Урок русского языка, 2 класс
Тема: Способы проверки парных согласных на конце слова.
Цель: Формировать навыки проверки написания парных звонких и глухих согласных в конце слов
Задачи: 1. Дать понять учащимся, что парные согласные в конце слова произносятся одинаково глухо, и их написание нужно обязательно проверять либо изменением числа, либо подбором родственного слова, у которого после проверяемого согласного звука звучит гласный или звонкие согласные звуки [л], [м], [н], [р].
2. Способствовать развитию орфографической зоркости.
3. Содействовать воспитанию культуры учебного труда, воспитанию личностных качеств учащихся: взаимовыручки, дружелюбия, толерантности.
Тип урока: урок формирования новых знаний
УУД: Предметные: знать понятия "звонкие" и "глухие" согласные; формировать навыки проверки написания парных звонких и глухих согласных в корне слова;
научиться алгоритму проверки написания парных согласных в корне слова.
Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные.
Регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё мнение.
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения и следовать им.
Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Оборудование: презентация; задания-карточки для групповой работы, индивидуальные карточки для разноуровневой самостоятельной работы; мультимедийная установка учебник Русский язык. 2 класс Т.Г. Рамзаевой
Ход урока
- Организационный момент. Целевая установка
Итак, друзья, внимание,
Ведь прозвенел звонок!
Садитесь поудобнее -
Начнём скорей урок.
-Сначала сядет тот, чьё имя начинается с гласного звука.
-Теперь сядут те, чьё имя начинается с согласного звонкого звука.
-А сейчас сядут те, чьё имя начинается с согласного глухого звука.
-Все за парты тихо сели, на меня все посмотрели.
Руки! На месте!
Ноги! На месте!
Локти! У края!
Спинка прямая!
II. Актуализация опорных знаний.
Чистописание
– Работаем в тетрадях. Запишите сегодняшнее число. Классная работа
- Прочитайте слова с доски, найдите лишнее слово, объясните свой выбор.
ЧАШКА ЧАЙКА ЧАЙНИК ЧАЙ ЧАЙНЫЙ
Чайка- одушевленное сущ.
Чай – 1 слог
Чайный – какой?
- Как вы думаете, какая буква будет главной на сегодняшней минутке чистописания?
- Что бы вы предложили еще прописать классу?
Планирование учебной деятельности.
Работа со словами:
Посмотрите на проектор. Прочитайте слова:
Города, сапоги, морозы, карандаши, багажи, ученики, народы.
1. Что можно сказать об этих словах? Словарные
2. Что в этих словах общего? ( Они во множ. числе.,отвечают на вопросы : ЧТО?КТО? обозначают предмет)
5. Какое задание вы могли бы предложить?
6. Запишите эти существительные в форме единственного числа.
- Возьмите листочки в линеечку, находящиеся на ваших партах и напишите эти слова через запятую в единственном числе.
7. Поднимите руку, у кого Возникли трудности при написании этих слов? С какими трудностями вы столкнулись? Где могли сделать ошибки?
8. Как вы думаете, почему мы столкнулись с такой проблемой?
9. Чего мы не знаем? ( написание парных согласных в конце слов.)
Помогите, пожалуйста, сформулировать цели сегодняшнего урока, используя слова
ЧТО ГДЕ КАК НАДО ПРОВЕРЯТЬ
Формулировка темы и целей урока
В нашем русском языке
Ходят пары «налегке».
Часто «хитрые подружки»
Подменить хотят друг дружку.
Как узнать писать какую -
Эту букву иль другую.
Предстоит сегодня вам
Всё расставить по местам.
- О каких согласных шла речь в этом стихотворении? (парных)
- Назовите звонкие парные согласные.
- Назовите их пары по звонкости-глухости.
ФИЗМИНУТКА
Задание: хлопнуть в ладоши, если слово начинается на звонкий согласный, присесть, если слово начинается на глухой согласный.
Зима, горка, санки, ветер, шапка, банка, каток, шуба, жук, фуфайка.
- Как правильно вы умеете распознавать звонкие и глухие согласные, когда они стоят в начале слова, а что ж делать, если они стоят в конце?
Работа по учебнику стр. 98, упр. 168
_ Писать будем в тетрадях
- Какие слова остались недописанными в этом упражнении? Каких букв не хватает. Объясните. В своих ответах используйте слово ИЗМЕНЯЮ.
…. – Сделайте вывод, какими были проверочные слова для слов с парной согласной на конце? Дуб-дубы сапог-сапоги шкаф-шкафы
- Это были слова во множественном числе.
- Прочитайте правило внизу страницы. О чем мы ещё не сказали? (после согласной должна идти гласная.)
-Посмотрите на экран и попробуйте сами определить правильно согласную на конце слов. Сразу называйте и проверочные слова.
Разноуровневая самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
– На индивидуальных карточках задания.
-Выберите одно себе по силам и выполните в карточке
1 вариант. Прочитай. Исправь ошибки.
Ночью был сильный морос. Выпал мягкий снек. Красиф зимний нарят.
2 вариант. Впиши пропущенные буквы.
Улетели птицы на ю.. Ду. скинул свой наря.. Са. осенью опустел.
Проверьте. Посмотрите на слайд и обведите в кружок те ошибки, которые обнаружили самостоятельно.
- Как вам удавалось подобрать проверочные слова? Что обозначали они? – много предметов (вывесить на доску табличку МНОГО)
- Посмотрите на экран. А как вы поступите вот с такими словами, у которых нет множественного числа? РИС ОВЁС
- Возьмите цветные листочки используя слова МНОГО или НЕТ подберите проверочные слова и вставьте пропущенные буквы. (работа на листочках)
-Обменяйтесь листочками в парах, проверьте друг друга. Поднимите руки те, кто выполнил задание верно.
- Ребята, а для чего мы с вами учимся правильно выбирать буквы при написании слов?
(ответы детей)
- Как много слов с парными согласными на конце в русском языке! И сколько среди них названий животных. А вы не замечали, что многие люди тоже похожи характерами на животных? И их часто сравнивают между собой.
Называя недостающее слово, выделите парную согласную.
Колючий как… Храбрый как… Изворотливый как… Упрямый как… Голодный как…
Неуклюжий как… Храбрый как…
- Молодцы, справились с заданием. А теперь давайте вернемся в начало урока.
На какие вопросы мы искали ответ? ЧТО, ГДЕ, КАК НАДО ПРОВЕРЯТЬ?
- Кто из вас может дать ответы на эти вопросы?
- Какие слова помогали проверить парные согласные? МНОГО, НЕТ
- Возьмите цветные карандаши и на полях своей тетради нарисуйте круг нужного цвета.
- Дома вы продолжите работу по учебнику. Стр.99 упр.171.
Отметки за работу на уроке