Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности по психологии «Адаптация в первом классе. Коорекционно-развивающие занятия», рассчитана на 29 часов.
Данная программа базируется на идее, что большая часть первоклассников успешно адаптируется без специальной помощи психологов, благодаря грамотной организации образовательного процесса: правильной организации учебного дня, постепенного увеличения учебной нагрузки, работе педагогов. Однако есть и такие дети, для которых адаптация в школе представляет сложности, и необходимо своевременное их выявление, анализ причин дезадаптации и организация оптимальных психолого-педагогических условий для решения проблемы. Поэтому было принято решение разделить работу на два этапа. На первом этапе работа проводится со всем классом, чтобы, во-первых, помочь в адаптации детям, трудности которых носят общий характер, а во-вторых, собрать богатый диагностический материал по каждому ребёнку, выявить специфические проблемы, возникающие при адаптации, и соответственно простроить дальнейшую работу. На втором этапе предпочтительна работа в мини-группах с акцентом на выявленные проблемы. В течение года возможна как корректировка групп, так и возвращение к работе с целым классом.
Таким образом, программа должна реализовываться гибко, подстраиваясь под ситуацию. В некоторых случаях полезно будет дополнить групповую работу индивидуальной. Это позволяет комбинировать различные формы и методы проведения занятий, исходя из потребностей и возможностей среды; делать акцент на психологическую коррекцию и воздействие именно на «горячие точки».
Подразумевается, что данная программа – только часть системы работы по адаптации детей в школе. Важно также проводить просветительскую и консультативную работу с учителями и родителями, формируя оптимальные психолого-педагогические условия для адаптации детей в школе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа адаптации первоклассников»
РАССМОТРЕНО
На заседании МО
Протокол № 1 от
"30" августа 2016 г.
Рабочая
образовательная программа
внеурочной деятельности
на 2016 – 2017 учебный год
по психологии
«Адаптация в первом классе»
1 А, Б, В, Г, Д классы
Автор:
Делюгина Елена Александровна,
педагог-психолог
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ: 29 часов.
Иркутск
2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направление программы
Программа имеет психолого-педагогическую направленность, сочетает в себе научно-познавательное и оздоровительное направление. Применяются следующие виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно-ценностное общение, оздоровительная деятельность.
Новизна
Программа разработана на основе и с использованием элементов других программ по психологии для начальной школы: Хухлаева О.В. «Тропинка к своему Я», Безруких М. М., Макеева А. Г., Филиппова Т. А «Все цвета, кроме чёрного».
Новизна заключается в комбинировании различных форм и методов проведения занятий, акценте на психологическую коррекцию и развитие.
Актуальность
В каждой школе довольно остро стоит проблема адаптации первоклассников. Большинство детей успешно адаптируются благодаря правильной организации учебного дня, постепенного увеличения учебной нагрузки, грамотной работе педагогов. Однако есть и такие дети, для которых адаптация в школе представляет сложности, и необходимо своевременное их выявление, анализ причин дезадаптации и организация оптимальных психолого-педагогических условий для решения проблемы.
Педагогическая целесообразность
Анализ причин дезадаптации в первом классе выявил следующие «горячие точки», на которые и направлена программа:
В младшем школьном возрасте роль ведущей деятельности по-прежнему остаётся за игрой, поэтому занятия в основном проводятся в игровой форме. Ввиду возрастных особенностей психологическое тестирование, отслеживание результатов, рефлексия проводятся в основном в проективной форме.
Цель и задачи программы
Цель программы: создание внешних (воздействие на образовательный процесс) и внутренних (психологическое здоровье ребёнка) условий для успешной адаптации детей к школе.
Задачи:
Формирование позиции школьника (осознание и принятие правил поведения в школе).
Поддержка и развитие познавательного интереса, учебной мотивации детей.
Развитие познавательных способностей: внимания, памяти, мышления, речи; обучение эффективным методам запоминания.
Развитие навыков самоконтроля и саморегуляции.
Развитие навыков рефлексии.
Развитие навыков конструктивного общения, коррекция негативных форм поведения.
Развитие представления о себе, своём внутреннем мире; формирование позитивной установки по отношению к себе и другим.
Мотивирование детей к самопознанию и саморазвитию.
Создание и поддержка положительного эмоционального фона.
Отличительные особенности программы
Программа разработана на основе и с использованием элементов других программ по психологии для начальной школы: Хухлаева О.В. «Тропинка к своему Я», Безруких М. М., Макеева А. Г., Филиппова Т. А «Все цвета, кроме чёрного».
Данная программа базируется на идее, что большая часть первоклассников успешно адаптируется без специальной помощи психологов, благодаря грамотной организации образовательного процесса: правильной организации учебного дня, постепенного увеличения учебной нагрузки, работе педагогов. Однако есть и такие дети, для которых адаптация в школе представляет сложности, и необходимо своевременное их выявление, анализ причин дезадаптации и организация оптимальных психолого-педагогических условий для решения проблемы. Поэтому было принято решение разделить работу на два этапа. На первом этапе работа проводится со всем классом, чтобы, во-первых, помочь в адаптации детям, трудности которых носят общий характер, а во-вторых, собрать богатый диагностический материал по каждому ребёнку, выявить специфические проблемы, возникающие при адаптации, и соответственно простроить дальнейшую работу. На втором этапе предпочтительна работа в мини-группах с акцентом на выявленные проблемы. В течение года возможна как корректировка групп, так и возвращение к работе с целым классом.
Таким образом, программа должна реализовываться гибко, подстраиваясь под ситуацию. В некоторых случаях полезно будет дополнить групповую работу индивидуальной. Это позволяет комбинировать различные формы и методы проведения занятий, исходя из потребностей и возможностей среды; делать акцент на психологическую коррекцию и воздействие именно на «горячие точки».
Подразумевается, что данная программа – только часть системы работы по адаптации детей в школе. Важно также проводить просветительскую и консультативную работу с учителями и родителями, формируя оптимальные психолого-педагогические условия для адаптации детей в школе.
7. Возраст детей
- учащиеся первых классов. Также та часть программы, которая направлена на общую коррекцию и развитие, может проводиться с учащимися 2-3 классов, имеющими показания по уровню развития саморегуляции, познавательных способностей, коммуникативных навыков, высокому уровню тревожности; в том числе в смешанных группах совместно с первоклассниками.
Сроки реализации
Программа реализуется в течение всего учебного года, начиная с октября (29 учебных недель в первом классе). Причём возможна работа как со всем классом, так и в мини-группах. Целесообразно разделить работу на 2 этапа: в октябре работать с целым классом, так как это даёт возможность, во-первых, помочь в адаптации детям, трудности которых носят общий характер, а во-вторых, собрать диагностический материал по каждому ребёнку, тем самым обрисовав круг трудностей, возникающих при адаптации, и адекватно простроить дальнейшую работу. Начиная со второй четверти эффективнее будет работа в мини-группах с акцентом на выявленные специфические трудности детей (повышенная тревожность, агрессия и так далее), однако возможна работа и с целым классом. В третьей четверти будет целесообразно скорректировать состав групп.
Формы занятий
– аудиторные занятия, форма обучения очная. Занятия проводятся в групповой форме (целый класс или мини-группы), могут быть дополнены индивидуальными занятиями, консультациями родителей.
Программа рассчитана на 29 учебных недель, занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность одного занятия – 25 минут.
Структура занятий:
• тематическая разминка, направленная на включение детей в процесс занятия, настрой на особый, тренинговый лад;
• основная часть (работа по теме с помощью сказки, игры, рисунка, психологических упражнений);
• рефлексия и ритуал завершения.
Планируемые результаты и формы их оценки
Программанаправлена на формирование у первоклассников следующих умений:
осознание себя с позиции школьника,
умение эффективно общаться со сверстниками и взрослыми, дружески относиться к одноклассникам,
умение различать и описывать различные эмоциональные состояния,
способность справляться с негативными эмоциональными состояниями (страх, обида, гнев),
развитие познавательных процессов, умение эффективно запоминать,
способность к эффективной саморегуляции, рефлексии,
сравнивать предметы, объекты: находить общее и различное,
группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.
Коммуникативные УУД:
соблюдать простейшие нормы речевого этикета, знать вежливые и добрые слова,
учиться говорить о своих чувствах, распознавать и уважать чувства других людей,
учиться работать в паре и в группе,
выполнять различные социальные роли,
слушать и понимать речь других, фронтальную инструкцию,
осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с этой позицией.
Отслеживание успешности овладения школьниками содержания программы проводится с помощью проективных методик (рисунки «Школа зверей», «Я в школе» и другие, раскраска «Эмоции», «Солнышки»), а также с помощью стандартизированных тестов для отслеживания уровня развития познавательных способностей («Корректурная проба», «Запоминание 10 слов», «Проба Поппельрейтера»). Также формой контроля выступает наблюдение за поведением школьников на уроке и перемене, устный опрос-рефлексия.
Формы подведения итогов реализации программы
Подведение итогов в конце каждого урока и раздела программы проводится на двух уровнях: «детском» и «взрослом». «Детский» уровень реализуется посредством опроса-рефлексии и рисунков и подразумевает резюмирование содержания урока или раздела для обобщения и лучшего понимания и запоминания его детьми. «Взрослый» же уровень – это подведение итогов работы педагога-психолога с целью оценить прогресс в развитии того или иного компонента, чтобы в дальнейшем адекватно скорректировать свою работу. Этот уровень реализуется с помощью специальных психологических тестов, а также анализа результатов наблюдения, проективных методик.
Вежливые слова. Коммуникативные игры. Добрые пожелания.
II Коррекционно-развивающие занятия по проблемам
Развитие саморегуляции.
Что значит саморегуляция? Правила поведения в школе. Игры на развитие самоконтроля и саморегуляции, произвольности. Развитие навыков рефлексии. Релаксация.
Развитие внимания.
Что такое внимание. Почему важно быть внимательным. Игры на развитие внимания. Графический диктант.
Развитие памяти.
Что такое память. Виды памяти. Мнемотехники. Игры на развитие памяти.
Развитие мышления и речи.
Что такое мышление. Образное мышление. Ассоциативное мышление. Абстрактное мышление. Игры на развитие мышления и речи.
Развитие восприятия.
Что такое восприятие. Восприятие пространства, времени. Слуховые, зрительные, тактильные образы. Игры на развитие восприятия.
Развитие воображения.
Что такое воображение. Визуализация. Игры на развитие воображения. Релаксация.
Развитие коммуникативных навыков.
Способы общения. Общение без слов. Умение слушать. Эмоции и настроение. Добрые слова. Вежливые слова.
IIIИтоговое занятие.
Рисунок «Я в школе» (диагностика школьной адаптации). Клубочек добрых пожеланий. Мы – друзья!
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
IОбщие адаптационные занятия.
Знакомство. Я в школе.
Работа с целым классом. «Правило мячика» (говорит только тот, у кого в руках мячик). Опрос по цепочке. Игра, рисунок.
Техническое оснащение: мягкий мячик, текст сказки, картинка-раскраска.
Подведение итогов: опрос-рефлексия.
Умение общаться.
Работа с целым классом. Коммуникативные игры. Опрос по цепочке. Рефлексия.
Дидактический материал: игры «Я желаю тебе сегодня…», «Здравствуй, друг», «Я дрозд»,
Техническое оснащение: нет.
Подведение итогов: опрос-рефлексия.
Формы подведения итогов по разделу: анализ диагностических материалов (результаты наблюдения, проективные методики – рисунок «Я в школе», раскраска «Эмоции»).
II Коррекционно-развивающие занятия по проблемам
Развитие саморегуляции.
Работа в группах и мини-группах. Работа в сенсорной комнате. Работа в кругу. Разминка с мячиком. Психологическое тестирование. Игры и упражнения на развитие саморегуляции и произвольности. Театрализованные сказки. Графические диктанты. Рисунки. Рефлексия.
Дидактический материал: игры на развитие саморегуляции «Оркестр», «Ревущий мотор», «Заколдованные статуи» и другие, графические диктанты, упражнения для работы с оборудованием сенсорной комнаты.
Техническое оснащение: мячик, тексты сказок, цветные карандаши, пальчиковые краски, бумага, игрушки, музыкальные инструменты, музыкальные композиции, оборудование сенсорной комнаты.
Подведение итогов: опрос-рефлексия, диагностика уровня развития саморегуляции.
Развитие внимания.
Работа в группах и мини-группах. Работа в сенсорной комнате. Работа в кругу. Разминка с мячиком. Психологическое тестирование. Игры и упражнения на развитие внимания. Театрализованные сказки. Графические диктанты. Рисунки. Рефлексия.
Дидактический материал: игры на развитие внимания «Где сидит муха», «Конница», «Телескопы», «Микки Маус» и другие, графические диктанты, тест «Корректурная проба», упражнения для работы с оборудованием сенсорной комнаты.
Техническое оснащение: мячик, тексты сказок, цветные карандаши, бумага, игрушки, музыкальные инструменты, оборудование сенсорной комнаты.
Подведение итогов: опрос-рефлексия, диагностика уровня развития внимания.
Развитие памяти.
Работа в группах и мини-группах. Работа в сенсорной комнате. Работа в кругу. Разминка с мячиком. Психологическое тестирование. Игры и упражнения на развитие памяти. Уроки мнемотехники. Рисунки. Рефлексия.
Дидактический материал: игры на развитие памяти «Что изменилось», «Узнай предмет», «Запомни порядок» и другие, тесты «10 слов», «Пиктограмма».
Техническое оснащение: мячик, тексты сказок, цветные карандаши, бумага, игрушки, музыкальные инструменты, оборудование сенсорной комнаты.
Подведение итогов: опрос-рефлексия, диагностика уровня развития памяти.
Развитие мышления и речи.
Работа в группах и мини-группах. Работа в сенсорной комнате. Работа в кругу. Разминка с мячиком. Психологическое тестирование. Игры и упражнения на развитие абстрактного, образного, ассоциативного мышления и речи. Интеллектуальные игры, конкурсы. Рисунки. Рефлексия.
Дидактический материал: игры на развитие разных видов мышления «Ералаш», «Поезд», «На что похоже», «Путаница» и другие, интеллектуальная викторина «Мульт-квиз» и «Страна загадок», тест «Четвёртый лишний», «Лабиринт», «Кубики Коса», «Рисунок человека».
Техническое оснащение: мячик, цветные карандаши, бумага, игрушки, музыкальные инструменты, оборудование сенсорной комнаты.
Подведение итогов: опрос-рефлексия, диагностика уровня развития мышления.
Развитие восприятия.
Работа в группах и мини-группах. Работа в сенсорной комнате. Работа в кругу. Разминка с мячиком. Психологическое тестирование. Игры и упражнения на развитие разных видов восприятия. Рисунки. Рефлексия.
Дидактический материал: игры на развитие разных видов восприятия «На что похоже», «Хамелеон», «Где сидит попугай» и другие, тест «проба Поппельрейтера».
Техническое оснащение: мячик, цветные карандаши, бумага, игрушки, музыкальные инструменты, музыкальные композиции, пальчиковые краски, песочница, оборудование сенсорной комнаты.
Подведение итогов: опрос-рефлексия, диагностика уровня развития восприятия.
Развитие воображения.
Работа в группах и мини-группах. Работа в сенсорной комнате. Работа в кругу. Разминка с мячиком. Психологическое тестирование. Игры и упражнения на развитие воображения. Рисунки. Рефлексия.
Дидактический материал: игры на развитие воображения «На что похоже», «Какого цвета хамелеон», «Оживи картинку», «Волшебные кляксы» и другие, проективная методика раскраска «Солнышки».
Техническое оснащение: мячик, цветные карандаши, бумага, игрушки, музыкальные инструменты, музыкальные композиции, пальчиковые краски, оборудование сенсорной комнаты.
Подведение итогов: опрос-рефлексия, диагностика уровня развития воображения.
Развитие коммуникативных навыков.
Работа в группах и мини-группах. Работа в сенсорной комнате. Работа в кругу. Разминка с мячиком. Психологическое тестирование. Игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков. Рисунки. Рефлексия.
Дидактический материал: коммуникативные игры «Змейка», «Клубок», «Рисункок на спине», «Голубая корова», «Импульс» и другие, театрализованные сказки, проективная методика раскраска «Эмоции», тест «Рукавичка».
Техническое оснащение: мячик, цветные карандаши, бумага, игрушки, музыкальные инструменты, музыкальные композиции, пальчиковые краски, прозрачный мольберт, карточки с изображением животных и профессий, карточки-эмоции, клубок пряжи, ножницы, оборудование сенсорной комнаты.
Подведение итогов: опрос-рефлексия, диагностика уровня развития коммуникативных навыков.
Формы подведения итогов по разделу: анализ диагностических материалов (результаты наблюдения, психологического тестирования, проективных методик»).
IIIИтоговое занятие.
Работа с целым классом. Коммуникативные игры. Опрос по цепочке. Рефлексия.
Дидактический материал: игры «Я желаю тебе сегодня…», «Клубок», проективный рисунок «Я в школе».
Подведение итогов: опрос-рефлексия, анализ диагностических материалов (результаты наблюдения, проективный рисунок «Я в школе»).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Беглова Т.В., Битянова М.Р., Теплицкая А.Г. Школьный старт. Педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе: Рабочая тетрадь для первоклассников/ Под редакцией М.Р. Битяновой. – Самара: Издательский дом «Федоров»: Издательство «Литература», 2011.
Безруких М. М., Макеева А.Г., Филиппова Т.А. «Все цвета, кроме чёрного. Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников». Пособие для педагогов. – М.: Вентана-Граф, Просвещение, 2008.
Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Генезис, 2000. – 298 с. (Практическая психология в образовании). Издание 3-е, стереотипное.
Дилео Д. Детский рисунок: диагностика и интерпретация. – М.: Апрель Пресс, Изд-во Эксмо, 2002. – 272 с., илл. (Серия «Психологический практикум: тесты»).
Клюева Н.В., Касаткмна Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов./ – Ярославль: «Академия развития:, 1996. – 240 с., ил. – (Серия «Вместе учимся, играем»).
Практикум по детской психокоррекции: игры, упражнения, техники / О.Н. Истратова. – Изд. 4-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 349 с. – (Психологический практикум).
Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / В.Д. Балин, В.К.Гайда, В.К. Гербачевский и др. Под общей ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. – 2-е изд., доп. и перераб. – СПб.: Питер, 2003. – 560 с.: ил. – (Серия «Практикум по психологии).
Психологическое тестирование детей от рождения до 10 лет / О.Н. Истратова. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 317 с.: ил. – (Психологический практикум).
Симановсикй А.Э. Развитие творческого мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов./ – Ярославль: «Академия развития:, 1997. – 192 с., ил. – (Серия «Вместе учимся, играем»).
Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. Популярное пособие для родителей и педагогов./ – Ярославль: «Академия развития:, 1994. – 240 с., ил. – (Серия «Вместе учимся, играем»).
Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе (1 – 4). 4-е изд. – М.: Генезис, 20011. – 344 с.
Черемошкина Л.В. Развитие внимания детей. Популярное пособие для родителей и педагогов./ – Ярославль: «Академия развития:, 1997. – 224 с., ил. – (Серия «Вместе учимся, играем»).
Электронные ресурсы
«Relax Saver» – упражнения и музыка для релаксации http://www.relaxsaver.com/
«The Fantastic World» – сборник методических рекомендаций для работы в сенсорной комнате http://obektivcentr.ru/metodika
«Дистанционный образовательный портал «Продлёнка»» – материалы для педагогов и психологов http://www.prodlenka.org/
«Инфоурок» – материалы для педагогов и психологов http://infourok.ru/
«Копилка уроков» – материалы для для педагогов и психологов http://kopilkaurokov.ru/
«Методисты: профессиональное сообщество педагогов» – материалы для педагогов и психологов http://metodisty.ru/
«Методсовет: методический портал учителя» – материалы для педагогов и психологов http://metodsovet.su/
«Новая школа» – материалы для педагогов и психологов http://novaya-shkola.su/
«Открытый класс» – материалы для педагогов и психологов http://www.openclass.ru/
«Педагогическая газета» – материалы для педагогов и психологов http://pedgazeta.ru/
«Педагогический мир» – материалы для педагогов и психологов http://pedmir.ru/
«Психологические упражнения для тренингов» http://trepsy.net/
«Саморазвитие (для саморазвивающихся и самообразовывающихся в сети)» статьи, материалы для педагогов и психологов http://ibnbrjdfkd.blogspot.ru/
«Сеть творческих учителей» – материалы для педагогов и психологов http://it-n.ru/
«Социальная сеть работников образования» – материалы для педагогов и психологов http://nsportal.ru/
«Учительский портал» – материалы для педагогов и психологов http://www.uchportal.ru/