Творческий проект.
Тема: «Картонажный театр кукол с подвижным соединением деталей».
Учебный предмет: технология.
Участники: ученики 3-его класса.
Продолжительность: 2-3 урока.
Цели: формирование системы общетрудовых и специальных знаний, умений и навыков учащихся;
развитие умения коллективного планирования порядка трудовых действий;
знакомство с использованием технических средств в театре кукол;
развитие связной речи при защите проектов;
воспитание бережного отношения к инструментам и экономному расходованию материалов.
Продукты: модель картонажного театра, куклы с подвижным соединением деталей.
Оборудование: отличительные флажки для каждой бригады;
инструкционные карты по правилам работы с ножницами, и правилам рабочего человека;
схема «Солнышко обдумывания»;
карточки – заготовки для составления алгоритма предстоящей деятельности;
Ход проекта:
1.Организационно-подготовительный этап.
1 Орг. момент.
Звучит мелодия из сказки « Золотой ключик, или Приключения Буратино». На видеомагнитофоне, его экране проецируется видеозапись из этой сказки, ее герои.
- Давным – давно в городке на берегу Средиземного моря жил старый столяр Джузеппе по прозванью Сизый Нос. Однажды ему попалось под руку полено, Джузеппе решил смастерить из него что-нибудь. Но вдруг полено запищало тоненьким голоском…
Конечно, так начинается сказка А.Н.Толстого «Золотой ключик…». В ней рассказывается о приключениях деревянной куклы Буратино. А заканчивается сказка представлением в кукольном театре «Молния», где куклы сами пишут пьесы в стихах и сами в них играют.
Это – сказка.
А в жизни театр кукол появился еще в Древнем Риме.
2 Постановка учебной задачи.
- Сегодня мы с вами будем работать в роли создателей своего театра кукол, только картонажного.
- А вы знаете зачем существовали и существуют театры кукол?
- То, что не могли, не решались раньше произнести вслух мужики и рабочие люди, громко выкрикивали на площадях и ярмарках куклы.
А что сделаешь кукле?
Кукольные герои, умевшие выразить чувства простых людей, в каждой стране были свои.
Во Франции любимцем зрителей стал Полишинель,
В Англии – Панг, в Германии – Гансвурст, в Голландии – Пикельгеринг,
в Польше – Копленек, в Чехии – Кашпарек.
А у нас? Петрушка!
После революции Петрушка все же постепенно ушел в историю: появились более современные виды кукольного театра.
Этих видов несколько. Петрушка, кстати, относился к верховым, перчаточным куклам (верховые – потому, что появляются поверх ширмы).
А еще бывают марионетки – они двигаются на нитках или проволоке, а их водители – артисты находятся над сценой. В наше время широко распространены тростевые куклы – они управляются из-за ширмы тростями. А бывают еще и механические, и теневые …
В нашей стране более ста театра кукол. Спектакли в них идут на сорока языках разных народов.
3 Создание творческих бригад.
- Я предлагаю создать творческие группы для организации нашего театра, картонажного. Назовем их: «Марионетки», «Скоморохи», «Петрушки», «Буратино».
Проходит жеребьевка, назначаются бригадиры. Учащиеся рассаживаются по группам, на стол каждой группы ставится отличительный флажок с эмблемой.
4)Приведение рабочего места в порядок.
Определить и правильно расположить на рабочем месте нужные инструменты (чертежно-измерительные и обработочные), подготовить материалы, из которых выполняются куклы и декорации, приготовить приспособление для просушивания деталей под давлением (прессы).
2.Технологический этап.
1 Разработка проекта.
Рассмотреть образцы, рисунки, схематические изображения выбранных вариантов изделий, данные на доске или в виде шаблонов.
Намечаем план работы на 2-3 урока:
А)Разметить и сделать подставки, крепления.
Б)Разметить и заготовить фигуры кукол, декорации.
В)Собрать изделия, проверить в действии, исправить недостатки, закончить отделку.
Г)Собрать комплекты, уложить и упаковать для хранения.
- Итак, каждая группа делает одну поделку, разработав свой творческий проект. В этом вам поможет «Солнышко обдумывания» (на плакате).
Назначение
Форма, размеры Декоративное оформление
ИЗДЕЛИЕ
Особенности Цветовое решение
конструкции
Материалы
1-я бригада – крепление фигур на подставках с катушкой.
2-я бригада – крепление в мешочках, заготовки из ткани с вязочками на концах.
3-я бригада – крепление с блоком.
4-я бригада – фигуры: стебель, колокольчики, цветок, дерево, дом, девочка и медведь.
2) Учитель помогает составлять алгоритм проектной деятельности.(на доске).
Выявление проблемы. Мы выявили проблему. В чем она?
Поиск решения проблемы. Найдите решение проблемы. Обсудите в
группах, что будете делать.
1 2 3 4 Предложения детей.
Разработка дизайн-предложения. Нарисуйте эскиз вашей работы.
Материалы Инструменты Безопасность труда
Изготовление проекта
Защита, обоснование проекта.
3. Заключительный этап.
1) Представитель каждой группы выходит к доске и пользуясь «Солнышком обдумывания», защищает свой проект.
Участники других групп высказывают свои предложения по усовершенствованию изделия и детали крепятся к общему театру.
. 2) Подведение итогов.
_ Красивый получился театр?
Я хочу подвести итог. Вы сделали прекрасные вещи. По конструктивным критериям они прочны, удобны в использовании,
по технологическим – оригинальны и рациональны.
Мы учли и экологические критерии – использовали отходы производства.
По эстетическим критериям все поделки имеют оригинальные формы, с правильно выбранным цветовым решением.
И конечно же учтены экономические критерии. Они доступны, практичны, их можно использовать неоднократно.
Я думаю, что задачи урока мы выполнили. Театр мы свой создали, будем сочинять свои произведения. Спасибо за работу.