Тема урока: Р.Э. Распе «Приключения барона Мюнхгаузена». 4 "В" СК |
Цели обучения: знакомство учащихся с произведениями и творчеством Р.Э Распе; умение характеризовать героя. Коррекционно- развивающая цель: коррегировать мышление путем упражнения « Найди соответствие» | Все учащиеся: знают содержание произведения Р.Э Распе. |
Большинство учащихся: умеют понимать прочитанное, отвечать на вопросы по содержанию, пересказывать. |
Некоторые учащиеся: смогут определять тему и основную мысль рассказа; давать характеристику герою; оценивать. |
Тип урока | Изучение нового |
Методы работы | Репродуктивный, практический, частично-поисковый |
Форма обучения | Индивидуальная, парная, групповая, фронтальная |
Ресурсы | Критерии пересказа, «Светофор» для оценивания, портрет автора, карточки со словами для характеристики героя. |
1. Психологический настрой. Формативное оценивание (ФО)1мин | ДУ | ду |
Прозвенел и смолк звонок. Начинаем наш урок. Можно о чудесах лишь мечтать, А можно в книге о них прочитать. - Что для вас означает слово «чудеса»? | В.- проверяют готовность к уроку.Б. - принимают установку. Н.- отвечают. |
2. Речевая разминка. ФО 1 мин | До свидания, друзья! Еду, еду, еду я – На соломинке скачу, На пушинке я лечу – Не в Рязань, Не в Ростов, Не в Тамбов, Не в Азию, А в страну Фантазию! | В. –читают одну строчку тихо, другую громко. |
3. Актуализация знаний. ФО – самооценивание 3 мин | Какой раздел мы изучаем? (Мир приключений и фантастики) Какие произведения мы уже изучили? Чему они нас научили? Упражнение «Найди соответствие» - Вспомните фамилии писателей и их произведения, соедини стрелкой. Кир Булычёв | «Русалочка» | Ганс Христиан Андерсен | «Консилиум» | Джонатан Свифт | «Путешествие Гулливера в Лилипутию» | | В. – слушают,соотносят карточки с фамилиями и названиями произведений. Б.– отвечают. Н.–оценивают. |
4.Проверка домашнего задания. Суммативное оценивание(СО)– 10 мин | - Над каким произведением работали на прошлом уроке? - Кто является главным героем произведения? (Английский врач и моряк Гулливер, с которым приключились удивительные истории.) - О чем говорится в отрывке из произведения? (О том, как Гулливер оказался в стране Лилипутов) - Творческий пересказ отрывка из произведения «Путешествия Гулливера» от лица лилипутов, от первого лица. | Критерии пересказа ( приложение №1) В.- отвечают на вопросы Б.- пересказывают. Н.- оценивают. |
5. Физминутка. ФО 1 мин | Чудеса у нас на свете: Стали карликами дети. А потом все дружно встали - Великанами мы стали. Поморгаем мы немножко, Поглядим теперь в окошко. Руки к небу мы потянем И за парты тихо сядем. | В.- отдыхают. |
6.Определение темы и цели урока. ФО 1 мин | Сегодня мы познакомимся с удивительными приключениями барона Мюнхгаузена, который находил выход из самых безвыходных ситуаций. Сформулируйте цель урока: Знаю содержание рассказа. Умею отвечать на вопросы по содержанию. Могу самостоятельно составить характеристику героев. | В.– слушают. Б.– объясняют. Н.– ставят цели. |
7. Работа по теме (работа в парах) ФО 5 мин. 1мин. ФО | 1) Биография и творчество Р. Э. Распе. У вас на партах лежат 2 биографические справки. Одна полная, развёрнутая. А другая краткая с пропусками. Прочитайте развёрнутую справку и вставьте недостающие сведения в краткую статью. Биографическая справка. Рудольф Эрих Распе родился в Ганновере в 1736 году. Изучал естественные науки и филологию, работал писарем, а затем университетским библиотекарем. Распе активно занимался геологией и минералогией. Также в это время он трудился над библиотечными каталогами и издательской деятельностью. В 1767 году Распе был назначен хранителем библиотеки города Касселя, смотрителем антикварного и монетного кабинета. По долгу службы он несколько раз путешествовал по стране в поисках старинных рукописей, редких вещей и монет для коллекций. Будучи не очень состоятельным человеком, он решил поправить свои финансовые дела и, воспользовавшись доверием и своим положением, похитил бриллианты из коллекции. Скрываясь от судебного разбирательства, Распе бежал в Англию, где через некоторое время анонимно опубликовал на английском языке сборник повестей о похождениях барона Мюнхгаузена в России. Кстати, по одной из версий, Распе написал книгу для того, чтобы задеть Герлаха фон Мюнхгаузена, с которым у него состоялась крупная ссора. В 1791 году Распе был вынужден покинуть Англию и перебрался в Ирландию, где намеревался построить угольную шахту, но не успел — скончался от сыпного тифа в 1794 году. Не смотря на свою научную деятельность и некоторые литературные эксперименты, главным трудом для Распе стала написанная им книга о похождениях барона Мюнхгаузена. Приложение № 2 Биографическая справка с пропусками. Рудольф Эрих Распе родился в Ганновере в (…) году. Изучал (… науки) и (…). Работал писарем, а затем (…). Кроме этого Распе занимался научной деятельностью: (…) и (…). А также библиотечными (…) и (…) деятельностью. Распе был назначен хранителем библиотеки и смотрителем (…) и (…) кабинетов. Будучи человеком небогатым, он решил поправить свои финансовые дела и похитил (…) из коллекции антикварного кабинета. От правосудия Распе скрывался в Англии. Там и увидел свет сборник повестей о похождении (…). Умер Распе в 1791 году в Ирландии.
Б) Как мы узнали, Распе был человеком одарённым. Занимался не только литературой, но и разными науками. Кроме того, он много путешествовал, был авантюрной личностью. Его герой – барон Мюнхгаузен, чем-то похож на автора. Сегодня мы познакомимся с некоторыми приключениями этого человека. Барон Мюнхгаузен известен как путешественник и фантазёр. А знаете ли вы, что он существовал реально и был современником Распе? (Приложение № 2) | В. – читают. Б. – заполняют. Н.– оценивают. Выступление подготовленных учащихся. |
8.Работа с текстом. ФО 10 мин. | А) чтение первого рассказа «Удивительная охота». Бечева – прочная, толстая верёвка, канат. - Где происходит действие рассказа? - В чём заключалась эта удивительная охота? - Что придумал Мюнхгаузен, чтобы охота была удачной? - Барону улов показался тяжёлым. Что он придумал? - Как он опустился на землю? - Правда это или выдумка? Почему? (Такого человек совершить никак не может). - Назовите основную мысль рассказа. (Барон Мюнхгаузен учит не сдаваться в любой ситуации, его поступки говорят о том, что невозможное всё-таки возможно; учит нас никогда не падать духом, а в сложных ситуациях искать нестандартные решения проблем.) Б) Ромашка Блума Простые вопросы : Куда Мюнхгаузен отправился однажды днём? Что стало отличной приманкой для уток? Когда я ждал гостей? Как утки оказались на верёвочке? 2. Уточняющие вопросы: Если я правильно понял, то руль он сделал из собственной шляпы? (из сюртука). Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали , что не прошло и часа, как все утки были нанизаны на верёвку? (10 минут) 3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы: Почему на этом озере было так много уток? 4. Творческие вопросы: Что изменилось бы, если бы Мюнхгаузен был не таким находчивым? Что было бы, если бы повар успел развести огонь? Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после того, как уток освободят от бечевки? 5. Оценочные вопросы: Правильный ли способ нашёл герой, чтобы спуститься вниз? А как поступили бы вы? Как вы относитесь к поступку главного героя?
6. Практические вопросы: Какие блюда можно приготовить из мяса утки? Как бы вы поступили на месте героя рассказа?
В) Выводы. - Этот рассказ правда или выдумка? - Причиняла ли эта выдумка кому-то вред? (Нет) - Почему? (Все знали, что он выдумывает) - Каким человеком можем назвать барона Мюнхгаузена - фантазёр, выдумщик, лжец? | В. – читают. Б. – отвечают на вопросы, задают вопросы. Н.– оценивают. |
9. Характеристика барона Мюнхгаузена. ФО. 3 мин (работа в группе) | - Так кем же был Барон Мюнхгаузен? - А почему, не лжец? Какая разница? (Лжец приносит вред, от неё нет пользы) - Какая польза от этих рассказов? (Посмеяться, повеселиться, отдохнуть) - Что можно сказать о характере Барона Мюнхгаузена? (Добрый, весёлый, гостеприимный, щедрый, находчивый) - Нужно ли человеку мечтать, фантазировать? Почему? Для чего? (Высказывания обучающихся) Выбрать слова, характеризующие Мюнхгаузена. Добрый, весёлый, гостеприимный, жадный, щедрый, трусливый, находчивый, храбрый. | В. – читают. Б. – отвечают. Н.– оценивают. |
10. Закрепление и коррекция знаний. ФО. 2 мин | Тест на внимание. К вечеру я набрёл в глухо лесу на обширное озеро, которое так и кишело дикими змеями. Мои обеды и ужины славились на весь Париж. Эта колбаска будет отличной приманкой. Утки взлетели на воздух и подняли меня на крышу дома. К счастью, повар уже успел развести огонь. | В.- вспоминают. Б. - отвечают. Н. – оценивают. |
11. Подведение итогов урока Рефлексия. ФО. 1 мин | - Кому барон Мюнхгаузен понравился? Чем? - Кому он не понравился? Почему? - Какую цель ставили на уроке? - Добились ли цели? - Над чем заставил задуматься? | В.- вспоминают. Б. - отвечают. Н. – оценивают. |
12. Инструктаж по выполнению домашнего задания. ФО 1 мин | 108-110 пересказ ответить в тетради на вопросы *Составить синквейн. | В.- пересказывают. Б.– отвечают на вопросы. Н. – оценивают. |
| | |
Распе был назначен хранителем библиотеки и смотрителем (антикварного) и (монетного) кабинетов. Будучи человеком небогатым, он решил поправить свои финансовые дела и похитил (бриллианты) из коллекции антикварного кабинета. От правосудия Распе скрывался в Англии. Там и увидел свет сборник повестей о похождении (барона Мюнхгаузена в России). Умер Распе в 1791 году в Ирландии.
Иероним Карл Фридрих был пятым из восьми детей в семье полковника Отто фон Мюнхгаузена. Отец умер, когда мальчику было 4 года, и воспитывала его мать. В 1735 году 15-летний Мюнхгаузен поступает пажом на службу к одному герцогу. В 1737 году в качестве пажа отъезжает в Россию. Служит при императорском дворе.
В 1744 году он командует почетным караулом, встречавшим в Риге будущую императрицу Екатерину II.
Позже возвращается на родину.
С 1752 года до самой смерти Мюнхгаузен живет в родовом замке, общаясь по преимуществу с соседями, которым рассказывает поразительные истории о своих охотничьих похождениях и приключениях в России. Такие рассказы обычно проходили в охотничьем павильоне, построенном Мюнхгаузеном и увешанном головами диких зверей и известном как «павильон лжи».
Рассказы барона про въезд в Петербург на волке, запряженном в сани, конь, разрезанный пополам в Очакове, конь на колокольне, взбесившиеся шубы или вишневое дерево, выросшее на голове у оленя широко расходились по окрестностям и даже проникли в печать.
Эти рассказы слышал и Распе. Он записал их и издал под своим именем. Мюнхгаузен, узнав об этом, рассердился и даже затеял судебный процесс. Но Распе уже так прославился, что суд отказал барону в возбуждении дела.
Умер барон Мюнхгаузен в 1795 году в бедности. Перед смертью он отпустил последнюю свою характерную шутку: на вопрос, как он лишился двух пальцев на ноге (отмороженных в России), Мюнхгаузен ответил: «их откусил на охоте белый медведь».