kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Р.Э. Распе «Приключения барона Мюнхгаузена».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок проводился в специальном классе. Особенность его в том, что на уроке используются упражнения, развивающие мышление, речь, внимание.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Р.Э. Распе «Приключения барона Мюнхгаузена».»

Тема урока: Р.Э. Распе «Приключения барона Мюнхгаузена». 4 "В" СК

Цели обучения: знакомство учащихся с произведениями и творчеством Р.Э Распе; умение характеризовать героя.


Коррекционно- развивающая цель: коррегировать мышление путем упражнения « Найди соответствие»

Все учащиеся: знают содержание произведения Р.Э Распе.

Большинство учащихся: умеют понимать прочитанное, отвечать на вопросы по содержанию, пересказывать.

Некоторые учащиеся: смогут определять тему и основную мысль рассказа; давать характеристику герою; оценивать.


Тип урока

Изучение нового

Методы работы

Репродуктивный, практический, частично-поисковый

Форма обучения

Индивидуальная, парная, групповая, фронтальная

Ресурсы

Критерии пересказа, «Светофор» для оценивания, портрет автора, карточки со словами для характеристики героя.

1. Психологический настрой.

Формативное оценивание (ФО)1мин

ДУ

ду

Прозвенел и смолк звонок.
Начинаем наш урок.
Можно о чудесах лишь мечтать,

А можно в книге о них прочитать.

- Что для вас означает слово «чудеса»?

В.- проверяют готовность к уроку.Б. - принимают установку.

Н.- отвечают.

2. Речевая разминка.

ФО 1 мин

До свидания, друзья! Еду, еду, еду я –

На соломинке скачу,

На пушинке я лечу –

Не в Рязань,

Не в Ростов,

Не в Тамбов,

Не в Азию,

А в страну Фантазию!

В. –читают одну строчку тихо, другую громко.


3. Актуализация знаний.

ФО – самооценивание

3 мин

Какой раздел мы изучаем? (Мир приключений и фантастики)

Какие произведения мы уже изучили?

Чему они нас научили?

Упражнение «Найди соответствие»

- Вспомните фамилии писателей и их произведения, соедини стрелкой.

Кир Булычёв

«Русалочка»

Ганс Христиан Андерсен

«Консилиум»

Джонатан Свифт

«Путешествие Гулливера в Лилипутию»


В. – слушают,соотносят карточки с фамилиями и названиями произведений.

Б.– отвечают.

Н.–оценивают.



4.Проверка домашнего задания.

Суммативное оценивание(СО)– 10 мин

- Над каким произведением работали на прошлом уроке?

- Кто является главным героем произведения? (Английский врач и моряк Гулливер, с которым приключились удивительные истории.)

- О чем говорится в отрывке из произведения? (О том, как Гулливер оказался в стране Лилипутов)

- Творческий пересказ отрывка из произведения «Путешествия Гулливера» от лица лилипутов, от первого лица.


Критерии пересказа

( приложение №1)

В.- отвечают на вопросы

Б.- пересказывают.

Н.- оценивают.

5. Физминутка. ФО

1 мин

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали -

Великанами мы стали.

Поморгаем мы немножко,

Поглядим теперь в окошко.

Руки к небу мы потянем

И за парты тихо сядем.

В.- отдыхают.

6.Определение темы и цели урока. ФО

1 мин

Сегодня мы познакомимся с удивительными приключениями барона Мюнхгаузена, который находил выход из самых безвыходных ситуаций.

Сформулируйте цель урока:

Знаю содержание рассказа.
Умею отвечать на вопросы по содержанию.

Могу самостоятельно составить характеристику героев.

В.– слушают.

Б.– объясняют.

Н.– ставят цели.

7. Работа по теме (работа в парах) ФО 5 мин.






















































1мин. ФО







1) Биография и творчество Р. Э. Распе.

 У вас на партах лежат 2 биографические справки. Одна полная, развёрнутая. А другая краткая с пропусками. Прочитайте развёрнутую справку и вставьте недостающие сведения в краткую статью.

Биографическая справка.

Рудольф Эрих Распе родился в Ганновере в 1736 году. Изучал естественные науки и филологию, работал писарем, а затем университетским библиотекарем.

Распе активно занимался геологией и минералогией. Также в это время он трудился над библиотечными каталогами и издательской деятельностью. В 1767 году Распе был назначен хранителем  библиотеки города Касселя, смотрителем антикварного и монетного кабинета. По долгу службы он несколько раз путешествовал по стране в поисках старинных рукописей, редких вещей и монет для  коллекций. Будучи не очень состоятельным человеком, он решил поправить свои финансовые дела и, воспользовавшись доверием и своим положением, похитил бриллианты из коллекции. Скрываясь от судебного разбирательства, Распе бежал в Англию, где через некоторое время анонимно опубликовал на английском языке сборник повестей о похождениях барона Мюнхгаузена в России. Кстати, по одной из версий, Распе написал книгу для того, чтобы задеть Герлаха фон Мюнхгаузена, с которым у него состоялась крупная ссора.

В 1791 году Распе был вынужден покинуть Англию  и перебрался в Ирландию, где намеревался построить угольную шахту, но не успел — скончался от сыпного тифа в 1794 году.

Не смотря на свою научную деятельность и некоторые литературные эксперименты, главным трудом для Распе стала написанная им книга о похождениях барона Мюнхгаузена.

Приложение № 2

Биографическая справка с пропусками.

Рудольф Эрих Распе родился в Ганновере в (…) году. Изучал (… науки) и (…). Работал писарем, а затем (…). Кроме этого Распе занимался научной деятельностью: (…) и (…). А также библиотечными (…) и (…) деятельностью.

Распе был назначен хранителем библиотеки и смотрителем (…) и (…) кабинетов. Будучи человеком небогатым, он решил поправить свои финансовые дела и похитил (…) из коллекции антикварного кабинета. От правосудия Распе скрывался в Англии. Там и увидел свет сборник повестей о похождении (…). Умер Распе в 1791 году в Ирландии.



Б) Как мы узнали, Распе был человеком одарённым. Занимался не только литературой, но и разными науками. Кроме того, он много путешествовал, был авантюрной личностью. Его герой – барон Мюнхгаузен, чем-то похож на автора. Сегодня мы познакомимся с некоторыми приключениями этого человека. Барон Мюнхгаузен известен как путешественник и фантазёр. А знаете ли вы, что он существовал реально и был современником Распе? (Приложение № 2)

В. – читают.

Б. – заполняют.

Н.– оценивают.























































Выступление подготовленных учащихся.

8.Работа с текстом. ФО

10 мин.

А) чтение первого рассказа «Удивительная охота».

Бечева – прочная, толстая верёвка, канат.

- Где происходит действие рассказа?

- В чём заключалась эта удивительная охота?

- Что придумал Мюнхгаузен, чтобы охота была удачной?

- Барону улов показался тяжёлым. Что он придумал?

- Как он опустился на землю?

- Правда это или выдумка? Почему?

(Такого человек совершить никак не может).

- Назовите основную мысль рассказа. (Барон Мюнхгаузен учит не сдаваться в любой ситуации, его поступки говорят о том, что невозможное всё-таки возможно; учит нас никогда не падать духом, а в сложных ситуациях искать нестандартные решения проблем.)

Б) Ромашка Блума

  1. Простые вопросы :

Куда Мюнхгаузен отправился однажды днём?

Что стало отличной приманкой для уток?

Когда я ждал гостей?

Как утки оказались на верёвочке?


2. Уточняющие вопросы:

Если я правильно понял, то руль он сделал из собственной шляпы? (из сюртука).

Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали , что не прошло и часа, как все утки были нанизаны на верёвку? (10 минут)


3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы:

Почему на этом озере было так много уток?


4. Творческие вопросы:

Что изменилось бы, если бы Мюнхгаузен был не таким находчивым?

Что было бы, если бы повар успел развести огонь?

Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после того, как уток освободят от бечевки?


5. Оценочные вопросы:

Правильный ли способ нашёл герой, чтобы спуститься вниз? А как поступили бы вы?

Как вы относитесь к поступку главного героя?



6. Практические вопросы:

Какие блюда можно приготовить из мяса утки?

Как бы вы поступили на месте героя рассказа?



В) Выводы.

- Этот рассказ правда или выдумка?

- Причиняла ли эта выдумка кому-то вред? (Нет)

- Почему? (Все знали, что он выдумывает)

- Каким человеком можем назвать барона Мюнхгаузена - фантазёр, выдумщик, лжец?

В. – читают.

Б. – отвечают на вопросы, задают вопросы.

Н.– оценивают.


9. Характеристика барона Мюнхгаузена. ФО.

3 мин (работа в группе)


- Так кем же был Барон Мюнхгаузен? 

- А почему, не лжец? Какая разница? (Лжец приносит вред, от неё нет пользы)

- Какая польза от этих рассказов? (Посмеяться, повеселиться, отдохнуть)

- Что можно сказать о характере Барона Мюнхгаузена?

(Добрый, весёлый, гостеприимный, щедрый, находчивый)

- Нужно ли человеку мечтать, фантазировать? Почему? Для чего? (Высказывания обучающихся)

Выбрать слова, характеризующие Мюнхгаузена.

Добрый, весёлый, гостеприимный, жадный, щедрый, трусливый, находчивый, храбрый.

В. – читают.

Б. – отвечают.

Н.– оценивают.


10. Закрепление и коррекция знаний. ФО.

2 мин

Тест на внимание.

К вечеру я набрёл в глухо лесу на обширное озеро, которое так и кишело дикими змеями.

Мои обеды и ужины славились на весь Париж.

Эта колбаска будет отличной приманкой.

Утки взлетели на воздух и подняли меня на крышу дома.

К счастью, повар уже успел развести огонь.

В.- вспоминают.

Б. - отвечают.

Н. – оценивают.


11. Подведение итогов урока Рефлексия.

ФО. 1 мин

- Кому барон Мюнхгаузен понравился? Чем?

- Кому он не понравился? Почему?

- Какую цель ставили на уроке?

- Добились ли цели?

- Над чем заставил задуматься?

В.- вспоминают.

Б. - отвечают.

Н. – оценивают.


12. Инструктаж по выполнению домашнего задания. ФО

1 мин

108-110 пересказ

ответить в тетради на вопросы

*Составить синквейн.

В.- пересказывают.

Б.– отвечают на вопросы.

Н. – оценивают.





Использованные материалы:

  1. «Литературное чтение», 4 класс, К.Х. Жданова

  2. http://ru.wikipedia.org

  3. https://infourok.ru/urok-literaturnogo-chteniya-v-klasse-re-raspe-priklyucheniya-barona-myunhauzena-443193.html

  4. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2015/02/09/konspekt-uroka-literaturnogo-chteniya-4-klass-umk-planeta





Приложение №1


Критерии пересказа


Оценка "5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.


Оценка "4" - допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их.


Оценка "3" - пересказывает при помощи наводящих вопросов учителя, не умеет последовательно передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.


Оценка "2" - не может передать содержание прочитанного.



Приложение № 2

Биографическая справка с пропусками.

Рудольф Эрих Распе родился в Ганновере в (1737) году. Изучал (естественные науки) и (филологию). Работал писарем, а затем (библиотекарем). Кроме этого Распе занимался научной деятельностью: (геологией) и (минералогией). А также библиотечными (каталогами) и (издательской) деятельностью.

Распе был назначен хранителем библиотеки и смотрителем (антикварного) и (монетного) кабинетов. Будучи человеком небогатым, он решил поправить свои финансовые дела и похитил (бриллианты) из коллекции антикварного кабинета. От правосудия Распе скрывался в Англии. Там и увидел свет сборник повестей о похождении (барона Мюнхгаузена в России). Умер Распе в 1791 году в Ирландии.



Приложение №3



Карл Фридрих Мюнхгаузен (родился в 1720 —1797 в Германии) — немецкий барон, потомок древнего нижнесаксонского рода Мюнхаузенов, ротмистр русской службы, историческое лицо и литературный персонаж. Имя Мюнхгаузена стало нарицательным как обозначение человека, рассказывающего невероятные истории.

Иероним Карл Фридрих был пятым из восьми детей в семье полковника Отто фон Мюнхгаузена. Отец умер, когда мальчику было 4 года, и воспитывала его мать. В 1735 году 15-летний Мюнхгаузен поступает пажом на службу к одному герцогу. В 1737 году в качестве пажа отъезжает в Россию. Служит при императорском дворе.

В 1744 году он командует почетным караулом, встречавшим в Риге будущую императрицу Екатерину II.

Позже возвращается на родину.

 С 1752 года до самой смерти Мюнхгаузен живет в родовом замке, общаясь по преимуществу с соседями, которым рассказывает поразительные истории о своих охотничьих похождениях и приключениях в России. Такие рассказы обычно проходили в охотничьем павильоне, построенном Мюнхгаузеном и увешанном головами диких зверей и известном как «павильон лжи».

Рассказы барона про въезд в Петербург на волке, запряженном в сани, конь, разрезанный пополам в Очакове, конь на колокольне, взбесившиеся шубы или вишневое дерево, выросшее на голове у оленя широко расходились по окрестностям и даже проникли в печать.

Эти рассказы слышал и Распе. Он записал их и издал под своим именем. Мюнхгаузен, узнав об этом, рассердился и даже затеял судебный процесс. Но Распе уже так прославился, что суд отказал барону в возбуждении дела.

Умер барон Мюнхгаузен в 1795 году в бедности.  Перед смертью он отпустил последнюю свою характерную шутку: на вопрос, как он лишился двух пальцев на ноге (отмороженных в России), Мюнхгаузен ответил: «их откусил на охоте белый медведь».










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Р.Э. Распе «Приключения барона Мюнхгаузена».

Автор: Томашайтис Марина Алгердасовна

Дата: 02.04.2019

Номер свидетельства: 505775

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Литературная викторина по произведению Р.Э.Распе «Приключения барона Мюнхгаузена»"
    ["seo_title"] => string(84) "litieraturnaiaviktorinapoproizviedieniiureraspieprikliuchieniiabaronamiunkhghauziena"
    ["file_id"] => string(6) "333308"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1465323349"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Рудольф Распе «Приключения барона Мюнхгаузена»"
    ["seo_title"] => string(48) "rudolf_raspe_prikliucheniia_barona_miunkhgauzena"
    ["file_id"] => string(6) "549439"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1589300013"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Уроки внеклассного чтения. 5 класс. Р. Э. Распе «Приключения барона Мюнхгаузена»"
    ["seo_title"] => string(78) "urokivnieklassnoghochtieniia5klassreraspieprikliuchieniiabaronamiunkhghauziena"
    ["file_id"] => string(6) "299885"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1456613518"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Читательская конференция по творчеству Э.Распе "Барон Мюнхгаузен" (5 класс) "
    ["seo_title"] => string(85) "chitatiel-skaia-konfierientsiia-po-tvorchiestvu-e-raspie-baron-miunkhghauzien-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "156453"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1421424876"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "План конспект по литературному чтению 2 класс «Э. Распе «Приключения барона Мюнхгаузена»"
    ["seo_title"] => string(80) "plan_konspekt_po_literaturnomu_chteniiu_2_klass_e_raspe_prikliucheniia_barona_mi"
    ["file_id"] => string(6) "631774"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1684386687"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства