Актуальность данного курса обусловлена необходимостью предупреждения неуспеваемости младших школьников, имеющих нарушения устной и письменной речи.
Основным направлением программы является работа над преодолением фонетико-фонематического недоразвития речи и формирование навыков грамотного письма и чтения.
Программа рассчитана на обучающихся 2-3 классов с нарушением письма и чтения, обусловленного недоразвитием фонетико-фонематических процессов.
5.коррекция несовершенных навыков чтения.
Одной из важнейших задач начальной школы – формирование у обучающихся навыка чтения, являющегося фундаментом всего последующего образования. Чтение как вид деятельности можно представить процессом декадирования, т. е. воссоздания звукового облика слова по его графической модели. Этот процесс состоит из серии отдельных операций:
4.интеграция (объединение) нескольких прочитанных слов в законченную фразу или высказывание.
Трудности в формировании навыка чтения могут быть вызваны как фонетико-фонематическим недоразвитием речи, так и причинами различного характера: нарушениями пространственных представлений, пространственной ориентации; нарушением зрительно-моторной координации, графо-моторных навыков; нарушением сукцессивных функций, а именно: затруднениями при воспроизведении последовательности движений, последовательности в пространстве, во времени, в речи.
Так как многие обучающиеся испытывают трудности в формировании навыков чтения, в программу был включён раздел по коррекции дислексии.
Курс включает в себя занятия в течение одного года, проводятся 2-3 раза в неделю.
При составлении рабочей программы использовалась примерная программа коррекционной работы, подготовленная сотрудниками кафедры коррекционной педагогики и здоровьеформирующего образования Волгоградской государственной академии повышения квалификации и переподготовки работников образования И.И.Бельской, В.В.Докутович, В.В.Науменко, Т.Г.Юдиной; материалы по формированию функционального базиса навыков письма и чтения А.Н.Корнева, практические приёмы коррекции письменной речи на фонетическом уровне (И.Н.Садовникова, Л.Н.Ефименкова, Г.Г.Мисаренко)
В процессе коррекционной работы по исправлению нарушений письма и чтения формируются следующие умения:
В области регулятивных УУД (контроль и самоконтроль учебных действий) осуществлять самоконтроль и контроль полученного результата.
Для реализации программного содержания курса используются следующие учебно-методические материалы:
Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособие для логопеда. – М.: Просвещение, 1991. рецензенты: зав.каф.сурдопедагогики и логопедии НИИ дефектолог АПН СССР, доктор педнаук, профессор Е.Ф. Соботович.
Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно - методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе». – М.: «Когито – Центр», 1996 г. подготовленное Министерством образования РФ от 14 декабря 2000г. №2
Мазанова Е.В. Методические рекомендации учителям–логопедам школьных логопунктов по организации коррекционной работы.-М.: Просвещение, 2005. Рекомендовано Ученым Советом Педагогического общества России.
Этап | Кол-во занятий | Темы и содержание коррекционной работы | Грамматические темы, используемые на занятиях | Коррекция несовершенных навыков чтения | Виды деятельности | Развитие неречевых процессов | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту |
1 | 6 | Диагностическая работа: Обследование звукопроизношения, фонематических процессов. Навыков звукобуквенного и слогового анализа, лексико-грамматического строя речи. Обследование уровня сформированности навыка письма (письмо под диктовку, списывание). Обследование уровня сформированности навыков чтения и понимания прочитанного (СМИНЧ, ТОПЕЧ). | | | | | | |
2 | 1 | Работа над предложением и словом. Устная и письменная речь. Текст. | Текст. Предложение. Слово. Словосочетание. Виды текста. Предложение в структуре текста. Большая буква в начале предложения. Точка в конце предложение. Связь слов в предложение. Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных, географических названиях. | Формирование функционального базиса чтения: развитие пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза и сукцессивных функций. | Определение фигур, идентичных по форме, по форме и цвету определение на глаз длины и высоты предметов дорисовывание рисунков угадывание геометрической фигуры по половинке игра «Кто увидит больше?» игра «Расставить по своим местам» вставить картинку в соответствующий контур разложить предметы в порядке возрастания или убывания их величины игра «Скажи, чего не хватает?» игра «Живые цепочки» игра «Кто нарисовал этот предмет?» запомни и зарисуй | 1. Формирование навыков учебной деятельности: - умение слушать и понимать инструкцию; - умение передавать содержание усвоенной инструкции; - умение отвечать на вопросы в соответствии с полученным заданием; 2. Постановка цели, планирование и подведение итогов деятельности. 3. Развитие зрительного и слухового внимания, слухоречевой памяти, избирательное восприятие. | | |
| 1 | Предложение. | | |
| 1 | Предложение. Грамматическое оформление предложения на письме. | | |
| 1 | Деление текста на предложения. | | |
| 1 | Работа с деформированным текстом. | | |
| 1 | Слово. Дифференциация понятий «предложение» и «слово». Развитие умения выделять слова из предложения. | | | |
| 2 | Анализ предложения из двух, трех, четырех слов. | | | | |
| 1 | Формирования понятия «словосочетание». Главное и зависимое слово. | | | | |
| 1 | Дифференциация понятий «словосочетание», «предложение», «слово». | | | | |
| 1 | Совершенствование умений строить и перестраивать предложения, распространение предложений. | | | | |
3 | 1 | Работа над звукобуквенным и слоговым составом слова. Звуки речи и неречевые звуки. Строение артикуляционного аппарата. | Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки и буквы. Слогообразующая роль гласных. Слог как часть слова, перенос слов. Ударение. Роль ударения. Твердые и мягкие согласные звуки. Двойная роль гласных букв е, ё, ю, я. Буква Ь – смягчение и разделение. Разделительный Ъ. Фонетический разбор слов. | Упрочение звукобуквенных связей, формирование навыков слогослияния, навыка целостного восприятия читаемого слова, автоматизация навыка чтения слов различной слоговой структуры. | Работа с изографами чтение букв в зеркальном отображении узнавание, дописывание букв по элементам узнавание «зашумленных» букв переверни букву и прочитай чтение половинки слова (чтение первой половины слова, второй половины слова, чтение слов по полубукве) придумывание слов на заданный слог чтение слов наоборот игра «Живые буквы» чтение «зашумленных» слов чтение пунктирно-написанных слов, подбор слов к слоговым темам придумывание слов по заданному ритмическому рисунку подбор слов к заданным схемам с гласными буквами выбор карточек со словами, совпадающими с эталоном исключение лишних слов составление слова из данных слогов разделение слова на слоги, а затем их перестановка игра «Слово рассыпалось» | 4. Развитие наблюдательности к языковым явлениям (грамматические и орфографические наблюдения) 5. Развитие навыков контроля и самоконтроля (орфографическая зоркость) 6. Введение алгоритмов проверки слов, предложений, письма под диктовку. 7. Формирование адекватной самооценки своей деятельности от совместной с учителем до самостоятельной. 8. Развитие социальных навыков. 9. Развитие произвольного внимания. 10. Развитие операций мышления: анализа, синтеза, сравнения, обобщения. 11. Развитие целеустремлен-ности, самостоятель-ности, дисципли- нированности, ответственности. | | |
| 1 | Звуки и буквы. Дифференциация понятий «звуки» и «буквы». | | |
| 1 | Гласные звуки и буквы. Уточнение артикуляции глазных звуков. | | |
| 3 | Дифференциация гласных звуков и букв а-о, о-у, и-ы (по необходимости) | | |
| 1 | Согласные звуки и буквы. Дифференциация понятий «гласные звуки» и «согласные звуки» по способу образования и звучанию. | | | |
| 1 | Слог – часть слова. Слогообразующая роль гласных. Выделение гласного звука из слога. | | | | |
| 2 | Слоговой анализ и синтез слов. Графическое изображение слогового состава слова. | | | | |
| 2 | Составление слогозвуковых схем слов с различной слоговой структурой. | | | | |
| 2 | Развитие навыков порядкового, количественного и позиционного слогового анализа. | | | | |
| 1 | Ударение. Смыслоразличительное и форморазличительная роль ударения | | | | |
| 1 | Развитие умения воспроизводить ритмический рисунок слова. | | | | |
| 1 | Соотнесение ритмического рисунка со структурой слова. Схемы слогоритмической структуры слов (двухсложные и трехсложные слова) | | | | |
| 1 | Парные гласные. | | | | |
| 1 | Твердые и мягкие согласные звуки. Дифференциация согласных звуков по твердости и мягкости. | | | | |
| 2 | Обозначение мягкости согласных на письме при помощи буквы Ь. | | | | |
| 1 | Обозначение мягкости согласных на письме при помощи гласных второго ряда. | | | | |
| 3 | Дифференциация твердых и мягких согласных звуков. Дифференциация а-я, о-ё, у-ю в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях (по необходимости). | | | | |
| 3 | Дифференциация гласных букв ё-ю (по необходимости) | | | | | | |
| 1 | Два способа обозначения мягкости согласных на письме. Итоговое занятие. Диктант. | | | | | | |
| 2 | Фонематический анализ слов. Составление звуковых схем слов различной слоговой структуры. | | | | | | |
| 1 | Дифференциация согласных звуков. Формирование понятий «звонкие» и «глухие» согласные звуки. Парные звонкие и глухие согласные звуки. Дифференциация парных согласных звуков по звонкости и глухости. | Звонкие и глухие согласные звуки. Правописание звонких и глухих согласных перед согласными на конце слова. | | | | | |
| 3 | Дифференциация звуков [П-Б] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях при составлении рассказа. | | | | | | |
| 3 | Дифференциация звуков [Т-Д] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях при составлении рассказа | | | | | | |
| 3 | Дифференциация звуков [С-З] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях при составлении рассказа | | | | | | |
| 3 | Дифференциация звуков [К-Г] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях при составлении рассказа | | | | | | |
| 3 | Дифференциация звуков [Ш-Ж] в слогах, словах, словосочетания, предложениях при составлении рассказа | | | | | | |
4 | 1 | Восполнение пробелов в формировании лексико-грамматических средств языка и связной речи. Состав слова. Корень слова. | Приставка, корень слова, суффикс, окончание. Понятия «родственные» и «однокоренные» слова. Правописания слов с безударными гласными в корне. Слова с непроизносимыми согласными в корне. Гласные и согласные в приставках. Разделительный Ъ. Предлог. Раздельное написания предлогов со словами. Согласование и управление различных частей речи. | Формирования навыков лексико-грамматического предвидения, определения границ предложения в тексте, интонационное оформление предложений в соответствии с конечными знаками препинания. | Виды работ: подбор существительного к данному прилагательному, глаголу, числительному дописывание пропущенных окончаний в словосочетаниях игра «Помоги Незнайке исправить ошибку» составление предложений по интонационной схеме восполнение пропусков слов в предложении поиск смысловых несуразностей игра «Закончи фразы» чтение всего предложения от конца к началу Формирование морфологических и синтаксических обобщений. выделение слов и предложений в слитном тексте быстрое многократное повторение предложений в тексте выделение границ предложений в тексте чтение деформированных текстов чтение текста «вверх ногами» составление рассказа из предложений, написанных на отдельных карточках чтение текста через слово чтение текстов с восполнением пропусков букв, слогов в словах. | | | |
| 1 | Формирование понятий об однокоренных словах. Сложные слова. | | | |
| 1 | Дифференциация понятий «однокоренные» и «родственные» слова. | | | |
| 2 | Безударные гласные в корне слова. | | | |
| 1 | Формирование понятия о суффиксе. Развитие умения суффиксального образования слов. | | | |
| 1 | Практическое овладение навыками суффиксального образования слов. | | | | |
| 1 | Формирования понятия о приставке. Развитие умения префиксального образования слов. | | | | |
| 1 | Практическое овладение навыками префиксального образования слов. | | | | | |
| 1 | Практическое овладение навыками суффиксально-префиксального образования слов. | | | | | |
| 1 | Работа с предлогами, имеющими конкретно-пространственное значение. | | | | | |
| 1 | Дифференциация предлогов и приставок. | | | | | |
| 3 | Формирование навыков практического овладения синонимами, антонимами, омонимами, многозначными словами. Развитие навыков построения связного высказывания. | | | | | |