Цель данной методической разработки заключается в том, чтобы расширить область познания ученика в области растениеводства родного края, систематизировать знания, повысить общекультурный уровень, дать возможность творчески мыслить.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Растениеводство родного края»
Твердохлебова Г. В., учитель начальных классов ДОШ №77
Урок по окружающему миру в 4 классе
(с использованием интерактивных технологий)
Методическая разработка для 4 класса по теме « Растениеводство родного края» можно использовать в теме « Родной край – часть большой страны».
Цель данной методической разработки заключается в том, чтобы расширить область познания ученика в растениеводстве родного края, систематизировать знания, повысить общекультурный уровень, дать возможность творчески мыслить. Виды работ, используемые на данном уроке: работа в парах, работа в группах, метод « Мозаика» стимулируют познавательную мотивацию, а также формируют социальную компетентность. Использование интерактивных технологий практически воздействуют на все виды мотивации. А самое главное – они мотивируют деятельность учащихся, их желание о чем- то сообщать, возражать, интересоваться, обосновывать и отстаивать собственные мысли. Развивают умение работать в команде. Способствуют развитию творческой активности учащихся. Знания, полученные на этом уроке, дадут детям возможность организовывать правильное и здоровое питание.
Методическая разработка
Тема. Растениеводство в родном крае
Цель: формировать понятие « природа родного края»; формировать у учащихся осознанный выбор здорового образа жизни; познакомить с основными отраслями растениеводства; способствовать расширению знаний учащихся о сельскохозяйственных растениях; мотивировать желание открывать и добывать знания; развивать социальную компетентность, учить строить речевые высказывания в устной форме, слушать друг друга и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, строить продуктивное взаимодействие со сверстниками; развивать интерес к природе, растительному миру; воспитывать любовь к родному краю, уважение к людям сельскохозяйственного труда
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: карточки для работы в парах, карточки для работы в группах, предметные картинки, учебник, тетрадь на печатной основе, презентация
Ход урока
I.Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Фронтальный опрос
- Какую тему изучали на прошлом уроке?
- Что такое природное сообщество?
- Какие природные сообщества в родном крае мы изучали?
- Что такое болото?
- Как оно образуется?
- Какие особенности имеет мох сфагнум?
- Какие растения болот вы знаете?
- Какие животные обитают на болотах?
- Почему на болотах растительный и животный мир не так разнообразен, как на лугах?
- Какие связи между живыми организмами существуют на болотах?
III. Мотивация учебной деятельности
- Кто догадался, о чем пойдет речь на уроке?
IV. Сообщение темы урока
Тема сегодняшнего урока - «Растениеводство в родном крае». На уроке мы узнаем, что такое растениеводство, и познакомимся с основными отраслями растениеводства
V. Первичное восприятие и осознание нового материала
1.Работа по учебнику
Метод « Мозаика»
чтение текста по группам «Растениеводство в родном крае» (с. 187-188);
пересказ прочитанного каждой группой;
3) беседа по содержанию;
-какие растения называются культурными?
- какое значение для людей имеют культурные растения?
- как вы понимаете выражение сельское хозяйство?
- что такое растениеводство?
- какие условия необходимы для роста и развития культурных растений?
- в каких условиях овощи дают наилучший урожай?
- какое значение имеют овощи и фрукты для людей?
2.Учитель:
Если, дети, вы хотите Пользу от еды иметь, Нужно знать, какую пищу, И в какое время суток есть.
- Ребята, в процессе жизнедеятельности человек постоянно совершает работу. Для этой работы нужен строительный материал, который можно получить только в результате питания. Для этого, как вы уже знаете, ребята, очень важно обеспечить поступление в организм необходимых пищевых веществ в нужном количестве и в нужное время.
Правильно организованное питание имеет огромное значение для нормального роста и развития человека, особенно ребёнка. Ведь именно в детстве формируются костная, мышечная, нервная системы; развиваются внутренние органы, укрепляются защитные силы организма.
3.Игра "Что нам дарит еда?"
(работа в парах)
- Перед вами лежат карточки, на которых написаны слова. Выберете те слова, которые дают правильный ответ на поставленный вопрос, объясните свой выбор.
Карточки со словами:
Здоровье, сила, болезни, усталость, хорошее настроение, бодрость. Комфорт, вялость, рост, ожирение, раздражение, радость жизни, отсутствие аппетита, выносливость.
Учитель:
- Ребята, как вы думаете, какая еда может излечить человека от болезней?
(Выслушиваются и обсуждаются ответы детей.)
4. "Научное исследование". Работа в группах
(Каждой команде раздаются карточки.)
Продукты питания
Растения
Вы должны все вместе провести научное исследование и выяснить, какие были растения в пище, которую вы сегодня ели в течение дня. Чья команда наберёт большее количество названий растений из съеденных продуктов, получает 2 балла, меньшее - 1 балл.
- Ребята, а почему мы болеем?
(Слушаем ответы детей.)
- Послушайте, пожалуйста, стихотворение:
Если кто-то простудился, Голова болит, живот - Значит, надо подлечиться, Значит, в путь, на огород. С грядки мы возьмём микстуру, За таблеткой сходим в сад. Быстро вылечим простуду, Снова будешь жизни рад!
- Как вы думаете, в этих стихах есть правда, или это шутка?
(Ответы детей.)
Учитель:
- Верно, если человек знает целебные свойства растений, то ему не нужно идти в аптеку. С помощью правильно подобранных продуктов питания можно предупредить любые болезни.
Чтобы вы всегда были здоровы, что надо чаще и больше употреблять в пищу? (Ответы детей: овощи, фрукты, ягоды.)
Учитель:
- Вы уже догадались, что речь пойдёт сегодня о витаминах, и о том, как правильно питаться, чтобы не болеть. И сейчас мы узнаем, какие фрукты, овощи и ягоды надо больше употреблять в пищу и почему.
Переходим к следующему заданию.
5."Кроссворд"
1. Овощ в ста одёжках. (Капуста.)
2. Сочный заморский фрукт. (Ананас.)
3. Блюдо и растение. (Салат.)
4. Помидор. (Томат.)
5. Сидит девица в темнице, а коса на улице. (Морковь.)
6. Напиток из фруктов или овощей. (Сок.)
Побеждает та команда, которая быстрее всех разгадает кроссворд и набирает 2 балла.
6. Физкультминутка "Доскажи словечко".
Учитель:
- Ребята, я вам буду описывать съедобный предмет, растение, а вы будете хором называть его и приседать, (если мы едим подземные части), и наоборот, вставать, (если мы едим надземные части этого растения).
Все поняли, что надо делать? Тогда все встали друг против друга по командам, приготовились и: начали.
1. На грядке привалился на бочок Солидный, крутолобый: (кабачок).
2. Хвост зелёный, красная головка, Это остроносая: (морковка).
3. От частой поливки едва не промокла Мохнатая тёмно-лиловая: (свёкла).
4. Он красный, как глаз светофора, Среди овощей нет сочнее: (помидора).
5. Любит расти на воле - Не в саду, а в чистом поле - Целой зарослью дремучей. Он усатый и ползучий, Спрятал ядрышки в стручке, Саблевидном кулачке. Не раскусишь, коль засох, Называется: (горох).
6. Наш огород в образцовом порядке: Как на параде, построились грядки. Словно в защиту ограда вокруг - Пики зелёные выставил: (лук).
7. Он совсем не хрупкий, Прячется в скорлупке. Заглянешь в середину - Увидишь сердцевину. Из плодов он твёрже всех, Называется: (орех).
8. Он белый, как мяч футбольный, Если спелый - все довольны. Так приятен он на вкус! Что за шар это? (Арбуз).
9. Круглый бок, жёлтый бок, Сидит на грядке колобок. Держится в земле он крепко. Что же, дети, это? (Репка).
10. Вырастаю всем на диво, Высока, стройна, красива. Прячу в светлые перчатки Золотистые початки. Пусть не слаще я арбуза, Но сытнее - я: (кукуруза).
- Молодцы, сели на свои места.
7.Игра - соревнование между группами: "Экскурсия в поликлинику".
Дети - "врачи"
Учитель - "больной"
- Я буду обращаться к " врачам" (поочерёдно к каждой команде), бросая мяч и задавая вопрос. Команды по очереди отвечают. За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу.
1. Что нужно делать, если в городе эпидемия гриппа? (Есть лук, чеснок),
2. Чем вылечить насморк? (Сок свёклы, моркови, лука закапывать в нос).
3. Какие овощи и фрукты мне нужно употреблять, чтобы не подало зрение?
4. Как бороться с кашлем? (Плоды и листья смородины).
5. Сколько раз в день нужно есть, чтобы режим питания был правильным? (5 раз).
6. Что надо употреблять в пищу каждый день, чтобы быть здоровым? (Овощи, фрукты, ягоды).
А также необходимо употреблять различные каши, хлеб.
Посмотрите на презентацию о роли витаминов
8.Рассказ учителя
Испокон веков человек связан с природой неразрывными узами, его окружает богатый и разнообразный мир растений. За долгий период человеческой цивилизации из числа наиболее полезных для него растений образовалась группа так называемых культурных растений, которая в настоящее время насчитывает около 1500 наименований. Многие из них являются жизненно необходимыми для всего населения земного шара, они сопутствуют нам в повседневной жизни, и поэтому кажутся совсем обычными. Мы не задумываемся, откуда родом пшеница и рожь, свекла и капуста, арбуз и огурец и как давно они возделываются человеком. Оказывается, что родина многих культурных растений находится далеко за пределами нашей страны.
VI. Закрепление и обобщение знаний
Коллективная работа в тетради на печатной основе
VII. Домашнее задание
Составить рассказ о фруктах и овощах, выращиваемых в нашем крае
VIII.Мотивирование оценок
IX. Итог урока
Что нового узнали на уроке?
Что больше всего запомнилось?
Литература
1. Коваль Л.В. Современные образовательные технологии в начальной школе: Учебное пособие.- Донецк: Юго- Восток,2009.-227с.