1.Актуализация знаний Вспомнить определение спряжения, времени, лица, числа глаголов | Урок русского языка. - Прочитайте на доске предложения - Какой частью речи являются слова с пропущенными буквами? - Назовите начальную форму этих глаголов. - Определите спряжение - Определите время. - В какой части слова пропущены буквы? | - На лесных тропинках та…т рыхлый снег. По синему небу плыли и та…ли изорванные ветром белые облака. - Это глаголы - (что делать?) таять - 1 спр. -Тает - н.в., таял - п.в. - Тает – пропущена безударная гласная в окончании, таяли - в суффиксе | | Познавательные (обобщение) Коммуникативные (монологические высказывания) Личностные (мотивация к изучению нового материала) |
2.Целеполагание Определить тему урока, поставить цель, учебные задачи 3.Открытие новых знаний Познакомить с алгоритмом написания глагольного суффикса прошедшего времени и личных окончаний глаголов настоящего времени | - Попробуйте сформулировать тему урока. - Откройте учебник, уточните тему урока. - Какую цель поставим? - А какую цель поставил ….? - Ты согласен с ним, ……? - Прочитайте цель урока по карточке (карточка на парте) - Давайте спланируем работу на уроке. Спрогнозируем результат работы. Начертите линеечку и отметьте, как вы планируете достигнуть цели урока. -Кто желает поделиться своим прогнозом? -А как ты, ……, предполагаешь справиться? -А ты, …..? - Трудности в написании глаголов в настоящем и прошедшем времени испытывают и наши друзья Миша и Таня Перова. Но Костя Погодин говорит, что всем всё будет понятно и предложил нам открыть Обратный словарь на –Ь, на –ять. - Найдите упр. 83. Прочитайте задание. Составим алгоритм выполнения этого задания. (Алгоритм появляется на интерактивной доске) -Посмотрите образец в учебнике Мы возьмём только 5 глаголов, образец писать не надо. Первые 2 глагола проговорите, работая в паре. - Вы, ….. и …… спишите только 3 глагола и будете работать, пользуясь другим алгоритмом. Но сначала поработаем в паре. ( учитель слушает и помогает) Проверка выполнения задания (На доске запись выполненного упражнения. Самопроверка.) -Какая цель урока? - Прочитай, ….., цель урока - Сравним глаголы начальной формы и глаголы в форме прошедшего времени. -Что заметили? -Значит, чтобы правильно написать глагольный суффикс прошедшего времени…. Прочитайте правило в учебнике на стр. 112 -Прочитай, ……… - Теперь понаблюдаем за окончанием глаголов в форме настоящего времени в ед. ч. и мн. ч. -Какая гласная пишется? -А как узнать? -С какой задачей урока м сейчас справились? -А ты, …..,чему сейчас учился? Физкультминутка | - Написание глаголов настоящего и прошедшего времени - Трудности написания глаголов на –ять в настоящем(или будущем) и прошедшем времени - Учиться писать глаголы на -ять в настоящем и прошедшем времени 1.Открытие новых знаний. Познакомимся с алгоритмом правильного написания глагольного суффикса прошедшего времени и личных окончаний глаголов настоящего времени. 2. Применим знания в учебной ситуации. Поупражняемся, выполняя различные упражнения. 3.Подведём итог. 4.Оценим себя. Дети чертят линеечку и указывают предполагаемый результат достижения цели Высказывания детей Дети читают 1.Выпиши столбиком подчёркнутые глаголы. 2.Выдели глагольный суффикс. 3.Укажи спряжение. 4.Напиши две формы настоящего времени:3л.,ед. ч. (он что делает?) 3 л. мн. ч. (они что делают?) 5.Выдели окончания, подчеркни буквы Е и Ю. 6. Напиши две формы прошедшего времени: ед. ч., м. р. (он что делал?) мн. ч. (они что делали?) 7.Выдели суффиксы - Учиться писать глаголы на -ять в настоящем и прошедшем времени - У глаголов в начальной форме и у глаголов в форме прошедшего времени одинаковый суффикс -я -Нужно его поставить в начальную форму, какой суффикс в начальной форме, такой и у глагола прошедшего времени -В форме прошедшего времени у глаголов сохраняется глагольный суффикс начальной формы. - В ед.ч.. 3 л. – е, во мн. ч. 3 л. – ю - Надо определить спряжение - Узнали, какой писать глагольный суффикс у глаголов прошедшего времени и безударную гласную в окончании глаголов настоящего времени | Читают вслух тему урока по учебнику Читают по карточке -Учиться писать глаголы на -ять в настоящем и прошедшем времени Дети чертят линеечку и указывают предполагаемый результат достижения цели Высказывания детей Задание для 1 ученика На карточке записаны все глаголы 1. Спиши глаголы 2. Укажи спряжение 3. Выдели суффиксы у глаголов начальной формы 4. Выдели окончания у двух глаголов настоящего времени, подчеркни буквы Е и Ю 6. Выдели суффиксы у глаголов прошедшего времени Образец: лаять (1 спр.) – лает, лают, лаял, лаяли Задание для 2 ученика 1. Спиши глаголы по образцу 2. Укажи спряжение 3. Выдели суффиксы у глаголов начальной формы 4. Выдели окончания у двух глаголов настоящего времени, подчеркни буквы Е и Ю 6. Выдели суффиксы у глаголов прошедшего времени - Учиться писать глаголы на -ять в настоящем и прошедшем времени Читает правило -Писать глаголы настоящего и прошедшего времени | Познавательные (информационные: поиск и извлечение информации) Регулятивные (принятие цели и постановка задач урока) Коммуникативные (высказывания детей) Регулятивные (планирование действий) Познавательные (знаково-символические) Коммуникативные (монологические высказывания) Регулятивные (удержание цели) Познавательные (информационные) Регулятивные (планирование действий) Коммуникативные (высказывания детей) Регулятивные (работа в паре) Коммуникативные (общение) Регулятивные (самоконтроль) Регулятивные (удержание цели) Познавательные (логические: наблюдение, сравнение, умозаключение) Коммуникативные (высказывания детей) Познавательные (информационные) Познавательные (логические: наблюдение, сравнение, умозаключение) Регулятивные (удержание цели) |
4.Применение знаний в учебной ситуации. Формировать последовательность действий, необходимых для правильного написания глагольного суффикса прошедшего времени и написания гласной в безударном окончании глагола настоящего времени Развиать умение употреблять глаголы в речи | Упр. 84. -Прочитайте задание. -Назовите глаголы с приставками. Поработайте в паре, объясните написание пропущенных букв. Выполняем самостоятельно. - …….. списывает только первое предложение. ……. списывает два предложения Проверка. -Прочитайте, какие глаголы вы вставили в предложения. -Назови, ……., какую букву ты вставил в слове залаяла? -Объясните, почему? -Назови, ……., какую букву ты вставил в слове облаяла? -Объясните, почему? -Назовите. какую букву вы вставили в слове полает? -Объясните, почему? -Какую последовательность действий определяли для достижения цели? Самостоятельная работа (по выбору) 1.Придумать и записать предложение с любым глаголом на -ять, поставив его в форму настоящего, (или будущего) времени 3лица или в форму прошедшего времени. 2. Списать предложения с доски, вставляя пропущенные буквы. На лесных тропинках та…т рыхлый снег. По синему небу плыли и та…ли изорванные ветром белые облака. - Кто выбрал первое задание? ……., напиши (на доске). -Какую букву ты вставил? - Почему? ……., напиши (на доске). -Какую букву ты вставил? - Почему? - Прочитайте, какие предложения вы составили и докажите правильность написания глаголов настоящего и прошедшего времени. -Какую задачу урока выполняли? | Залаять, облаять, полаять Читают Объясняют Объясняют -Букву е Объясняют - Определяем время, в какой части слова пропущена буква. В форме прошедшего времени у глаголов сохраняется глагольный суффикс начальной формы. Написание окончания определяем по спряжению. -Глагол 1 спр. Н. ф. – таять Читают и доказывают правильность написания глаголов -Учились употреблять глаголы в предложениях и правильно их писать | Для работы меняются парами с сильными учениками 1 ученик списывает только 1 предложение, 2 ученик – 2 предложения 1 ученик читает первое предложение, второй - второе - В слове залаяла вставил букву я - В слове облаяла вставил букву я Учитель помогает в выборе задания На лесных тропинках тает рыхлый снег. По синему небу плыли и таяли изорванные ветром белые облака. | Познавательные (работа с текстом) Коммуникативные (взаимодействие) Регулятивные (работа в паре) Коммуникативные (высказывания детей) Познавательные (логические: причинно-следственные связи) Познавательные (обобщение) Познавательные (моделирование) Познавательные (информационные) Коммуникативные (аргументация собственного мнения) Коммуникативное (обобщение) Регулятивные (удержание цели) |
5.Рефлексия Формировать умения оценивать себя | -Все ли задачи урока мы выполнили? -На каком этапе было трудно? - На каком этапе было трудно тебе, ….? - А тебе, ….? -Почему? -Какая цель была поставлена? - Прочитайте, ….., цель урока по карточке. -Выполнили мы её? Оцените себя по линеечке. -Кто желает высказаться? -Что помогало вам, …. и ……., в работе? - Ребята, оцените работу класса. Домашнее задание: учебник стр.115 упр. № 87, Индивидуальная работа обучающимся по адаптированной программе | Высказывания детей Высказывания детей - Учиться писать глаголы на -ять в настоящем и прошедшем времени Высказывания детей Высказывания детей Высказывания детей | Высказывания детей Читают по карточке) -Учиться писать глаголы на -ять в настоящем и прошедшем времени Высказывания детей Высказывания детей Высказывания детей Карточка. Спиши предложения. Снег сначала чуть-чуть подта…л, а потом ста…л совсем. Она обид…лась на меня и не разговарива…т. Но я верю, что она скоро отта…т. В словах подтаял, стаял, обиделась – выдели глагольный суффикс. В словах разговаривает, оттает – выдели окончание. | Регулятивные (удержание цели) Регулятивные (внесение коррективов) Коммуникативные (высказывания детей) Личностные (способность к самооценке ) Личностные (компетентности в поступках и деятельности) |