Программа факультатива по русскому языку "Работа с текстом"
Программа факультатива по русскому языку "Работа с текстом"
Программа факультатива дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Филология». Факультатив направлен на то, чтобы повторять, уточнять, расширять начальные представления о языке и его нормах. Умение работать с языковыми единицами учащиеся используют для выбора способа решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Ряд тем, содержащих лексический материал, помогает представить «единство и многообразие языкового и культурного пространства России», в результате чего формируется бережное и внимательное отношение к правильной устной и письменной речи, что, в свою очередь, является показателем общей культуры ученика.Содержание факультатива строится на основе деятельностного подхода. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической деятельности. Предполагается активное освоении курса в разнообразной индивидуальной и групповой работе (учебные, познавательные, исследовательские задания, ролевые и дидактические игры, работа над проектами,). Включение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ личной ответственности за сохранение богатства русского языка. Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач: — обеспечивать восприятие и усвоение знаний; создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений художественного, эстетического, духовно-нравственного характера; — уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться различать универсальные (всеобщие) ценности; —использовать возможности для становления навыков следования научным, духовно- нравственным и эстетическим принципам и нормам общения и деятельности. Тем самым создаются условия для формирования научных знаний о языке, осознания значения и необходимости бережного его использования. Подобное содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием младших школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа факультатива по русскому языку "Работа с текстом"»
Рабочая программа
Факультатив « Работа с текстом» 3 класс
1.Пояснительная записка.
Введение ФГОС является фактором реализации нового подхода к современной школе. Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.
Формирование универсальных учебных действий (УУД) смыслового чтения и работы с текстом невозможно представить в отрыве от личностных и коммуникативных УУД. Внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста, в диалоге с другими. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и как следующая важная ступень развития – речь письменная. В этом активном процессе ребенок может активизировать и применить свои способности, знания и умозаключения. Стратегии смыслового чтения, сформулированные ФГОС это следующие:
-Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
-Работа с текстом: преобразование и интерпреация информации
-Работа с текстом: оценка информации
На ступени начального общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций. Выпускники научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации. Выпускники овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы. У выпускников будут развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование. Обучающиеся смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях. Выпускники получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации. Они приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.
Общая характеристика курса.
Программа включает три раздела: — пояснительная записка; — основное содержание факультатива; — тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы. Изучение факультатива целесообразно начинать с 3 по 4 класс в объёме 34 ч в год (1 ч в неделю в каждом классе). Программа факультатива дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Филология». Факультатив направлен на то, чтобы повторять, уточнять, расширять начальные представления о языке и его нормах. Умение работать с языковыми единицами учащиеся используют для выбора способа решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Ряд тем, содержащих лексический материал, помогает представить «единство и многообразие языкового и культурного пространства России», в результате чего формируется бережное и внимательное отношение к правильной устной и письменной речи, что, в свою очередь, является показателем общей культуры ученика. Особенности содержания обучения. Объектом изучения факультатива являются язык и речь. Основной акцент сделан на развитии у младших школьников способности к анализу языковых фактов с учётом единства формы, содержания и функции рассматриваемого явления, что поможет ученику глубже проникнуть в область мысли, выраженной с помощью языка, научит выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. Содержание факультатива строится на основе деятельностного подхода. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической деятельности. Предполагается активное освоении курса в разнообразной индивидуальной и групповой работе (учебные, познавательные, исследовательские задания, ролевые и дидактические игры, работа над проектами,). Включение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ личной ответственности за сохранение богатства русского языка. Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач: — обеспечивать восприятие и усвоение знаний; создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений художественного, эстетического, духовно-нравственного характера; — уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться различать универсальные (всеобщие) ценности; —использовать возможности для становления навыков следования научным, духовно- нравственным и эстетическим принципам и нормам общения и деятельности. Тем самым создаются условия для формирования научных знаний о языке, осознания значения и необходимости бережного его использования. Подобное содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием младших школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал. Воспитывающая функция заключается в формировании у младших школьников потребности в познании и изучении русского языка, его исторических корней, многообразия, обоснованных норм и правил, выражении личного интереса и отношения к фактам языка и понимании значения языка как явления национальной культуры. совместном обсуждении проблемы; — составлять устно небольшое монологическое высказывание с помощью заданных языковых средств; — осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания; — воспринимать на слух и понимать информационный текст; — сравнивать толкование слова в различных словарях;—самостоятельно или при помощи учителя планировать действия по выполнению учебного проекта; -оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задании.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса;
Метапредметные результаты.
Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного
Выпускник научится: находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде; определять тему и главную мысль текста; делить тексты на смысловые части, составлять план текста; вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию; сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака; понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов); понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста; использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения; ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках. Выпускник получит возможность научиться: использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации; работать с несколькими источниками информации; сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Выпускник научится: пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно; соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую; формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста ,составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
Выпускник получит возможность научиться: делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования; составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
Работа с текстом: оценка информации
Выпускник научится: высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте; оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте; на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов; участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста. Выпускник получит возможность научиться: сопоставлять различные точки зрения; соотносить позицию автора с собственной точкой зрения; в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию. Формирование ИКТ-компетентности обучающихся (метапредметные результаты)
Выпускник научится: использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата, эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (минизарядку); организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере; вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото- и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информацию.
Личностные результаты
Готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности; будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение,
Предметные результаты
Освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира. Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы, должны отражают 1.формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;
3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
6) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
7) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности всистематическом чтении;
8) понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
9) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
10) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации
В результате изучения всех без исключения учебных предметов на ступени начального общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций. Выпускники научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации, овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.У выпускников будут развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование. Обучающиеся смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.
Цель: формирование личностных, регулятивных познавательных и коммуникативных универсальных учебных действии как основа умения учиться.
Задачи:
1.Поддерживать интерес к чтению,
2.Обеспечивать общее развитие школьника, глубокое понимание научных и художественных текстов различного уровня сложности.
3.Обеспечивать осмысление текстовой информации, учить приобретать и систематизировать научные знания.
4.Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).
5. Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.
6.Овладение основными понятиями;
7.Развитие связной речи учащихся, как устной, так и письменной;
8.Формирование умения анализировать текст, выделять в нем проблему;
10.Составление текстов собственного сочинения различной тематики.
Содержание учебного курса.
1. Язык и речь (3 часа)
Язык и речь. Почему человек умеет говорить. Русский язык среди других языков мира Речь устная и письменная. Монолог. Диалог.
2. Единицы языка (3часа)
Слово как универсальная единица языка. Прямое и переносное значение слов. Виды переносных значений. Предложение как единица языка. Слова-предложения и их роль в тексте.
3. Текст и его основные понятия (5 часов)
Текст. Тема текста. Тема и абзац. Тема и главная мысль текста. Смысловые части. План текста; · Основные события и их последовательност Проблема. Интонация и логическое ударение. Смысловая связь. ь
4. Типы речи ( 6 часов )
Типы речи. Повествование, описание, рассуждение.. Сочинение-повествование. Сочинение-описание. Сочинение-рассуждение. Создание текстов по заданному заголовку.
5. Система работы над текстом 17 часов.
Анализ поэтического текста..
Анализ рассказа.
Выполнение проверочных работ.
Корректирование текста с нарушенным порядком предложений,
Поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации
пересказ текста от другого лица;
·сочинение письма, поздравительных открыток, записок и других небольших текстов для конкретных ситуаций общения.
выписки из прочитанных текстов для дальнейшего практического использования.
Составление краткой аннотации (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу
Работа в группе, (создание инсценировки по произведению, сценарии, проекты)
Тематическое планирование.
№
Дата
План
факт
Тема
Кол-во часов
1
4.09
Язык и речь. Почему человек умеет говорить.
1
2
11.09
Русский язык среди других языков мира Речь устная и письменная
1
3
18.09
Монолог. Диалог
1
4
25.09
Слово как универсальная единица языка.
1
5
2.10
Прямое и переносное значение слов. Виды переносных значений
1
6
8.10
Предложение как единица языка. Слова-предложения и их роль в тексте.
1
7
1510
Текст. Тема текста. Тема и абзац
1
8
22.10
Тема и главная мысль текста. Смысловые части
1
9
29.10
План текста; Основные события и их последовательность
1
10
13.11
Проблема. Интонация и логическое ударение. Смысловая связь.
1
11
20.11
Практическая работа с текстом по выбору.
1
12
27.11
Типы речи
1
13
4.12
Повествование, описание, рассуждение
1
14
11.12
Сочинение-повествование.
1
15
18.12
Сочинение-описание
1
16
25.12
Сочинение-рассуждение
1
17
15.01
Создание текстов по заданному заголовку
1
18
22.01
Анализ поэтического текста.
1
19
29.01
Анализ рассказа.
1
20
5.02
Корректирование текста с нарушенным порядком предложений.
1
21
12.02
Поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации,
1
22
19.02
Поиск информации систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации
1
23
26.02
Пересказ текста от другого лица
1
24
5.03
Сочинение письма
1
25
13.03
Сочинение поздравительных открыток,
1
26
20.03
Сочинение записок и других небольших текстов для конкретных ситуаций общения.
1
27
2.04
Выписки из прочитанных текстов для дальнейшего практического использования.
1
28
9.04
Составление
краткой аннотации (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу
1
29
16.04
Составление
краткой аннотации (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу.
1
30
23.04
Работа в группе, (создание инсценировки по произведению, сценарии, проекты
1
31
30.04
Работа в группе, (создание инсценировки по произведению, сценарии, проекты
1
32
7.05
Работа в группе, (создание инсценировки по произведению, сценарии, проекты.
1
33
14.05
Выполнение комплексных задании к текстам
1
34
21.05
Выполнение комплексных задании к текстам
Итого
34
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
2. Примерная программа начального общего образования.
3.Полозова Т.Д. Как сформировать читательскую активность.
4.Детские книги разных типов из круга детского чтения
5.Классная доска
6.Ноутбук
7.Проектор
8.Интерактивная доска
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
Метапредметные
Регулятивные УУД
Формулировать учебную задачу урока в минигруппе (паре).
Составлять план работы по решению учебной задачи урока в минигруппе или паре, предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы
Фиксировать причины неудач в устной форме в группе или паре. Предлагать варианты устранения причин неудач на уроке. Осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.
Познавательные УУД
Считывать информацию с новых, ещё неизвестных схем и моделей, толковать их, осознавать их необходимость для фиксации собственных знаний и умений.
Анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, формулировать её на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности. Замечать в литературных текстах сравнения и эпитеты, анализировать их назначение в тексте, использовать авторские сравнения и эпитеты в своих творческих работах. Сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7-8 предложений.
Осознавать смысл межпредметных понятий: типы текстов (повествование, описание), авторский замысел, авторское отношение, автор-рассказчик, лирический герой, изобразительно-выразительные средства языка (сравнение и эпитет), Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении рассказов, небольших стихотворений, при выполнении проектных заданий. Определять основную идею произведения (эпического и лирического), осознавать смысл образных слов и выражений, понимать, какую информацию о чувствах и настроении автора они несут, выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения.
Коммуникативные УУД
Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 7-8 Строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы.
Строить связное высказывание из 7-8 предложений по выбранной теме. Оформлять 3-4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания.
Отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения. Выстраивать иерархию нравственных категорий, приемлемых или неприемлемых для оценивания событий, описываемых в произведении. Опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий.
Находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через сеть Интернет, периодику и СМИ.
Готовить небольшую презентацию (6-7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений. Озвучивать презентацию с опорой на слайды, выстраивать монолог по продуманному плану.
Личностные
Ценить и уважать писателей и поэтов, выражающих свои чувства к Родине через художественное слово, составлять рассказы о них, предавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним.
Посещать по своему желанию библиотеку (реальную или виртуальную) для подготовки к занятиям.
Предлагать варианты литературно-творческих работ (литературных проектов, тем для сочинений и др.).
Пользоваться разнообразными формами самооценивания и взаимооценивания на уроке, понимать, что входит в критерии оценивания той или иной деятельности на занятии.
Сознательно расширять свой личный читательский опыт в области поэзии, осознавая, что поэзия открывается лишь тому, кто её чувствует и понимает, часто к ней обращается.
Приводить примеры пословиц и поговорок, отражающих нравственные ценности своего народа.
Проявлять доброжелательность по отношению к одноклассникам в спорах и дискуссиях. Знать правила ведения дискуссии, подбирать примеры из литературных произведений для доказательства продуктивности бесконфликтного поведения для решения общих задач.
Виды речевой и читательской деятельности
читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;
пользоваться элементарными приёмами анализа текста по вопросам учителя (учебника).
осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения;
делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;
находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на информационный аппарат книги, её элементы; получать удовольствие от самостоятельного чтения произведений различных жанров; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о прочитанных книгах;
пользоваться тематическим каталогом в школьной библиотеке.