, выделяют корень; делают вывод, что в корне однокоренных слов одни согласные звуки могут заменяться другими. (К, И) Рубрика «Хочу знать больше». Учащиеся читают содержание рубрики и узнают, что в корне однокоренных слов одни согласные звуки могут заменяться другими. Такое замещение называется чередованием согласных. - Как называется замещение согласных в корне слова? (чередование согласных) | Учебник стр 15, упр 6 |
5 мин | Работа по развитию речи. (Г) Творческое задание. Учитель предлагает ученикам составить синквейн об учителе с помощью опорных слов. Цель: развитие связной речи. Работа по учебнику. - Я предлагаю поработать в группах. Откройте учебник на стр 16 упр 9. Прочитайте задание. Проверка. Заслушивание синквейнов. | ИКТ Учебник |
| Итог урока. - Какие слова называются однокоренными? (правило) | |
1 мин | Домашнее задание. Откройте дневники, запишите домашнее задание. Используя полученные на уроке знания, выполнить задания на стр 6 в рабочей тетради. Повторить правила. | Дневники |
2 мин | Рефлексия Ф.И. _______________________________________________ Я повторил правила о родственных словах и узнал о чередовании согласных в корнях однокоренных слов. Я могу находить родственные слова, используя алгоритм Я могу выделять корень в однокоренных словах Я могу подобрать однокоренные слова к данным. | карточка |
| Вы сегодня хорошо поработали и порадовали меня! Урок окончен! | |