kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Раз, два, три - считалку сочини

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Урок развития речи во 2 классе

Тема: Раз, два, три, четыре, пять, идем считалки сочинять

Цель урока: построение знаний о художественных особенностях жанра считалки.

 Краткое описание хода урока
Урок разработан с применением активных методов обучения и направлен на повышение мотивации обучающихся, стимулирования их познавательной активности и творчества. 
На первом этапе урока – инициации - используется прием эмоционального настроя на коллективную творческую деятельность путем демонстрации отрывка из м/ф «По дороге с облаками»
На втором этапе – вхождение или погружение в тему – формулируется тема предстоящего обсуждения.
На третьем этапе – формирования ожиданий учеников – используется метод «Дерево желаний».

Четвертый этап – проработка содержания темы. На этом этапе дети выясняют художественные особенности считалки.

Конечный продукт – сочинение учащимися считалок:

1- сочинение по заданным рифмам.

2 -по заданной строчке (с элементом звукоподражания)

3- по первой и последней строке.

Представление коллективных продуктов. 
На итоговом этапе урока учитель анализирует и озвучивает полученные данные и делает выводы по результатам рефлексии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Раз, два, три - считалку сочини»

Тема: Раз, два, три - считалку сочини!

 Урок развития речи во 2 классе

Цель урока: построение знаний о художественных особенностях жанра считалки. 
Задачи: 
Образовательные: способствовать развитию эмоциональной и творческой свободы в процессе построения новых знаний о жанре считалка.
Развивающие: 
– развить креативность проблемного мышления для решения познавательных заданий; развивать способности учащихся выдвигать гипотезы, планировать свою деятельность, выражать грамотно свои мысли вслух, научить создавать звукообраз считалки.
– создать оптимальные условия для развития у учащихся умений работы в группах постоянного состава, для развития и раскрытия творческого потенциала ребенка, создания благоприятных условий реализации его природных способностей проявлять инициативу и самостоятельность.
Воспитательные: способствовать воспитанию у школьников культуры исследовательского труда, воспитанию навыков коммуникативного общения. 

Краткое описание хода урока

Урок разработан с применением активных методов обучения и направлен на повышение мотивации обучающихся, стимулирования их познавательной активности и творчества. 
На первом этапе урока – инициации - используется прием эмоционального настроя на коллективную творческую деятельность путем демонстрации отрывка из м/ф «По дороге с облаками»
На втором этапе – вхождение или погружение в тему – формулируется тема предстоящего обсуждения.
На третьем этапе – формирования ожиданий учеников – используется метод «Дерево желаний».

Четвертый этап – проработка содержания темы. На этом этапе дети выясняют художественные особенности считалки.

Конечный продукт – сочинение учащимися считалок:

1- сочинение по заданным рифмам.

2 -по заданной строчке (с элементом звукоподражания)

3- по первой и последней строке.

Представление коллективных продуктов. 

На итоговом этапе урока учитель анализирует и озвучивает полученные данные и делает выводы по результатам рефлексии.

Урок стимулирует познавательный интерес и поисково –исследовательскую деятельность учащихся, формирует личностные качества: совместная работа в группах. Развивает коммуникативные качества, творчество, межличностное взаимодействие и сотрудничество, умение ставить и решать проблемы, умение работать с информацией. 
Урок является компонентом системы реализации компетентностной модели учащегося и направлен на формирования таких ключевых компетентностей как: 
- коммуникативная компетентность (коммуникативно-диалоговая деятельность); в процессе урока совершенствуются навыки обмена информацией, толерантности при создании совместного продукта деятельности; 
- учебно-познавательная компетентность ( формируются навыки самостоятельной познавательной деятельности); умение рефлексировать, сопоставляя отдельные этапы урока. 
- социальная компетентность – способность к нравственному самоопределению (социализация учащихся осуществлена через актуализацию индивидуальной активности, групповой, через создание ситуации успеха в процессе сотрудничества (выступление учащихся, представление своей позиции). 

Подробный конспект урока

Инициация

Учитель предлагает детям карточки – билеты разных цветов, по которым учащиеся распределяются на 5 групп по 5-7 человек. Динамично начать урок, обеспечить хорошую эмоциональную атмосферу в классе, позволяет клип из мультфильма «По дороге с облаками» слайд№1

Вступление, целеполагание

Учитель: Раз, два, три — за парту сядь и замри! На предыдущем уроке мы говорили об особенностях стихотворений. Назовите их.

Раз, два, три, четыре, пять — начинаем вспоминать.

Дети: Стихи ритмичны, имеют рифму, стихи отличаются краткостью и точностью.

(Учитель записывает ответы на доске: «Ритм, рифма, краткость, точность».)

Учитель: Раз, два, три, четыре, пять — иду стихи я выбирать. (Учитель раздаёт стихи группам детей)

Учитель: Стихи эмоциональнее, ярче, красочнее. Прочитайте стихотворение с разным настроением: слайд№2

Завтра с неба прилетит

Синий-синий-синий кит,

Если веришь, стой и жди

А не веришь - выходи!

  • Группа№1: Заунывно, вяло.

  • Группа№2: По-злому, сурово.

  • Группа №3: Весело, озорно, чётко.

  • Группа№4: Тихо, словно, не мешая спать.

  • Группа№5: Торопливо, спешно, скороговоркой.

(Дети в группах готовят эмоциональное чтение стихотворения, затем один представитель группы выходит к доске)

Учитель: Раз, два, три, четыре , пять — дружно начали читать!

Порядок выступления детей учитель определяет считалкой:

Учитель: 1) -Катился горох по блюду, ты води, а я не буду.

2) -Раз, два, три, четыре, пять — читает группа №5

3) -Раз, два, три — читаешь ты!

4) -Эни, бени, рики, паки.

Турбаурбасинтибряки,

Может выйдет - может нет,

Может — полный Интернет!

5) -Рики-дики, дики-дон,

Кто последний - вышел вон!

Учитель: Какая интонация подошла к нашему стихотворению?

Дети: Веселая, озорная, громкая, размеренная (Учитель записывает эти слова на доске).

Учитель: Для чего нам нужны такие стихи? В каких ситуациях вы ими пользуетесь?

Дети: Это считалки. Они используются вначале игры, чтобы установить правила.

Учитель: Догадались, о чем мы будем говорить?

Дети: О считалках. ( Запись темы на доске) + слайд№3

Учитель: Верно, ведь чтобы играть дружно и весело лучше установить порядок и правила игры. Раз, два, три, четыре, пять — будем считалки сочинять.

Планирование эффектов урока: слай№4

Название метода: «Дерево ожиданий»

Происхождение метода: С. В. Корнилов, Л. Э. Корнилова «Методический ларец», Петрозаводск, «ПетроПресс», 2002, с. 12

Цель: самостоятельно сформулировать свои ожидания от образовательного мероприятия, узнать ожидания других участников.

Необходимые материалы: заготовленные заранее из цветной бумаги шаблоны яблок, фломастеры, плакат, скотч.

Предварительная подготовка: вырезать шаблоны яблок по количеству участников, приготовить необходимые материалы.

Технология проведения: Учитель заранее готовит большой плакат с условным «деревом». Участникам раздаются заранее приготовленные яблоки. На них дети пишут свои ожидания от образовательного мероприятия и по очереди помещают их на дерево. Ожиданий может быть несколько. По мере того, как пожелания будут исполняться, т. е. яблоки начнут «созревать», можно их снимать и «собирать» в корзинку.

Примечание: этот метод наглядно показывает самим участникам собственное продвижение вперед. 

Учитель: На доске — волшебное дерево — это дерево наших ожиданий от урока. Напишите на яблоке, что вы хотели бы узнать, чему научиться, что испытать на уроке, и мы повесим яблоко на дерево, узнав, чего ждет каждый.

Особенности считалки.

Учитель: Раз, два, три, четыре, пять — будем считалки сочинять.

Что общего у считалки и стихотворения?

Дети: Рифма. Ритм (доска)

Учитель: Найдите рифмы в считалках, но сначала найдите считалку в конверте, который находится у вашего места. Учитель заранее прикрепляет конверты со считалками к нижней крышке парты, чтобы в подвижной игре повысить эмоциональный тонус урока. Каждая группа находит свою считалку, дети подчеркивают в ней рифмы.

Примеры заданий:

Пчёлы в поле полетели.

Зажужжали, загудели,

Сели пчёлы на цветы,

Мы играем – водишь ты.

У Литейного моста
Я поймал в Неве кита,
Спрятал за окошко.
Съела его кошка,

Помогали два кота…
Вот и нет теперь кита!

Ты не веришь другу?
Выходи из круга!

Плыл у беpега пескаpик
Потеpял воздушныйшаpик.
Помоги его найти -
Сосчитай до десяти.

------------------------------------------------------------------------

Сидел король на лавочке,
Считал свои булавочки:
Раз - два - три,
Королевой будешь ты. Слайд№5

Учитель: Прочитайте свою считалку, ладошками прохлопывая ритм, назовите рифмы.

Учитель вызывает группы детей, определяет порядок выступления, считая их:

  • Голубь, гусь, галка — вот тебе считалка.

  • А, б, в, г, д, е, ж — едет баба на еже.

  • Раз, два, три, четыре, пять,

Нам друзей не сосчитать.

А без друга нынче туго,

Выходи скорей из круга.

  • Краюшка, горбушка, ломтик.

Учитель: Какой ритм считалки?

Дети: Четкий, прерывистый. (Слова записываются на доске, образуя опорную схему).

Учитель: Считалка — это часто маленький рассказ в стихах: слайд№6

Раз у нашего Степана

Караулил кот сметану.

А когда настал обед,

Кот сидит -

Сметаны нет.

Помогите-ка Степану-

Поищите с ним сметану.

Учитель: С какой ещё особенностью считалок мы познакомились?

Дети: Считалка – история в стихах. (Запись на доске)

Физкультминутка слайд№7

Учитель: Раз, два, три, четыре, пять – нам пора бы отдыхать. Встали, ребята.

Учитель читает считалки, выполняя гимнастические упражнения, бубном подчеркивает ритм.

  • Трынцы - брынцы, бубенцы,

Раззвонились удальцы.

Диги – диги – диги – дон

Выходи скорее вон!

  • Аты – баты,

Шли солдаты,

Аты – баты на базар.

Аты – баты,

Что купили?

Аты – баты, самовар.

  • Раз, два, три – сядь, замри!

Учитель: Что напоминают слова по своему звучанию в первой считалке?

Какие слова в первой считалке помогли услышать звон бубенцов.

Во второй?

Дети: Строевой шаг солдат

Это специальные, так называемые звукоподражательные слова.

  • Запись на доске: звукоподражание

Учитель: Зачем они употребляются в считалке?

Дети: Они делают её ещё более выразительной, как бы звучащей.

Учитель: Что мы узнали сегодня о считалке?

(Используя опорную схему, записанную на доске в ходе урока, дети обобщают особенность жанра считалки.)

Доска:

История в стихах

весёлая чёткая

озорная считалка прерывистая

громкая рифма

размеренная звукоподражание ритм

Сочинение считалок

Учитель: Посмотрите на картину Маковского «Игра в бабки». Слайд№8

Как вы думаете, что помогло деревенским мальчишкам так дружно играть?

Да, они приняли порядок игры, а помогла им считалка. Этот способ очень старый. Но вопрос – откуда они могли знать считалки? Слышали, .., сочиняли их. А мы попробуем сочинить считалки сами?!

Учитель: Раз, два, три, четыре, пять – идём считалки сочинять. Слайд№9

Даю рифму. Прочитайте: слайд№10

Раз, два, три, четыре!

...........на квартире,

.….................пили,

.….................били,

…..............платили.

...…............платить,

…..…...........водить.

Учитель: Каким может быть содержание этой считалки? Выберем главных героев – слайд№11 Подберите подходящие по смыслу слова так, чтобы получилась интересная считалка.(Обсуждение в группах, выступление)

Сравните с подлинником: слайд№12

Раз, два, три, четыре!

Жили мыши на квартире.

Чай пили,

Чашки били,

По три денежки платили.

Кто откажется платить,

Тот и будет водить.

Учитель: Для сочинения второй считалки нам дана вот такая первая строчка: Ухти-тухти-тухти-тух!

Учитель: Как называются такие слова?

Дети: Звукоподражательными

Учитель: Что может издавать такие звуки?

Дети: Самовар, чайник

Учитель: Подберите слово, связанное со словом САМОВАР по смыслу и рифмующееся со словом ТУХ слайд№13

Дети: Потух

Учитель: Третья строчка нам дана: Мы зажжём его опять. Давайте сочинять дальше. Что будем попивать? Какой? С чем?

Возможный вариант считалки: слайд№14

Ухти-тухти-тухти-тух!

Самовар совсем потух.

Мы зажжем его опять,

Будем чай попивать.

Крепкий, сладкий, ароматный,

Удивительно приятный,

С калачом, с крендельком.

И с румяным пирожком.

Учитель: Для сочинения третьей считалки нам даны первая строчка и некоторые слова в других строках: слайд№15

Раз, два, три, четыре, пять!

….........................................

…....................на лужок,

….............................................

Кто не хочет танцевать,

…..........................................

Учитель: О ком можно сочинить такую считалку? О чём в ней можно рассказать? Подбери рифмы к словам: пять, лужок, танцевать.

Возможный вариант считалки: слайд№16

Раз, два, три, четыре, пять!

Вышли кошки погулять,

Пошли на на лужок,

Собрались во кружок.

Кто не хочет танцевать,

Тот пойдёт нас всех искать!


Итоги урока, рефлексия

Учитель: С чем мы сегодня познакомились? Чем отличается считалка от других стихотворных произведений? Какие считалки вам особенно понравились? Нарисуйте на жёлтом кружке своё настроение и прикрепите свой смайлик к доске. Слайд№17

Домашнее задание: слайд№18

Сочините считалку по данному началу и концу:

Шли зайчата на базар

…....................................

…....................................

Говори поскорей.

Не задерживай людей.











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Раз, два, три - считалку сочини

Автор: Щедрина Лилия Владимировна

Дата: 09.12.2022

Номер свидетельства: 619679

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(45) ""Сказка нас добру научит""
    ["seo_title"] => string(24) "skazka-nas-dobru-nauchit"
    ["file_id"] => string(6) "318888"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1460692977"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Интеллектуальный марафон «Русское слово» 1 – 4 классы "
    ["seo_title"] => string(52) "intielliektual-nyi-marafon-russkoie-slovo-1-4-klassy"
    ["file_id"] => string(6) "158961"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1421835255"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(55) "Конcпект литературного чтения"
    ["seo_title"] => string(35) "koncpiekt-litieraturnogho-chtieniia"
    ["file_id"] => string(6) "260318"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448942648"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "Конспект урока литература"
    ["seo_title"] => string(27) "konspiekt-uroka-litieratura"
    ["file_id"] => string(6) "260319"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448943195"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "Конспект урока литература"
    ["seo_title"] => string(29) "konspiekt-uroka-litieratura-1"
    ["file_id"] => string(6) "260320"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448943202"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства