Введение преподавания театрального искусства в школу способно эффективно повлиять на воспитательно-образовательный процесс. Сплочение коллектива класса, расширение культурного диапазона учеников, повышение культуры поведения – все это возможно осуществлять через обучение и творчество на театральных занятиях в школе. Данный проект разработан для проведения краткосрочного проекта на уроках технологии с последующей презентацией на празднике «День мамы». Цель данного проекта для педагога – расширить знания детей о мире театра; выявить уровень сформированности действий по согласованию усилий в процессе изготовления театральной куклы. Цель связана с учебными и воспитательными задачами образования в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования, формирования у учащихся базовых навыков самообразования, самоорганизации, самоопределения, самовоспитания, раскрытие интеллектуальных и творческих возможностей личности учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проект по технологии в 3 классе "Кукольный театр"»
Проект "Кукольный театр"
Визитная карточка проекта.
Руководитель проекта:
учитель начальных классов: Чернова Ирина Юрьевна
Школа: МБОУ «Вёлсовская ООШ».
Предмет: технология.
Название проекта: «Кукольный театр. Спектакль «Красная Шапочка»».
Межпредметные связи:
литературное чтение;
изобразительное искусство;
музыка.
Возраст учащихся.
3-й класс, 9-10 лет.
Продолжительность работы над проектом:
С 09.11.2015 г. – по 27.11.2015 г. (краткосрочный: 2 урока + защита проекта на празднике).
Дидактические цели учебного проекта:
создаю условия для:
освоения первичных знаний о театральном искусстве, раскрытия его сущности;
овладения элементарными умениями, навыками, способами художественной и трудовой деятельности;
развития художественно-творческих способностей учащихся и выражения своего отношения к окружающему миру, в процессе коллективного взаимодействия;
воспитания эмоциональной отзывчивости, а также трудолюбия, усидчивости, аккуратности, чувства взаимопомощи и товарищества.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности, формируемые учебным проектом (в соответствии с ФГОС):
Познавательная деятельность
Умение решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций: самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой задачи, разыгрывать воображаемые ситуации.
Речевая деятельность и работа с информацией
Работа с художественными текстами, доступными для восприятия младшими школьниками.
Правильное и осознанное пересказывание вслух (с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания).
Организация деятельности
Самостоятельное установление последовательности действий изготовления кукол. Ответ на вопрос: «Что и как нужно делать, чтобы достичь цели?».
Определение способов контроля и оценки деятельности. Ответ на вопросы: «Такой ли получен результат?», «Правильно ли я это сделал?»
Методические задачи учебного проекта.
Развитие умения использовать метод творческих проектов в собственной педагогической деятельности.
Совершенствование умения собственного управления творческой деятельностью учащихся через постановку кукольного спектакля.
Совершенствование собственного умения формирования у школьников навыков коллективной работы.
Основополагающий вопрос учебного проекта.
Как организовать кукольное представление, чтобы оно стало настоящим подарком ко «Дню Мамы»?
Проблемные вопросы учебного проекта.
Какими способами и средствами я могу выразить своё отношение к спектаклю?
Каково назначение кукольного театра?
Какова моя роль для достижения общей цели?
Этапы работы над проектом.
1. Организационно-подготовительный.
Он включает в себя поиск проблемы, обоснование выбора изделия, выбор и анализ материалов и инструментов для выполнения изделия, анализ предстоящей работы, организация рабочего места. На этом этапе перед школьниками ставится проблема. Школьники должны уяснить, зачем и почему им надо выполнять данный проект, какова основная задача предстоящей работы. Возникающие образы будущего изделия должны найти воплощение в эскизах и рисунках.
2. Технологический.
Его цель: качественное и правильное выполнение трудовых операций, коррекция своей деятельности, контроль и самооценка работы.
3. Заключительный.
На этом этапе осуществляется защита проекта, его оценка. Учащиеся готовят презентацию на праздник «День Мамы».
Урок 1.
Тема: Кукольный театр. Работа с тканью.
Изделие: проект «Кукольный театр».
Задачи урока:
закрепить навыки шитья и навыки проектной деятельности, правила работы в группе;
научить изготавливать пальчиковых кукол.
Планируемые результаты (предметные):
Научатся создавать модели пальчиковых кукол для спектакля, оформлять их по собственному эскизу.
Получат возможность научиться осмыслять этапы проекта и оформлять документацию к проекту.
Новые понятия и термины: театр, театр кукол, программа, кукловод, кукольник, художник-декоратор.
Ход урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
(1 мин.)
Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает на учебную деятельность.
Отдых наш кончается,
Работа начинается.
Усердно будем мы трудиться,
Чтобы чему-то научиться.
Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку.
Формулирование темы и целей деятельности
(7 мин.)
Учитель предлагает посмотреть на экран, где представлен видеоролик о многообразии театра кукол.
- Как вы думаете, почему столько кукол у нас сегодня на уроке?
- Чем мы будем заниматься на уроке?
А зачем вам нужно научиться самим, изготовлять театральных кукол, где вам это может пригодиться?
Совершенно верно. Мы повторим, все, что знаем о театральных куклах и сами будем делать кукол для спектакля по всем известной нам волшебной сказке «Красная Шапочка». С этой сказкой Вы знакомились ещё в детском саду, а сегодня вы сами станете художниками по изготовлению театральных кукол.
Смотрят внимательно на экран, высказывают свое мнение о многообразии театральных кукол
Формулируют тему урока и цель
Подготовительный
(5 мин.)
- Прежде, чем мы начнём работать над проектом, нам необходимо будет ответить на вопросы:
- Что такое театр? Театр кукол? Программа?
- Кто такой кукловод? Кукольник? Художник-декоратор? (стр. 130-131)
- Вы сегодня работать будете в группе и работа каждого из вас отразиться на общем деле.
- Что нужно, чтобы работая в группе, у вас получился хороший результат?
На экране запись.
(класс делится на группы)
Отвечают на вопросы
Озвучивают правила работы в группе:
1. Будь доброжелателен к товарищам. Помни, что вы делаете общее дело.
2. Четко высказывай предлагаемый способ решения. Говори спокойно и ясно.
3. Если не согласен с мнением других: не кричи, не перебивай. Пользуйся вежливыми словами.
4. Если ты не прав, извинись, признай свою ошибку. Не смейся над чужими ошибками.
5. Обращайся друг к другу по имени.
Проектная деятельность
1 мин.
5 мин.
5 мин.
Физминутка
(1 мин)
10 мин.
Определение темы и цели проекта.
Выполнение эскиза изделия.
Распределение ролей и выбор материалов.
Заполнение технологической карты, составление плана и выполнение работы над проектом.
- В работе над проектом мы создадим кукол для спектакля «Красная Шапочка»
2.Подобрать иллюстрации с изображением персонажей. Определить детали и состав костюмов. Нарисовать все элементы костюмов на бумаге.
Распределяют роли, выбирают материалы для изделия.
Заполняют технологическую карту, составляют план работы над проектом.
Примерный план:
1.Сделать шаблон куклы из картона. Вырезать по нему две детали на плотной ткани.
2.Сложить их вместе и скрепить булавкой.
3.Сшить детали по краю «вперёд иголкой». Оставить незашитой короткую прямую часть.
4.Вывернуть основу куклы при помощи карандаша или линейки.
5. Выполнить эскиз костюма куклы. Подготовить детали костюма, используя различные материалы.
6.Прикрепить детали к основе.
Этап практического применения разработанного проекта
(5 мин.)
- Посмотрите свои изделия.
Что получилось?
Самоанализ проектной деятельности. Рефлексия.
(5 мин.)
В конце урока каждая группа готовит выступление о своей проектной деятельности, демонстрирует кукол, которых выполнила группа. А также оценивает свою работу и работу других групп.
Проводят самоанализ проектной деятельности
Урок 2.
Тема: Кукольный театр. Работа с тканью.
Изделие: «Сцена». «Занавес».
Задачи урока:
Познакомить учащихся с назначением различных видов занавеса, дать представление об основах декорирования;
Показать возможности художественного оформления сцены на практическом уровне.
Планируемые результаты (предметные):
Научатся различать виды занавесов; самостоятельно выполнять работу над изделием «Сцена и занавес».
Получат возможность научиться осмыслять значение кукольного театра в жизни человека; практически использовать кукольный театр для организации представления.
Новые понятия и термины: сцена, занавес, раздвижной занавес, подъёмный занавес, нераздвижной занавес.
Ход урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
(1 мин.)
Приветствует учащихся, проверяет готовность класса и оборудования, эмоционально настраивает на учебную деятельность.
- В кукольном театре занавес открылся, И на сцене первый образ появился. В кукольном театре нам мечты все дарят.
Там глаза детишек весело горят.
В кукольном театре сказка хороша,
Тихо замирает детская душа.
Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку, распределяются на группы (группы те же)
Отвечают на вопросы.
Формулирование темы и целей деятельности
(2 мин.)
- Наша экскурсия по театру продолжается, мы познакомились с театром, видами кукол, которые могут участвовать в представлении кукольного театра. А что ещё является обязательным элементом театра?
- Сформулируйте тему и цель деятельности.
Отвечают на вопросы.
Формулируют тему урока и цель
Подготовительный
(10 мин.)
Просмотр презентации «Сцена и занавес».
Знакомит с видами занавесов, с понятиями «занавес», «сцена».
- Проанализируйте образец изделия «сцена» и «занавес»: материалы и инструменты, необходимые для работы, способы разметки, раскроя, сборки и оформления изделия.
Анализируют изделие, проводят отбор средств и материалов, необходимых для работы.
Проектная деятельность
1 мин.
5 мин.
Физминутка (1 мин)
15 мин.
1. Определение темы и цели проекта.
2.Распределение ролей и выбор материалов.
3. Составление плана и выполнение работы над проектом.
- В работе над проектом мы создадим сцену и занавес для кукольного театра.
Распределяют роли, выбирают материалы для изделия.
Составляют план работы над проектом.
Примерный план:
1.Подготовить картонную коробку. Обвести дно коробки на картоне, вырезать деталь (основа задника сцены).
2.Прорезать в дне коробки отверстие, отступив на 1-2 см от граней. В одной из её боковых стенок прорезав отверстие, отступив по 1-2 см от каждого края стенки. Это нижняя часть сцены с отверстием для кукол.
3.Вырезать из подходящей ткани 2 прямоугольные детали. Сделать из них кулиску. Это будет занавес.
4.Оклеить коробку внутри цветной бумагой. Продеть в кулиски деталей занавеса проволоку. Закрепить проволоку на боковых гранях коробки-сцены с помощью декоративных кнопок.
5. На основе задника выполнить декорацию к спектаклю. Привесить задник с помощью ниток к коробке. Оформить сцену и занавес.
Этап практического применения разработанного проекта
(5 мин.)
- Давайте посмотрим, что у вас получилось?
Самоанализ проектной деятельности. Рефлексия.
(5 мин.)
В конце урока каждая группа готовит выступление о своей проектной деятельности, демонстрирует кукольный театр, который выполнила группа. А также оценивает свою работу и работу других групп.