Многие поколения детей узнали из этих сказок, почему у слона длинный нос, а у кенгуру – длинные ноги, откуда у леопарда появилась пятнистая шкура и кто дал верблюду горб. А кто же не знает забавной истории о коте, который гулял, где ему вздумается? В нашей стране эти сказки издавались все вместе и порознь и неизменно пользовались большим успехом. Но с рисунками автора они стали библиографической редкостью.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Выставляют рисунки. Пересказывают рассказ от имени Егорки.
III. Мотивация к деятельности.
В мире много сказок
В мире много сказок
Грустных и смешных.
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
Лампа Аладдина,
В сказку нас веди.
Башмачок хрустальный,
Помоги в пути!
Мальчик Чиполлино,
Мишка Винни-Пух...
Каждый нам в дороге
Настоящий друг.
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло.
Пусть добро навеки
Побеждает зло!
(Ю. Энтин)
Как вы понимаете это стихотворение? Прочитайте медленно жужжащим способом.
IV. Актуализация опорных знаний.
- Давайте вспомним, с каким видом литературного жанра мы работали на предыдущих уроках? (Сказка.)
- Что такое сказка? (Сказка - это повествовательное, обычно народнопоэтическое, произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических лиц.)
- Сегодня мы продолжим эту работу, но сначала мы дадим оценку знаниям, приобретенным на предыдущих уроках.
Игра «Да-Нет»
- Сказки делятся на авторские и народные. (Да.)
- Сказка - это фантастическое произведение о вымышленных лицах и событиях. (Да.)
- А.С. Пушкин - великий русский поэт. (Да.)
- А.С. Пушкин - автор сказки «О рыбаке и его жене». (Нет)
- Сказки можно разделить на два вида: волшебные и о животных. (Нет.)
- Сказка «О рыбаке и рыбке» - это сказка о животных. (Нет)
- Сюжет литературного произведения составляют завязка, кульминация и развязка. (Да)
- Сказка «Кот в сапогах» - это русская народная сказка. (Нет.) (Подведение итогов игры, подсчет баллов и оценивание своих результатов.)
Назовите, пожалуйста, особенности построения сказок. В сказках всегда присутствуют:
- Положительные и отрицательные герои.
- Магические числа: 3, 6, 7, 9, 12.
- Герой проходит ряд испытаний.
- Наличие волшебного помощника или предмета.
- Наличие повторов.
- Добро побеждает зло.
V. Постановка учебной задачи.
- Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одной авторской сказкой постараемся выяснить:
- Чем она схожа с другими сказками.
- В чем ее отличия.
Автор этой сказки выдающийся английский писатель и поэт Редьяр Киплинг (1865-1936 гг.). Родился и многие годы он жил в Индии в семь английского чиновника (Индия в то время была колонией Британской империи). Раннее детство Киплинг провел в этой прекрасной стране с удивительной природой, с людьми, которые так не похожи на англичан внешностью одеждой, привычками и обычаями. Потом он учился в Англии, снова вернулся в Индию и долгое время жил там. Работал журналистом. Любил и хорошо знал не только животный мир Индии, но и древние сказки о животных.
«Расспрашивайте про меня лишь у моих же книг», - с такой просьбой обратился к своим читателям Р. Киплинг. После его смерти жена и дочь уничтожили весь архив писателя, и действительно не осталось от него ничего, кроме его книг.
- Ребята, какие произведения Р. Киплинга вам знакомы? («Маугли) «Слоненок», «Откуда взялись броненосцы», «Кошка, гулявшая сама по себе», «Рикки-Тикки-Тави», «Приключения старого кенгуру».)
- Сегодня мы познакомимся с еще одной сказкой Р. Киплинга «Как вер блюд получил свой горб».
VI. Первичное восприятие (чтение).
Перед работой со сказкой, вспомним правила чтения. Читаем:
- Осознанно.
- Выразительно.
- Правильно.
- Бегло.
Словарная работа.
На доске слова:
Ярмо - деревянный хомут для рабочего рогатого скота.
Джинн - огненный дух, обычно злой, способный принимать любой вид и выполнять любые приказания.
Чтение сказки «цепочкой» приемом «Молния»
VII. Закрепление. Ответьте на вопросы.
В каком месте происходят события? Перечислите всех героев сказки. О каких двух видах животных говорится в сказке. Докажите примерами из текста.
Как ты думаешь, правильно ли поступил джинн? Что ты можешь сказать о нем?
Почему верблюд стал домашним животным?
Передай различные типы интонации в ответах верблюда.
ИНСЦЕНИРОВАНИЕ СКАЗКИ
(Работа в группах)
У каждого народа есть много пословиц и поговорок, посвященных вежливости, Я тоже приготовила пословицы. (Заранее на доске). Какая из них отражает основную мысль нашей сказки?
Не будь в людях приметлив, будь дома приветлив.
Поклоном поясницы не переломишь.
Посади свинью за стол, она и ноги за стол.
Ласковое слово самому ничего не стоит, а другому много дает.
Ласковое слово - что весенний день.
Поклониться - вперед пригодится.
- А какие пословицы еще можно подобрать к сказке? (О труде.) Выполнение задания в тетрадях.
VII. Подведение итогов урока. Чему учились на уроке?
С творчеством какого писателя ознакомились на уроке? Понравилось ли вам его произведение?
VIII. Рефлексия.
- Какой человек мог написать такую интересную сказку? - Что можете сказать о писателе и человеке Р. Киплинге?
- Напишите синквейн со словом Киплинг. (Лучшие прочитать вслух)
1. Киплинг.
2. Наблюдательный, добрый.
3 . Пишет, наблюдает, фантазирует.
4. Умение видеть необычное в мире.
5. Сказочник.
Выберите и продолжите любое предложение
1. На уроке я работал активно / пассивно
2. Своей работой на уроке я доволен / не доволен
3. Урок для меня показался коротким / длинным
4. За урок я не устал / устал
5. Мое настроение стало лучше / стало хуже
6. Материал урока мне был понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
7. Домашнее задание мне кажется легким / трудным
интересным / неинтересным
VIII. Домашнее задание.
1. Подготовьте пересказ.
2. Найдите пословицы и поговорки разных народов о верблюде.
3. Написать продолжение сказки о верблюде; стихотворение о верблюде.