ПРОЕКТНЫЕ ЗАДАЧИ КАК НОВАЯ ФОРМА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
ПРОЕКТНЫЕ ЗАДАЧИ КАК НОВАЯ ФОРМА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В данной статье рассказывается о решении проектных задач как новой форме учебной деятельности в начальной школе. Начальная школа – это пока ещё не место для «настоящих» учебных проектов. Она является важным этапом подготовки к проектной деятельности, а проектная деятельность по отношению к младшим школьникам – это, по мнению Л. С. Выготского, их «зона ближайшего развития». Поэтому, появление проектных задач в образовательном процессе меняет всю образовательную среду в начальной школе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ПРОЕКТНЫЕ ЗАДАЧИ КАК НОВАЯ ФОРМА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ »
С. В. Лапина,
учитель МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5 п. Карымское с пришкольным интернатом»
ПРОЕКТНЫЕ ЗАДАЧИ КАК НОВАЯ ФОРМА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
«Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь,
но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».
Г. Э. Лессинг (немецкий философ)
В последнее время в педагогическом сообществе активно обсуждаются вопросы модернизации российского образования, достижения новых образовательных результатов. Все более актуальным становится использование в образовательном процессе приемов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников самостоятельности и стремления к саморазвитию. А это предполагает поиск новых форм и методов, обновление содержания образования. Признанными подходами здесь выступают деятельностно - ориентированное обучение; учение, направленное на решение проблем (задач); проектные формы организации обучения.
В проектах образовательных стандартов особое внимание уделяется универсальным учебным действиям на всех этапах общего образования.
Впервые рассматривается такое общеучебное универсальное учебное действие, как рефлексия.
Рефлексия учащимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности:
- осознание учебной задачи (Что такое задача? Какие шаги необходимо осуществить для решения любой задачи? Что нужно, чтобы решить данную конкретную задачу?)
- осознание цели учебной деятельности (Чему я научился на уроке? Каких целей добился? Чему можно было научиться еще?).
Решить современные педагогические задачи и получить новые качества личности младшего школьника в рамках отдельных учебных дисциплин с использованием только классно-урочной формы организации образовательного процесса, провести оценку полученных результатов, используя только тестовые проверочные работы и пятибалльную систему оценки, практически невозможно. Необходим поиск способов и форм организации образовательного процесса, с помощью которых можно достичь новых образовательных результатов. Одной из таких форм является проектная деятельность.
Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов. Однако полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям младших школьников. Переносить способы работы из основной школы в начальную школу, не подготовив для этого необходимую почву, неэффективно и, как правило, вредно. Поэтому прообразом проектной деятельности основной школы для младших школьников могут стать проектные задачи.
Под проектной задачей понимается задача, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата («продукта»), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей.
Отличие проектной задачи от проекта заключается в том, что для решения этой задачи школьникам предлагаются все необходимые средства и материалы в виде набора (или системы) заданий и требуемых для их выполнения данных.
Данный тип задач имеет следующие педагогические эффекты:
определяет сотрудничество детей между собой, место и время для наблюдения и экспертных оценок за деятельностью учащихся в группе;
учит способу проектирования через специально разработанные задания.
Проектная задача принципиально носит групповой характер.
Одна из главных задач начальной школы — сформировать группу детей как учебное сообщество. Задача учителя при формировании такого сообщества состоит в создании условий для того, чтобы совместная работа детей стала возможной. Однако взрослый в работе группы не участвует, а включается в работу только в том случае, если дети сами приглашают его к сотрудничеству. Местом рождения учебного сообщества является 1 класс. Если учитель откладывает задачу организации учебного сотрудничества хотя бы на год, то возникают дополнительные трудности: ему приходится не только учить детей сотрудничеству, но и переучивать, преодолевать стереотипы фронтального обучения. Труднее всего преодолеть уже сформировавшиеся учебные привычки и установки ребёнка. В связи с этим организация групповой работы учащихся является особой педагогической задачей.
Групповая работа позволяет:
а) детям:
получить эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие из них вообще не могут включиться в общую работу класса без принуждения, у робких и слабо подготовленных детей развиваются симптомы школьной тревожности, а у лидеров портится характер;
попробовать свои силы в ситуации, где нет давящего авторитета учителя и внимания всего класса;
приобрести опыт выполнения важнейших функций, составляющих основу умения учиться (контроль и оценка, целеполагание и планирование);
б) учителю:
использовать дополнительные средства вовлечения детей в содержание обучения;
органически сочетать на уроке «обучение» и «воспитание», одновременно строить личностно - эмоциональные и деловые отношения детей;
вести систематические наблюдения за формированием учебного сотрудничества в классе.
Через опыт решения серии проектных задач на протяжении первых лет обучения в школе младшие школьники осваивают основы проектной деятельности в учебном сотрудничестве.
Проектные задачи имеют творческую составляющую. Решая их, дети не ограничиваются рамками обычного задания, они вольны придумывать, фантазировать. Такие задачи поддерживают детскую индивидуальность, возможность опробовать различные пути решения. Они помогают сложиться учебному сообществу, поскольку учат детей видеть и слышать друг друга.
Таким образом, в ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное — почему получилось, почему не получилось; видеть трудности, ошибки);
целеполагать (ставить и удерживать цели);
планировать (составлять план своей деятельности);
моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя всё существенное и главное);
проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументированно отклонять точки зрения других).
Решая проектные задачи, мы учим школьников деятельности - не просто действовать, но и ставить цели, уметь контролировать и оценивать свои и чужие действия. Образование не сводится к знаниям: без развития умений и формирования навыков (осмысленных, ситуативно-направленных действий и автоматизированных операций) представить себе обучение невозможно. Обучение деятельности предполагает на определённом этапе совместную учебно-познавательную деятельность коллектива (группы) учащихся под руководством учителя. Ведь это одно из важнейших положений психолого-педагогической теории Л.С. Выготского, который писал: «То, что сегодня ребёнок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнять самостоятельно».
Ничто так не расширяет кругозор ребёнка, не воспитывает и не сплачивает детский коллектив, как совместное дело: создание макета, оформление стенной газеты, выступление перед аудиторией. А когда это подчинено одной цели и вызывает у ребят интерес, тогда достигается особый положительный эффект.
В образовательной практике используются разные типы задач: учебная, конкретно-практическая, исследовательская, творческая и другие. Проектная задача ориентирована на применение учащимися целого ряда способов действий, средств и приемов не в стандартной (учебной) форме, а в ситуациях, по форме и по содержанию приближенных к реальным. На такой задаче нет «этикетки» с указанием, к какой теме, к какому учебному предмету она относится. В проектной задаче нет конкретных ориентиров на ранее изученные темы или области знаний, она отличается большим объёмом и неоднородностью материала.
Результат решения задачи может быть представлен в виде различных тестовых, знаковых, графических средств, так как нет установки на жестко определённую форму ответа. Часто учителя используют проектные задачи после изучения большой темы для того, чтобы составить полное и ясное представление об уровне усвоения школьниками учебного материала, формирования коммуникативных навыков.
При решении проектной задачи используется работа в малых группах (в отдельных случаях - в парах). При этом проявляются умения планировать ход решения задачи, адекватно распределять работу между членами группы. Создав на уроке нестандартную ситуацию, учитель сможет более объективно оценить знания детей и определить их проблемы. Для педагога важно найти, придумать такую ситуацию, которая была бы интересна детям. Окунувшись с головой в проблему, дети не подозревают, что именно диагностирует учитель, они увлечены решением задачи, работают не «на учителя», а на свою общую цель, и, тем самым, не задумываясь об этом, демонстрируют свои истинные предметные знания, коммуникативные навыки в гораздо более полном объеме. Зачастую именно в такой обстановке раскрываются учащиеся, на обычных уроках находящиеся в тени. Проектные задачи являются эффективным средством создания таких нестандартных ситуаций. По типу проектные задачи бывают предметными и межпредметными, разновозрастными и одновозрастными. В любом случае, главное условие, позволяющее отнести задачу к классу проектных, - это возможность переноса известных детям способов действий (знаний и умений) в новую для них практическую ситуацию, где итогом будет реальный детский «продукт». Подобные задачи, как правило, занимают несколько уроков. В 1-3 классах основная педагогическая цель проектных задач – способствовать формированию разных способов учебного сотрудничества. Именно такие задачи дают учителю возможность наблюдать за способами работы отдельных учащихся и целой группы школьников. К такой работе можно привлекать учителей, родителей, старшеклассников.
Введение проектных задач в образовательный процесс начальной школы существенно меняет систему оценивания. Прежде всего меняются объекты оценивания. В первую очередь оцениваются способности детей взаимодействовать внутри малой группы, совместно решать задачу, строить план и избирать путь ее решения, осуществлять перенос известных способов действий и средств в новую ситуацию, уметь публично предъявлять результат работы группы.
Основными инструментами оценки в рамках решения проектных задач становятся экспертные карты (оценка процесса решения) и экспертные оценки по заданным критериям предъявления выполненных «продуктов».
Эксперты на протяжении всех этапов наблюдают за процессом решения задачи, ни в коем случае не вмешиваясь в него, и фиксируют свои наблюдения в экспертных листах. В своих публичных выступлениях эксперты отмечают как положительные, так и отрицательные примеры работы групп школьников. Такие выступления проводятся после презентации учащимися результатов своих работ над проектной задачей. Анализ учителем всех экспертных листов после решения проектной задачи дает полную картину того, как строили свою работу школьники на всех этапах принятия решений.
Как итог учебного года для учителя важна динамика в становлении класса (группы) как учебного сообщества, в развитии способностей детей ставить задачи, искать пути их решения. Необходимо отметить, что в начальной школе на этапе решения проектных задач главной является оценка процесса (процесса решения, процесса предъявления результата) и только потом оценка самого результата.
Начальная школа – это пока ещё не место для «настоящих» учебных проектов. Она является важным этапом подготовки к проектной деятельности, а проектная деятельность по отношению к младшим школьникам – это, по мнению Л. С. Выготского, их «зона ближайшего развития».
Таким образом, появление проектных задач в образовательном процессе меняет всю образовательную среду в начальной школе.
ЛИТЕРАТУРА
1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли. Пособие для учителя / под редакцией А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с. – (Стандарты второго поколения).
2. Проектные задачи в начальной школе / под редакцией А.Б. Воронцова. – М.: Просвещение, 2010. – 176 с. – (Стандарты второго поколения).