Данная тема рассказывает детям, что растет на полях: это хлебные злаки, подсолнечник, разные крупы, а также хлопок и лен. Ребята знакомятся с разными профессиями, прослеживают путь хлеба от уборки на полях до продажи в магазине. Сравнивают уборку хлеба в давние времена и сейчас, причем делают это самостоятельно, с помощью индивидуального наглядного материала. Учащиеся знакомятся с тяжелой работой комбайнеров и трактористов. В практической части урока ребята учатся различать разные виды круп. В самостоятельной работе "Найди пару" ребята на индивидуальных карточках (по вариантам) соединяют растение и продукт, который получают из этого растения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме
Регулятивные
Формируем умение определять цель деятельности на уроке и планировать свою работу.
Формируем умение составлять план и последовательность действий
Личностные
Формируем учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
III Совместное откры-тие новых знаний (10 мин)
Цель: выявление обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному выводу.
Какую обозначим цель урока: познакомимся с видами растений поля.
- Как вы думаете, а трудно ли выращивать сегодня хлеб? Ведь сейчас в помощь человеку создано много машин – помощников.
( ответы детей)
- Давайте попробуем это выяснить. Итак, с чего же надо начать?
-Прежде чем посадить зерно, нужно вспахать землю. Кто пашет? Как называют человека, который работает на тракторе?
Слайд № 2. (картинка вместе с названием профессии вывешивается на доске)
- Затем землю боронуют, рыхлят. Это тоже делает трактор, иногда одновременно.
- Затем поле засевают семенами. Этим занимается сеялка. (демонстрация на слайде № 3)
- Выросли колоски, пришла пора собирать урожай. Выходят на поле …( комбайны) Кто управляет комбайном?
Слайд № 4. (картинка вместе с названием профессии вывешивается на доске)
- День и ночь работают комбайнеры, чтобы успеть собрать урожай, чтобы ни одно зернышко не упало в землю.
-Как вы думаете, что может помешать уборке урожая?
- Сколько сил и труда затрачивают люди. Недаром эту пору называют «страда». Как вы думаете, почему? От какого слова оно образовано?
- А что еще делает комбайн, помимо того, что скашивает колосья?
- Комбайн еще отделяет зерна и сразу ссыпает их в машину. Дальше зерно увозят на мукомольный завод. Кто этим занимается?(шофер)
Слайд № 5. (картинка вместе с названием профессии вывешивается на доске)
-Что делают на заводе? Куда везут муку? Что из нее делают? Кто печет?
Слайд № 6. (картинка вместе с названием профессии вывешивается на доске)
- Готовый хлеб развозят в магазины, где его продают нам. Как называется профессия этого человека?
Слайд № 7. (картинка вместе с названием профессии вывешивается на доске)
- А теперь посмотрите, сколько людей трудятся, чтобы хлеб попал к нам на стол.
- Давайте еще раз назовем все этапы выращивания хлеба и профессии людей.
- Трудно ли выращивать хлеб?
- Да ребята, это тяжелый труд. Не случайно об этих людях сложено много пословиц, песен и произведений. Вот послушайте одно: Слайд № 8
Ветерок спросил, пролетая:
- Отчего ты, рожь, золотая?
А в ответ колоски шелестят:
-Золотые руки растят!
- Как вы думаете, почему так ответили колоски? Что значит «золотые руки»?
- А какие вы знаете пословицы о хлебе?
- Прочитайте еще несколько. Как вы их понимаете?
Слайд №9.
-Как же надо относиться к хлебу?
-С самых давних времен человек научился выращивать хлебные злаки – растения, из зерен которых выпекали хлеб. Сегодня к нам на урок пришел гость из старой-старой сказки, которой исполнилось уже 150 лет. Догадайтесь, почему именно этот герой? Послушайте загадку:
По амбару метен,
По сусекам скребен.
У него румяный бок
Кто же это?...
-Колобок пришел к нам не с пустыми руками. Он пришел выяснить, а знаете ли вы как выращивали хлеб в старину?
- Посмотрите, у вас на партах папки с картинками, на которых изображено, как выращивали хлеб в старину. Попробуйте восстановить последовательность.
Работа в парах.
Фронтальная проверка. На доске вывешивается последовательность выращивания хлеба в старину. Учитель комментирует старинные орудия труда и способ работы с ними.
Слайд № 10, 11.
Вывод делают дети: Изменился ли труд хлебороба в наши дни? Как?
Физминутка
-Сейчас я вам предлагаю поиграть и отдохнуть.
- Давайте изобразим движения, как выращивали хлеб в стари ну. Идем с сохой, надавливаем сильнее. Сеем, взяли серпы, делаем снопы.
2.
- Что еще выращивают на полях? Посмотрите на слайд. Это цветет гречиха. Что из нее получают? Рассмотрите эту крупу у вас на партах.
Дети рассматривают гербарий и гречневую крупу.
Аналогично проводится работа по другим крупам: овес, ячмень, просо.
На доске составляется кластер.
Растения поля
Хлеб крупа
3.
- Посмотрите на слайд. Это цветет лен. Так красиво это растение цветет только один день. Кто знает, а что дает нам лен?
- Ткань из этого растения очень удобная и практичная.
Рассматривание гербария, ткани.
Аналогично рассматривается хлопок.
Кластер дополняется.
Растения поля
Хлеб крупа ткань
4.Работа по учебнику.(стр 11.)
- Рассмотрите иллюстрацию и скажите, какое еще растение мы не назвали?
-Правильно, подсолнечник. А что получают из него? Найдите пары картинок.
Анализ.
Дополняем кластер.
Растения поля
Хлеб крупа ткань масло
-Посмотрите, сколько всего нам дают растения поля: одни растения нас кормят хлебом, другие – крупами, третьи - растительным маслом. Одевают нас тоже растения: лен, хлопчатник.
-Чтение вслух кластера.
2. Практическая работа в буклете. (индивидуальная работа по вариантам)
- Будете работать самостоятельно.
Найди пару и соедини картинки.
Фронтальная проверка.
Личностные
Формируем внутреннюю позицию школьника
Регулятивные
Формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем
Формируем умение определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата
Познавательные
Формируем умение искать и выделять необходимую информацию из иллюстраций.
Формируем способность и умение учащихся производит простые логические действия (анализ, сравнение), обращаться к личному опыту учащихся.
Формируем умение на основе анализа объектов делать выводы
Формируем умение представлять информацию по предложенному плану
Коммуникативные
Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме
Формируем умение объяснять свой выбор, отвечать на поставленный вопрос.
Познавательные
Формируем умение искать и выделять необходимую информацию из текста.
Формируем умение работать в группах, учитывая позицию собеседника, составлять кластер.
Формируем учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу
Познавательные
Формируем умение работать с новой информацией по теме (отбирать, выделять, обобщать)
Формируем умения структурировать знания, выбирать наиболее эффективные способы решения задания
Формируем умение определять цель деятельности на уроки и планировать свою работу
Формируем умение составлять план и последовательность действий
Формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем
Формируем умение определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата
Формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию
Формируем умение контролировать в форме сличения результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона
Формируем начальные формы рефлексии
Формируем умения выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения
Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии, здоровье-сберегающие технологии, проблемно-диалоговое обучение.
На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяли ученики с помощью учителя, исходя из соответствующей проблемной ситуации.
На данном уроке применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и учебно-исследовательской.Ведь деятельностный подход – это подход к организации процесса обучения, в котором на первый план выходит проблема самоопределения ученика в учебном процессе.
Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к деятельности. Помня об этом, я тщательно продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников.
На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.
Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования первоклассников, соответствовал их жизненному опыту.
Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.
При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.
Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников первого класса. Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.
Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей первоклассников.
ВЫВОД: Новый стандарт нацеливает на смену образовательной цели: вместо суммы знаний – развитие личности учащихся на основе освоения способов действий. Функционально- грамотная личность – это ЧЕЛОВЕК самостоятельный, познающий мир, умеющий жить среди людей. Все эти результаты должны формироваться с помощью универсальных учебных действий, которые отражены в ФГОС, и которые я спланировала на своем уроке.