Тема: Раз, два, три, четыре, пять, идем считалки сочинять
Цель урока: построение знаний о художественных особенностях жанра считалки.
Краткое описание хода урока: Урок разработан с применением активных методов обучения и направлен на повышение мотивации обучающихся, стимулирования их познавательной активности и творчества. На первом этапе урока – инициации - используется прием эмоционального настроя на коллективную творческую деятельность путем демонстрации отрывка из м/ф «По дороге с облаками» На втором этапе – вхождение или погружение в тему – формулируется тема предстоящего обсуждения. На третьем этапе – формирования ожиданий учеников – используется метод «Дерево желаний».
Четвертый этап – проработка содержания темы. На этом этапе дети выясняют художественные особенности считалки.
Конечный продукт – сочинение учащимися считалок:
1- сочинение по заданным рифмам.
2 -по заданной строчке (с элементом звукоподражания)
3- по первой и последней строке.
Представление коллективных продуктов. На итоговом этапе урока учитель анализирует и озвучивает полученные данные и делает выводы по результатам рефлексии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Раз, два, три - считалку сочини»
Тема: Раз, два, три - считалку сочини!
Урок развития речи во 2 классе
Цель урока: построение знаний о художественных особенностях жанра считалки. Задачи: Образовательные: способствовать развитию эмоциональной и творческой свободы в процессе построения новых знаний о жанре считалка. Развивающие: – развить креативность проблемного мышления для решения познавательных заданий; развивать способности учащихся выдвигать гипотезы, планировать свою деятельность, выражать грамотно свои мысли вслух, научить создавать звукообраз считалки. – создать оптимальные условия для развития у учащихся умений работы в группах постоянного состава, для развития и раскрытия творческого потенциала ребенка, создания благоприятных условий реализации его природных способностей проявлять инициативу и самостоятельность. Воспитательные: способствовать воспитанию у школьников культуры исследовательского труда, воспитанию навыков коммуникативного общения. Краткое описание хода урока: Урок разработан с применением активных методов обучения и направлен на повышение мотивации обучающихся, стимулирования их познавательной активности и творчества. На первом этапе урока – инициации - используется прием эмоционального настроя на коллективную творческую деятельность путем демонстрации отрывка из м/ф «По дороге с облаками» На втором этапе – вхождение или погружение в тему – формулируется тема предстоящего обсуждения. На третьем этапе – формирования ожиданий учеников – используется метод «Дерево желаний».
Четвертый этап – проработка содержания темы. На этом этапе дети выясняют художественные особенности считалки.
Конечный продукт – сочинение учащимися считалок:
1- сочинение по заданным рифмам.
2 -по заданной строчке (с элементом звукоподражания)
3- по первой и последней строке.
Представление коллективных продуктов.
На итоговом этапе урока учитель анализирует и озвучивает полученные данные и делает выводы по результатам рефлексии.
Урок стимулирует познавательный интерес и поисково –исследовательскую деятельность учащихся, формирует личностные качества: совместная работа в группах. Развивает коммуникативные качества, творчество, межличностное взаимодействие и сотрудничество, умение ставить и решать проблемы, умение работать с информацией. Урок является компонентом системы реализации компетентностной модели учащегося и направлен на формирования таких ключевых компетентностей как: - коммуникативная компетентность (коммуникативно-диалоговая деятельность); в процессе урока совершенствуются навыки обмена информацией, толерантности при создании совместного продукта деятельности; - учебно-познавательная компетентность ( формируются навыки самостоятельной познавательной деятельности); умение рефлексировать, сопоставляя отдельные этапы урока. - социальная компетентность – способность к нравственному самоопределению (социализация учащихся осуществлена через актуализацию индивидуальной активности, групповой, через создание ситуации успеха в процессе сотрудничества (выступление учащихся, представление своей позиции).
Подробный конспект урока
Инициация
Учитель предлагает детям карточки – билеты разных цветов, по которым учащиеся распределяются на 5 групп по 5-7 человек. Динамично начать урок, обеспечить хорошую эмоциональную атмосферу в классе, позволяет клип из мультфильма «По дороге с облаками»слайд№1
Вступление, целеполагание
Учитель: Раз, два, три — за парту сядь и замри! На предыдущем уроке мы говорили об особенностях стихотворений. Назовите их.
Раз, два, три, четыре, пять — начинаем вспоминать.
Дети: Стихи ритмичны, имеют рифму, стихи отличаются краткостью и точностью.
(Учитель записывает ответы на доске: «Ритм, рифма, краткость, точность».)
Учитель: Раз, два, три, четыре, пять — иду стихи я выбирать. (Учитель раздаёт стихи группам детей)
Учитель: Стихи эмоциональнее, ярче, красочнее. Прочитайте стихотворение с разным настроением: слайд№2
Завтра с неба прилетит
Синий-синий-синий кит,
Если веришь, стой и жди
А не веришь - выходи!
Группа№1: Заунывно, вяло.
Группа№2: По-злому, сурово.
Группа №3: Весело, озорно, чётко.
Группа№4: Тихо, словно, не мешая спать.
Группа№5: Торопливо, спешно, скороговоркой.
(Дети в группах готовят эмоциональное чтение стихотворения, затем один представитель группы выходит к доске)
Учитель: Раз, два, три, четыре , пять — дружно начали читать!
Порядок выступления детей учитель определяет считалкой:
Учитель: 1) -Катился горох по блюду, ты води, а я не буду.
2) -Раз, два, три, четыре, пять — читает группа №5
3) -Раз, два, три — читаешь ты!
4) -Эни, бени, рики, паки.
Турбаурбасинтибряки,
Может выйдет - может нет,
Может — полный Интернет!
5) -Рики-дики, дики-дон,
Кто последний - вышел вон!
Учитель: Какая интонация подошла к нашему стихотворению?
Дети: Веселая, озорная, громкая, размеренная (Учитель записывает эти слова на доске).
Учитель: Для чего нам нужны такие стихи? В каких ситуациях вы ими пользуетесь?
Дети: Это считалки. Они используются вначале игры, чтобы установить правила.
Учитель: Догадались, о чем мы будем говорить?
Дети: О считалках. ( Запись темы на доске) + слайд№3
Учитель: Верно, ведь чтобы играть дружно и весело лучше установить порядок и правила игры. Раз, два, три, четыре, пять — будем считалки сочинять.
Планирование эффектов урока: слай№4
Название метода: «Дерево ожиданий»
Происхождение метода: С. В. Корнилов, Л. Э. Корнилова «Методический ларец», Петрозаводск, «ПетроПресс», 2002, с. 12
Цель:самостоятельно сформулировать свои ожидания от образовательного мероприятия, узнать ожидания других участников.
Необходимые материалы:заготовленные заранее из цветной бумаги шаблоны яблок, фломастеры, плакат, скотч.
Предварительная подготовка: вырезать шаблоны яблок по количеству участников, приготовить необходимые материалы.
Технология проведения: Учитель заранее готовит большой плакат с условным «деревом». Участникам раздаются заранее приготовленные яблоки. На них дети пишут свои ожидания от образовательного мероприятия и по очереди помещают их на дерево. Ожиданий может быть несколько. По мере того, как пожелания будут исполняться, т. е. яблоки начнут «созревать», можно их снимать и «собирать» в корзинку.
Примечание: этот метод наглядно показывает самим участникам собственное продвижение вперед.
Учитель: На доске — волшебное дерево — это дерево наших ожиданий от урока. Напишите на яблоке, что вы хотели бы узнать, чему научиться, что испытать на уроке, и мы повесим яблоко на дерево, узнав, чего ждет каждый.
Особенности считалки.
Учитель: Раз, два, три, четыре, пять — будем считалки сочинять.
Что общего у считалки и стихотворения?
Дети:Рифма. Ритм (доска)
Учитель: Найдите рифмы в считалках, но сначала найдите считалку в конверте, который находится у вашего места. Учитель заранее прикрепляет конверты со считалками к нижней крышке парты, чтобы в подвижной игре повысить эмоциональный тонус урока. Каждая группа находит свою считалку, дети подчеркивают в ней рифмы.
Примеры заданий:
Пчёлы в поле полетели.
Зажужжали, загудели,
Сели пчёлы на цветы,
Мы играем – водишь ты.
У Литейного моста Я поймал в Неве кита, Спрятал за окошко. Съела его кошка,
Помогали два кота… Вот и нет теперь кита!
Ты не веришь другу? Выходи из круга!
Плыл у беpега пескаpик Потеpял воздушныйшаpик. Помоги его найти - Сосчитай до десяти.
Учитель: Что напоминают слова по своему звучанию в первой считалке?
Какие слова в первой считалке помогли услышать звон бубенцов.
Во второй?
Дети: Строевой шаг солдат
Это специальные, так называемые звукоподражательные слова.
Запись на доске: звукоподражание
Учитель: Зачем они употребляются в считалке?
Дети: Они делают её ещё более выразительной, как бы звучащей.
Учитель: Что мы узнали сегодня о считалке?
(Используя опорную схему, записанную на доске в ходе урока, дети обобщают особенность жанра считалки.)
Доска:
История в стихах
весёлая чёткая
озорная считалка прерывистая
громкая рифма
размеренная звукоподражание ритм
Сочинение считалок
Учитель: Посмотрите на картину Маковского «Игра в бабки». Слайд№8
Как вы думаете, что помогло деревенским мальчишкам так дружно играть?
Да, они приняли порядок игры, а помогла им считалка. Этот способ очень старый. Но вопрос – откуда они могли знать считалки? Слышали, .., сочиняли их. А мы попробуем сочинить считалки сами?!
Учитель: Раз, два, три, четыре, пять – идём считалки сочинять. Слайд№9
Даю рифму. Прочитайте: слайд№10
Раз, два, три, четыре!
...........на квартире,
.….................пили,
.….................били,
…..............платили.
...…............платить,
…..…...........водить.
Учитель: Каким может быть содержание этой считалки? Выберем главных героев – слайд№11 Подберите подходящие по смыслу слова так, чтобы получилась интересная считалка.(Обсуждение в группах, выступление)
Сравните с подлинником: слайд№12
Раз, два, три, четыре!
Жили мыши на квартире.
Чай пили,
Чашки били,
По три денежки платили.
Кто откажется платить,
Тот и будет водить.
Учитель: Для сочинения второй считалки нам дана вот такая первая строчка: Ухти-тухти-тухти-тух!
Учитель: Как называются такие слова?
Дети: Звукоподражательными
Учитель: Что может издавать такие звуки?
Дети: Самовар, чайник
Учитель: Подберите слово, связанное со словом САМОВАР по смыслу и рифмующееся со словом ТУХ слайд№13
Дети: Потух
Учитель: Третья строчка нам дана: Мы зажжём его опять. Давайте сочинять дальше. Что будем попивать? Какой? С чем?
Возможный вариант считалки: слайд№14
Ухти-тухти-тухти-тух!
Самовар совсем потух.
Мы зажжем его опять,
Будем чай попивать.
Крепкий, сладкий, ароматный,
Удивительно приятный,
С калачом, с крендельком.
И с румяным пирожком.
Учитель: Для сочинения третьей считалки нам даны первая строчка и некоторые слова в других строках: слайд№15
Раз, два, три, четыре, пять!
….........................................
…....................на лужок,
….............................................
Кто не хочет танцевать,
…..........................................
Учитель: О ком можно сочинить такую считалку? О чём в ней можно рассказать? Подбери рифмы к словам: пять, лужок, танцевать.
Возможный вариант считалки: слайд№16
Раз, два, три, четыре, пять!
Вышли кошки погулять,
Пошли на на лужок,
Собрались во кружок.
Кто не хочет танцевать,
Тот пойдёт нас всех искать!
Итоги урока, рефлексия
Учитель: С чем мы сегодня познакомились? Чем отличается считалка от других стихотворных произведений? Какие считалки вам особенно понравились? Нарисуйте на жёлтом кружке своё настроение и прикрепите свой смайлик к доске. Слайд№17